России придется лечить глобальное сумасшествие

1

Представляется, что в последние 15 лет произошли революционные изменения в развитии человеческой цивилизации. Кардинальным образом изменилась геополитическая структура мира. После Второй мировой войны на планете сформировались две суперцивилизации.

Одна — основанная на традиционалистском мировоззрении, примате духовно-гуманистических ценностей, приоритетах интеллектуального развития личности, ее встроенности в коллективистские общественные структуры.

Научно-техническое и экономическое развитие государств этой цивилизации ориентировалось на достижение общественно значимых, государственных успехов. Индивидуально-личностному обогащению и просто материальному благосостоянию граждан уделялось второстепенное внимание. Человек в таком обществе принадлежал коллективу, жил в коллективе, его благополучие зависело от общего благополучия коллектива, общества и государства.

Основу данной суперцивилизации составляли СССР и мировая система социализма, исламский мир, КНР, страны, освободившиеся от колониальной зависимости (Африка, Азия, Латинская Америка). Геополитическим кодовым смыслом (кодом) этой суперцивилизации являлись совесть, справедливость, Господь Бог. Отношение к природе здесь формировалось как к храму, божеству, гармонии. И, соответственно, воспитывался отвечающий поставленным целям архетип человека.

Другая суперцивилизация была антиподом первой. Ее мировоззренческой основой был монетаристский рационализм, запущенный две тысячи лет назад (после распятия Иисуса Христа). Накопление денег, оборот денег, приносящий прибыль, расширение пространства денег, усиление влияния денег на все стороны жизни общества постепенно взращивали власть денег.

В то же время концентрация финансовых ресурсов в рамках государств, корпораций и физических лиц способствовала развитию технического прогресса, повышению материального уровня жизни, комфорта, индустрии развлечений. Отставали в развитии высокая культура, фундаментальная наука. Духовная сфера коммерциализировалась.

Эти две суперцивилизационные системы, оформленные в два геополитических блока, находились в жестком комплексном, а не только идеологическом противостоянии. Главный стержень борьбы двух систем лежал в следующей плоскости: доминанта идей и духа против доминанты денег и материальных богатств, выступающих источником власти. Но обе системы решали глобальные задачи. Первая — установление на планете принципов международной и социальной справедливости, вторая — мировое господство сверхбогатых людей.

Вместе с тем жесткая конкуренция двух глобальных оппонентов являлась хорошим стимулом для мирового развития, поскольку существовал рынок идей и концепций, а стороны хотели выглядеть лучше и красивей по отношению друг к другу. Параллельно с двумя суперцивилизациями существовал и развивался «третий мир», сочетавший в себе духовно-социалистические идеи и одновременно капиталистические принципы экономики и традиционную систему власти. Такая трехполюсная модель мироустройства была перспективной, стратегически стабильной (несмотря на ядерное противостояние) и позволяла народам и государствам выбирать собственный путь развития, находиться в относительной безопасности. Впервые в истории человечества сложилось устойчивое геополитическое равновесие планетарного измерения.

 

2

Крушение СССР и мировой социалистической системы придали мировому развитию контуры однополярности. Запад объявил себя победителем, евроамериканская элита стала считать себя мировой элитой, мнение финансово-политических кругов Запада — мировым общественным мнением.

Сложившаяся в ходе геополитического баланса сил система международных отношений и принципы международной безопасности стали разрушаться и заменяться стандартами силы и превосходства. Глобальная власть постепенно переходит к обладателям мировых денег и крупному капиталу. Двухтысячелетняя стратегия монетаризма подошла к своему финалу — глобальному подчинению человеческого сообщества власти денег в мировом масштабе, превращению не только человека, но и государств из субъекта истории в объект денежного рабства. Природа также стала объектом и источником новых прибылей и удовольствий. Человек стал деградировать духовно и интеллектуально, все более приближаясь к состоянию животного.

Таким образом, в результате революционных изменений последних 15–20 лет изменилась функциональная сущность человека и международного сообщества в целом. Обозначился явный духовно-нравственный тупик в развитии человеческой цивилизации, научно-технический прогресс утратил гуманистические начала. Усилилась эксплуатация природных ресурсов, целые народы (включая российский) перешли от плуга, станка, книги к сплошному торгашеству, сколачиванию денежных состояний любым, в том числе аморальным, путем, международные законы и стандарты диктуются финансовым интернационалом и крупными транснациональными корпорациями. Эксперты ООН бьют тревогу: коэффициент полезного действия мировой экономики понизился до 20 %.

Государства, как субъекты международного миропорядка, утрачивают свою роль, теряют атрибуты государственности и суверенитета, а принадлежащие им природные ресурсы объявляются общечеловеческим достоянием и скупаются или завоевываются более сильными и богатыми субъектами.

По сути дела на фоне строительства глобальной империи капитала развязана мировая экономическая война, в которой широко применяются военная сила, боевые инфекционные вирусы, финансовые кризисы, организация голода и нищеты, банкротство государств, долговое удушение. И всё это для увеличения прибылей сверхбогатой «элиты» человечества.

Активным и эффективным оружием стали СМИ, подконтрольные мировым финансовым центрам. Именно через них формируется выгодная ситуация, в нужную сторону разворачивается общественное мнение, ломается и искажается человеческое сознание.

В противовес ООН и другим международно признанным институтам в рамках империи капитала создаются новые глобальные структуры власти (Бельдербергский клуб, «семерка», Давосский форум), силовые компоненты (армия США, НАТО, международные силы), система трибуналов, тюрем, тайные силы спецопераций. На глобальном уровне сформирована фарисейская система власти.

Государства, сопротивляющиеся включению в глобальную империю и пытающиеся проводить самостоятельный курс развития, уничтожаются военной силой США и НАТО и расчленяются на мелкие квазигосударства (Югославия, Ирак), в важных стратегических и ресурсных регионах создаются очаги конфликтов и хаоса, провоцируются межнациональные и межконфессиональные войны (Косово, Палестина, Ливан, Ирак).

Принципиальным является формирование новой мировой элиты на идейно-религиозной основе богоизбранности, все другие народы и социальные группы должны стать обслуживающим персоналом, лишние уничтожены.

Главы государств и правительств назначаются из мирового центра при имитации демократических процедур (как ныне в России избираются губернаторы субъектов Федерации). Они превращаются в уполномоченные органы в глобальной структуре управления.

Вполне естественно, что в империи не может быть двух и более идеологий, нравственных систем, финансово-экономических и иных стандартов. Именно потому разрушаются и дискредитируются традиционные религии, ценностные ориентиры, национальные жизненные нормы и установки. Они заменяются неким стандартизированным суррогатом, например, как на Украине — хасидско-православной верой. Да и в России к этому идет.

В Европе процессы не менее сложные. В этом регионе идет этнокультурная перестройка параллельно с повышением эффективности экономики ЕС. По оценке французского правительства, для поддержания конкурентоспособности экономики ЕС потребуется 75 млн иммигрантов, большинство из которых будут мусульманами. Вместе с тем лидеры стран ЕС (Британия, Франция, Германия) заявляют о провале планов мультинациональной Европы. Признав Косово независимым государством, США раскололи Европу и способствуют ее форсированной исламизации, ослабляя своего конкурента.

Таковы общие контуры наступающей эпохи мондиализма.

 

3

Вместе с тем попытки выстроить на планете глобальную империю капитала на основе финансового фундаментализма нереальны, но в то же время крайне опасны для многих государств и человеческой цивилизации в целом.

Реализация на практике монетаристской теории в глобальном измерении уже выявляет главное противоречие эпохи — антагонизм между монетаристской деятельностью человека и природой. Окружающая нас среда не выдерживает чрезмерной эксплуатации ее человеком и мстит пожарами, ураганами, наводнениями. Это противоречие обостряется интенсивным ростом численности населения планеты. По данным Национального совета США по разведке уже к 2015 г. 3 млрд людей планеты окажутся лишними, поскольку им не будет хватать ресурсов для выживания.

Второе по масштабности противоречие — это антагонизм между атлантической и другими цивилизациями. По С. Хантингтону мир вступил в эпоху столкновения цивилизаций, и это только начало. События в Косово, Ираке, Афганистане, Египте, Тунисе и в целом на Ближнем Востоке — это, прежде всего, не борьба за территориальную целостность, автономию или вывод иностранных войск — это война ислама, православия против атлантизма, иудео-протестантизма, либерально-монетаристского глобального императива, война против нового «органа всемирно-политической власти» (по З. Бжезинскому). И главная сфера этой войны — духовно-цивилизационная.

Бездуховная, алчная и эгоистичная по природе западная цивилизация, отрицающая наличие высшего разума, Бога, не в состоянии победить в такой войне. Поэтому эпоха однополярного либерально-монетаристского мира неосуществима. Нельзя считать нормальным, когда 200 сверхбогатых людей планеты обладают богатством, равным совокупному богатству 41 % населения мира.

Состояние основного инструмента монетаристской власти американского доллара, не обеспеченного материальным содержанием, крайне неустойчиво, зона его действия сужается. Политика США, поддерживающих свою экономику за счет финансового разбоя, тотального подчинения национальных банков американским финансовым институтам, вследствие галопирующего роста их долгов перед всем миром терпит крах. Мировая финансовая система на грани крушения.

Нарастает финансово-экономическая напряженность внутри атлантического ареала, в отношениях США с Китаем, Россией, Латинской Америкой, Европой. Да и в самих Соединенных Штатах реализуется стратегия установления полицейского режима, снижается уровень жизни населения. Мировая финансовая элита в условиях отсутствия глобального конкурента, каким был СССР, не желает прилично содержать 300 млн американцев.

Так что мы можем стать свидетелями нарастания цивилизационных противоречий внутри самой Америки. Возможно, Дж. Патрик Бьюкенен, предрекший в своей книге «Смерть Запада» распад США к 2025 г. на три самостоятельных государства — афроамериканское, латиноамериканское и англосаксонское, — окажется прав. Да и успех на выборах в президенты США афроамериканца Б. Обамы взывает к серьезному размышлению. Как и фотография от 21 января 2011 г., где судьбы мира обсуждают афроамериканец Б. Обама и китаец Ху Цзиньтао.

Третье глобальное противоречие лежит в природно-ресурсной сфере. Монетаристский подход вызвал повсеместный и безудержный рост потребления природных ресурсов и, прежде всего, углеводородного сырья. Истощение их запасов инициирует обострение борьбы за контроль над ними и маршрутами их транспортировки. Нарастание виртуальной долларовой массы в преддверии ее девальвации вынуждает обладателей миллиардов материализовать их в природно-ресурсные активы, то есть еще больше насиловать окружающую среду.

Выиграть битву за нефть и газ с помощью нефтедолларов и военной силы мировая элита не в состоянии, но она способна обострить военно-стратегическую ситуацию и развязать новые войны и конфликты, потому что не отказывается от претензий на мировую власть, на построение однополярного мироустройства, на создание глобальной империи.

С этой целью Соединенные Штаты наращивают беспрецедентную военную мощь, реализуют безумные идеи глобальной ПРО, доктрину превентивных ударов, включая ядерные, пытаются взять под прицел всю планету. Настойчиво реализуется формула мирового господства, основанная на контроле ключевых районов мира, стратегических коммуникаций и глобальных ресурсов.

НАТО из оборонительного союза превратилось в агрессивный инструмент политики монетаризма и мирового господства, не защищает интересы европейских стран и Канады, а скорее противоречит им, втягивает Европу в конфронтацию с Россией и исламским миром. Старая европейская цивилизация не желает такой участи и пытается сохранить свою культурную традицию, политическую и экономическую независимость.

Усиливая военный потенциал США и НАТО, монетаристские силы стремятся достичь решающего превосходства над всеми другими цивилизациями, закрепить военно-технологический отрыв от остальных стран. По сути дела НАТО уже стало охранно-разбойной организацией глобального капитала.

На глобальном уровне мы отмечаем противоборство двух принципов обеспечения военной безопасности: баланса сил и доминирующего превосходства. Россия, Китай, Индия, Франция, Германия, Бельгия, Италия, Финляндия, страны исламского мира, Латинской Америки исповедуют принципы баланса сил (или оборонной достаточности), как на глобальном, так и на региональном уровнях. Военно-технологическое превосходство стало государственной идеологией США и оформилось в мировоззрение финансово-политической элиты Запада.

 

4

Противостоять катастрофическому развитию ситуации на планете возможно лишь через возвращение к нравственным основам бытия. Но как это сделать?

Прежде всего, нужен духовный лидер мира. Таковым может быть только Россия, как сохранившая в себе и чистоту христианства (Православия), и душу, обладающая (пока ещё) огромным геополитическим потенциалом.

Второй, может быть, парадоксальный вывод: необходимо на основе Православия оформить идеологические принципы бытия и развития, творчески сопрягая их с ценностями духовно близких нам цивилизаций. То есть объединить и развить коллективистские начала, как способ планетарного выживания. И опять на первый план выходит Россия.

И третье. Активнее форсировать становление Шанхайской организации сотрудничества в качестве полюса мира, альтернативного западно-монетаристскому. Полюса более справедливого, более духовного и базирующегося на принципе гармоничного развития всех мировых цивилизаций.

И здесь у России — ведущая роль. Никто другой этого сделать не сможет. Но Россия может стать глобальным координатором, только возродившись в качестве мировой цивилизации, восстановив обе культурно-цивилизационные матрицы: православно-славянскую и русско-тюркскую. Соединив их в едином цивилизационном пространстве и предложив собственный глобальный проект.