«Кто желает действительную пользу приносить
языку своему, тот всякого рода чужестранные слова
не иначе употреблять должен, как по самой необходимой
нужде, не предпочитая их никогда российским
названиям там, где как чужое, так и свое название
с равной ясностию употреблены быть могут».
А. С. Шишков
Русский язык в современном мире
Проблема изучения истинных глубин и основ русской жизни и русского государства требует от нас более вдумчивого и объективного отношения к славяно-русскому (церковнославянскому) языку.
Необходима серьезная доработка методик преподавания русского и славяно-русского языка. Стоит признать, что существуют два связанных направления — исторический (память–сохранение) и современный (применение–развитие).
В настоящий момент методики преподавания русского языка не в полной мере сочетают эти направления и основываются, главным образом, на историческом аспекте, который может вводить обучающихся в заблуждение об исключительно последовательной эволюционности развития русского языка.
Основная ошибка, на наш взгляд, кроется как раз в том, что при этом
подходе недостаточно подчеркивается живая сторона славяно-русского языка в современных условиях и единство славянского и русского языка только декларируется.
В первую очередь, необходимо договориться о том, что церковно-славянский не язык-памятник, а корнеобразующая живая часть современных русского, украинского и белорусского языков — духовная их составляющая. Главным доказательством этого является с каждым годом нарастающее войско православных и близких к православию людей, которые являются живыми носителями славяно-русского языка. Они буквально отвоевывают духовное поле в современных условиях.
В народном и гражданском образовании вопрос древности славяно-русского языка уходит на второй план, а выглядит главным — современное развитие и применение в жизни высшего стиля русского языка. Необходимо говорить о применении живого языка во всей его полноте, а не о прекрасном памятнике.
Раскрывая духовную, сакральную сущность славяно-русского языка, мы подходим к неизбежности изучения его нашими верующими соотечественниками. Но есть еще очень важный аспект, касающийся современных слов и речи. Дело в том, что более 50 % используемых слов в литературном и значительная часть в обыденном языке — это славяно-русские слова, которые никак нельзя отнести в разряд памятников. Так, и атеисты, и сектанты, и люди других верований, если они в своем общении используют русский язык, сами того не зная, применяют славяно-русские (церковно-славянские) слова.
Поэтому основной языковой проблемой современного русского человека является проблема — насколько он забыл свой духовный (славяно-русский) язык, и заменил его на инородные и иноземные языки.
Нам, русским людям, необходимо стремиться к тому, чтобы наши дети не лишались полноты и единства русского языка, и не допускать подмены его различными подделками советского, постсоветского или иноземного происхождения. Нам не нужен псевдорусский язык псевдорусского мира.
Всем, кто болеет о судьбе русского народа, необходимо постоянно помнить о важности изучения и применения своего языка во всей его полноте, тем самым приближая неизбежность позитивных изменений, связанных с падением злополучной безбожной химеры.
Превращение людей без роду и племени в послушных рабов и биороботов или думающая, творческая, созидающая деятельность наших соотечественников и их преображение — вот какой выбор стоит перед нами при осмыслении проблем изучения и применения русского языка в современных условиях.
Иногда можно услышать и прочитать о необходимости перевода языка православного богослужения на светский язык. Предлагается убрать из церковного обихода славяно-русский язык. Это большая ошибка, и здесь важно всем, сообща, твердо стоять на позициях, поддерживающих сохранение, применение и развитие славяно-русского языка. Языки духовный и светский должны занимать каждый свою нишу, и стоит вспомнить о том, что в XX веке славяно-русский язык насильно был изъят из народного образования, но его невозможно было вытравить полностью из сердца русских людей.
Состояние духовной и мирской жизни народа отражается в отношении народа к своему языку. По тому, что мы читаем и слушаем, как мы пишем и говорим, можно судить о наших сердечных и душевных возможностях. Именно в языке проявляются самобытность и все особенности нашего русского характера.
Духовная глубина языка, красота слова и чистота нашей речи — обязательные составляющие благополучия народной жизни.
Наша зависимость от культуры других народов проявляется в частоте использования иноземных слов и словосочетаний.
Сложное время, переживаемое нами, время смуты и разорения всех народных устоев, наблюдается в исторической перспективе не в первый раз. Были времена, когда русская знать увлекалась немецким, польским и французским языками. Все эти увлечения заканчивались вполне конкретными бедами для нашего народа. Сейчас наблюдается пагубное для нас увлечение английским языком, американизмами и «языковыми болячками».
Важно то, что мы наконец-то заговорили об языковых проблемах и о
неблагоприятной и опасной тенденции разрушения русского языка.
Все больше и больше наших соотечественников пытаются применять русский язык во всей его полноте, а образование, которое дается и утверждается светской властью сегодня, ничем не отличается от советского времени.
Как можно говорить о полноценном современном гуманитарном образовании без его основы — славяно-русского языка?
Вся классическая русская литература пропитана славяно-русским (церковно-славянским) языком, без него современный русский язык выглядит бедным и ущербным. Важно сказать, что современный русский язык без славяно-русского языка существовать не может, и такой язык относится к псевдорусскому.
Ущемление полноты русского языка влечет за собой и отказ от изучения и восприятия всего того, что с духовным языком связано. Поэтому то, что мы сегодня обсуждаем — это реакция на негативные и опасные проявления в области изучения, преподавания и применения нашего языка.
Вряд ли простыми действиями можно решить накопившиеся проблемы. Но организованная реакция русского общества, безусловно, должна повлиять на дальнейшую судьбу русского языка, ведь для нас это жизненно необходимо.
В заключение отметим, что возрождение и духовное преображение нашей жизни после смертельных испытаний ХХ века предопределены. И едва ли это пройдет быстро, без сопротивления злых сил, но нам важно соборно и с молитвой последовательно отстаивать права своего народа (языка).