«НА ПОСТУ!»
журналу «Родная Ладога» 15 лет
На посту!
В.В. Путин1
Недаром Ладога родная
Дорогой жизни названа.
П. Богданов
На протяжении столетий идет ожесточенная битва за Россию. Запад, «видящий в России только материальный факт, материальную силу»2 не оставляет попытки присвоить наши богатые земли, искоренить высокий русский дух, переформатировать сознание русского человека, установить свои богопротивные и человеконенавистнические порядки. Мы, люди, во всех поколениях любящие свое Отечество, отчаянно сопротивляемся, где-то отступаем, но потом, путем кровопролитных битв возвращаемся в исконные, богоданные пределы земли Русской. Велика в этом сражении слава русского воинства и оружия, но не меньшее значение имеет русская культура, особенно литература, формулирующая духоподъемные образы, вздымающая знамена жизнеутверждающих идей.
Русское слово тем действеннее, тем боеспособнее, чем шире распространяется, чем длительнее его эхо. Поэтому важное значение имеет не только содержание литературного процесса, но и внешние его проявления, видимые формы, одной из которых является литературный журнал, объединяющий многих писателей-единомышленников. Конечно, художественный уровень произведений, печатающихся в нашем журнале, имеет разноуровневые градации, понятно, что русская мысль и литература состоят не только из творений гениальных авторов, но именно перемежение разных величин делает наше издание объективным зеркалом, правдиво отражающим историю и современность. И в этом самобытность нашего издания, и значимость в общественном процессе.
Журнальная форма объединения идейных единомышленников, существовавшая и в прежние времена, прошла проверку временем, необходима она и сегодня, когда требуется творческое объединение писателей, поддерживающих традиционные исконно-русские исторически-общероссийские ценности, сущность которых испокон веков определялась такими вечными категориями, как вера, душа, честь, совесть, свобода, любовь. Это не отвлеченные, не сами по себе существующие понятия. Они всегда имели и имеют по сей день конкретное содержание, своих носителей и защитников. Этими понятиями определяется жизнедеятельность всех социальных систем, всех областей общественной жизни — политики и экономики, армии, внутренних и внешних систем государственной безопасности, права и педагогики, философии и науки.
Журнал «Родная Ладога», создаваемый с первого номера главным редактором поэтом Андреем Ребровым3, заместителем главного редактора поэтом, литературным критиком Валентиной Ефимовской4, руководителем редакционно-издательского отдела Татьяной Макаровой, корректором, поэтом Галиной Ильиной, художником-дизайнером Генриеттой Алкаевой, консультантом, поэтом Сергеем Корытиным, поэтом Владимиром Марухиным (1952-2018), издающийся в Санкт-Петербурге и распространяющийся по России и в зарубежные страны, 15 лет назад взял на себя миссию литературной защиты традиции во всех сферах российской жизни. Осознавалось, что художественная традиция не есть застывшая форма, что она может обладать множественностью и противоречивостью. Жизнеспособность традиции коренится в ее дальнейшем развитии последующими поколениями в новых исторических условиях. В нашем понимании современное художественное новаторство, являющееся обязательным элементом любого творческого процесса, состоит не в разрыве с традицией, как сегодня модно, а в усвоении, осмыслении и укоренении духовного, творческого и художественного богатства предшествующих эпох. Не вседозволенность, унижение человеческого достоинства и ненормативная лексика, а многообразие точек зрения, многослойность, антиномичность должны лежать в основе диалектики современной литературы, стремящейся к всепроникающей полноте смысла и всеединству от природы ей присущим. Этими задачами определяется одно из главных направлений литературной традиции — преемственность мастерства. Только мастерство, высокий художественный уровень литературных — поэзии и прозы, публицистических и научно-популярных материалов, всегда отличавший русскую литературу, позволяет в полной мере решить поставленные журналом задачи.
Слова «На посту!», в полной мере относятся к нашему Президенту В.В. Путину, показывающему пример высшего уровня служения Отечеству. Этой фразой, имеющей нравственно-идеологические корни и литературные аналогии, можно оценить и наше издание. Для служивого человека, принявшего Пост, его охрана, его стояние на этом посту сравнима с Присягой. Журнал своей верностью заявленной в первом номере патриотической позиции ценен и дорог его авторам и читателям. Интерес к журналу «Родная Ладога» определяется тем, что он является одним из необходимых звеньев современной отечественной культурной политики, он связан с государственными ценностными ориентирами, направленными на возрождение духовно-нравственного потенциала народа.
Это не просто журнал, но духовно-культурное пространство единомышленников, людей, обеспокоенных настоящим и будущим России. Журнал на своих страницах сблизил российских политиков, идеологов высших рангов и простых людей, болеющих душой за свое Отечество, известных представителей культуры, литературы и молодых начинающих авторов, ищущих творческие опоры. Мы публиковали статьи и литературные произведения авторов, теперь уже вошедших в историю России. С добрыми словами и чувствами свои произведения нам присылали известный политический деятель Евгений Примаков (в «Родной Ладоге» опубликована его последняя прижизненная статья), знаменитый советский дипломат, референт А. Громыко – Валентин Фалин, всемирно известный художник Илья Глазунов, выдающиеся русские писатели Валентин Распутин, Василий Белов, Валерий Ганичев.
О величии России, о том, как надо защищать наше Отечество в его богоданном пространстве и в духе, со страниц нашего издания говорили и говорят многие известные люди нашего времени. В нескольких номерах журнала были опубликованы по согласованию с Пресс-службой Президента РФ статьи, выступления Владимира Путина. Также нашими авторами были и являются министр иностранных дел Сергей Лавров, министр ЕАЭ Сергей Глазьев, политик Дмитрий Рогозин, депутат ГД РФ, политолог Вячеслав Никонов, кинорежиссер Никита Михалков, кинорежиссер, актер, депутаты ГД – прозаик Анатолий Грешневиков, президент международного форума «Золотой Витязь» Николай Бурляев, прозаик Сергей Шаргунов, а также член Совета Федерации Алексей Пушков, доктор исторических наук, президент «Фонда изучения исторической перспективы» Наталия Нарочницкая, известный российский писатель Владимир Крупин, директор Российского фонда культуры Елена Чавчавадзе, философ Александр Щипков, литературовед Александр Ужанков, поэт иеромонах Роман (Матюшин) и мн. др. политики, писатели, деятели науки и культуры современной России. Мы особо ценим сотрудничество с иерархами Русской Православной Церкви. Нашему изданию доверяют свои статьи митрополит Петрозаводский и Карельский Константин, митрополит Псковский и Порховский Тихон, митрополит Калужский и Боровский Климент, митрополит Узбекский и Ташкентский Викентий, многие другие архиереи и священники.
Такие высокие слова сказал о журнале «Родная Ладога» в письме в 2012 г. нашему изданию выдающийся русский писатель Валентин Григорьевич Распутин: «Дорогие друзья, создатели журнала «Родная Ладога»! Прочел юбилейный номер журнала от корки до корки с удивлением и радостью: ничего подобного, если говорить об авторах и их работах, у нас еще не было. И по именам, и по текстам, и по статьям, и по поэтическим работам. Да, это наше Бородино! Именно так: Бородино! Не напрасно ему в этом номере посвящена не одна статья, и не напрасно весь этот номер дышит им и на него равняется. И поэтому же вам удалось собрать воедино самых лучших и талантливых авторов-патриотов-государственников. Не помню (да и не было этого), чтобы они прежде выходили столь единым фронтом и говорили столь отчаянно и мудро… Вы всегда держите журнал на высоком уровне. Но тут Сам Господь помогал вам. Низко кланяюсь вам, дорогие!».
Богословие и философия, литература и история, политология и филология, психология и искусствоведение в материалах авторов “Родной Ладоги” предстают единым просветительским фронтом. Наши читатели письменно и устно благодарят редакцию за возможность почерпнуть со страниц журнала духовную мудрость, прикоснуться к настоящей литературе, услышать мнение компетентных профессионалов своего дела, писателей, ученых, государственных деятелей.
Вокруг журнала по благословению и при участии митрополита Константина (Горянова) сформировался коллектив постоянных санкт-петербургских авторов, среди которых академик Академии наук РФ В.С. Мясников, доктор философских наук, профессор А.Л. Казин, гл. редактор всемирно известного сайта «Русская народная линия» А.Д. Степанов, доктор психолог. наук, профессор В.Е. Семенов, доктор философских наук, академик РАО А.А. Корольков, доктор культурологии, профессор Г.В. Скотникова, доктор философских наук, профессор А.Л. Вассоевич, общественный деятель А.М. Бунеева и многие другие выдающиеся наши современники. Они, являясь членами редакционной коллегии издания, имеют влияние на редакционную политику, консультируют, корректируют содержание номеров, активно помогают.
Журнал известен за рубежом. Боле 10 лет, до последних известных событий, он высылался в Русский культурный Центр в Праге, где имел большую читательскую аудиторию, что называется, каждый экземпляр «зачитывался до дыр». Авторские экземпляры высылались в Сербию, Черногорию, Болгарию, также в Аргентину, много лет мы сотрудничали с недавно почившим известным историком, публицистом И.Н. Андрушкевичем. Мы публиковали испанских писателей. Во Франции наш автор – князь А.А. Трубецкой, в Австралии – писатель Г. Кучина, в Эстонии главный редактор журнала «Балтика» В. Илляшевич. Много лет журнал высылался в Германию по просьбе эмигрантов из России. У журнала крепкие связи с Белоруссией – публикуем стихи национального поэта Белоруссии А. Аврутина, публицистику известного политика А. Дзерманта, статьи философа, литературоведа Ч. Кирвеля, стихи Н. Советной и др. Регулярно присылают свои материалы писатели и ученые с Украины, в частности, из Харькова. И конечно из ДНР и ЛНР – это В. Даренский, Е. Заславская и другие авторы.
Мы сотрудничаем с Государственной Думой РФ, с Ассоциацией российских дипломатов, с руководством Союза писателей России, с Санкт-петербургским отделением Союза писателей России и многими региональными писательскими организациями и общественными организациями, с Издательским отделом Русской Православной Церкви и некоторыми епархиями.
«Родная Ладога» - всероссийское и международное издание, несмотря на свое конкретное название, связанное с Северо-Западом России. Но, если заглянуть в историю, можно понять, что оно имеет исторические, объединяющие смыслы. Это название было рекомендовано и благословлено митрополитом Константином (Горяновым) в бытность его архиепископом Тихвинским и ректором Санкт-Петербургской Духовной Академии.
«…все как океан, все течет и соприкасается, в одном месте тронешь, в другом конце мира отдается» - этот художественный образ целостности мироздания, духовной сверхпроводимости, найденный великим писателем Ф.М. Достоевским, понятен русскому человеку, особенно через сравнение с водной стихией. Кажется, что каждый русский — моряк. Да так оно и есть. Генетическая любовь к морю, к водам бескрайним, коренится не только в особом Божественном жизнеобеспечивающем свойстве воды, но и в ее родительской, воспитательной функции. Где, как не на водах, то ласковых, то гневно бурливых, человек учится преодолевать трудности, бороться и побеждать. Не от того ли и проистекает закономерность побед русских, что первославяне, перворусы для мест обитания всегда выбирали побережья.
Может быть неосознанно, храня в памяти сердца образ реки Жизни, истекающей от Престола Господня, и сделав круг, возвращающейся к Нему обратно, наши северные предки доверили свои жизни великому Ладожскому озеру. Говорят, что именно на берегах Ладоги впервые прозвучало слово «русский». Нам привычно известное значение этого слова от корня «рус», что значит светловолосый, русоволосый. Но родственный общеславянский корень «ruds» имеет еще значение рыжий, а точнее бурый. Песчано-илистое дно Ладожского озера является причиной того, что его воды не прозрачны, а имеют желто-бурый оттенок. Некоторые специалисты предполагают, что от цвета воды этого великого озера, что финны еще называли «Морем русских», произошло имя великого народа, древнейшие предки которого поселились на каменистых берегах пять-шесть тысяч лет назад, когда еще и в помине не было ни реки Невы, ни Свири.
О бурых водах Ладоги и мутных водах Волхова сложено немало легенд, связанных с военной историей. Да и само название Ладога происходит от древнерусского корня, означающего — мирный, спокойный, ладный, красивый, доброжелательный. Вероятно, существует синонимическая связь этого корня с греческим — спокойствие, мир, тишина, звучащем на русском как — исихазм. В исконном понимании исихазм имеет отношение к человеку и означает путь духовного делания, направленный на очищение сердца от страстей, на созидание внутренней духовной «тишины», на соделывание себя «чистым сосудом» для принятия Божией благодати. Исихазм — монашеский подвиг, направленный на обретение целостного видения бытия, неотделимый от исконных церковных таинств — покаяния, молитвы, поста. На берегах Ладожского озера, где Богом созданы природные условия для монашеской жизни, где по преданию в древние времена Апостол Андрей Первозванный разрушил языческие капища и воздвиг христианский каменный крест, где монашеский подвиг может проявиться во всей полноте, образовалась Северная Фиваида. Несколько древних великих монастырей — Валаамский Свято-Преображенский, Александро-Свирский, Коневецкий по сей день оберегают славу Божьего мира. Воистину, есть на земле места особо предназначенные для прославления величия Творца. Своим трудом, воплощением деятельной любви, монахи всегда создавали подобие рая на земле. Нынешний Валаам, даже после полувекового разорения, является тому ярким примером. Но главное предназначение инока — молитва за ближних и дальних, за «ненавидящих и любящих», за весь мир, лежащий во грехах, может быть, еще и существующий благодаря совокупной молитве праведников. Особенно сильна эта молитва за Отчизну, за нашу Россию-Русь.
Ладога испокон веков своей природной мощью, своей победной историей, как могучий единый организм, давала пример величия, постоянства, целостности, державности. Кажется, только вблизи такого источника жизни и могло зародиться и выжить государство с первой своей столицей, основанной 1250 лет назад — Старой Ладогой. Старая Ладога — один из десяти древнейших русских городов, долгое время — самый северный портовый город России, «окно в Европу» за 900 лет до Петра I. Этот город, созданный усилиями многих славянских племен, открытый всему миру, корнями своей истории уходит вглубь Древней Руси. Славна судьба Старой Ладоги. Долгое время она была центром евразийской торговли и судоходства, столицей сначала северных славянских племен, а затем и государства, управляемого династией Рюриковичей. Древнерусский город был хорошо укрепленной крепостью на северных русских рубежах. В военных действиях ладожане участвовали и самостоятельно, и в составе новгородской рати. Наряду с новгородцами и псковичами они составляли костяк общерусского войска и сражались против шведов и немцев во многих крупных сражениях, таких как Раковорская и Невская битвы.
«Недаром Ладога родная «Дорогой жизни» названа». Обладая могучей творческой, воспроизводящей силой, давшая жизнь Неве, а значит, и Санкт-Петербургу — столице на беспокойных западных рубежах, Ладога может считаться и прародительницей русского флота, и культуры, и литературы в новой истории России. Не потому ли Ладога спасала свое детище в дни смертельных испытаний Ленинградской блокады вместе со всем героическим народом, проложившим по ее льду, действительно, Дорогу жизни. Кем бы мы стали, не будь литературных памятников, отразивших эти исторические события в жизни Отечества, великие победы Российского государства?
Журнал «Родная Ладога» осознает себя воином на современном бранном поле, понимая, что творчество не предполагает лишь ряд профессиональных количественных манипуляций, которые сами по себе бесплодны. Творение создается вследствие напряженного духовного процесса, который есть кеносис, самоистощение, жертва во имя жизни, — это, действительно, «дорога жизни». Не все, даже талантливые, современные литераторы находят в себе силы встать на эту труднейшую дорогу. Им легче отказаться от своего исконного богоподобия, искать вдохновения в безплотных мечтаниях, иллюзиях. Те, кто не способен творить, кто заботится лишь о своем материальном благополучии, тратит силы в индустрии массовых развлечений, массовой литературы, создавая миражи, ведя человека к гибели, к звереподобию, торит «дорогу смерти». Как копья Пересвета и Челубея сегодня скрестились эти две дороги — «дорога жизни» и «дорога смерти» в смертельной схватке за путь через души русские. Это роковой поединок не только за жизнь России, за ее будущее, а за существование Божьего мира вообще. Сегодня, когда под угрозой оказалась жизнь мира, подвергаясь нападению адовых сил, каждому человеку приходится выбирать одну из этих двух дорог. В этом выборе следует помнить, что темные силы не обладают творческой силой, они способны лишь подражать или разрушать. Они не способны к правде, ведь дьявол – отец лжи. Это мы сегодня наблюдаем в новом мировом противостоянии, о сути которого сказано было еще в Библии: «Ваш отец — диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нём истины. Когда говорит он ложь, говорит своё, ибо он — лжец и отец лжи» (Ин. 8: 44).
15 лет мы боремся за Правду. 15 лет мы стоим «на посту» в прямом и образном смыслах этого выражения. То есть 15 лет с честью и ответственностью исполняем свои редакторские и административные обязанности, понимая их как бескорыстное служение, как исполнение долга. Будучи людьми литературно одаренными, пишущими, имеющими изданные книги, мы делаем журнал, вкладываем в него душу, все свои умения, любовь, причем, безвозмездно. Сегодня наше издание признано и высоко оценено в литературных, научных, политических кругах, о чем свидетельствуют награды, полученные журналом и его делателями. Журнал награжден «Премией им. Александра Невского», «Золотым Дипломом» международного литературного форума «Золотой Витязь» и др. Отмечены многими наградами личные заслуги главного редактора журнала А.Б. Реброва и В.В. Ефимовской.
Конечно, имя нашего журнала и его содержание могут только объявить, но не объять духовную сущность, истинные размеры которой гораздо больше территории Северо-Западного края и глубины Ладожского озера. По нашему мнению, эти размеры верно определил повидавший мир выдающийся русский писатель Иван Гончаров, однажды воскликнувший: «Свет мал, а Россия велика!». Воистину, — велика Россия, но отступать некуда! Сегодня – эти слова имеют актуальный смысл, который по мере своих сил и возможностей делатели журнала с Божией помощью будут и в дальнейшем раскрывать на страницах «Родной Ладоги».
Может, промыслительно, что первый номер журнала «Родная Ладога» вышел весной. Ведь говорил же великий провидец Ф.И. Тютчев:
Уж третий год беснуются языки,
Вот и весна — и с каждою весной,
Как в стае диких птиц перед грозой,
Тревожней шум, разноголосней крики.
В раздумье тяжком князи и владыки
И держат вожжи трепетной рукой,
Подавлен ум зловещею тоской —
Мечты людей, как сны больного, дики.
Но с нами Бог! Сорвавшися со дна,
Вдруг, одурев, полна грозы и мрака,
Стремглав на нас рванулась глубина, —
Но твоего не помутила зрака!..
Ветр свирепел. Но... «Да не будет тако!» —
Ты рек, — и вспять отхлынула волна.5
Мы надеемся, что в дальнейшем с нашей помощью и с помощью авторов и читателей «Родной Ладоги» будет унижена и обуздана волна беззакония, волна «грозы и мрака», лжи – нового оружия массового поражения, сегодня обрушившаяся на полмира. Ведь победоносно правдивое русское слово. «Родная Ладога» как могучий единый организм являла на протяжении 15 лет своего существования и будет являть впредь пример постоянства, целостности, державности. Остаемся и далее на посту – у знамени, у духовных границ Отечества, у Слова Правды!
1Заставка канала Россия 24.
2Тютчев Ф.И. Россия и Запад: книга пророчеств. М., Православный Свято-Тихоновский богословский институт. 1999 г. С.100.
3Андрей Борисович Ребров родился в 1961 г. в Ленинграде. Поэт, автор четырех книг стихов, ряда публикаций в периодической печати. В 1993 г. стал одним из основателей Православного общества санкт-петербургских писателей, созданного по благословению митрополита Иоанна (Снычева). Секретарь Союза писателей России, академик Академии Российской Словесности и Петровской Академии Наук и Искусств, действительный член Императорского Православного Палестинского Общества, член правления Санкт-Петербургского отделения СП России, член Высшего творческого совета СП Союзного государства (России и Беларуси), Член Совета Собора Православной интеллигенции. Имеет награды: Почетный знак Св. Татьяны в номинации «Наставник молодежи», медали в честь «300-летия Санкт-Петербурга», медаль «За доблестный труд во славу Отечества», золотой орден Международной академии культуры и искусства «Служение искусству», две медали в честь 65-летия Победы, медаль Грибоедова, им. Шукшина, медаль Св. Анны, медаль Св. Апостола Петра, медаль прп. Далмата Исетского, патриаршая медаль в честь Бородинской битвы и др. Гл. редактор журнала «Родная Ладога», лауреат Всероссийской премии им. Св. Александра Невского и Международной премии «Серебряный Витязь». Живет в Санкт-Петербурге.
4Валентина Валентиновна Ефимовская (Станкевич) – поэт, литературный критик, редактор, член Союза писателей России с 1999 г. Родилась в Ленинграде, имеет два высших образования. Автор более пятидесяти публикаций в периодической печати, пяти книг стихов, книги литературно-критических статей, текстов к альбомам живописи. Имеет многие светские и церковные награды, в том числе: медали им. Пушкина от Академии Российской словесности, им. Карпова, им. Станюковича, медаль к 300-летию Санкт-Петербурга, Патриаршую медалью «В память 200-летия победы в Отечественной войне 1812 года», медаль св. Далмата Исетского и мн. др., а также орден Анастасии Узорешительницы в честь 400-летия Дома Романовых и медаль св. Анны. Лауреат премий им. Николая Гумилева и “Прохоровское поле”. За литературно-критические статьи награждена премией “Имперская культура им. Э.Володина”. За книгу критических статей о современной русской литературе получила Бронзового Витязя на VI Международном славянском литературном форуме “Золотой Витязь”. За книгу избранных стихов награждена бронзовой статуэткой X Международного славянского литературного форума “Золотой Витязь”. Стихи В. Ефимовской переведены на сербский, черногорский, китайский, азербайджанский языки. С первого номера В. Ефимовская является зам. гл. редактора журнала “Родная Ладога”. Член правления Санкт-Петербургского отделения СП России, с 2011 г. - руководитель Северо-Западного отделения Академии Российской словесности. С 2014 г. советник Российской академии естественных наук (РАЕН). Потомственный житель Санкт-Петербурга.
5Цит. по.: Тютчев Ф.И. Россия и Запад: книга пророчеств. М., Православный Свято-Тихоновский богословский институт. 1999 г. С.28.