Проповедь архиепископа Курганского и Шадринского Константина в неделю сыропустную (Прощеное воскресенье)
17 марта 2013 года.
В этот последний день перед Великим постом Церковь вспоминает изгнание Адамово из рая и утерю Царства Небесного. Каждого человека иногда обличает совесть, напоминая об утерянном блаженстве.
На заре человечества первым людям было заповедано превратить всю землю в рай, и человек своим свободным трудом раскрывал все силы, которые в избытке давал ему Творец, и труждаясь, раскрывал и все способности. Соработничество должно было наполнять радостью сердце человеку, ведь он в какой-то степени уподоблялся Творцу — Триединому Богу. Бог сотворил высшие разумные существа свободными — и ангелов, и человека. При этом Творец хотел любви свободного человека к нему. Однако свобода всегда подразумевает и возможность отказа.
В этом и состояло страшное искушение первых людей. Поэтому была дана заповедь: «И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт.2:16-17). Человек преступил эту заповедь по обману диавола — ведь познание добра уже было вложено в душу человека при сотворении его Богом. Вкусивши же запретного плода человек познал только зло. Познание зла извратило и исказило и познание добра. Это произошло с человеческой натурой, и душа человека осквернена до настоящего времени, грех вошел в природу человека и получил наименование первородного греха.
Человек уже рождается предрасположенным ко греху. И эта предрасположенность наблюдается даже и у детей, что можно наблюдать, пытаясь научить ребенка хотя бы самой короткой молитве «Отче наш». С другой стороны как быстро ребенок впитывает все гадкие выражения, попадая в детский сад. Человек гораздо более восприимчив к скверне нежели к добру.
Важным средством борьбы с грехом является возвращение в первоначальное состояние, каково оно было до грехопадения, хотя бы на короткое время с помощью поста. И хотя, после грехопадения в тот же час Адам и Ева не умерли, но в закон человеческой плоти вошел закон смерти. Мы знаем, что в раю было и другое древо — «Древо жизни». В нашей литургической жизни, причащаясь Христовых Таин, мы вспоминаем о райском «Древе жизни». Но перед принятием «Древа жизни» следует очистить свою совесть. Господь изгнал первых людей из рая, поскольку в их плоть вошел закон зла, и если бы люди с вошедшим в них законом зла ещё вкусили бы плод с «Древа жизни», то бессмертие приобрело бы особое значение. Зло в человеческой природе стало бы бессмертным. Так, каждый человек, умирая, хоронит вместе с собой и зло. Если бы зло стало бессмертным, то в раю, преисполненном добра, блага, радости и счастья, поселилось бы бессмертное зло. Это было бы абсолютное искажение Божьего замысла о творении мира, поэтому, чтобы сохранить какой-то участок от всепроникающего зла потребовалось удаление Адама и Евы из рая.
Сегодня, вспоминая эти события, произошедшие на заре человеческой истории, мы начинаем сосредотачиваться и на своей собственной душе. Размышляя о Боге, человек рано или поздно начинает думать и о себе, и наоборот, глубоко размышляя о себе, человек начинает думать и о Боге. Мы думаем о том, что нам следует возвратиться в первоначальное, догреховное состояние, когда человек не вкушал мяса и поддерживал свою жизнь, не убивая жизнь других существ. Таким образом, мы с сегодняшнего дня и до Пасхи будем поддерживать свою жизнь, не убивая живых существ, которые тоже сотворены Богом. Также нам необходимо вернуться к послушанию Богу и стараться очищаться от грехов.
Когда мы просим прощения друг у друга, то мы в первую очередь осознаем свою собственную греховность, свою собственную вину перед Богом. Только когда мы увидим свою вину перед Богом, мы становимся несколько добрее, несколько снисходительнее к греховности, характеру других людей. Человек, когда почувствует себя больным, лишь тогда, начинает сочувствовать другим заболевшим.
Нарушением Божьей заповеди, в человека вошел закон смерти, хотя он тотчас же и не умер, также и в нас, достойно причащающихся Христовых тайн, входит закон жизни — закон бессмертия, хотя человек по-прежнему и остается плотски смертным. Поэтому в последний день нас воскресит Тело и Кровь Христовы, которых мы причащаемся.
Испрашивая прощение друг у друга мы испытываем и огромное внутреннее облегчение. Пост — это тяжелый нравственный подвиг, и необходимо сбрасывать с себя груз обид, чтобы поприще Великого поста было проходить духовно легче.
Пресс-служба Курганской епархии