«Это был бы настоящий праздник для русского народа и России»


Ныне благоприятное время для возвращения к нашему традиционному русскому календарю.
Ныне очевидна тенденция в обществе – возвращение к традиционным историческим ценностям. Впервые за многие годы это общественное настроение имеет вполне конкретное юридическое воплощение на самом высоком государственном уровне. 9 ноября 2022 года Президент России Владимир Путин подписал Указ «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей».
Важно, чтобы эти указы воплотились в конкретных и необратимых действиях. И здесь необходимо вспомнить, что традиционные ценности не существуют вне времени и вне пространства, как раз наоборот, они имеют свое пространственное и временное воплощение. Иначе говоря, у каждого народа есть свое культурно-историческое представление о времени и пространстве, в котором он и живет. Эта тема относится к стратегическим экзистенциальным вопросам народного бытия.

Вот об этом и поговорим накануне Старого Нового года.
Наше традиционное историческое пространство очевидно — это пространство Святой Руси. А есть ли у нас «наше время» в культурно-историческом смысле этого понятия, своя форма календарного бытия?
Очевидно, что есть, но она подверглась сильнейшей деформации после 1917 года. Здесь, как и во многом другом, Россия понесла огромные смысловые потери. Приходится признать, что разрушения многих духовных явлений коснулись и представлений о календарном времени и начале года. Здесь были спровоцированы фундаментальные смещения смыслов.
Процесс был вызван искусственно навязанным России в 1918 году западным календарем, так называемым григорианским, или, если называть вещи своими именами, чисто католическим календарем, созданным Римским папой Григорием XIII в конце XVI века и введенным им в католических странах вместо общехристианского юлианского календаря.
Новшество большевиков на самом деле не столь безобидно, как может показаться на первый взгляд. Мне думается, что оно носило более антирелигиозный, нежели политический характер. В результате в России возникла ситуация, когда одновременно функционирует два календаря: православный в Церкви и католический в государстве. Новый год празднуется по католическому календарю, а Рождество Христово по православному.
Удивительный парадокс, Православная Россия вот уже век живет по католическому календарю. Именно этот факт привел к деформации восприятия праздников, прежде всего, Рождества Христова. Хотя по церковному календарю Рождество празднуется 25 декабря, но поскольку это по новому стилю — 7 января, в общественном сознании праздник Рождества устойчиво воспринимается как сугубо январский постновогодний праздник, потому что для большинства граждан сегодня – 13 января, а не – 31 декабря по старому стилю. То есть сегодня по идее мы должны быть в предновогоднем настроении, вспоминать прошедший год, готовиться к встрече Нового года! Но ситуация совершенно другая, про Новый год мы уже успели забыть. ёлки в большинстве домов уже разобраны. На дворе средина января.
По церковному стилю мы только встречаем Новый год, а по государственному – давно уже встретили. Как думаете, это вообще нормально или нет: существовать одновременно в двух измерениях времени? В психологии данное явление называется когнитивный диссонанс, оно приводит к серьезными психологическим расстройствам, вплоть до раздвоения личности. Невозможно одновременно жить в двух временах.
Как же мы встречаем Новый год?! Если посмотреть внешне, то очень весело: тут тебе и застолья, и поздравление Главы государства, и грохот фейерверков, и дед мороз со Снегурочкой, и голубой огонек, и оливье, и «Ирония судьбы» и всенародная опохмелка в течение первых дней нового года. В течение последних десятилетий сложилось особое «чинопоследование» встречи нового года.
Главное только не спрашивать: а что, собственно, празднуем? На поверку – ничего, кроме перемены одной цифры. Получается веселый праздник, лишенный какого-либо смысла.
К сожалению, Церковь все более вписывается в это светское торжество, причем как те, кто его принимает, так и те, кто его не принимает. Те, кто принимает, служат накануне — 31 декабря по новому стилю, а по сути, в совершенно рядовой день 18 декабря — молебны на новолетие или благодарственные молебны, дескать, за прошедший год. А те, кто не принимает, служат в полночь всенощные бдения и Литургии, как бы в противовес светскому празднованию, но придавая таким образом этому дню еще большее сакральное значение. Ночные службы по уставу положено служить на самые великие Праздники, такие как Пасха и Рождество. И вдруг ничем не примечательный в богослужебном отношении день 19 декабря по старому стилю вопреки уставу получает статус чуть ли не равный величайшим церковным праздникам.
Говорят, что это – гражданский новый год, и он не имеет никакого отношения к вере. Празднуя его, мы как граждане не нарушаем никаких церковных правил.
Но так ли это на самом деле?! Может ли быть гражданским новый год, который берет свое начало, свой отсчет от Рождества Христова? Ведь мы встречаем не просто некий абстрактный год, а 2023 год от рождения Христа. И нас пытаются убедить, что летоисчисление от Рождества Христова – это сугубо гражданское летоисчисление! Такой новый год, с этими цифрами, не может быть гражданским по определению, он всегда будет оставаться христианским новым годом, хотим ли мы этого или не хотим, и знаем ли мы об этом или не знаем.
Вот здесь и встает вопрос: если это христианский новый год, то почему мы его празднуем до Рождества Христова? Действительно, Новый год отсчитывается от Рождества Христова, то есть вначале рождается Христос, а после этого события и начинается новый год, даже более того – Новая эра. Христианская логика состоит в том, что Рождество Христово приносит в мир нечто новое и является причиной нового года, собственно, рождение Христа и обновляет времена и лета. Господь говорит: «Се творю все новое» (Откр. 21:5). Господь обновляет время. Действительно, в Своем пришествии Господь дает нам Новый Завет, новые заповеди, обновляет весь мир и наше естество. Выражением этой идеи обновления и является празднование нового года сразу после Рождества Христова. Между Рождеством и Новым годом существует прямая причинно-следственная связь, то есть сначала должен родиться Христос, а только потом и потому наступает Новый год. По-настоящему новый год без Христа невозможен.
Собственно, празднование Нового года 1 января ст.ст. в христианстве приурочено ко дню Обрезания Господня и в этом заложен глубокий духовный смысл. В обрезании символически уходит в прошлое все ветхое. И в этот же день Рожденный Богомладенец обретает Свое Имя, известное всему человечеству – Иисус. Христос был наречен Именем Иисус именно 1 января. Таким образом, День Имянаречения Господня и становится первым днем Нового года. Выстраивается ясная смысловая парадигма: год становится новым после Рождения Христа в день Его Имянаречения. Господь открывает в Новый год Свое Сладчайшее Имя. И получается, что Новый год мы встречаем с Именем Господним, открывая Его для себя. А ведь в народе говорят, как встретишь новый год, так его и проведешь. Из этого нужно сделать один вывод, что Новый год мы должны встречать со Христом, с Его Именем, тогда и весь год пройдет с Богом.
Когда вначале празднуется Рождество Христово, а потом Новый год, всё становится на свои места: заканчивается Рождественский пост, начинаются Святки – сокращённо «святые дни», посредине их празднуется Новый год с новорожденным Богомладенцем Христом. (Кстати, в этот же день празднуется также память святителя Василия Великого, который в южнорусской традиции и дарил в этот день детям подарки). Завершается долгое великое торжество спустя 2 недели Крещением Господним. Рождество Христово и Крещение образуют удивительное по красоте и глубине двуединство праздников Богоявления Господня. В Рождестве Господь является в Вифлееме во плоти, а в Крещении на Иордане — является в Троице как Мессия. И всего этого мы сегодня лишены. Весь этот гармоничный и стройный ансамбль праздников разрушен непонятно кому и чему в угоду.
У нас на практике получается все с точностью да наоборот. Допущена немыслимая рокировка этих праздников. Христос еще не родился, в мире еще ничего не обновилось, а мы садимся за стол и провозглашаем наступление нового года. Таким образом нарушается причинно-следственная связь и возникает обратная логика: Христос родился, потому что наступил новый год. Мы празднуем новый год до Христа и, стало быть, без Христа. В этом главный обман т.н. светского нового года: он искусственно оторван от Рождества Христова. Новый год празднуется в Рождественский пост и становится искушением для христиан. Рождественская елка как богатый смыслами символ Рождества Христова подменена бессодержательной новогодней елкой, ее часто выбрасывают уже в первых числах января, даже не дождавшись Рождества. Крещение в общем сознании также полностью отделилось и от нового года и Рождества. Такой новый год точнее называть не «светским» или «гражданским», а откровенно антихристианским. (При всех минусах христианства на западе, там хотя бы внешне сохраняется логическая связь Рождества Христова с Новым годом, и по крайней мере желающий вполне может отпраздновать все в свое время). Пусть этот Новый год так и называют Новый год до Рождества Христова. Как ни парадоксально именно этот новый и нужно называть старым, потому что в нем еще нет ничего нового.
К счастью, мы имеем наш традиционный календарь, который сохранила и продолжает хранить Православная Церковь. Если право каждого народа — иметь свою территорию, то не менее важно право – иметь свое время, свой календарь, который можно отнести к области государственного суверенитета.
Очевидно, что у каждого народа есть свое историческое время, календарь тесно связан и с религией, и с историей, и с менталитетом. В него входит система праздников, представляющих общий сюжетный годичный цикл культурообразующих событий в жизни народа. И в этой системе важное место занимает празднование нового года, как начало этого цикла.
Многие страны вполне комфортно живут по своему уникальному календарю, не испытывая никаких проблем в общении с другими государствами, народами и культурами. На азиатском Востоке имеется свой календарь, который последнее время нам активно навязывают, и нам периодически падают с неба то крысы, то змеи, то кролики, причем там, у себя на родине, вся эта символика имеет вполне религиозный смысл. Мусульманские страны живут по мусульманскому календарю, заданному Магометом. В Израиле сейчас 5783 год. В абсолютно светском «коммунистическом» Китае готовятся встретить 4720 год.
Мы также имеем свой исторический русский суверенный календарь и имеем законное право жить по своему календарю, в котором Рождество является источником Нового года. Мы должны встречать Новый год с родившимся Спасителем мира. Дед Мороз не может заменить нам Христа. Давайте дедушку мороза оставим народным сказкам, а в гости к себе пригласим своего Спасителя.
Можно разрешить календарную проблему и вернуться к нашему исконному календарю на государственном уровне? Совершенно легко! Пример пришедших к власти в 1917 году людей показывает, что нужен всего лишь росчерк пера. Как легко ввели, так легко и вернуться. Если кто-то скажет, что это будет дорого стоить, давайте вспомним, что в 1918 году в условиях разрухи почему-то никто не рассуждал о дороговизне. Есть вещи, которые важнее материальных ценностей. Нужно решение, нужен всего лишь Указ о возвращении нашего традиционного календаря, о том, что сегодня 31 декабря 2022 года, а завтра настоящий Новый год со Христом, Божией Матерью и Василием Великим. И мы будем жить в нашем русском времени, по-русски нормально праздновать, трудиться, поститься и молиться.
Говоря о традиционных ценностях, нужно признать – мы многое утратили. У нас по сути украли и Рождество, и Святки, и Новый год, и Крещение в их глубинной связи и богатстве торжества. Нужно осознать, что празднуем Рождество Христово совсем не так, как праздновали его наши предки, как праздновали его наши святые — Иоанн Кронштадтский, царь-мученик Николай со своей благочестивой семьей, весь православный народ. Ныне благоприятное время для возвращения к нашему традиционному русскому календарю. Вернуть старый стиль — это вернуть полноту празднования Рождества Христова. Это было бы настоящее обретение, это был бы настоящий праздник для русского народа и России.
Что пожелать читателям «Русской народной линии» в наступающий настоящий Новый год? Принято желать нового счастья, здоровья, новых впечатлений. Я же дерзну пожелать всем нам нашего старого счастья, пожелать обрести и воплотить в жизни наши великие традиционные ценности! Мы обладаем богатым духовным наследием, несметными духовными сокровищами, но напоминаем наследника, который забыл о своем наследстве и не вступает в законные права наследования. Мы питаемся крохами на чужбине. А ведь у нас отечество, в котором всё есть, а мы питаемся похлебкой, которую вкушают упомянутые в Евангельской притче известные животные. Наше тысячелетнее богатство нами не востребовано: наши святые, наши герои, наши святыни, в том числе и наш исконный русский календарь – все это наше сокровище. Давайте понятие «наш» распространять не только на возвращаемые территории, но и на календарь. Старый стиль – наш! Старый Новый год – это наш Новый год!

Поэтому с нашим Русским Новым годом!

Источник: Русская народная линия