Наше прошлое это наше будущее


Интервью с известным общественным деятелем и меценатом, членом Межпарламентской ассамблеи СНГ Грачьей Мисаковичем Погосяном

Завершился знаменательный для России 2015 год — год великих юбилеев, среди которых 1000-летие преставления святого князя Владимира — Крестителя Руси, наверное, основополагающий. Только вследствие личной победы князя-воителя и духовного просветителя нашего Отечества стали возможными все последующие победы и само бытие Руси-России. Много было сделано в ознаменование этого подвига и в честь тысячелетия упокоения в Боге его свершителя. Самое важное, конечно, церковные события, строительство и освящение новых храмов, торжественные богослужения, благодарственные молебны святому князю. Все они из разряда непреходящих событий. Но были и другие дела, зримые, являющиеся направляющими вехами нашей памяти. Много делает по увековечиванию великих исторических событий известный в России и в Армении меценат, военный строитель, общественный деятель Грачья Погосян. Он возводит памятники, посвященные великим духовным и воинским победам. Памяти Крестителя Руси, родоначальника русской Православной цивилизации, меценат посвятил православный большой поклонный крест с иконой святого князя Владимира.

Валентина Ефимовская: Уважаемый Грачья Мисакович, известно, что многие годы своей жизни Вы отдали созданию и установке памятников во славу воинских и духовных побед. Ставили кресты и хачкары на местах сражений и в церковной ограде. Как пришла к Вам, армянину, идея создания поклонного креста русскому святому, равноапостольному князю Владимиру?

Грачья Погосян: Вы правы, предыстория этого памятного креста есть. Я не раз говорил в своих интервью, что ничего случайного на свете не бывает, уверен, что каждое доброе дело и милосердное событие промыслительны. Идея создания креста зародилась, наверное, в предыдущих моих деяниях, в истории моей родины Армении. Современный мир страдает болезненными, можно сказать, хроническими провалами памяти. Лекарств от этой болезни нет кроме прямого напоминания или духовного просвещения. С моей помощью создано много воинских мемориалов потому, что я считаю, мы в долгу перед нашей армией, к которой я имею честь принадлежать, и перед ее героями. На протяжении веков русские воины в крепком своем многонациональном единстве продолжали жертвенную традицию стояния за свою землю, за свой дом, за свою семью, наследуя библейскую заповедь — не щадить жизни «за други своя». Но кто помнит сегодня имена героев Крымской войны, Первой мировой, даже Афганской или Чеченской? Я, конечно, не в силах изменить это положение — это задача историков и учителей. Но память о героическом событии в контексте мировой истории, свидетельство об общенародном подвиге, о его духовных корнях, как мне кажется, я могу восстановить. «Лечение памяти» надо начинать с осмысления духовных корней подвига, уходящих в христианскую веру.

Я армянин. Моя родина одной из первых в мире, раньше Руси, приняла христианство в качестве государственной религии. Поэтому мне не трудно проникнуться в христианские смыслы подвигов и побед. Поэтому почти на всех памятниках и в скульптурных композициях мемориалов, которые создаются большим творческим коллективом и устанавливаются с моим попечительством, присутствуют кресты. Крест во славу князя Владимир имеет прямой прототип.

В. Е.: Да, я знаю, что в Гатчинском районе Ленинградской области, вблизи мест, связанных с именем и жизнью святого Серафима Вырицкого, с Вашей помощью установлен похожий крест, посвященный не менее знаменательному юбилейному событию — 700-летию святого игумена земли Русской Сергия Радонежского.

Г. П.: 3 апреля 2014 года в рамках визита Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Санкт-Петербургскую митрополию и Гатчинскую епархию в городе Гатчине Ленинградской области был освящен закладной камень и поклонный крест на месте строительства храма в память преподобного Сергия Радонежского, изготовленный Группой компаний «Возрождение» по моему заказу и с моей помощью. Обряд освящения совершил Патриарх Кирилл при участии митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия и епископа Гатчинского и Лужского Митрофана, в присутствии губернатора Ленинградской области Александра Дрозденко при стечении горожан и гостей. Патриарх благословил меня и поблагодарил за деяния во благо Святой Церкви.

После освящения камня и креста священнослужители и гости проследовали в поселок Вырица. Предстоятель Русской Православной Церкви совершил молебен в храме Казанской иконы Божией Матери в Вырице и посетил часовню на месте упокоения преподобного Серафима Вырицкого. Посещение было посвящено 65-й годовщине преставления святого и 100-летию со дня освящения Казанского храма.

В Вырице Патриарх сказал: «Сегодня мы празднуем 65-летие со дня смерти святого преподобного Серафима Вырицкого, человека очень близкого мне через моих родителей, потому что отец Серафим был долгие годы духовником моего отца. Когда мы в детстве молились, то наша детская заупокойная молитва всегда включала поминовение блаженной Ксении Петербургской и иеромонаха Серафима. И как я радовался, когда сначала блаженная Ксения, а позже и Серафим Вырицкий были причислены к лику святых».

Я знал, что в тяжелейшие годы, особенно после того, как была закрыта Александро-Невская Лавра, и преподобный Серафим приехал в поселок Вырицу, он не прекратил своей проповеди, молился за всех, кто к нему приходил. Для него не существовало различий по национальному признаку. Люди чувствовали силу его молитвы и свидетельствовали о ней во всех краях России. Старец был символом праведности, величайшим своим примером он возбуждал и укреплял веру в сердцах людей.

Почему я так подробно говорю об этом событии, потому что святой образ Серафима Вырицкого в моей жизни является путеводной звездой в мирской деятельности. Он — мой ангел, мой хранитель.

В. Е.: Известно, что на территории Казанского храма в Вырице Вы установили памятный армянский крест хачкар.

Г. П.: Да, я задался целью украсить место божественного деяния святого — армянским духовным памятником — хачкаром. Этот крест был в тот же день установлен рядом с часовней Серафима Вырицкого. Хачкар, посвященный святому Серафиму, был специально изготовлен в Армении. На открытии этого символичного памятника присутствовали члены нашей церковной общины во главе с настоятелем церкви Св. Екатерины отцом Саркисом Чопуряном. Я очень благодарен и выразил эту благодарность лично епископу Гатчинскому и Лужскому Митрофану за предоставленную мне честь поставить хачкар преподобному Серафиму Вырицкому и поклонный крест Сергию Радонежскому.

Свою радость я выразил памятным подарком, символизирующим это историческое событие и этот благодатный день. Патриарху были преподнесены изготовленные армянскими мастерами часы из орехового дерева, на которых изображены храм иконы Божией Матери Казанской в Вырице, часовня преподобного Серафима Вырицкого, Поклонный крест с места закладки храма преподобного Сергия Радонежского и хачкар у часовни преподобного Серафима Вырицкого. Святейший Патриарх с благодарностью и благословением принял подарок во славу многовековой дружбы двух братских народов — русского и армянского.

В. Е.: Более сложную задачу Вы поставили себе, уважаемый Грачья Мисакович, когда решили увековечить память равноапостольного князя Владимира в Амурской области. Почему именно там? Ведь и в наших краях немного крестов в память духовных подвигов.

Г. П.: В Амурской области мною установлен не только этот крест. Мои благотворительные проекты разнообразны. Это и памятник Константину Циолковскому, и фильм о нем, и возведение купола для церкви Казанской иконы Божией Матери, и другие дела. Но я считаю, что это лишь малая часть вклада в увековечивание памяти о достойных сынах своей Родины, в сохранение духовных святынь. Я уверен, что жизнь — это исполнение долга.И мой долг — помогать, пока Господь посылает такую возможность.

В. Е.: Как и почему началась Ваша дружба с далеким амурским краем?

Г. П.: Дружба эта и связи не случайны. Организация, которой я руковожу, — «РосВоенСтрой» — работает на строительстве объектов космодрома «Восточный» вблизи поселка Углегорск. Занимаясь своим профессиональным делом, я никогда не оставляю без внимания и территорию, на которой работает моя организация. Как можно было не откликнуться на трагедию в Амурской области и Хабаровском крае, ставших жертвами неумолимой стихии. Я оказал прямую материальную поддержку этому Дальневосточному региону. Тогда-то и обратил внимание на недостроенную церковь Казанской иконы Божией Матери в Углегорске. Я сразу же поднял вопрос о возобновлении строительства и внес средства на установку купола. Какая же церковь без купола? К работам подключил ФАСС «Спецстрой России». Кураторство взял на себя заместитель директора «Спецстроя» Александр Мордовец. Председатель попечительского совета, руководитель координационного центра космодрома «Восточный» — Константин Чмаров нас поддержал, дал высокую оценку этой инициативе и поставил цель — мобилизовать силы всех благотворителей и заинтересованных лиц для скорейшего завершения строительства церкви. Так Космос оказался под знаком Всевышнего, а Церковь — под знаком Космоса. И это естественно, так как самого создателя космонавтики Константина Циолковского волновал вопрос: «нет ли чего-нибудь такого, что нами распоряжается, от чего мы зависим, что нас создало, что дало нам разум познания Вселенной, что благосклонно относится к своему созданию, дает ему вечность и счастье?»

Любого человека волнуют эти вопросы, но из уст первого, умозрительного покорителя Космоса они звучат особенно волнующе. Поэтому я захотел больше узнать о самом гении, увлекся историей развития космонавтики. Решил отдать дань памяти ее основоположнику Константину Эдуардовичу Циолковскому, установив в Углегорске ему памятник и сняв о нем документальный фильм «Невозможное сегодня станет возможным завтра». Но эта особая страница моей деятельности, о ней я, может, расскажу на страницах вашего журнала когда-нибудь подробнее.

В. Е.: Известно, что Вами было задумано и воплощено много других проектов, связанных и с историей космонавтики, и с увековечением памяти воинов-амурцев, за что Вы получили в благодарность от епископа Благовещенского и Тындинского Лукиана медаль.

Г. П.: За время работы на территории Амурской области у меня сложились теплые дружеские отношения с епископом Благовещенским и Тындинским Лукианом. Ведь именно благодаря Владыке Лукиану хачкар, привезенный главой армянской общины Благовещенска Артуром Казаряном, 24 апреля 2015 года был установлен и освящен на территории женского монастыря Благовещенска. На освящении памятного символа присутствовало более 500 человек. Для Артура Казаряна, как и для всей армянской общины, это событие стало великой радостью и сбывшейся мечтой, ведь привезенный хачкар обрел свое постоянное пристанище и стал местом поклонения людей.

На открытии священного памятника заместитель председателя регионального отделения Союза армян России Аркадий Аракелян сказал, что этот хачкар привезен из Армении. Он выполнен в камне, потому что Армения — страна камней, и все чувства, веру, культуру, искусство, архитектуру мы передавали и передаем через камни.

В. Е.: А какой общественный резонанс вызвало это редкое по торжественности, значению и смыслам событие?

Г. П.: Об этом прекрасном событии было доложено советнику министра обороны Республики Армения генерал-лейтенанту Муразу Саркисяну. По приказу министра обороны Армении епископ Лукиан (Куценко) и некоторые члены армянской общины Благовещенска были удостоены высшей награды Министерства обороны Республики Армения — медали «Маршала Баграмяна» за укрепление дружественных отношений народов России и Армении.

В. Е.: А как отнеслась к этому событию епархия?

Г. П.: Церковь всегда высоко ценила благотворительную деятельность, в основном благодаря ей удалось в короткий, по меркам века, срок восстановить основную церковную инфраструктуру в России. Я счастлив по мере своих возможностей помогать Церкви. И с глубокой благодарностью принимаю от нее благословение и награды. Так, за «сохранение исторической памяти и культурных традиций, укрепление духовно-нравственных основ общества, братских, дружеских отношений народов России и Армении», как сказал Владыка Лукиан, он вручил и мне медаль I степени Албадзинской иконы Божией Матери. А мой помощник Армен Габриелян был удостоен медали Албадзинской Божией Матери II степени.

Его преосвященство епископ Лукиан прикладывает много усилий, чтобы в Благовещенске была построена армянская апостольская церковь имени Григория Просветителя, в которой будут храниться частицы мощей первого Каталикоса всех армян. Святой Григорий был рукоположен во епископа Кессарии Капподокийской при содействии царя Трдата, и тогда христианство распространилось по всей стране. Традиционная дата Крещения Армении — 301 год.

В. Е.: Известно, что этот святой издревле почитается и на Руси.

Г. П.: Да, он почитается просветителем и в Русской Православной Церкви. Житие Григория Просветителя было переведено с греческого на славянский язык в XII веке, перевод службы святому на славянский язык сделан не позднее середины XI века. Храмы, посвященные Григорию Просветителю, были в крупных городах и монастырях. Так, например, в 1535 году во имя Григория Просветителя была освящена столпообразная церковь в Спасо-Преображенском Хутынском монастыре. В середине XVI века святому был посвящен один из восьми престолов храма Василия Блаженного (Покровского на рву собора) на Красной площади в Москве. Тысячу лет могила святого Григория служила местом поклонения. В течение 500 лет часть мощей его хранилась в армянской церкви в Неаполе, в 2000 году они были переданы в Ереванский кафедральный собор св. Григория Просветителя.

Епископ Лукиан прикладывает много усилий, чтобы в Благовещенске, новой космической столице России, была построена армянская апостольская церковь имени Григория Просветителя, в этом ему помогает местный предприниматель Роман Самвелян, заказавший проект будущей церкви.

В. Е.: Уважаемый Грачья Мисакович, расскажите о Вашем новом проекте, о кресте в память другого просветителя — святого князя Владимира, принесшего Православие на Русь. Очевидно, что идея проекта связана не только с 1000-летним юбилеем преставления князя, но и с тем, что Вам особенно близка тема апостольского служения и просветительства.

Г. П.: Задачи церковного просвещения я вижу как первейшие в ряду задач просвещения светского, основанного на идее созидания христианского мировоззрения и христианского мира. Как говорил священник Владимир Архипов, надо «трудиться не над накоплением информации, а над открытием сердца духовному миру», над прививанием «культуры свободно и самостоятельно мыслить». Я, конечно, не вижу себя деятелем на ниве православной культуры, но многие памятники, которые с моей помощью появляются в России и в Армении, несут весть о Христе.

Сама идея по установке поклонного креста на Амурской земле мне пришла пару лет назад. А 12 июня 2015 года, когда в Исаакиевском соборе мне вручили медаль в ознаменование 1000-летия преставления Святого равноапостольного князя Владимира, это событие стало для меня знаковым. Тогда я и стал воплощать идею в жизнь.

Моя инициатива создания креста в память святого равноапостольного князя Владимира, крестителя Руси, была воспринята как весьма актуальная и нужная. Я предложил установить в честь 1000-летия преставления святого князя Владимира православный поклонный крест с его иконой, как благословение современным делам людским. Директор ФАСС «Спецстрой России» Александр Волосов также посчитал важным создание духовной святыни рядом с космодромом.

Крест, общей высотой 4 метра, вырезан из гранитного куба весом 14 тонн в каменотесной мастерской, расположенной на Октябрьской набережной в Санкт-Петербурге. Камень привезли с балтийского месторождения, нашли на Карельском перешейке особый гранит. Этот сорт гранита был выбран из-за его неповторимо-живого цвета, в результате полировки он обретает глубокий темно-вишневый оттенок. Мозаику с изображением святого равноапостольного князя Владимира создали в санкт-петербургской мозаичной мастерской «Тавр» по всем канонам православной иконы. Святой по канонам ростовой житийной иконы, как и преп. Сергий Радонежский на поклонном кресте в Ленинградской области, выполнен в полный рост. Золотой фон мозаики свидетельствует о том, что князь своим просветительским подвигом явил полноту жизни в Боге, распространил как свет учение Церкви об истинном житии по Христовым заповедям.

Сегодня моим попечением крест установлен у церкви Казанской иконы Божией Матери в г. Углегорске. Его освящение стало поводом для еще одного важного события — освящения космодрома «Восточный». Событие такого рода в России произойдет впервые. Мечту об освящении космодрома я вынашивал несколько лет. Озвучивал ее в разных кругах, но не надеялся, что эта смелая идея может воплотиться в жизнь. И вот совсем недавно узнал, что моя задумка может стать реальностью! Это стало возможным благодаря поддержке вице-президента ОАО «Объединенная ракетно-космическая корпорация» Константина Чмарова. Недавно в телефонном разговоре он сказал: «Поздравляю, Ваша мечта по освящению космодрома воплотится в жизнь». Не представляете, как я этому рад.

В. Е.: Это, действительно, важное духовное событие, способствующее пониманию того, что современные русские люди, как и их далекие предки, которые тысячу лет назад пошли за просветителем князем Владимиром, должны объединиться в вере во имя спасения не только своего Отечества, но и всего мира.

Г. П.: В связи с этим я вспоминаю слова Председателя Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества Московского Патриархата Всеволода Чаплина, который сказал, что примером нашего современного объединения вполне может стать цивилизационный выбор святого князя Владимира, — «те народы, которые остались язычниками, например, балтийские славяне, — исчезли. И это — ответ на вопрос — а надо ли было принимать христианство?! Если бы Русь осталась языческой, она бы исчезла». Поэтому, я уверен, наследие князя Владимира это не только наше прошлое, но и наше будущее.