Император Александр III, блестящий венценосец и мощный боевой корабль


В 1845 году придворный поэт Борис Фёдоров, ныне забытый, разразился торжественной одой по случаю рождения второго сына цесаревича, великого князя Александра Николаевича, наречённого Александром Александровичем («дважды Александром», что, видимо, особенно вдохновило служителя муз).

В ней он перечислил всех знаменитых носителей этого имени: от святого благоверного князя Александра Невского до недавно правившего императора Александра I Павловича, победителя Наполеона, и предрекал новорождённому великое будущее.

Предречение и тогда, и ещё двадцать лет спустя, воспринималось как явный перехлёст, поскольку восприять скипетр и державу предназначалось старшему брату Александра – Николаю. Однако после скоропостижной смерти его в апреле 1865 года на оду стали смотреть иначе – как на пророчество. Которое воплотилось в жизнь во всей своей полноте.

Девятнадцатый век в истории России – Александровский: эпоха правления трёх императоров, носивших это имя, продолжалась 64 года, почти две трети столетия. Каждый из них по своим выдающимся деяниям получил особое проименование: Благословенный, Освободитель, Миротворец.

«Виной» тому императрица Екатерина Великая, назвавшая старшего внука в честь «святого с мечом» – князя Александра Невского, канонизированного на Московском Соборе 1547 года как святого заступника Земли Русской, особо прославленного при Петре I.

Она же дала ему прекрасное воспитание и образование, впервые готовя таким образом наследника престола к его высокой державной миссии, причём видя в нём истинно русского царя: ибо сама, немка по происхождению, в душе чувствовала себя русской до мозга костей («И только неистребимая любовь к кофе осталась во мне от немки», – говорила она).

В чести при её дворе было всё русское: от языка общения и блюд на столе до русских нарядов, в которых императрица позировала живописцам. И это было, пожалуй, единственное, что резко отличало её от Петра Великого, которому вплоть до копирования нравилось всё голландское, императриц Анны и Елизаветы, носивших иноземные платья и терпевших при своих дворах засилье иностранцев, своего супруга Петра III Фёдоровича, благоговевшего перед всем немецким и боготворившего короля Фридриха II Прусского. Все Александры – её внук, правнук и праправнук – воплотили в жизнь самые лучшие в этом смысле чаяния своей царственной бабушки.

«В годы правления Александра I Российская империя приобрела статус всемогущей. Статус, определенный победой над Наполеоном и взятием Парижа», – пишет историк, делая вывод: вероятно, за это император и назван был Благословенным. Добавим: вся Отечественная война 1812 года, от вторжения «Великой армии» Бонапарта до разгрома и изгнания жалких остатков её из России, заняла лишь шесть месяцев, дело небывалое.

Император Александр II в своё правление превзошёл все чаяния либерально настроенной интеллигенции XVII-XIX веков, проведя ряд неподъёмных для предшественников реформ во всех областях государственной и общественной жизни, начиная от крестьянской (отмена крепостного права, отчего и назван был царём-Освободителем) до финансовых, образования, земской и городской, судебной и военной.

Взошедший на престол 13 марта 1881 года (по современному стилю) тринадцатый по счёту российский император Александр III оставался на престоле 13 лет, примерно вполовину меньше от периодов правления Александра I и Александра II, но успел сделать больше, а многое и лучше них, хотя начатое им отчасти пришлось завершать уже его сыну, императору Николаю II, уложившись аккурат в те самые 12 лет, которых не хватило отцу.

Самим своим обликом похожий на былинного русского богатыря, цесаревич Александр Александрович вступил на престол в зрелом возрасте – 36 лет от роду, будучи вполне подготовленным к исполнению миссии российского венценосца. Имел прекрасных учителей. Преподавателем права был у него профессор К.П. Победоносцев, занявший должности обер-прокурора Святейшего синода и члена Государственного совета ещё при Александре II и остававшийся на них в царствование следующего монарха; преподавателем истории – профессор и академик С.М. Соловьёв, автор 29-томной «Истории России с древнейших времён» и других научных трудов; главным воспитателем и учителем военного дела – граф генерал-адъютант Б.А. Перовский; образованием в целом заведовал профессор, экономист и статистик, историк и доктор философии А.И. Чивилёв.

Основательные знания, помноженные на твёрдый и решительный характер, выработанный на военной службе (быв пожалован первым офицерским чином прапорщика к своему 7-летию, к 32 годам он дослужился до чинов генерала от инфантерии и генерала от кавалерии, умело командовал во время Русско-турецкой войны 1877-1878 годов крупным Восточным (Рущукским) отрядом Дунайской армии), качества эти во многом послужили залогом успехов царствования императора Александра III.

Миротворцем он прослыл в первую очередь благодаря тому, что внёс порядок и успокоение во внутреннюю жизнь страны, ибо пресёк вакханалию политических убийств, развязанную террористами-народовольцами: были пойманы, изобличены по суду и повешены пять участников покушения на его отца, императора Александра II (Желябов, Перовская, Кибальчич, Михайлов и Рысаков), хотя за их помилование ходатайствовали такие известные либералы, как писатель Лев Толстой.

Та же участь постигла и «первомартовцев» «второй версии», участников покушения на самого Александра III, предотвращённого 1 марта 1887 года, в числе которых был А.И. Ульянов (а также Шевырёв, Андреюшкин, Генералов и Осипанов). Общество в целом положительно оценило это событие, ибо террор «Народной воли» унёс сотни невинных жизней, только при теракте 1 (13) марта 1881 года погибло 13 сторонних лиц. Грамотными юридическими, полицейскими и другими мерами революционный пыл был сведён на нет.

Царствование Александра III по старой советской привычке называют «периодом контрреформ», что истине, безусловно, не соответствует. Разве он восстановил крепостное право? Отменил хотя бы какую-то из реформ своего отца? Некоторые реформы (к примеру, судебную) он отредактировал в том смысле, что изъял из компетенции суда присяжных ряд статей о тяжких преступлениях, передав их судам общей юрисдикции, сделав рассмотрение некоторых из них «закрытыми» (практика сохраняется до сих пор). Ведь до чего доходило: присяжные, разжалобленные слезливыми речами адвоката, часто оправдывали убийц, чем революционеры успешно пользовались.

Сторонники обвинений Александра III в проведении политики контрреформ обвиняют императора в сокращении гимназического обучения («указ о кухаркиных детях»), чего, кстати, фактически не последовало, зато забывают сказать об увеличении, ровно в 10 раз, школ, дающих начальное образование (преимущественно церковно-приходских, с упором на нравственное воспитание), в чём конкретно-исторически была огромная нужда, поскольку после отмены крепостного права преступность выросла более чем в 10 раз, и одними полицейскими мерами купировать её не представлялось возможным.

Пеняют «русификацией окраин» («Валуевский циркуляр» и так далее), хотя обязательное изучение русского языка, наряду с просветительской, имело целью донесение в неискажённом виде установлений центральной власти, исключая формулу «моя твоя не понимай», а на бытовом уровне – «балакай» хоть на китайском. И так буквально по всем пунктам «контрреформ».

Но не они стали определяющими в царствование Александра III. Взвешенной внутренней экономической политикой (резким сокращением ненужных расходов, в том числе на содержание императорского Двора), введением акцизных и других сборов, переходом от «свободной торговли» к политике протекционизма то есть защиты отечественного производителя от интервенций товарами иностранного производства удалось вдвое повысить доходы бюджета и даже добиться его профицита.

Это позволило, во-первых, углубляя военную реформу Александра II, перевооружить своих самых верных (и единственных), по слову императора Александра III, союзников – армию и флот – новейшим вооружением.

Сухопутные войска получили удобную и практичную форму, были переобуты в сапоги, им дали прекрасную, лучшую тогда в мире винтовку Мосина (даже в 1941 году немецкие снайперы радовались, заполучив русскую «трёхлинейку» – била она и дальше, и точнее).

Одно это потребовало огромных расходов для модернизации оружейных заводов, порохового и гильзового производства. Военное ведомство запрашивало 156,5 миллиона рублей. На докладной записке Александр III начертал резолюцию: «Сумма ужасающая, но делать нечего, приступить надо». Дать пришлось и на адаптацию к русским условиям бельгийского револьвера братьев Наганов, оказавшегося «вечным», «неубиваемым», и модернизацию артиллерийского парка, что привело к принятию на вооружение в 1900 году знаменитой «трёхдюймовки»: полевой скорострельной пушки ставшего «каноничным» калибра 76,2 миллиметра.

Колоссальных расходов потребовало восстановление военно-морского флота, потерянного Россией по итогам Крымской войны 1853-1856 годов. В царствование Александра III было построено 114 новых военных кораблей, в том числе 17 броненосцев и 10 бронированных крейсеров. По суммарному водоизмещению это вывело русский флот на третье место в мире (после Англии и Франции). Умелая и напористая дипломатия, опирающаяся на военную мощь, и обеспечила России в это царствование мирное существование, а ему самому – неофициальный титул «Миротворец».

При этом никак не пострадали гигантские гражданские программы: в частности, строительство Транссибирской магистрали, самой длинной в России и в мире железной дороги, которое велось на средства бюджета. Сданный в эксплуатацию в 1905 году Транссиб дал возможность добраться без использования паромных переправ от берегов Атлантики до Тихого океана, сыграв важную роль в Русско-японской войне 1904-1905 годов, а особенно в Великой Отечественной: по ней были переброшены в 1941 году под Москву «сибирские» (дальневосточные) дивизии, спасшие столицу.

Более того: министром финансов Российской империи С.Ю. Витте, перешедшим «в наследство» императору Николаю II от отца, в 1897 году была проведена реформа по введению золотого стандарта рубля. Русская валюта стала конвертируемой, притом одной из самых устойчивых в мире.

В русском императорском флоте два корабля носили имя «Император Александр III»: броненосец 1900 года постройки, и линкор, спущенный на воду в 1914 году. Первый из них погиб, героически сражаясь в Цусимском сражении (из почти 800 человек экипажа не спасся никто), второй ушёл с остатками Белой армии в Бизерту в 1920 году. На нём последнем из всех русских судов был спущен Андреевский флаг. Святыня была передана в Россию из Австралии потомками эмигрантов в 2014 году, вскоре после возвращения Крыма в родную гавань.

День Андреевского флага отмечается в России 11 декабря: традиция, уходящая корнями в 1699 год, во времена Петра I. Примечательно, что именно в этот день в нынешнем, 2023 году, году состоялся подъём Андреевского флага на самом современном, седьмом по счёту атомном подводном крейсере проекта «Борей», получившем название «Император Александр III».

Победное имя «Александр» в третий раз возникло ныне в этом грозном строю: первым был РПКСН «Александр Невский», принятый на вооружение 23 декабря 2013 года (ему исполняется 10-летний юбилей службы), вторым – «Генералиссимус Суворов» (которого звали Александр Васильевич).

Андреевский флаг на этой подлодке, 6-й по счёту из «Бореев», был торжественно поднят 29 декабря 2022-го, год тому назад, после чего она вошла в состав ТОФ ВМФ России. Там же, на Тихом океане, будет служить и виновник нынешнего торжества – 7-й РПКСН «Император Александр III», охраняя мир и покой родной страны.

Картина: портрет императора Александра III. Художник Александр фон Бутлер. Начало 1880-х годов. ГИМ. Цесаревич

Фото: Портрет императора-Миротворца на рубке атомной субмарины: весьма символично.

Источник: Одна Родина