С победой не кончается война

«С победой не кончается война», — это не только поэтическая метафора. Мы, наследники воинов Великой Отечественной войны, видим, что ныне совершается военное наступление на священный подвиг наших предков, который нам придется защищать своими силами, с осознанием того, что наступление на историческую память равносильно наступлению на Русскую землю. Враги России знают, что память обладает огромной духовной мощью и является оборонным фактором нашего Отечества. Память и героический пример обеспечивают боеспособность фронта и тыла. Гитлеровские идеологи отлично это понимали и призывали к разрыву всех исторических связей на оккупированных советских территориях. «Прежде всего уничтожайте памятники. Нация без памятников во втором поколении перестает существовать», — заявляли фашистские главари. И сегодня эти идеи живы, призывы действенны. В сопредельных с Россией странах открыто идет война с памятью и с памятниками Победы, принесшей многим народам Европы спасение от полного их уничтожения. 

Санкт-Петербург — город вековых памятников, город средоточия памяти о страшных, долгих днях блокады. День 75-летия полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады — это не только памятный день для блокадников, которые многое еще помнят, многое могут рассказать, и которых, к огромному сожалению, ежегодно становится на несколько тысяч меньше. Это — День оживления и укрепления памяти их детей и внуков, памяти всенародной и вневременной.

Новый фильм режиссера Федора Попова «Коридор бессмертия», созданный АНО «Творческая студия “Стелла”», предпремьерный показ которого состоялся 26 января 2019 года в киноцентре «Родина», — и подарок, и памятник. Долгожданную премьеру представили: председатель Комитета по культуре К.Э. Сухенко, режиссер Ф. Попов, советник по культуре и.о. губернатора Санкт-Петербурга Н. В. Буров. Посвященный малоизвестным фактам блокады, представленный фильм является историческим открытием и серьезной творческой работой. 

Так Велимир Хлебников определил ступени творческого процесса: «вдохновение — есть “пробежавший” ток от всего ко мне, а творчество есть обратный ток от меня ко всему». Известный петербургский прозаик Дмитрий Каралис — автор идеи и соавтор Ф. Попова в создании сценария фильма, шел именно этим путем. Обратной связью, импульсом «от всего», от прошлого, от его предков было наполнено вдохновение писателя, вылившееся в произведение, обращенное «ко всему» — к миру и к будущему. Большой, более чем двухчасовой, изобразительно сложный, психологически напряженный фильм — нелегкое времяпровождение. Просмотр военной драмы можно назвать мужественным поступком, особенно для приглашенных на премьеру блокадников — людей почтенного возраста. Но никто из них не покинул своего зрительского рубежа. Никто не побоялся посмотреть в страшное прошлое.  

Невозможно не сопереживать героям картины, основанной на реальных событиях. Дмитрий Каралис писал сценарий об истории реальной, участником которой был его отец. Он был политруком — начальником поезда на Шлиссельбургской магистрали, которую сами железнодорожники называли «Коридор смерти». Писать правду о войне трудно, но писать неправду — унизительно. Создатели фильма это понимали. При длительной, растянувшейся на несколько лет кропотливой подготовке сценария авторами были найдены, исследованы и использованы многочисленные архивные данные, привлечены консультанты-историки — специалисты по периоду ленинградской блокады.

В картине — всё правда, хоть многие ситуации кажутся невероятными, непосильными простому человеку, измученному войной. Картина посвящена не широко известному участку и периоду борьбы за Ленинград — строительству и эксплуатации секретной железной дороги длиной 33 км, построенной за 17 дней силами горожан под прицельным обстрелом фашистской артиллерии, под непрекращающимися бомбежками с вражеских самолетов. Эта смертельно опасная дорога в 1943 году соединила осажденный Ленинград с Большой землей. Трагическая для железнодорожников, но спасительная для ленинградцев история прорыва поездов по «Коридору смерти» долгое время была засекречена. Решение о срочном строительстве железнодорожной линии Поляны — Шлиссельбург принял сразу после прорыва блокады Ленинграда в январе 1943 года государственный комитет обороны (ГКО). Главная героиня фильма Маша Яблочкина направлена в 48-ю паровозную колонну особого резерва НКПС, которой ценой смертельного риска предстояло доставить в Ленинград 75 % всех грузов и военного снаряжения. В фильме показаны героические усилия бригады одного поезда, состоящей из одиннадцати человек, большинство из которых девушки — недавние школьницы.

Авторы фильма смогли передать невероятное напряжение сил, смелость, самоотверженность простых людей, спасавших своих земляков и свою родную землю. В названии фильма соединяются две ипостаси бытия: реальная — «коридор» и трансцендентная — «бессмертие». Как между небом и землей, жизнью и смертью, любовью и ненавистью, между этими полюсами происходит действие, напряжение которого не отпускает зрителей даже после окончания картины. Убедительности игрового фильма много способствует сдержанное цветовое решение картины, приближенное к документальной стилистике. Сложная звуковая экспликация тоже близка к реальной. Звуки войны и мира: взрывы снарядов, вой самолетов, скрежет механизмов находятся в гармонии с мелодией флейты-пикколо, со струнной мольбой гитары. Симфоническая музыка объемлет и возносит любовь и смерть, горечь отчаяния и радость победы. Но лейтмотивом симфонии всех кинематографических видов искусств является стихотворение Ольги Берггольц, написанное в августе 1941 года «…Я говорю с тобой под свист снарядов, / угрюмым заревом озарена. / Я говорю с тобой из Ленинграда…», целиком звучащее в картине в проникновенном исполнении героини фильма, которая, обращаясь к своим сослуживцам, на самом деле обращается к нам, своим далеким потомкам. Нам предназначены и завещаны эти слова:

 Мы будем драться с беззаветной силой,
 мы одолеем бешеных зверей,
 мы победим, клянусь тебе, Россия,   

 На примере подвига одной поездной бригады создателям фильма удалось показать недосягаемый уровень совокупного народного подвига. Категория бессмертия явлена в картине не только в выполнении невыполнимого приказа, в образе героической жертвы жизни за други своя, но и темой спасения ленинградских детей. Они, доверчивые, голодные, озябшие, с выразительными ясными глазами, благодарные своим спасителям, олицетворяют бессмертие, перед которым склонился даже выдающийся ученый, вывозящий из Физтеха ценнейшее оборудование. Безмолвное преклонением пред свершившимся подвигом, пронзительно сыгранное н. а. России Валерием Кухарешиным, — достойный финал героического фильма, показавшего высокий уровень культуры памяти.

Аплодисментами, стоя, приветствовали почетные зрители финальные титры. Символичная встреча состоялась в фойе кинотеатра, куда входили на следующий сеанс этого же фильма студенты и школьники. Они шли сквозь поток уходивших блокадников. Два потока встретившись, смешались. Казалось, здесь, в этом общем неожиданном единении, в этом коридоре истории, происходила передача от поколения блокадников поколению их внуков — сопричастности подвигу, ответственности за Ленинград–Санкт-Петербург, любви к Отечеству, координат пути в бессмертие.