о книге «Военный дневник Тани Вассоевич. 22 июня 1941 — 1 июня 1945». СПб. 2015
Осталась одна Таня.
Таня Савичева
Посвящением грядущему Празднику 70-летия Победы в Великой Отечественной войне стала презентация книги известного современного ученого-историка, руководителя Санкт-Петербургского центра Российского института стратегических исследований, профессора Андрея Леонидовича Вассоевича «Военный дневник Тани Вассоевич. 22 июня 1941 — 1 июня 1945». В книге представлены записи и рисунки из дневника его матери, ленинградской школьницы, сделанные в страшные блокадные дни. Обсуждение этого уникального издания состоялось 20 февраля 2015 г. в редакции санкт-петербургского журнала «Родная Ладога».
Представил книгу и пояснил ее значение для современности с богословских и исторических точек зрения доктор богословия, член Союза писателей России архиепископ Курганский и Шадринский Константин (Горянов), принимавший участие в подготовке этого издания. Андрей Вассоевич зачитал предисловие к книге, написанное директором Российского института стратегических исследований Л. П. Решетниковым. В нем подчеркивается, что книга — этот интереснейший исторический документ, иллюстрированный рисунками талантливой школьницы, обладает и информационной, и эстетической ценностью, свидетельствует о духовной стойкости жителей осажденного Ленинграда, живших в те страшные дни не только «хлебом единым».
Андрей Вассоевич подчеркнул это особенно, в связи с тем, что в последние годы либеральная пропаганда на примере истории Ленинградской блокады пытается дискредитировать те духовно-нравственные идеалы, которые сделали в 1941 — 1945 гг. народ СССР — народом победителем. Книга, как пишет автор-составитель, является также ответом на клеветнические обвинения в адрес блокадников, прозвучавшие, в частности, в дни 70-летней годовщины полного освобождения Ленинграда от вражеской блокады. Возмутительными показались многим коренным ленинградцам слова, сказанные с высокой европейской трибуны Бундестага Д. Граниным, обвинившем ленинградцев в каннибализме. Писатель весьма почтенного возраста смаковал подробности одного, якобы известного ему случая, достаточно широко экстраполируя его. «…Таких примеров можно много приводить — во что превратилась жизнь блокадника», — стращал европейцев литератор.
В противовес этой не подтвержденной фактически точке зрения 95-летнего писателя, Андрей Вассоевич приводит позицию Ю. И. Колосова, президента Международной ассоциации историков блокады и битвы за Ленинград. Будучи озабоченным тем, что «сейчас вообще в освещении блокадной темы бытует масса совершенно нелепых небылиц, искажающих подлинную картину блокады», Колосов придает большое значение блокадным дневникам в их документальной целостности, не прибегает к контексту для подтверждения своей точки зрения. Поэтому и дневник тринадцати-четырнадцатилетней Тани Вассоевич (Татьяна Николаевна Вассоевич /28.08.1927 — 04.01.2012/), потерявшей в первую, самую страшную блокадную зиму, родного брата и мать и оставшейся одной, в книге приведен полностью. Каждый читатель может сделать собственные выводы.
Красноречив такой небольшой отрывок из письма Тани своей подруге Ире Разумовской, эвакуировавшейся в Ташкент.
«Ира, сейчас очень много новых книг можно купить. Я купила “Два капитана” Каверина. Мне очень она понравилась, но я ожидала большего. Лия говорит, что читать отрывками интереснее. Читала ли ты книгу Л. Кассиля “Великое противостояние”. Это очень хорошая книга, если можешь, прочти ее в Ташкенте. Я записана в районной библиотеке. Сейчас была и взяла “Дом с привидениями”. Еще не начала, но “чую”, что интересно»…
Даже этот отрывок из письма тринадцатилетней блокадной школьницы говорит о многом. О том, что в Ленинграде исправно работала почта, что были открыты в блокадном городе библиотеки. А главное, что, несмотря на голод и холод, продолжалась интеллектуальная жизнь.
Простые слова из дневника Тани Вассоевич являются золотыми крупицами свидетельства всенародного подвига. Иначе не назвать битву за Ленинград, которая была самой продолжительной и самой кровопролитной битвой Второй мировой войны. Именно она во многом определила исход беспощадной войны и стала символом исторического подвига града Святого Петра.
Обсуждение книги вылилось в неравнодушную беседу единомышленников. После того, как автор-составитель подписал книги в дар участникам дискуссии, поэт Андрей Борисович Ребров, главный редактор журнала «Родная Ладога», рассказал о своем видение значения этого издания. Особенно он оценил историко-идеологический вектор вступления к книге, написанного Андреем Леонидовичем Вассоевичем, где прослеживается жизнь памяти и связь поколений. Валентина Валентиновна Ефимовская, поэт, литературный критик, заместитель главного редактора журнала «Родная Ладога», являясь коренным жителем Петербурга, высоко оценила современное оптимистичное значение книги и прочитала стихи, посвященные своей маме, которая пережила блокаду, будучи восьмилетним ребенком.
О книге говорили также доктор философских наук, профессор Александр Леонидович Казин; директор НИИ социологических исследований, профессор Валентин Евгеньевич Семенов; религиовед, доктор философских наук Алексей Николаевич Швечиков; культуролог, доктор искусствоведения Галина Викторовна Скотникова. Об интересных неизвестных фактах блокады рассказал знаменитый русский прозаик и историк Николай Михайлович Коняев. В обсуждении книги приняли также участие поэт Владимир Степанович Марухин, публицист Марина Коняева. Активная дискуссия возникла в связи с оценкой книги главным редактором сайта «Русская народная линия» Анатолием Дмитриевичем Степановым, выразившим сожаление по поводу заметной тенденции разобщения русских патриотических сил и надежду на то, что подобные книги могут способствовать ее преодолению.
Последние слова другой Тани — Тани Савичевой, жившей в блокаду, как и Таня Вассоевич, на Васильевском острове, известны многим нашим современникам. Таня Савичева блокаду не пережила. Ее предсмертные слова из блокадных записок, где девочка фиксировала тяжелые события фашистской блокады и потерю близких: «Осталась одна Таня» — звучали обвинением на Нюренбергском процессе. Таня Вассоевич выжила, несмотря на то, что тоже осталась одна, она сберегла свой дневник, откровенные, щемящие страницы которого открывают нам оптимистическую правду о человеческом духе, о великом подвиге. Эта книга, исполненная радости бытия, веры в вечность жизни и неиссякаемость памяти, должна стать широко известным свидетельством не только подвига ленинградцев, но и всего нашего народа в Великой Отечественной войне, историю которой невозможно понять и осмыслить без исторического взгляда в прошлое России. Поэтому автор-составитель книги дает подробную ретроспекцию своего рода по отцовской и материнской линиям. Так что мы хорошо понимаем, что исторический процесс непрерывен, и его участники, даже подвергнутые тяжелым жизненным обстоятельствам, но не сломленные врагом, остаются в Вечности.