Религиозное осмысление личного жизненного пути Константина Леонтьева

 Публикуется с небольшими сокращениями.

Мы живем в непростое время. Пережив 70-летнее атеистическое духовное порабощение, наш народ, вместо того чтобы вернуться к своим историческим православным корням, увлекается прозападными идеалами. Большинство наших соотечественников в своей жизни утратили те основополагающие ценности, которые на протяжении многих веков определяли сознание наших предков и служили основополагающим камнем в устроении жизни. В первую очередь, это была живая искренняя вера в Бога. Да, сейчас мы прилагаем все силы для того, чтобы вернуть наш народ к Творцу, но все же в большинстве своем он остается глубоко бездуховен, хотя подчас и отождествляет себя с Православием. И дело здесь во многом вовсе не в нас заключается — так мало по-настоящему верующих людей, как мне кажется, лишь из-за того, что Россия давно преклонилась пред материальными бездуховными западными ценностями и ими живет. Принцип «бери от жизни все» глубоко проник в сознание современников, а сознание определяет бытие. Нельзя служить двум господам — Богу и мамоне, потому что рано или поздно человек потеряет любовь к Богу, истратив все силы на служение земному. Самое печальное заключается в том, что большинство наших сограждан, формально называя себя верующими, уже давно стремятся к умножению личных материальных ценностей, к вершинам карьерного роста и стяжанию тщетной славы, физическому, нравственному, душевному и духовному комфорту. Даже Церковь они хотят видеть такой, которая им была бы удобна. Не понимая Евангелие, они ищут причины не в себе, а в словах Христа. Им нужна Церковь, где было бы комфортно, они забывают, что путь христианина — это постоянное крестоношение и следование узким путем. Быть христианином — это подвиг, а если человек называет себя православным, но не идет вслед за Христом, то недалек тот день, когда он восстанет против Бога, как это случилось в 1917 году.

Чем же так важно для нас сегодня наследие Константина Николаевича Леонтьева? Только ли красивой датой и желанием почтить память уроженца Калужской губернии? Вряд ли. Основная причина, как мне видится, кроется в необычайно проницательном мировосприятии Леонтьева, поражающем современного читателя своей глубиной, честностью и актуальностью. В частности он предупреждал о том, что Европа рано или поздно станет объединяться, превращаясь в одно большое государство, как это мы видим сегодня. Но он указывал, что это единение будет внешнее и к внутреннему единству не приведет, что будет создавать внутренние проблемы нового общеевропейского образования.

Леонтьев был патриотом нашего Отечества, он переживал и болел за него. Но мы прекрасно знаем, что в то время в высших кругах Российской империи и среди большинства мыслящей интеллигенции царило прозападное настроение. Ряд европейских культур, переменяя друг друга, становился для них идеалом, к которому они устремлялись, и было модным говорить то на английском, то на французском, то на немецком языках. Вместе с этим происходило внедрение в жизнь его современников идеализированных западных ценностей, против чего резко выступал Константин Николаевич, считая, что «демократия для России всегда губительна». Он понимал ментальность русских людей и говорил о невозможности строительства в России демократического общества по западному принципу, ибо ментальность русского человека религиозна, и источник власти он видит в Боге.

«Конец венчает дело». Мы знаем, что путь духовного поиска Леонтьева не простой. В своей жизни он менял свои мировоззренческие взгляды, а поэтому поистине ценными являются те его мысли, которые были изложены уже в Оптиной пустыни монахом Климентом. Он вполне воплотил в жизнь идеалы послушания, о чем красочно может свидетельствовать сцена с графом Львом Николаевичем Толстым. После того как последний посетил Леонтьева и попытался навязать свои идеи, Константин Николаевич вежливо их отклонил и после отъезда Толстого решил разнести в пух и прах все его учение, написав в столичных газетах обличительное слово. Это дошло до отца Амвросия, и последний попросил этого не делать. Леонтьев, несмотря на свое крайнее негодование, беспрекословно послушался и исполнил волю своего духовного отца.

Думаю, мы еще много интересного узнаем о Константине Николаевиче Леонтьеве, поэтому желаю всем помощи Божией в плодотворной работе.

(2012 г.)