Помним имя победы

Сергей Артамонович Лыкошин (5.04.1950 — 13.01.2006) — родился в городе Сходне Московской области. Учился в геолого-разведочном и литературном институтах. Начинал свой жизненный путь геологом. Потом пришел в литературу и стал одним из самых значительных в стране созидателей литературного процесса. Он трудился в журнале «Молодая гвардия», руководил уже в издательстве «Молодая гвардия» редакцией знаменитой серии «Жизнь замечательных людей», заведовал редакцией критики в издательстве «Современник». С 1991 года работал в правлении Союза писателей России. Он автор ряда публицистических книг. В 1985 году он стал лауреатом премии Ленинского комсомола. Награжден Почетными знаками «За воинскую доблесть» и «За трудовую доблесть».

Его статьи и книги всегда были о главном — о духовной сути человеческой натуры, о нравственной природе человеческих отношений. Столь же вдохновенно и беззаветно трудился Сергей Лыкошин и в Союзе писателей России, где в последние годы был заместителем председателя правления. Он был одним из тех русских писателей, благодаря которым Союз писателей не только сохранился в черные 1990-е годы, но вышел из тех страшных лет укрепившейся и мощной организацией.

Главная его любовь и боль — Россия. Он был строг и беспощаден к ненавистникам России, он умел защищать Родину, как защищал Дом Советов в 1993 году от первого до последнего дня, был не просто патриотом, а одним из благословенных столпов русского патриотизма, мудрым политиком и борцом, человеком великих помыслов и больших свершений. Как истинный православный христианин, он любил людей. Его большое сердце принимало всех, кто хотел послужить Отечеству. Его доброй, широкой души хватало на каждого, кто приходил к нему со своими заботами.

 

Пасхальные дни сорок пятого года принесли нашему народу величайший дар — Победу над сатанинским и языческим германским фашизмом. Верить в то, что это совпадение, невозможно, ибо возвращение в национальное самосознание чувства исторического достоинства произошло на образах православных воинов-победителей — Дмитрия Донского, Александра Невского, Федора Ушакова. Открытые храмы и возвращение к богослужению, освящение боевой техники и облет оборонных рубежей с чудотворным образом Богородицы — все это стало неотделимой частью военной истории, приведшей наш народ к Победе.

Оставим мистические предпочтения на долю тех, кто по-настоящему сознает роль и место Божественного предопределения в судьбе народов и цивилизаций, заметим, немаловажные.

«Народ, ставший нацией, вышел из детства». Эти слова Достоевского могут быть совершенно соотнесены с судьбой советского народа, ибо нацией он стал в ходе Отечественной войны и вынес с ее полей сражений ощущение целостности и патриотизма.

В стороне остались заблуждения мировой революции, ложный пафос богоборчества и пролетарской солидарности. Спасение Отечества, родного дома и близких, вера в спасительную силу небесного покровительства — стали для народа основой мужества и подвига.

«Всякий отщепенец от своего народа и своей почвы, своего дела у себя, от своей земли и сограждан — есть преступник, даже и с космополитической точки зрения! Он тоже, что беглый солдат! Вот почему патриотизм — не только высокое, священное чувство и долг, но он есть — и практический принцип, который должен быть присущ каждому члену благоустроенного общества, народа, государства!

Надо прежде делать для своего народа, потом для человечества и во имя человечества!»

Резкое напутствие XX веку из уст «тихого» литературного классика Ивана Гончарова звучало, как предостережение всемирной «интернационалке». Его прочувствованность была несомненно близка и понятна тому, кто в тяжелейшие тридцатые годы в предчувствии тяжелейших испытаний вел свою войну с византийской изощренностью и русской дальновидностью сразу на нескольких фронтах. С большевистско-троцкистской мразью, уничтожившей важнейшие опоры и основы государственной жизни, с международной мерзостью Коминтерна, с подлым надстроечным перерождением партийного национализма в республиках, некогда единой и неделимой России и, разумеется с теми, кто на ближних подступах к западной границе жаждал своего политического реванша. Имя Сталина, измусоленное и искаженное в идеологических спорах и дискуссиях последних десятилетий, не случайно осталось в народной памяти символом жестокого порядка и утверждения высшей правоты действия во имя общих интересов. Самоотречение и умение сплотить народ в тяжелейший момент истории — это только видимая часть политического таланта и воли вождя и полководца, знавшего, ради чего и чем придется жертвовать в боях за страну, как за Отечество — священную землю отцов и дедов.

Неуместны и нелепы нынешние мелкие споры о роли и месте Иосифа Сталина в истории XX века. Жалки попытки опротестовать или доказать его право на бронзовые монументы и памятные знаки. Удивительно стремление унизить Сталина в его полководческой миссии рассуждениями об избыточности боевых потерь, будто не добровольно шли в бой наши воины-герои. Сталин уже вошел в мировую и русскую историю во всем своем страшной грандиозном облике стратега, имперского строителя и карающего меча народного правосудия. Он получил и народную любовь, и преданность миллионов сердец и главное — возможность всем делом жизни доказать свою бескорыстную преданность народу, частью которого он рождения и до самой смерти оставался и на прощения которого по праву рассчитывал. Его слова в выступлении на приеме Кремле в честь командующих войсками Красной Армии 24 мая 1945 года звучат именно так:

Я поднимаю тост за здоровье русского народа не только поэтому, что он — руководящий народ, но и потому, что у него имеется ясный ум, стойкий характер и терпение.

У нашего правительства было немало ошибок, были у нас моменты отчаянного положения в 1941–1942 годах, когда наша армия отступала, покидала родные нам села и города Украины, Белоруссии, Молдавии, Ленинградской области, Прибалтики, Карело-Финской республики, покидала, потому что не было другого выхода. Иной народ мог бы уже сказать правительству: вы не оправдали наших ожиданий, уходите прочь, мы поставим другое правительство, которое заключит мир с Германией и обеспечит нам покой. Но русский народ не пошел на это, ибо он верит в правильность политики своего правительства, и пошел на жертвы, чтобы обеспечить разгром Германии. И это доверие русского народа Советскому правительству оказалось той решающей силой, которая обеспечила историческую победу над врагом человечества, — над фашизмом. Спасибо ему, русскому народу, за это доверие!

Четыре года русские люди умирали за Родину с именем Сталина на устах. С его именем встретили Победу и, христосуясь в храмах, верили, что именно этот человек вернет жизнь России к историческому державному течению. В этом заключена была неоспоримость общего стремления закрепить достижения военной победы в мирной жизни.

«Гений и злодейство — две вещи несовместные». Забывая об этом, нынешние политические недомерки подвергают унижению и подвиг русского человека, и достоинства его вождей и полководцев. Для тех же, кто любит Родину, обладает волей и терпением, победный подвиг воинов, полководцев и вождя Великой Отечественной несомненны. Их дело заслуживает если и не понимания в испорченных либерализмом потомках, то уважения и почтения на все времена предстоящие.

Пасха сорок пятого года стала исполнением и воплощением надежд богоспасаемой России. «Христос Воскресе!» — говорим мы на пороге каждой новой Пасхи, с любовью и верой в грядущее спасение.

Ведь мы — каждый из нас — неотделимая часть того самого русского народа победителя.