Механизм транзита власти рождается на наших глазах
Грядущие в марте 2024 года президентские выборы подвергаются критике, как со стороны патриотического лагеря, так и со стороны либеральной оппозиции. Патриоты-державники склонны критиковать сам факт проведения выборов на фоне продолжающегося вооружённого конфликта в новых российских регионах и на Украине. Есть страх роста политической нестабильности при возможном вмешательстве в выборы со стороны враждебно настроенных западных стран. Либералы на фоне безусловного авторитета действующего Президента и кандидата-самовыдвиженца В.В. Путина опять говорят про «выборы без выбора», «спектакль».
Обе эти оценки далеки от реальности и отражают идеологические установки тех групп, которые эти оценки делают. Реальность такова, что, как говорят в народе «слона никто не видит». Всё дело в том, что мы первый раз за весь период постсоветской истории имеем кандидатов, каждый из которых связан с властью непосредственно. За плечами Николая Харитонова и Леонида Слуцкого солидный опыт работы в законотворчестве и в международных отношениях. А Владислав Даванков является представителем свежей политической силы, партии «Новые люди», которая имеет свою фракцию в Государственной Думе.
Всё дело в том, что далеко не все российские избиратели видят разницу между человеком, олицетворяющим некую идею, и политиком-практиком. Люди думают, что нужно лишь придерживаться «правильной», с их точки зрения, концепции, чтобы быть способным занимать должность Президента. Отсюда желание отдельной аудитории видеть в числе кандидатов того же Игоря Стрелкова (Гиркина), который не имеет за плечами соответствующего опыта государственной работы.
Между такими «людьми-символами» и политиками-профессионалами есть очень большая разница. Вообще, наивно голосовать за кого-то только потому, что он «правильно» говорит, не оценив его предварительно на посту хотя бы депутата Госдумы.
На прошлых президентских выборах 2018 года такими «людьми-символами» были мало кому известный директор совхоза Павел Грудинин, чей, пусть и успешный, опыт управления сельскохозяйственным предприятием нельзя экстраполировать на масштаб всей страны и международной политики, и скандальная ведущая и блогерша Ксения Собчак.
Так вот, кандидаты на пост Президента 2024 года – сугубо профессиональные политики, занятые непосредственно в государственном управлении и законотворчестве. Уже один только этот факт добавляет практический смысл в саму процедуру выборов. Всех кандидатов в работе избиратели имели возможность оценивать достаточно длительный период. Исключение, конечно, составляет Владислав Даванков, но ведь его партия «Новые люди» не просто так получила места в Думе, – за этим стоят голоса избирателей.
Таким образом, выборы из символической процедуры превращаются в практическую: выбираются не оторванные от реальности идеи, а вполне конкретные профессионалы, имеющие так же за собой соответствующие партийные и управленческие кадры.
Действующий Президент России Владимир Путин, выступающий кандидатом на грядущих выборах, безусловно, опережает остальных кандидатов по рейтингу поддержки. Поэтому, часто раздаются возгласы недовольных, что это, якобы, не выборы, а референдум поддержки Путина. Или, что хуже, – «спектакль».
Такие оценки являются признаком неглубокого анализа. Всё дело в том, что, на самом деле, идёт вполне конкретная проработка механизма транзита власти. Для этого надо совершенствовать саму процедуру выборов, добавлять институту выборов практический смысл, – о чём было сказано выше. Но делаться это должно в условиях устойчивой государственной системы, что в наших условиях обеспечено многолетней работой путинской администрации.
Дальше, допустим, Путин прибегнет к неформальной процедуре преемничества. Но вот когда уже преемник Путина будет соревноваться на выборах с другими политическими деятелями, выборы будут совершенно конкурентны и малопредсказуемы.
Этим же обусловлена необходимость проведения выборов на фоне Специальной Военной Операции, – нельзя упускать время в деле совершенствования механизмов политической системы.
Не нужно забывать, что государственность постсоветской России в рамках истории – очень молодая. Создать устойчивую систему сразу, особенно на фоне вооруженных конфликтов на постсоветском пространстве, – практически невозможно. Для этого нужны годы, нужна корректировка законодательства, работы ветвей власти. И лучше всё это делать, когда страна находится в режиме «ручного управления». А позже система, обретшая устойчивость, уже не будет нуждаться в таковом.
Ощепков Алексей Николаевич, православный публицист, Русское собрание, г. Пермь
Фото источник: e-news.su
Источник: РНЛ