В начале XXI века перед Россией остро встала проблема: продолжать ли копировать западный опыт и «ехать по чужим рельсам» или вернуться к своим историческим корням
Любая нация уходит своими корнями в пережитый исторический опыт и традиции. Особенность русской самобытной историко-культурной цивилизации метко определил более 150 лет назад Николай Яковлевич Данилевский, который считал, что «русский, перестав быть русским, обращается в ничто» (Данилевский Н.Я. Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо-романовскому. М.: Институт Русской цивилизации, 2008, с. 816).
В начале XXI века перед Россией остро встала проблема: продолжать ли копировать западный опыт и «ехать по чужим рельсам» или вернуться к своим историческим корням, вопреки призывам интегрироваться в угасающее западное «цивилизованное сообщество». Президент В.В.Путин сделал выбор в пользу возврата к своим духовно-нравственным традициям, сбережения основ государственного и общественного обустройства России, сохранение ее территории и упрочнения российской государственности, процветания и благополучия всех проживающих в ней этносов при сплачивающей роли русского народа.
Для русского народа за всю историю российского государства неизменной оставалась православная вера. Я далека от того, чтобы утверждать, что современная Россия — образец православного государства, но стремление ее политического лидера к этой цели-неоспоримый факт. Напомню уже забытое историческое событие. В августе 2001 года В.В.Путин посетил Соловецкий Спасо-Преображенский мужской монастырь и, общаясь там с народом, сказал: «Без христианства вряд ли состоялась Россия сегодня, когда мы вновь обретаем себя, ищем нравственные основы жизни, вернуться к этому источнику очень важно и своевременно. Наряду с православием русского народа, прославлением лишенным всякой избранности и шовинизма, наши духовные наставники испокон веков учили нас уважать другие народы, и это идея равенства всех народов перед Богом положена в основу внутренней и внешней политики России» (сайт Патриархия.ru, 20 августа 2001). И два десятилетия Владимир Владимирович Путин воплощает эти слова в государственные дела. В интервью с Такером Карлсоном в феврале 2024 года он еще раз сказал о роли Православия в жизни современной России: «Религия не во внешних проявлениях, не в том, чтобы каждый день ходить в церковь или бить головой в пол. Она в сердце». Православные идеалы по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей, о которых сказано в Указе Президента от 9.11.2022 №809 «Об утверждении Основ государственной политики»: любовь, совесть правда, справедливость, честь, милосердие, патриотизм помогут сплотить Россию. Эти идеалы присущи и другим традиционным религиям. Но для того, чтобы эти базисные ценности стали нормы повседневной жизни, политикам, представителям исполнительной власти, народу необходимо действовать, а не созерцать.
Народ хочет и ждет лучшей жизни, хотя и ценит те изменения, которые происходят сегодня в сторону улучшения его благосостояния. Во всем мире практикуется государственное воздействие на экономику. Наши либеральные реформаторы 90-х годов ХХ века, переходя к рынку, отказались от разумного государственного регулирования, разрушили его до основания, уповая, что «рынок сам расставит все по своим местам». Рынок вверг экономику в состояние хаоса и неуправляемости. Либеральные экономисты не замечали, что могущественный сосед на Востоке — Китай — в это время осуществлял рыночный социализм и достиг небывалого подъема промышленности и сельского хозяйства. Я не сомневаюсь, что наши нынешние разработчики экономического развития страны знают, что экономические системы развиваются не спонтанно, а рынок становится регулируемым, хоть и не в одинаковой степени в разных странах. В хозяйственно-экономические отношения в России тоже необходимо возвращать русские традиции.
На протяжении более 300 лет существования русской промышленности, начало которой положил Петр I, её основой, стержнем всегда были крупные и средние предприятия, по преимуществу казенные, а не мелкий бизнес, монополия, а не конкуренция, экономические отношения, основанные на аренде имущества, принадлежащего государству, а не изначальной приватности, порожденной спекуляцией. Система налогов исходила из того очевидного факта, что русское самосознание, отдающее предпочтение прямым налогам перед косвенными, не видит ничего выдающегося в том, чтобы гражданин был налогоплательщиком сам по себе. Раньше налоги уплачивали преимущественно ассоциации, юридические лица, а не индивиды, лица физические. Можно к этому добавить, что логика подсказывает еще одну особенность русской налоговой системы перед западной — при этих условиях ее базой должны быть не доходы, источники и размеры которых не один фиск не в состоянии обнаружить, а расходы, которые невозможно сохранить в тайне.
В русской традиции не было противопоставления государства и гражданского общества, противоречий между городом и деревней. Существовало взаимное дополнение. Вместо эгоистического индивидуализма были разные виды коллективизма. В личной жизни - это род и семья, а не индивид; не обособленный труд, а артель; общинная форма организации поселений и соборность в государственном устройстве и управлении. Наконец, безусловная авторитарность, а если необходимо, то диктатура верховной власти, соединенная с практически ничем не ограниченным местным самоуправлением общин. Идеал не в судебных тяжбах, не в правах, а в справедливости, в принципиальном отрицании лжи, а в обязанностях. Нашим девизом всегда было: «Не в силе Бог, а в правде» (первая версия «Повести о житии» Александра Невского).
Результатом этих особенностей в России явился специфический жизненный уклад, такие социально-экономические формы существования, духовно-нравственные основы, которые отдают предпочтение не уровню жизни, а качеству жизни, которое определяется величиной и направлением расходов средствам и ресурсам, концентрируемым государственной властью. После 1991 года все эти традиции были разрушены. Сейчас жизнь постепенно налаживается. Слова главы государства не расходятся с делами, началось, хоть и медленное, оздоровление государства в целом. И это происходит на основе внедрения системы нравственных ценностей в обществе.
Более тысячи лет мораль и этика в России во многом определялись позитивным влиянием православия. Свою территориальную целостность и государственность Россия отстаивала не только ради защиты Отечества и государя, но и православной веры. Советской системе дорого обошлось отрицание нравственных ценностей православия. Сейчас картина другая. Об этом сказал Патриарх Московский и всея Руси Кирилл после Божественной литургии 1 февраля, в 15 годовщину интронизации: «..невероятные события, которые происходят в Русской Православной Церкви, шокируя наблюдателей из-за рубежа, имеют место именно потому, что в этих переменах участвуют все — наш епископат, наше духовенство, верующий народ, при поддержке власти и центральной, и местной. Это действительно некое соборное делание — вот как можно было бы охарактеризовать не имеющее прецедентов в истории возрождение религиозной жизни. Хотел бы выразить сердечную благодарность Президенту нашему Владимиру Владимировичу Путину, человеку православному, который самоотверженно осуществляет свое служение, и, действительно, страна наша в очень неблагоприятных внешних условиях достигает значительных результатов и в экономике, и в политике, и в социальной жизни…» (сайт Патриархия.ru, 1 февраля 2024).
Сбываются пророчества Серафима Саровского, который сказал: «Россия пройдет годы испытаний и не сломается. Господь помилует её и приведет путем страданий к великой славе, она «сольется в одно целое с прочими славянскими странами и составит громадный океан, перед которым будут в страхе прочие племена земные».
Женщины Международной общественной организации «Союз православных женщин» в это твердо верят и своими малыми делами ежедневно доказывают, что они не созерцают, а действуют!
Жукова Нина Борисовна, сопредседатель МОО «Союз православных женщин», член Бюро Президиума ВРНС, кандидат исторических наук
>Источник: РНЛ