Лад на Русь снизошел из Ладоги


Одиннадцать веков назад состоялось самое знаменательное и судьбоносное для России событие, впервые объединившее славянские и финно-угорские племена для решения вопроса о налаживании справедливого порядка, о мирном сосуществовании племен и народов, о защите земель общего проживания. Соединились старейшины племен и совещались, и решали, что делать им, чтобы жить в ладу – в согласии, мире, дружбе, с учетом с интересов каждого племени. И решили призвать князя с дружиной для водворения порядка. И пришел в Ладогу Рюрик с братьями. И прекратились усобицы.

Памятник тысячелетней истории

8 (20) сентября 1862 года в Великом Новгороде открыли величественный монумент «Тысячелетие России». Появление памятника было связано с юбилейными торжествами в честь летописного призвания варягов. Память об этом событии сохранила русская летопись «Повесть временных лет», записанная в начале XII века. Призвание варягов, случившееся в 862 году, ныне считается отправной точкой русской государственности.

Монумент демонстрирует торжествовавшую тогда идеологическую формулу «Православие, самодержавие, народность» и представляет гигантский шар-державу, возложенную на колоколообразный постамент. Венчают композицию фигуры ангела, поддерживающего крест, и коленопреклонённой женщины. Они олицетворяли православную церковь и Россию.

В среднем ярусе монумента, вокруг державы, скульптор Михаил Микешин, автор памятника, разместил шесть скульптурных групп. Они указывали на важнейшие периоды развития Русского государства, показывали, как из века в век укреплялось самодержавие: призвание варягов на Русь (862 год); крещение Руси (988-989 годы); начало изгнания монголо-татар (Куликовская битва, 1380 год); основание Русского царства Иваном III (1491 год); укрощение Смуты и венчание на царство Михаила Романова (1613 год); основание Петром I Российской империи (1721 год).

В нижней части монумента расположены скульптурные композиции, изображающие исторических деятелей, являющихся опорой самодержавной власти и видными деятелями православия: «Просветители», «Государственные люди», «Военные люди и герои», «Писатели и художники». Они, судя по замыслу создателей монумента, являлись воплощением народности.

Монумент воздвигался в годы самодержавного правления и имел своей целью утверждать данность Богом царствующей в России династии.

На протяжении многих веков после создания «Повести временных лет» общая история Руси – княжеств и республик, Русского царства, Российской империи, как полагали, начинала свой отсчет от легендарного призвания старейшинами славянских и финно-угорских племен варягов-русов под предводительством Рюрика и его братьев Синеуса и Трувора. Союз племен со столицей в Ладоге рос, сопровождался присоединением других земель и новых народов, защищался от степных набегов и попыток порабощения, прошел через войны и смуты. В конечном итоге раскинулась держава на три континента: от финских лесов и Карпат на западе до Аляски и Калифорнии на востоке, от Ледовитого океана на севере до Кавказских гор и Тянь-Шаня на юге. Шло более чем тысячелетнее собирание земель подданными русских князей, царей, императоров. Усиливалось русское влияние в Европе, Азии, Америке и Океании.

После открытия памятника прошло всего несколько десятилетий, и казавшееся незыблемым государственное устройство испытало революционные потрясения. В феврале 1917 года рухнуло самодержавие, чуть позднее Русская православная церковь подверглась разгрому. Народность, третий из столпов политического режима, стала обретать новое наполнение – теперь не аристократия и так называемые сливки общества, а широкие массы многонациональной страны получали возможность быть опорой перерождающейся России.

История как бы указывала, что сутью эпохального события тысячелетней давности было не установление определенной политической системы, не утверждение главенствующей религии. Единство разноплеменных народов, направленное на достижение справедливого устройства собственной жизни, свободное от внутренних смут и посягательств извне – та главная цель, к которой стремились старейшины славянских и финно-угорских племен, желавших достижения мира и спокойствия в своих землях.

Русь признана и призвана

С незапамятных времен славяне жили по территории всей Европы. Начиная с VI века несколькими миграционными волнами они принялись активно осваивать территорию Северо-Восточной Руси. Славяне существенно разбавили малочисленное местное население и летописное племя меря из «Повести временных лет» была, по мнению историков уже не финно-угорским племенем, а смешанным славяно-финским населением. Движение славян на восток усилилась в IX веке вследствие завоевательных походов в земли западных и южных славян сначала франков, а затем и германцев. Славяне крупными племенами уходили на восток от истребления, порабощения, ассимиляции. Но и на новом месте им не было покоя.

В «Повести временных лет» сообщалось: «Во времена же Кия, Щека и Хорива новгородские люди, называемые словенами, и кривичи, и меря имели волости: словени свою, кривичи свою, меря свою. Каждый своим родом владел, и чудь своим родом, и давали дань варягам от мужа по зимней белке, а которые жили среди них, совершали насилья над словенами, кривичами, мерей и чудью. И восстали словене, кривичи, меря и чудь против варягов и изгнали их за море. И начали сами собой владеть и ставить города. И поднялись воевать сами с собой, и были между ними большие сражения и усобицы, и встал город на город, и не было у них правды. И сказали сами себе: «Поищем князя, который владел бы нами и судил по справедливости». Пошли за море к варягам и сказали: «Земля наша велика и обильна, а наряда у нас нет; пойдите к нам княжить и владеть нами». И вызвались три брата со своими родами и взяли с собой дружину многочисленную и предивную, и пришли к Новгороду. И сел старейший в Новгороде, имя ему было Рюрик, а другой сел на Белом-озере – Синеус, а третий в Изборске, имя ему – Трувор. И от тех варягов, пришельцев тех, прозвалась Русь, и от тех слывет Русская земля» (по Ипатьевскому списку).

Посольство отправили специально к варягам-руси. «И пошли за море к варягам, к руси, ибо так звались те варяги – русь, как другие зовутся шведы, иные же норманны, англы, другие готы, эти же – так» (ПВЛ по Лаврентьевскому списку).

Таким образом, причиной приглашения варягов стала междоусобица, охватившая славянские и финно-угорские племена, жившие на территории нынешних Вологодской, Ленинградской, Новгородской и Псковской областей. Население этих территорий, как, впрочем, и всей средневековой Европы, не могли защищаться от викингов – жителей Швеции, Норвегии, Дании, славянских земель у побережья Балтики. Захватчики-викинги сделали своими данниками народы Европы, в том числе северных славян и финские племена.

Слово «викинги» не означало какой-либо конкретный народ и скорее всего происходит от древнескандинавского vikingr mikill – хороший мореход; выражение «отправиться i viking» было обычным названием для морского похода с целью торговли или грабежа. Скандинавы, как и жители прочих балтийских племен, были искусными мореходами, а потому из отважных и дерзких людей складывался разбойничий интернационал. Аналогом ему стали морские пираты, ушкуйники – речные разбойники Русского Севера и Волго-Камского междуречья, гайдамаки и казачество в момент его зарождения. Нужно быть справедливым, в самих народах отрицательно относились к столь романтическому образу жизни соплеменников. В скандинавских хрониках термин «викинг» в его сегодняшнем понимании не использовался, а характеризовал скорее социальное явление, когда безземельные бонды (свободные люди, не принадлежавшие к знати) были вынуждены искать лучшей доли за пределами родины, даже становясь романтиками больших торговых дорог.

Франки именовали викингов «норманнами», то есть «северянами» и включали сюда, в том числе славян, финнов. В Германии X-XI веков викингов называли аскеманнами – «ясеневыми людьми», то есть «плывущими на ясенях» (ascs), так как верхняя обшивка и мачты военных судов викингов выполнялись из этого дерева. Англосаксы называли их данами, независимо от того, приплыли ли они именно из Дании, или из Норвегии, Швеции, Исландии, Финляндии, Руси.

Европа не одно столетие стонало от набегов викингов, в соборах и монастырях ее в X веке звучали молитвы «Избави нас, Боже, от дьявола и от норманнов!» Но молитвы от норманнов Европу не избавили – они осели в ней, основали Нормандию, распространили свое влияние на все североевропейские государства. В Англии, например, поделив земли, они сделались «лордами» (землевладелец, владелец поместья), и до сих пор их наследники составляют основу местной аристократии. Долгое время эта аристократия говорила на непонятном англам и саксам так называемом старофранцузском или нормандском языке.

Европейцы полагали, что в Восточной Европе, в Древней Руси норманнское влияние было столь же существенным. Потому сторонники норманнской концепции возникновения русской государственности полагают, что Рюрик и вся его дружина были варягами-викингами из Скандинавии, они-то и создали государство Русь, подобно тому, как они создали Англию и другие государства Европы. Однако это не соответствует истине. Не только «Повесть временных лет» опровергает это утверждение.

«Варяги и Рюрик с родом своим, пришедшие в Новгород, были колена славенского, – утверждал Михаил Васильевич Ломоносов, – говорили языком славенским, происходили из древних россов и были отнюдь не из Скандинавии, но жили на восточно-южных берегах Варяжского моря, между реками Вислою и Двиною... имени Русь в Скандинавии и на северных берегах Варяжского моря нигде не слыхано... В наших летописцах упоминается, что Рюрик с Родом своим пришел из Немец, а инде пишется, что из Пруссии... Между реками Вислою и Двиною впадает в Варяжское море от восточно-южной стороны река, которая вверху, около города Гродна, называется Немень, а к устью своему слывет Руса. Здесь явствует, что варяги-русь жили в восточно-южном берегу Варяжского моря, при реке Русе... И само название пруссы или поруссы показывает, что пруссы жили по руссах или подле руссов».

В летописях Киевской Руси викинги были известны как варяги. Против викингов-скандинавов славянские и финно-угорские племена восстали. Они просили помощи у варягов-русов и отправились к ним «за море».

Была ещё одна причина славянам финно-угорским племенам искать поддержку у варягов-руси. За несколько лет до этих событий русы громогласно заявила о себе небывалой военной победой. «Повесть временных лет» сообщает об успешном походе в 860 году Руси на Константинополь. В 1894 г. бельгийский ученый Франц Кюмон обнаружил в Париже византийский манускрипт, включавший Хронику Манасии, где четко было сказано, что 18 июня 860 г. произошло нападение Руси на Константинополь и осада византийской столицы. 25 июня осада была снята, и состоялось мирное урегулирование противоборства. В сочетании с другими сведениями, содержащимися в русских летописях, византийских хрониках, эпистолярной литературе, известных проповедях патриарха Фотия, посвященных нашествию Руси, выявляется масштабное историческое событие, связанное с появлением Руси на европейской арене как самостоятельного суверенного государства.

Здесь стоит добавить, что поход викингов-руси на Царьград был не только и не столько разбойничьим походом. Славяне отвечали на экспансию Рима. Десятки походов были предприняты римлянами и византийцами против «варваров», в том числе и против славян. В 253-м году император Волузиан разбил славянские племена в низовьях Дуная, после чего получил от сената титул Венетский.

Но имела ли Русь какое-либо отношение к межплеменному союзу славян и финно-угров? На этот вопрос отвечает историк В.Н. Татищев, опубликовавший в XVIII веке свой труд «История Российская». Ссылаясь на Иоакимовскую летопись, он утверждает, что Рюрик был сыном варяжского князя от Умилы, дочери Гостомысла. Гостомысл был вождем западнославянского племени ободритов (бодричей). Они жили на северо-востоке нынешней Германии, но в связи с вторжением войск Людовика немецкого в 844 году ушли на берега озера Ильмень. В результате там возникли поселения прибывших с ним славян – руси прибалтийской. Гостомысл стал старейшиной ильменских словен, однако власть от него унаследовать было некому. Четверо сыновей и внуки умерли или погибли на войне. В честь Выбора, старшего сына Гостомысла, был назван, по сообщению Татищева, современный Выборг. Изборск был основан другим сыном Гостомысла — Словеном: он дал городу имя в честь своего сына Избора. Три дочери вышли замуж за соседних князей.

Перед смертью (около 860 года) Гостомысл во сне увидел свою среднюю дочь Умилу, которая была замужем за Годославом (или Годлавом), князем ободритов. Из чрева ее выросло большое и плодовитое дерево, которое покрыло собой весь Великий град, от плодов его насытились все люди. Гостомысл потребовал от волхвов истолковать этот сон. Те заявили, что наследниками старого Гостомысла должны стать сыновья Умилы, именно они приведут к расцвету землю, ставшую новой родиной славян-русов. Перед смертью Гостомысл собрал старейшин от славян, руси, чуди, веси, мери, кривичей и дреговичей, рассказал им про свое сновидение и велел отправить избранных людей «за море» - за своими внуками.

Легенды о Гостомысле, верность сказаний о тех далеких временах сегодня проверить сложно, невозможно ответить, насколько близко они соотносятся с реальностью. А вот исследования «Любшанского городища», найденного в 1997 году недалеко от Старой Ладоги при впадении речки Любши в Волхов, позволили петербургскому ученому Евгению Рябинину сделать вывод, что городище в конце VIII – начале IX веков было заселено западными славянами – выходцами из Европы. Поселенцы выстроили каменно-земляную крепость, ближайшие аналоги которой находятся в предгорьях Альп. В начале IX века сын Карла – Людовик Благочестивый, – ликвидировал словенское княжество на территории современной Словении. Разгром приальпийской Словении франками совпал с появлением словен в окрестностях Ильменя. Поэтому, сделал вывод ученый, будет справедливо предположить, что ильменские словены пришли с берегов Дуная именно в то время. А Гостомысл вполне возможно привел свой народ с территории нынешней Германии позже.

По нормам дипломатии официальное признание государства Русь остальным миром состоялось 25 июня 860 года, когда между Русью и Византией состоялась договоренность о заключении мирного договора. Впервые безвестную Русь и великую империю связало межгосударственное соглашение. Именно этот день, по мнению известного историка Древней Руси Сергея Цветкова день должен быть признан началом отсчета российской государственности.

Если же оценивать событий 862 года, то нужно признать, что сутью его стало создание надплеменного объединения, скрепленный славянским племенем русь. Это объединение стало предтечей многонациональной Российской империи, Советского Союза, Российской Федерации.

Монументу содружества - быть

Народы, испытавшие давление франков, германцов, разбойников-викингов, объединялись под крылом многонационального государства. Этот опыт применяли другие народы вне зависимости и даже вопреки своим религиозным предпочтениям. Украина просила у России защиты от поляков и турков. Башкирам надоели притеснения Ногайского, Астраханского, Казанского и Сибирского ханств, постоянно деливших между собой их земли. Большинство старейшин казахских племен спасая свои народы от набегов джунгар тоже попросились в подданство России. Грузия, Армения, Азербайджан защищалась от персов «под сенью дружеских штыков».

Памятник, воздвигнутый в Новгороде в память тысячелетней истории России, не в полной мере отражает суть событий, которые происходили в 862 году. Это должен быть памятник дружбе, добрососедству, религиозной терпимости и согласию, благодаря которым славянские племена, испытав на себе горечь поражений и утрат на своей европейской прародине, получив и развив опыт сотрудничества, создали надплеменное объединение с финно-угорскими народами. Наследником этого объединения стала не только Российская Федерация, но и межгосударственные равноправные объединения: Союзное государство Россия-Беларусь, СНГ, ОДКБ, БРИКС, Евразийской экономическое сообщество и многие другие.

Монумент единству племен и народов в борьбе за решение глобальных проблем, которые все более обостряются, может быть и должен быть создан. Чтобы осмыслить, откуда, куда, как, зачем и правильно ли мы идем.

И стоять ему надлежит в Ладоге. Именно здесь была найдена возможность и показана способность умиротворения захватчиков.

Об авторе

Порохов С. Ю.