Россия — Чехия: Союзники?

 

Прочитав журнал «Родная Ладога», который мне привезли друзья из России, у меня сложилось не менее радостное впечатление, чем у мастера русского слова Валентина Распутина в № 4 за 2012 год. У меня сверх того и потому, что получил предложение поделиться с читателями «Родной Ладоги» парой слов о «чешских делах». Это, разумеется, отвергнуть нельзя.

Для меня это и вызов. Вызов потому, что с Россией связана моя многолетняя работа главного редактора ежемесячника, который называется «Славянская взаимность». Мы его стали издавать в 1998 году, когда в Праге состоялся Всеславянский съезд.

Мои друзья из России часто задают мне вопрос, почему основатели назвали журнал словом «взаимность». Оно, правда, происходит из первой половины XIX века, родилось на заре международного славянского движения. Сегодня современным языком лучше и точнее можно сказать: славянская солидарность. Речь идет о солидарности славянских народов, т.е. 300 миллионов современного населения, предки которого, деды и отцы, во время второй мировой войны несли основную тяжесть борьбы с нацизмом и ценой колоссальных жертв отстояли существование европейской и мировой цивилизации.

И о том, чем живет сегодняшний славянский мир, каковы настоящие отношения славянских народов, иначе говоря, двенадцать европейских государств с большинством славянского населения, о ком, в основном, сообщает «Славянская взаимность». Между прочим, мы из всех славянских национальных комитетов единственные, кто может гордиться таким журналом. Его издателем является Славянский комитет Чешской республики — объединение граждан, которые в 1998 году задумались о воскресении традиций, созданных в промежутке 1848–1946 годов Всеславянскими съездами, состоявшимися в Праге, Москве, снова в Праге, в Софии, вновь в Москве и затем в Югославии.

Не скрываю, что на первом плане наш журнал уделяет внимание Российской Федерации, стране с наибольшим населением среди славянских государств. Россия имела буквально животворное значение для истории (и самосохранения) двух небольших западнославянских народов — чехов и словаков. Их связывает с Россией давняя и глубокая традиция дружеских отношений, взаимопомощи и солидарности.

В последних двух десятилетиях, после распада Варшавского Договора, к сожалению, не каждый из новых «правителей» в Чехии и Словакии придерживался этих традиций, или в настоящее время чтит их. Пресловутый президент Вацлав Гавел даже прославился словами, что «больная Россия» ему ближе, чем «здоровый Советский Союз». Можно было тогда его спросить, кто же победил гидру, которая заявляла — цитирую слова нацистского палача Гейдриха — что ни один чех не должен существовать на своей родине в Средней Европе. От этой печальной судьбы нас спасли наши российские союзники — дети Советского Союза. Нельзя скрывать, что Чехия, подобно как и Словакия, участвуют в настоящее время в сложных и нелегких процессах, полных противоречий, когда многие ценности пошли навыворот, очутившись на орбите НАТО.

К счастью, в чешско-российских отношениях доминируют не эфемерные, преходящие ценности, а те, которые зародились уже в глубинах Киевской Руси. Это те ценности, которыми руководствовались чехословацкие добровольцы во главе с генералом Людовиком Свободой, готовые бороться за свободу своей родины бок о бок с Красной Армией задолго до битвы под Сталинградом. Да еще перед исходом Сталинградского сражения, что не забывается! Это, конечно, также и ценности, созданные освободительной миссией Красной Армии, которая в жестоких боях смела с нашей земли нацистскую грязь и в мае 1945 года принесла нам свободу и мир.

Можно добавить, что в более позднее время такой же ценностью стало широкое экономическое сотрудничество в рамках бывшего Совета Экономической Взаимопомощи. Его наглядным символом у нас стало строительство пражского метро, вправе названного стройкой чехословацко-советской дружбы. Метро отлично действует и до сих пор, и пражане им гордятся.

Подобным стало и научно-техническое сотрудничество, символом которого был полет в космос чехословацкого гражданина Владимира Ремека, первого нероссийского и неамериканского космонавта в мире.

Эти традиции остаются и в настоящее время ценным достоянием для многих чехов и словаков, которые не уступают перед кувырками сегодняшних либеральных идеологов.

И о том мы сегодня пишем, включая повседневную жизнь граждан России, в то время когда большинство чешских средств массовой информации о таких аспектах молчит или представляет их в искаженном виде. «Славянская взаимность» приносит не предубежденные, а правдивые свидетельства уже в течение 15 лет!

В заключение позвольте мне сделать следующий вывод. Несмотря на тот факт, что сегодня между Россией и Чехией нет никаких формальных союзнических договоров, тем не менее, долговременные узы чешско-российских дружеских отношений двух братских славянских народов сохраняются. Поэтому я уточняю заглавие моей статьи с вопросительным знаком: «Россия — Чехия: Союзники?» Отвечаю положительно. Да, мы союзники! Славянские союзники!

 

Зденек Горжени, чешский журналист, занимающийся журналистикой более половины столетия — начиная со школьного журнала, заводской многотиражки вплоть до главного редактора газеты «Руде право» с тиражом 1 600 000 экз. В свое время (1961–1968) работал московским корреспондентом упоминавшейся выше газеты, позже (1983–1989) был ее главным редактором. В свое время публиковал обширный разговор с генеральным секретарем ЦК КПСС М. С. Горбачевым. Всю жизнь увлекается творчеством Ярослава Гашека. В России была издана его книга «Гашек журналист». Сегодня работает главным редактором ежемесячника «Славянская взаимность» — газеты «Славянского комитета ЧР».