Жертвоприношение и самопожертвование: библейские архетипы и современность

Мировозрение

На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит:
вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира.

Евангелие от Иоанна 1:29

Всякая добродетель рождает жертвенность.
Совершенная добродетель рождает полное самоотречение.
Высшая добродетель — любовь — рождает совершенное самоотречение.

Святитель Николай Сербский

Введение

Жертвенность — это явление в мир Бога, благого, дающего, любящего, ведущего человека из трагичного вещественного мира, ограниченного в пространстве и времени, в мир безграничный и вечный — в мир ангельский, духовный. «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Иоанн 3:16). Любовь — это общая энергия Святой Троицы — Отца и Сына и Святого Духа, а высшее проявление любви — это жертвенность.

Господь говорит о Себе: «Я есмь Сущий» (Исход 3:14), и трагедия материальной культуры начинается с мятежа, когда человек осознает в себе индивидуальность, вырывая себя из контекста онтологического Бытия, становясь перстью и прахом земным, но прахом, имеющим в себе Божественное дыхание. Плоть на протяжении человеческой истории представлялась антитезой духу, однако, телу придавалась особая значимость в отношениях человека с божествами и Богом во всех религиях. После грехопадения первых людей Бог перестал быть для человека Отцом, стал Судьей, взора Которого человек боится, но грешить не перестает, а совесть осуждает. «Отчего поникло лице твое» (Бытие 4:6), — обращается Бог к Каину.

В определении термина «Жертва» в «Православной энциклопедии», изданной по благословению Патриарха Алексия II, говорится: «Принесение жертвы является одним из самых фундаментальных проявлений человеческой религиозности. Так, Священная история Ветхого Завета говорит о том, что жертвы приносились уже вскоре после грехопадения, еще при жизни первозданной человеческой пары (см. рассказ о жертве Каина и Авеля (Бытие 4:1–5)); ряд экзегетов усматривают утверждение о божественном происхождении института жертвы в том, что сразу после грехопадения Бог облекает Адама и Еву в одежды из кожи (Бытие 3:21)»

Значение слова «Жертва» по словарю Брокгауза и Ефрона: «Жертва — умилостивительное или благодарственное приношение Богу от плодов земных или из царства животных. Этимологически это слово происходит от глагола жрети, жрать, пожирать (отсюда жрец) — как вследствие представления о том, что приносимое в Ж. потребляется божеством, так и вследствие того, что Ж., по освящении ее, потреблялась самими приносящими. Идея Ж. проникает собой все религии, как древнего, так и нового мира, но формы ее разнообразны до бесконечности.

В наиболее чистом виде Жертва представляется в Библии, где она выступает уже в первобытные времена как символ отношений между Богом и человеком. Чувствуя свое ничтожество и свою полную зависимость от Высшего существа, человек старается умилостивить его в случае бедствия или возблагодарить в случае успеха и благоденствия, равно как и просто выразить чувства своей преданности ему, и вследствие этого приносит ему Ж., то есть жертвует от своего достатка что-нибудь такое, что дорого и приятно ему самому, в предположении, что то же самое будет приятно и божеству. Первые следы Ж. в Ветхом Завете мы видим уже на первых страницах Библии; сыновья прародителей приносили в Ж. Богу — один от плодов земных (Каин), а другой от стад своих (Авель)».

Каин после принесения бескровной жертвы от плодов земных, пролил кровь (парадокс) брата, убив Авеля, совершил мятеж против Отца. Духовно одичавшее человечество в ужасе несется к смерти. Это проявляется, в частности, в тысячелетних практиках человеческих жертвоприношений. Людская кровь считалась священной, содержащей жизненную силу человека.

Архетипы начала и конца:
«Вложено в сердце человека...»


Все соделал Он прекрасным в свое время
и вложил вечность в сердце их,
хотя человек не может постигнуть дел,
которые Бог делает, от начала до конца.

Екклеcиаст 3:11

Жертва существовала и существует у всех народов. И даже сейчас, в XXI веке, ни одна «цветная» революция не обходится без «сакральной жертвы».

Технологии этих революций сейчас тщательно отработаны . На Майдане в Киеве в феврале 2014 года, благодаря «неизвестным снайперам», которых наняли жрецы Золотого тельца, сразу получилась не одна — две жертвы, а целая «небесная сотня», и в итоге — удачный госпереворот — «революция достоинства». В Белоруссии в 2020 году с «сакральной жертвой» что-то не сложилось, и попытка госпереворота не удалась.

На Украине — удалась. Там поддержку Майдану оказывало непосредственно руководство США в лице щедрой на печеньки Виктории Нуланд и европейских «доброжелателей», шантажировавших президента Украины Януковича, распорядившегося разоружить спецназ МВД «Беркут». Приветствуя это трусливое решение, майданные боевики забросали защитников Украины коктейлями Молотова, а еще ранее киевские ведьмы, содомитки из Femen, демонстративно, под телекамеры, спилили самый большой поклонный крест в Киеве. Это начало сатанинского шабаша. Недавно одна из них удавилась.

Дальше — легче: под руководством будущего министра МВД Авакова был устроен массовый расстрел беркутовцев и части протестующих на Майдане. «Тут же начались расправы над антимайданными активистами (многим из которых пришлось бежать из родной страны, а многие были зарезаны вместе с семьями), первой из которых стало убийство с сожжением людей в автобусе под Уманью. Символом этих расправ, которые продолжались все эти годы уже прямым террором государственного СБУ (украинского Гестапо), стало сожжение людей в Одессе. Тогда в Доме профсоюзов было заживо сожжено не менее 50 человек, граждан Украины, среди которых были женщины, дети и старики и ни одного россиянина. Следствия по тому делу так и не состоялось. А вот — и шествие на одесское Куликово поле тех самых сжигателей, которыми были объединены нацистско-фанатские ультрас из разных городов Украины с известными речовками. В этой расправе принимал личное участие будущий глава украинского Совбеза и Верховной Рады униатский сатанист Парубий. А также — убийство выдающегося писателя и общественного деятеля, коренного киевлянина Олега Бузины, убийцу которого демонстративно освободили и встречали с нацистскими речовками».

Открытая антихристианская деятельность сопутствовала принятию террористических законов главой СБУ пастором протестантской секты Турчиновым (народные клички «кровавый пастор, трупчинов»). Обращают на себя внимание дегенеративные физиономии главарей Майдана: Парубий, Яценюк, Турчинов — у них у всех неприличные клички, данные народом. Идет бандитский захват православных святынь. Нацистский режим Зеленского выгнал 1 января 2023 г. православных из Киево-Печерской лавры, чтобы передать ее самозванцам и раскольникам. Набирает обороты погром и других православных мужских и женских монастырей, зато униатов приглашают на самые высокие собрания (Давос). В праздник Рождества Христова во Львовской области был установлен рождественский вертеп с фигуркой Бандеры . В канун Рождества Христова Зеленский приостановил гражданство тринадцати митрополитам и архиепископам Украинской Православной Церкви МП. Под надуманными предлогами происходят аресты священнослужителей. «Главную скрипку здесь играет Вашингтон».

Сейчас мы понимаем, что это еще цветочки, о реальном будущем человечества, закосневшего во зле, отступившего от Бога, принявшего антихриста, написано в Откровении. В апокалиптических видениях апостола Иоанна Богослова о будущем Земли образно говорится о звере, выходящем из моря: «И отверз он уста свои для хулы на Бога, чтобы хулить имя Его, и жилище Его, и живущих на небе ...и поклонятся ему все живущие на земле, которых имена не написаны в книге жизни у Агнца, закланного от создания мира» (Откровение 13:6, 8). Приведем краткое толкование этого места из Библии. «Зверь Апокалипсиса Иоаннова, вышедший из пучины морской, должен означать государственную державу небывалого дотоле могущества, осуществляющую на земле волю дракона и возглавляемую самодержавным владыкою над людьми, но в духе послушном орудию сатаны, — антихристом». Сейчас и в обозримом будущем самая могущественная страна мира — это США, кроме того, эта держава с двух сторон омывается океанами. Это также единственная страна в мире, где официально существует т.н. «церковь сатаны», которая финансирует режим Зеленского. Так что вечные библейские архетипы работают и сейчас, хотя они и скрыты, даны, чаще всего, в иносказательной форме.

Рассмотрим некоторые библейские архетипы: происхождение зла, убийство, жертва, жертвоприношение, жертвенность, самопожертвование. Это, как уже отмечалось, есть у всех народов мира в самых разнообразных формах, именно поэтому важно рассмотреть и выявить первичное, т.е. собственно архетип, чтобы не запутаться в разнообразии форм. «Что было, то и теперь есть, и что будет, то уже было, — и Бог воззовет прошедшее» (Екклесиаст 3:15). А в народе есть такая пословица: за деревьями леса не видать.

Однако первичная идея, архетип , в истории народов в своем конкретном наполнении часто приобретает страшные формы в зависимости от испорченности общества. Именно в XX веке было осознано и описано, что за пределами сознания находится неизмеримо превосходящий его океан бессознательного, в значительной степени предопределяющего наш «сознательный выбор». Рассматривая символизм соотношений физического и психического (душевного) в человеке канд. физ.-мат. наук, кандидат богословия, протоиерей Кирилл Копейкин обращается к трудам создателя аналитической психологии К.Г. Юнга, который обнаружил, что «индивидуальная психика вырастает из присущего всем людям и передаваемого по наследству коллективного бессознательного, того мира, что, по слову Писания, вложено в сердце человека (Екклесиаст 3:11), мира, хранящего в себе все этапы психической эволюции, подобно тому, как наше тело несет в себе в свернутом виде историю всей эволюции биологической. И подобно тому, как в человеческой телесности может быть выделена универсальная общебиологическая структура наследственной информации — генетический код, человеческое коллективное бессознательное несет в себе универсальные структурные элементы, которые Юнг назвал архетипами, — своего рода «первичные прообразы», имеющие явно религиозный характер, только недоступные непосредственному наблюдению и представляющие сознанию лишь при наполнении конкретным содержанием, но обладающие инвариантным ядром, которое не может быть исчерпано ни научным объяснением, ни поэтическим описанием». «Подлинная природа архетипа не может быть осознана, что она трансцендентна, и в этом смысле я понимаю ее как психоидную, — утверждал Юнг. — Следует наконец освободиться от иллюзий, будто архетип возможно объяснить — и тем самым с ним покончить. Вся эта попытка объяснить окажется ничем иным, как более или менее удачным переводом на какой-то другой язык».

Жертвоприношение — свидетельство пространственно-временного ничтожества человека и его зависимости от воли Высшего Существа, с другой стороны, оно — просто один из способов молитвенного отношения к Богу, одно из внешних проявлений внутренней связи человека с Безначальным и Бесконечным Творцом. Высокое значение жертвы раскрыто и выдержано в Библии. Жертва Агнца, закланного от создания мира, это библейский архетип, первичная идея для всех времен. О том же пишет ап. Петр: «не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца, предназначенного еще прежде создания мира, но явившегося в последние времена для вас» (1 Петра 1:18–20).

Языческие жертвы часто не лишены чувственного характера и кровожадности. Так, языческим богам Ближнего Востока Ваалу и Астарте приносилась в жертву даже девическая честь, для чего существовала особая каста сакральных блудников и блудниц: кедешимы и кедошоты. Наиболее масштабно и ярко человеческие жертвоприношения осуществлялись в мезоамериканских цивилизациях ацтеков, инков, майя, ольмеков. Там культ человеческого жертвоприношения переходит в каннибализм. Сегодня это снова становится актуальным, но уже не в Центральной Америке, а у сатанистов США, среди которых распространен вампиризм. В искусстве это проявляется в создании вампирских сериалов, их уже сотни. Специально подбираются талантливые красивые и обаятельные актеры.

«Питание» богов или жертвоприношение им было, как говорит Л.А. Тихомиров, «неким “юридическим актом”, который, будучи совершен в должной ритуальной форме, давал богу потребное ему и обязывал его к оказанию просимой услуги» . Наиболее действенным средством считалось человеческое жертвоприношение, особенно приношение в жертву такому жестокому божеству, как Молох или Ваал, человеческого первенца.

И сегодня сохраняется культ Золотого тельца, требующего в прямом и символичном смыслах человеческих жертвоприношений, особенно явных, на поле боя, где за непостижимую алчность избранной горстки, так называемых, «глубинных правителей» мира приносятся в жертву миллионы людей. Кажется, Земля должна уже захлебнуться от потоков солдатской крови, крови гражданских людей и невинных младенцев. Никакого духовного нравственного прогресса в масштабах человечества не происходит. «Всему свое время, и время всякой вещи под небом. Время любить, и время ненавидеть; время войне, и время миру» (Екклесиаст 3:1, 8). Научно-техническое развитие и несомненный прогресс материальной цивилизации не может обеспечить ни счастье человека, ни его безопасность. Наука дошла до такой степени, что сейчас в ядерной катастрофе за несколько часов может быть уничтожена большая часть человечества.

Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом

А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно,
чтобы приходящий к Богу веровал,
что Он есть, и ищущим Его воздает.

Евреям 11:6

Слово «вера» в русском Синодальном переводе Ветхого Завета встречается лишь один раз и в одном месте: «Вот, душа надменная не успокоится, а праведный своею верою жив будет» (Аввакум 2:4). Тогда как в Новом Завете в 11 главе Послания ап. Павла к Евреям это слово встречается 23 раза. Этот факт, казалось бы, находится в явном противоречии с тем, что нам известно из Библии о ветхозаветной вере. Чтобы понять, что представляет собой ветхозаветная вера, нужно учитывать не только то, что она была источником и центром всей религиозной жизни, но и то, что она не была адекватна признанию существования Бога и имела своим основанием не Его бытие, а Его верность.

Существование Бога (или богов) в то время почти не подвергалось сомнению. Тогда веровали все: одни в Бога Откровения, другие — в неведомого Бога (Деяния 17:23), третьи — в языческих богов. Поэтому отрицавший существование любого бога считался «безумцем». «Сказал безумец в сердце своем: “нет Бога”. Они развратились, совершили гнусные дела; нет делающего добро» (Псалом Давида 13:1). Вера в Бога (т. е. признание Его) в то время была обычным явлением и не считалась добродетелью. Следует учитывать также и то, что древним семитам было более свойственно онтологическое познание, нежели рационалистическое признание. «Познать Бога» — этот первичный призыв, брошенный в сердце человеческое, развивается в Библии не в научной, а в жизненной связи.

Однако всеобщее верование, то есть признание существования Бога, отнюдь не вело ко всеобщему благочестию в Израиле. Идолопоклонство в Библии прямо называется «блудодейством». Бог ревниво ограждает от него Свой народ. Образно уподобляясь супругу, Он осуждает веру в иных богов и определяет этот грех не просто как заблуждение, но как неверность Ему: «страха Моего нет в тебе, говорит Господь Бог Саваоф... и ты говорил: “не буду служить идолам”, а между тем на всяком высоком холме и под всяким ветвистым деревом ты блудодействовал» (Иеремия 2:19–20).

Специфику ветхозаветной веры помогает определить встречающаяся в библейских текстах символика супружества. Она — «не мифология, присущая религии Ханаана, где бог-супруг оплодотворяет землю, являясь по отношению к ней “Ваалом” (т.е. властелином и мужем); этому мифу соответствуют сексуальные ритуалы, особенно так наз. “священная проституция”. Бог Израиля — Супруг не земли, а Своего народа» . Условием такого обручения является обоюдная верность — emunаh (Осия 2:20), а сам Союз — завет Бога и народа приобретает характер брака. Бог на протяжении всей истории Израиля оказывается верным Супругом, в то время как обрученная Ему невеста становится женой развращенной, блудницей, отказывающей своему Супругу в вере-верности (Осия 2:2–13). Такое своеобразие ветхозаветной веры позволило пророку Осии ввести новое понятие греха, согласно которому грех — это уже не простое нарушение какого-либо правила, а неверность, отказ ответить на любовь. «И детей ее не помилую, потому что они дети блуда. Ибо блудодействовала мать их и осрамила себя зачавшая их; ибо говорила: “пойду за любовниками моими, которые дают мне хлеб и воду, шерсть и лен, елей и напитки”. И накажу ее за дни служения Ваалам, когда она кадила им и, украсив себя серьгами и ожерельями, ходила за любовниками своими, а Меня забывала, говорит Господь» (Осия 2:4, 5, 13).

Вера в ее современном понимании обычно противопоставляется неверию, заблуждению, в то время как в Ветхом Завете она противоположна неверности, обману. В христианстве вера-верность Авраама освобождается от национальных рамок. Необрезанный Аврам , выходец из Ура Халдейского , стал «отцом верующих» обрезанных евреев. У него не было наследника, а был распорядитель (управляющий) Елиезер из Дамаска. «И было слово Господа к нему (Авраму), и сказано: не будет он твоим наследником, но тот, кто произойдет из чресл твоих, будет твоим наследником. И вывел его вон и сказал: посмотри на небо и сосчитай звезды, если ты можешь счесть их. И сказал ему: столько будет у тебя потомков. Аврам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность» (Бытие 15:4–6).

А это значит, что его отцовство относится не к биологическому потомству, а к связи по вере... Поэтому, строго говоря, Авраам не был евреем в том смысле, что он в то время не был обрезан и не практиковал иудейскую религию. Основоположник иудейского культа — это Моисей, который жил на несколько столетий позже Авраама. «Следовательно, Авраам — отец всех верных Богу» — подчеркивает профессор догматического богословия Московской духовной академии М.С. Иванов . Следует отметить, что перед Заветом с Богом Авраам получил предваряющее благословение от Мелхиседека.

Вспомним библейскую историю. После победного сражения навстречу Авраму вышел «Мелхиседек, царь Салимский, вынес хлеб и вино, — он был священник Бога Всевышнего, — и благословил его, и сказал: благословен Аврам от Бога Всевышнего, Владыки неба и земли; и благословен Бог Всевышний, Который предал врагов твоих в руки твои. Аврам дал ему десятую часть из всего» (Бытие 14:18–20). Город Салим (по-еврейски Шалем, в греческом языке нет шипящих звуков — они заменяются звуком «C») отождествляется с современным Иерусалимом, в котором тогда, за 2 тысячи лет до Р.Х., существовала такая форма правления как теократия, поскольку Мелхиседек в одном лице был и царем, и священником Бога Всевышнего. Он не принадлежал к еврейскому этносу. Еврейского народа тогда еще не было.