Технологии разрушения ментальности этноса в фокусе воздействия на детей и молодежь

Этнос — это исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими, относительно стабильными особенностями языка, культуры и психики, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований (самосознанием), фиксированным в самоназвании.

Этнос — это группа людей, признающих свое единое происхождение, обладающих комплексом обычаев, укладом жизни, хранимых и освященных традиций и отличаемых ею от таковых других. Так считает академическая наука.

Так ли это на самом деле? Современные политические процессы, происходящие в мире в целом и, в частности, на Ближнем Востоке и Украине показывают, что все вышеуказанные критерии не всегда помогают сохранить этническую идентичность. Этносы, имеющие единое происхождение, язык, культуру, веру и т.п. могут не иметь единую идентичность и даже воевать за нее. Поэтому мы исходим из психоэмоциального восприятия человеком своей принадлежности какому-либо этносу.

Этнос — это любое объединение людей, которые сознают свою общность, то есть могут о себе сказать «МЫ». Как формируются и почему разрушаются этносы? Почему ценности одного того же этноса имеют разные толкования? Какие ценности формируют ментальность этноса и как она разрушается? И какую роль в судьбе этносов играют их дети? В чем секрет прочности этноса?

Человек и цели его жизнедеятельности

Каждый этнос состоит из людей, и у каждого из них есть свои биологические цели жизнедеятельности: самосохранение, продление рода, сохранение вида, и социально-биологические цели: лидерство. Все эти цели иррациональные. Чем больше целей жизнедеятельности учтено при его создании, тем выше прочность этноса. Этнос начинается тогда, когда иррациональные цели рационализируются и их удовлетворение начинает приобретать специфическую для данного этноса окраску под действием ценностей, которые у каждого этноса свои. Географическая среда, в которой происходит рационализация иррациональных целей этноса, становится его родиной. У одних большие просторы, у других — пустыня, горы, скалы, островки, омывающиеся водой и т.д. Поэтому пищу добывать кому-то легче на своей земле, а кому-то надо бродить по миру, искать землю обетования, чтоб пропитаться, или захватить чужую плодородную землю и присвоить ее.

Ценности этноса формируются исходя из тех целей и задач, которые ставятся перед этносом. В каждом этносе существуют определенные категории Истины, Красоты, Добра, Изобилия, в соответствии с которыми можно назвать что-то хорошим или плохим, прекрасным или уродливым и т.д. Без них этнос не может существовать. Эти категории, во-первых, объединяют этнос, ориентируют членов этноса на выполнение одних целей; во-вторых, регламентируют поведение членов этноса, обеспечивают его нормальное существование; в-третьих, противопоставляют этнос окружающему миру, другим этносам, где приняты иные категории.

Категории этноса рационализируют его иррациональные цели, то есть объясняют их с точки зрения справедливого и несправедливого, хорошего и плохого и т.д. С их помощью человеку внушают, что удовлетворять свои иррациональные потребности одним способом можно, а другим — нельзя. Все эти ценности формируют ментальность этноса.

Категория Изобилия регламентирует в основном поведение и деятельность членов этноса, их возможность обладания теми или иными ресурсами, их права и обязанности. Что и сколько нужно человеку для самосохранения? Человек должен есть, одеваться, где-то жить. Какой уровень удовлетворения этих потребностей считать нормальным? Какая ориентация будет у членов этноса — будут ли они стремиться ко все большему улучшению условий жизни или ограничиваться необходимым минимумом — это зависит от того, как сформулирована категория Изобилия в этносе. Она же определяет, кто из членов этноса будет пользоваться здесь большими правами, каковы будут эти права в зависимости от положения человека на иерархической лестнице. То же самое — в отношении других целей: кто (или все члены этноса) может продлевать род, каковы права мужчины и женщины, сколько детей можно иметь, где они будут воспитываться и т.д.; кто имеет право продвигаться по иерархической структуре, по каким принципам происходит продвижение и другие вопросы.

Категория Добро (этическая норма) регламентирует поведение членов этноса, их отношения между собой, но не так жестко и формально, как категория Изобилия, а пользуясь для своего выражения таким инструментом, как общественное мнение, и выражая свои принципы в терминах «хорошего» и «плохого». Что будет считаться в этносе добром, а что — злом? Как должен вести себя человек по отношению к другому человеку? Должен ли он жертвовать собой ради другого или пренебрегать интересами других ради осуществления собственных? Как вести себя, каким манерам, правилам следовать, каких обычаев придерживаться? Как должен человек относиться к окружающим, какие отношения должны быть между двумя незнакомыми людьми, между друзьями, между мужем и женой, между мужчинами и женщинами вообще, между детьми и родителями, между братьями и сестрами, между другими родственниками, между старшими и младшими по возрасту, между начальниками и подчиненными, между врагами (какие способы сведения личных счетов считаются честными, а какие нет, или, может быть, не признаются никакие). Кто заслуживает всеобщего уважения и почета, кто — осуждения и презрения, какими заслугами, поступками можно выделиться из общей массы, а какими — только заслужить порицание.

Категория Красоты (эстетическая норма) регламентирует не столько поведение членов этноса и их взаимоотношения, сколько их отношение к жизни, к окружающему миру, эмоциональную сторону их сознания, делая это при помощи понятий о красивом и некрасивом, о прекрасном и безобразном. Она оставляет большие возможности для самовыражения, сохраняя в то же время его ориентацию на цели и задачи, значимые для этноса. Она обращает достижения этого человека на пользу этноса, использует его энергетику для поднятия уровня всех остальных. Она дает своего рода униформу всем членам этноса, объединяет их и противопоставляет окружающему миру. Стиль архитектуры, одежды, единый образец человеческой красоты и стремление ему подражать — все это делает членов одного этноса внешне похожими и отличает от других.

Категория Истины (идея, принцип) — по своей природе она настолько абстрактна, что не имеет прямого отношения к поведению и деятельности, а регламентирует в основном сознание, способность человека к рациональному мышлению, а также поддерживает и закрепляет три другие категории. Истины, даже отдаленно напоминающей эту категорию, в природе нет. Это подчеркивает ее чисто рациональный, искусственный характер. Таким образом, здесь полностью отсутствуют биологические предпосылки, и в качестве категории Истины в этносе может выступать все, что угодно (в расчет принимаются только цели и задачи этноса, а также возможность и эффективность внедрения той или иной доктрины в сознание членов этноса). В наиболее высокоорганизованном (хорошо отрегулированном) этносе категория Истины — это единственное, за сохранением чего надо следить, так как при работающей категории Истины все прочие нормы и категории должны обладать свойством самовосстановления. Чем ниже уровень организации этноса, тем в большем контроле нуждаются остальные категории. Если категория Истины ослабевает, может начаться процесс разложения этноса. Поэтому во всех рационально организованных этносах, известных истории, действия, направленные на ослабление категории Истины, наказывались более сурово, чем прочие преступления. Категория Истины дает жизнь зарождающемуся этносу, она же (в случае ее разрушения) предопределяет гибель этноса.

Эти ценности для этноса становятся конкретными и обязательными тогда, когда он определится: за счет чего будет существовать этнос, с какого географического пространства он будет получать средства к существованию? А этнос может существовать при помощи:

а) агрессии, то есть воевать, грабить побежденных, захватывать чужие материальные ресурсы;

б) паразитирования, то есть существовать за чей-то чужой счет без агрессии;

в) продуцирования, созидания, то есть добывать средства к существованию из той части Земли, которая принадлежит этносу.

Что будет справедливо и не справедливо в каждом из этих этносов?

Для Продуцирующего этноса справедливо владеть и распоряжаться тем, что ты создал своим трудом. Отбирать чужое — несправедливо (агрессия). Существовать и пользоваться какими-то благами, ничего не производя самому— несправедливо (паразитирование). Для Агрессивного этноса — если ты сильнее, то справедливо владеть тем, что ты завоевал, то есть отобрал у более слабого. Присваивать себе что-то обманом, хитростью и пользоваться этим — несправедливо (паразитирование). Для противников агрессоров и созидателей, если ты умнее или хитрее, то справедливо пользоваться тем, что ты получаешь, обманывая глупого. Отбирать то, что другой заработал— несправедливо (агрессия).

Что будет хорошо и что — плохо, с точки зрения морали в каждом этносе?

Для Продуцирующего этноса хорошо поступает тот, кто трудится; тот, кто отбирает чужое силой или хитростью, а сам не работает — плохой (агрессор и паразит). Для Агрессивного этноса тот, кто хорошо грабит (дерется, стреляет, кто сильный и т.д.) — хороший; слабый — плохой. Тот, кто обманывает, наживается хитростью — поступает нечестно, то есть плохо (паразит). Для третьего этноса хороший тот, кто умнее, хитрее других, кто может много заработать; глупый — плохой. Тот, кто отбирает то, что ты заработал, поступает нечестно, то есть плохо (агрессор).

Для Продуцирующего этноса в основном красивым будет считаться то, что имеет отношение к тому труду, которым занимаются члены этноса. Уделяется внимание красоте живой природы, красоте человеческого тела (здорового, сильного). Для Агрессивного этноса — красивое оружие, воинское снаряжение. Также уделяется внимание красоте человеческого тела, но большее значение приобретает не просто сила, а быстрота, ловкость, подтянутость, храбрость и т.д. Для тех, которые хотят наживаться на других, красота человеческого тела отмечается меньше, большее значение имеют одежда, украшения, золото, драгоценные камни и пр. (Хотя, конечно, это только один из аспектов категорий Добра и Красоты.)

Категория Истины почти полностью рациональна, поэтому сама идея, объединяющая членов данного этноса, может быть любой. Требования, которые предъявляются к ней в любом этносе: она должна утверждать правильность, истинность способа существования данного этноса, объединять его («Мы»), противопоставлять этнос окружающему миру («не Мы») как можно резче (идеологически; это не обязательно предполагает враждебную ориентацию).

Таким образом, вышеуказанные ценности формируют ментальность этноса, и сохранение их является вопросом безопасности этноса. Особенно нужно обращать внимание на категорию Истины, разрушение которой приводит к гибели этноса. Манипулируя другими категориями и иррациональными целями, невозможно разрушить этнос, если в нем не участвует Истина. Поэтому, ради укрепления своей идентичности, самосохранения и саморазвития, этнос должен позаботиться о передаче ценностей своим детям. Исследователи считают, что основной период формирования ментальности у человека начинается в 3 года и заканчивается примерно к 15-ти годам. По сути, это происходит параллельно с процессом социализации ребенка. Если этнос — Созидатель, то вся его воспитательная система должна работать на формирование и укрепление образа созидателя в детях. Такую функцию должны выполнять дошкольные, школьные образовательные и воспитательные программы, СМИ и ТВ, кино и театр, искусство и художественная литература, социальные институты и политика государства, герои и кумиры и т.п. Если же Созидатели отдают в руки своих противников воспитание своих детей, то и получат поколение грабителей и паразитов, что в итоге приведет к гибели Созидателей.

Суть технологии разрушения ментальности этноса заключается в том, что один этнос, например агрессор, внедряет свою мораль в систему ценностей противника. В итоге противник, принимая чужую мораль, незаметно становится чужим и исчезает.

Например, есть условный этнос «МЫ — в красных футболках, Созидатели». Если Паразиты или Агрессоры хотят их разрушить, то прежде всего прекращают внешнее противодействие, предлагают «красным» сотрудничать с другими. Предлагают попробовать поносить не только красную, а, например, голубую, розовую или белую майку. Часть людей соглашается, и ничего, думают они, это ничуть не хуже, а может быть, даже модно, комфортно и т.д. Постепенно к этому приходят и остальные члены этноса.

В результате идея этноса (категория Истины) уничтожена, заодно с ней униформа — категория Красоты, потом доходит очередь до внутренней грызни (категория Добра), и в итоге все становятся или грабителями, или паразитами (категория Изобилия). После этого этнос фактически не существует, и бывших «красных» можно спокойно перебить поодиночке.

Сохранение ментальности этносов должно находиться в повестке государственной политики в сфере образования и воспитания. Противник будет стремиться к обратному — разрушению ментальной матрицы соответствующего этноса (или этносов), ввергающего его в состояние аномии.