Средняя Азия и радикальный исламизм

ГОРЬКИЕ ПЛОДЫ НЕЗАВИСИМОСТИ

Опасность распространения исламского радикализма в бывших советских среднеазиатских республиках трудно переоценить. Она подпитывается целым рядом факторов постсоветского развития рассматриваемой группы независимых государств и мира в целом.

Главный из них — заметное ухудшение или в лучшем случае стагнация социально-экономического положения в большинстве из этих стран. Годы независимого развития, как и в подавляющем большинстве постсоветских республик, не только не дали решения имевшихся социально-экономических проблем, но и породили новые. Об их остроте можно судить хотя бы по неуклонному нарастанию числа среднеазиатских гастарбайтеров, в том числе и нелегальных, на наших улицах и стройках. По подсчетам некоторых специалистов их число в будущем году достигнет 25 % от жителей столицы (Советская Россия. 20.09.10). Эти люди стремятся всеми возможными способами закрепиться в ней, так как их труд, по большей части бесправный, неквалифицированный и малооплачиваемый, нередко служит единственным источником средств к существованию для них и их, как правило, весьма многочисленных близких, оставшихся на родине.

По данным столичного ГУВД, подавляющее большинство тяжких преступлений в Москве (ок. 70 %) совершается приезжими гражданами, а наиболее дерзкие из них — этническими группировками. В городе наблюдается рост, причем очень высокий — около 80 % — изнасилований. Приезжие бессемейные молодые люди ведут себя весьма раскованно. В результате в городе растут ксенофобские настроения: по опросам ВЦИОМ, две трети москвичей выступают за ограничение притока мигрантов (Московская правда. 26.09.10). На этом фоне протесты некоторых жителей Текстильщиков против строительства в их районе мечети не требуют комментариев (Le Point. 30.09.10).

Вторым не менее важным фактором видится ослабление и в недалекой перспективе постепенная утрата населением этих республик и, что особенно прискорбно, молодежью наработанных в прошлом связей с общемировой культурой и цивилизацией, главным каналом которых был русский язык. Среднеазиатские молодые люди, работающие у нас, все в большей мере нуждаются в переводчиках для повседневного общения с населением страны пребывания. Об уровне образования и квалификации и говорить не приходится. Как представляется, в рассматриваемом нами ареале возрождаются «феодально-байские пережитки» и происходит все большее автаркическое замыкание в узких национальных рамках, что идет вразрез с бурно развивающимися объективными процессами глобализации всех сфер жизни цивилизованного общества.

Недавние трагические события в Киргизстане и Таджикистане стали тревожным выплеском нарастающих внутрирегиональных конфликтов, создающих серьезную геостратегическую угрозу на юге России. Наркотрафик, оргпреступность, терроризм — опасные вызовы постсоветской эпохи, не обошли стороной и этот регион. Отнюдь не случайно поэтому начальник Генштаба РФ генерал армии Н. Е. Макаров в одном из сентябрьских интервью отметил, что «у нас резко изменилась обстановка на юге, в Средней Азии, где она стала очень взрывоопасной» (Интерфакс. 27.09.10).

И, наконец, среднеазиатские республики вряд ли могут похвастаться заметными достижениями на пути развития народовластия. По оценкам многих их жителей, и киргизский пример лишнее тому подтверждение, постсоветские режимы имеют по преимуществу авторитарные черты в своем внутриполитическом поведении.

Перечисленные основные факторы, как наглядно показывает печальный опыт ближних и дальних единоверных соседей наших бывших среднеазиатских собратьев, создают питательную среду для прорастания ядовитых семян радикализма и экстремизма, удобно рядящихся в религиозные и другие националистические одежды и дающих время от времени смертельные террористические выбросы.

В современном подъеме исламистского движения находят своеобразное преломление поиски государств «третьего мира» новых ориентиров и идеалов, своего пути и места в качественно иной обстановке, сложившейся на международной арене после развала социализма и ухода в небытие одной из прежних великих держав — СССР.

Дело в том, что многие десятилетия вся политическая структура и культура мусульманских стран, в том числе и нынешних среднеазиатских, формировалась и развивалась в достаточно жесткой и стабильной системе глобальных геополитических координат. Под ее воздействием складывался политический менталитет светского и мусульманского истеблишмента, его взгляды на внутреннее, региональное и международное положение и перспективы его эволюции. Сегодня, когда бывшие советские республики находятся в «свободном плавании», когда исчез один из балансов прежнего мирового равновесия, и вся система международных отношений «провисла» и претерпевает глубокую эволюцию, в них вынуждены пересматривать привычное мировидение, отказываться от прежних стереотипов, определяться, искать свои модели дальнейшего движения вперед.

Трудные проблемы самостоятельного развития после обретения политической независимости и государственного суверенитета, с которыми мусульманские страны столкнулись на рубеже 70–80-х годов, утрата ими возможности извлекать политическую, да и немалую материальную выгоду из глобальной и региональной конфронтации великих держав, внутренняя нестабильность, стагнация экономики, падение уровня жизни, а с ним и обострение социальных противоречий в большинстве из этих стран привели к нарастанию радикальной составляющей в деятельности исламистов, решивших, что настает их «звездный час».

При этом они рассматривают Центральную Азию как вполне подходящее и весьма широкое поле для своей миссионерской деятельности среди своих единоверцев, которых надо лишь излечить от коммунистической ереси, а неразумную молодежь познакомить с догматами истиной веры. Отнюдь не случайно в этой связи проведение в саудовской столице — г. Эр-Рияде еще в 1995 г. под патронажем местного МИДа международной конференции на весьма показательную тему: «Страны Средней Азии — перспективы развития по пути ислама». Автору довелось выступать на ней с подробным докладом, а затем отвечать на весьма дотошные и заинтересованные вопросы участников этого представительного форума. Общий вывод конференции был сформулирован вполне прогностично и прагматично: в силу сохранявшегося в течение многих десятилетий мощного советского безбожного влияния страны региона пока не готовы к полноценному возвращению в священное лоно Ислама, однако будущее, несомненно, за ним.

Иракская авантюра США и в этом ракурсе принесла свои горькие плоды: поведение американцев на захваченных территориях дало мощный стимул и подпитку исламистам. Ирак наряду с Афганистаном превратился в международную школу и поставщика боевиков-террористов во все конфликтные регионы планеты. И все эти коловращения происходят практически под боком у Средней Азии, открытой в силу отмеченных факторов «всем ветрам». Весьма показательно в этой связи включение этого проблематичного и многовариантного региона в изобретенный в Вашингтоне «Большой Ближний Восток».

 

ОПРОМЕТЧИВАЯ РЕАКЦИЯ ЗАПАДА

Для западных политиков и политологов, да и для широких слоев населения, национально-патриотические чаяния и готовность к самопожертвованию ради блага своего народа и веры, распространенные в мусульманской среде, даже трудно себе представить. Ведь они обитают и работают в постиндустриальном мире, во многом лишенном духовных идеалов и устремлений помимо повседневной изнуряющей и иссушающей душу гонки за личным комфортом и обогащением. Отсюда частое непонимание истоков и причин экстремизма и терроризма, порождаемых во многом высокомерным и презрительным отношением Запада и, прежде всего США, к исламскому миру.

Как в этой связи не вспомнить не совсем продуманные и взвешенные заявления французского президента Н. Саркози о «неспособности мусульман присоединиться к цивилизованным странам», итальянского премьера С. Берлускони о «превосходстве западной цивилизации над исламской» и Дж. Буша-младшего о «крестовом походе» против терроризма (The Independent. 23.04.09).

Мусульмане Ближнего Востока, предки которых в далеком Средневековье немало страдали от крестоносцев, отнесли слова американского президента на свой счет. Отнюдь не случайно в этом контексте появление в риторике У. бен Ладена и его окружения призывов к мусульманам освежить историческую память и отразить всеми силами и средствами «натиск новых крестоносцев».

О бездумном предвзятом отношении Запада красноречиво свидетельствовал «карикатурный скандал», вспыхнувший еще в сентябре 2005 г. после публикации в одной из датских газет оскорбительных для мусульман сатирических рисунков, персонажем которых был пророк Мухаммед. Исламский мир, как и следовало ожидать, не остался равнодушным и ответил на эту провокацию волной массовых демонстраций и погромов западных представительств. В адрес художников и редакции посыпались угрозы физической расправы, и они были вынуждены скрываться и просить защиты у полиции (Независимая газета. 21.03.08). К началу 2010 г. в результате «антикарикатурных» столкновений погибло полсотни человек. В первый день 2010 г. датской полиции удалось сорвать очередное покушение на одного из авторов святотатственных рисунков — К. Вестергаарда. Престарелый незадачливый «сатирик» с внуком чудом избежали топора «народного мстителя» из Сомали, поддерживавшего, как выяснилось в ходе следствия, контакты с террористическими группировками «Аль-Каида в Магрибе» и «Аш-Шабаб» (EuroNews. 03.01.10).

Только через пять лет после первых скандальных публикаций, в феврале 2010 г. лишь одна из «отличившихся» датских газет — «Политикен» сочла нужным публично извиниться перед мусульманами за «шаг, ранивший их религиозные чувства», резервировав в то же время за собой право на перепечатку оскорбительных шаржей. Другие замешанные в этом деле издания сочли такой разумный поступок «капитуляцией и отступлением от свободы самовыражения» (Аshark Alawsat (далее: А. А.). 27.02.10). За такую «свободу» скандальный карикатурист — провокатор К. Вестергаард в сентябре 2010 г. был даже удостоен Потсдамской премии СМИ, на церемонии вручения которой присутствовала сама канцлер ФРГ А. Меркель (Известия. 10.09.10). В том же месяце в Дании с молчаливого согласия властей и, несмотря на протесты Организации Исламская конференция (ОИК), объединяющей большинство мусульманских стран, вышла целая книга с оскорбительными карикатурами на пророка Мухаммеда (А. А. 01.11.10).

Любители острых политических карикатур с мусульманской стороны не остались в долгу: в сентябре 2009 г. «Арабская европейская лига» распространила рисунок, в издевательской форме оспаривавший сам факт холокоста, что еще больше разожгло межконфессиональное недоверие и настороженность. Прокуратура Нидерландов в этой связи объявила о намерении предъявить Лиге обвинения в разжигании национальной розни (Первый канал. 03.09.09).

В середине сентября 2006 г. последовал еще один скандал, на этот раз вызванный неосторожным цитированием Папой Бенедиктом ХVI высказывания византийского императора Мануила II Палеолога о том, что пророк Мухаммед своей идеей «священной войны» привнес в мир «злое и бесчеловечное».

В России к вновь осложнившейся взрывоопасной ситуации отнеслись со всей серьезностью. Совет муфтиев РФ расценил высказывания Бенедикта XVI как «неудачную и неуместную для современной действительности иллюстрацию». Он призвал Папу Римского «принять верное решение и принести свои извинения», а власти и народы мусульманских стран — «сделать все, чтобы пожар конфронтации не разгорался».

Понтифику пришлось публично объясняться, чтобы сбить волну протестов и беспорядков, нараставшую в мусульманском мире. Однако сделал он это весьма неуклюже, чем вызвал еще большее недовольство мусульман. «Реакция Папы, — нелицеприятно отмечала в те дни лондонская «Гардиан», — на волну возмущения в мусульманском мире, вызванную его словами, была еще более оскорбительной, чем сами эти высказывания. Он извинился не за свои слова, а фактически за мусульман, которые, дескать, не смогли понять, что он имел в виду. Высказывания Папы служат для мусульман от Танжера до Джакарты убедительным свидетельством того, что против них в открытую ведется война — причем сразу на трех фронтах: политическом, военном и религиозном. Понтифику не стоит удивляться, что его слова вызвали столь мощную реакцию в исламском мире: мусульман до глубины души возмущают попытки отбросить их назад, в эпоху колониализма и “цивилизаторской миссии” Запада».

Папскому престолу пришлось пойти еще дальше: 25 сентября 2006 г. Бенедикт XVI впервые в истории римско-католической церкви принял в своей летней резиденции представителей мусульманских общин.

Однако и этот беспрецедентный шаг не снял напряженности, возникшей в результате неосторожных аллюзий понтифика.

В ноябре 2006 г. впервые в истории в обстановке протестных демонстраций мусульманского населения облаченный под сутаной в бронежилет Папа посетил Турцию. Его совместная с местным верховным муфтием служба в главной мечети Стамбула должна была сгладить прежние обиды, открыть новую страницу в отношениях католиков и мусульман. Чтобы еще в большей степени понравиться принимавшей стороне папа на 180 градусов изменил свою прежнюю негативную позицию и высказался за прием Турции в Евросоюз.

Курс Ватикана на диалог с мусульманским миром был продолжен в ходе паломничества Бенедикта ХVI в Святую Землю в мае 2009 г. Стоя в Вифлееме перед возведенной оккупантами стеной, искусственно разделившей «по живому» библейский город, он к неудовольствию израильских властей в своей молитве сделал акцент на прекращении насилия и страданий палестинского народа, нуждающегося в независимом государстве (Le Temps. 15.05.09).

Отрицательное отношение исламского мира к антимусульманским вывертам Запада, как и в целом, уроки истории (вспомним в этой связи хотя бы убийство на этно-конфессиональной почве в 2004 г. голландского режиссера Т. ван Гога), как обычно, никого и ничему не научили. В июле 2007 г. произошел новый скандал, на этот раз вокруг посвящения Елизаветой II в рыцарское звание С. Рушди, печально известного автора провокационных «Сатанинских стихов», опубликованных еще в конце 80-х гг. и преданных анафеме тогдашним руководителем Ирана аятоллой Хомейни. Приговоренный им к смерти этот литератор был вынужден в течение девяти лет скрываться в Британии в подполье, опасаясь приведения вердикта в исполнение.

Реакция в мусульманском мире не заставила себя долго ждать. С протестами выступили Иран и Пакистан, второй человек в «Аль-Каиде» А. аз-Завахири в интернет-обращении пригрозил королеве и Т. Блэру «точным ответом» на такой провокационный шаг.

Урок, как показали последующие события, оказался не впрок. В конце августа 2007 г. в одной из шведских газет был напечатан новый сатирический рисунок, на этот раз изображавший пророка в виде собаки, считающейся у мусульман нечистым животным. Такой провокационный выпад, разумеется, не только не способствовал ослаблению напряженности по линии Запад — мусульманский мир, но и подбрасывал дополнительный выигрышный пропагандистский материал исламским радикалам. Представители «Аль-Каиды в Ираке» назначили за голову художника-святотатца Л. Вилкса награду в 100 тыс. долл. и потребовали от правительства Швеции официальных извинений, пригрозив в противном случае терактами в присутственных местах и официальных учреждениях. Извинений потребовал и совет мусульман Швеции.

Цепочка антиисламских провокаций на этом не закончилась. В феврале 2008 г. после того, как была раскрыта подготовка покушения на одного из авторов издевательских для мусульман карикатур, датские газеты, провокационно демонстрируя свою «приверженность свободе слова», вновь воспроизвели одну из них, где пророк Мухаммед изображался в тюрбане в виде бомбы (The Washington Post. 20.03.08). Кстати сказать, оскорбление было двойным, так как Ислам категорически запрещает изображать пророка даже в благоприятном свете.

В ответ У. бен Ладен не замедлил разразиться в адрес радетелей свободы самовыражения гневной филиппикой и пригрозил им всеми возможными карами. «Если вы необузданны в своих словах, — заявил он в одном из видеообращений, — то будьте готовы к тому, что мы будем необузданны в своих действиях» (The Washington Post. 20.03.08).

Через месяц в Интернете появился короткометражный документальный фильм с вызывающим названием «Фитна» (по-арабски смута), состряпанный голландским парламентарием, лидером правой Партии свободы Г. Вильдерсом. В нем безосновательно утверждалось, что некоторые положения Корана — «фашистской книги» наподобие «Майн Кампф» провоцируют терроризм, и содержался провокационный призыв к борьбе с «исламской идеологией» (Плещунов Ф. О. Великобритания и ислам: толерантность против свободы слова // www.iimes.ru).

На этот раз власти Нидерландов (из 16 млн жителей 1 млн мусульман) проявили благоразумие, запретив публичный показ этой провокационной поделки. Фильм и его создателя подвергли критике генсек ООН, Евросоюз, Совет Европы, генсек ОИК и многие мусульманские государства. Сам «автор», опасаясь за свою жизнь, был вынужден, как и С. Рушди, запросить круглосуточных телохранителей, менять квартиры и секретарей. В начале 2009 г. британские власти, опасаясь резкой реакции местных мусульман, сочли благоразумным воспрепятствовать въезду в страну печально прославившегося Г. Вильдерса. Игнорируя запрет, он заявился, было, в лондонский аэропорт Хитроу, откуда был с позором выдворен восвояси. В октябре он предпринял новую попытку появиться у британского парламента, но был изгнан мусульманами с возгласами «Аллах наивелик!» А в январе 2010 г. в Амстердаме над этим правым экстремистом начался судебный процесс по обвинению в разжигании межрелигиозной вражды (А. А. 21.01.10). Однако тот не унимался: уже находясь под судом, он предложил провести в Нидерландах по примеру Швейцарии референдум о запрещении строительства минаретов (Попов В. В. Цивилизационный разлом. Усиление противостояния исламского и западного миров // www.mgimo.ru).

На волне нараставших антиисламских настроений в Западной Европе Партия свободы на местных выборах в Нидерландах в феврале 2010 г. одержала неожиданную победу. А уже в марте ее гиперактивный лидер Г. Вильдерс, несмотря на протесты британской общественности, вновь объявился в Лондоне со своей провокационной киноподелкой «Фитна», продемонстрировав ее теперь уже не кому-нибудь, а членам палаты лордов, что в мусульманских кругах Западной Европы было, разумеется, расценено как провокационный шаг (The Washington Post. 05.03.10).

«Россия, — отмечалось в марте 2008 г. в сообщении МИД РФ для СМИ, — последовательно выступающая за налаживание межцивилизационного диалога, взаимное уважение и учет обычаев и традиций различных религиозных конфессий, решительно осуждает демонстрацию этого фильма и расценивает его как провокационный, способный привести к тем же негативным последствиям, как недавняя история с публикацией в ряде европейских СМИ карикатур на пророка Мухаммеда» (www.mid.ru. 31.03.08).

В первом квартале 2008 г. в бельгийском Антверпене состоялся слет правых партий стран ЕС, выступивший против «исламизации Европы» и потребовавший прекратить строительство мечетей (их число перевалило за 6 тысяч), являвшихся, по мнению участников этого шабаша, «рассадниками экстремизма и терроризма», запретить ношение хиджаба (паранджи) и жертвоприношения животных. Слет принял хартию, под которой подписалось 28 европейских правых партий. Один из лидеров бельгийских радикалов Ф. Дьюнтр позднее изложил аналогичные взгляды, добавив к ним требование о сокращение иммиграции из мусульманских стран в Европу, в вышедшей через год книге под издевательским арабизированным названием «Иншаалла» («Если захочет Аллах»). (А. А. 03.03.09).

Осенью 2008 г. в Нидерландах прошла новая провокационная затея: в г. Гуда провели выставку фотографий, представлявших в неприглядном виде пророка Мухаммеда и его последователей. «В России, — отмечалось по этому поводу в сообщении МИД РФ для СМИ, — резко осуждают эту акцию и призывают все стороны воздерживаться от шагов, которые могут осложнить межцивилизационное согласие».

В череду антиисламских акций в Европе вписывались и несуразные результаты референдума, инициированного в Швейцарии в ноябре 2009 г. правой Народной партией вопреки позиции федеральных властей, о запрещении строительства в стране новых минаретов (на 200 действовавших в то время в стране мечетей их приходилось всего 4). Это решение 57,5 % из принявших участие в голосовании, как и следовало ожидать, вызвало волну негативных откликов на Западе и, разумеется, в исламском мире. В ЕС его мягко назвали «вызывающим удивление», а в России Совет муфтиев жестко счел итоги всенародного голосования в Швейцарии «вспышкой религиозной нетерпимости». О нарушении религиозной свободы заявил и Ватикан (РТР. 01.12.09). Спецдокладчик ООН по вопросу о свободе религии и убеждений А. Джахангир выразила обеспокоенность в связи с результатами референдума. Запрет, по ее мнению, стал «неоправданным ограничением свободы исповедовать религию» и представлял собой «явную дискриминацию в отношении членов мусульманской общины в Швейцарии» (Интерфакс. 01.12.09). Верховный комиссар ООН по правам человека Н. Пиллей назвала принявший такое решение референдум «чрезвычайно неудачным шагом», разжигавшим ксенофобию (Коммерсант. 04.12.09; The Washington Post. 01.12.09).

«Это — нарушение прав мусульман, проживающих в Швейцарии», — констатировал генеральный секретарь Лиги арабских государств А. Муса (РИАН. 02.12.09). Муфтий Египта А. Гумма присоединился к хору протестовавших, заявив, что принятое в Швейцарии решение «не только нарушает свободу вероисповедания, но и оскорбляет чувства мусульманской общины в этой стране и за ее пределами» (РИАН. 30.11.09). Турецкий премьер Р. Эрдоган заявил, что итоги референдума свидетельствовали «о растущем влиянии расизма и фашизма в Европе». Главный переговорщик Турции с Евросоюзом, госминистр Э. Багыш призвал богатых представителей исламского мира переводить свои накопления из банков Швейцарии в банки его страны, а Ливия в знак протеста даже предложила удалить из Женевы представительства органов ООН (А. А. 03.12.09). Это предложение было поддержано К. Бильдтом, министром иностранных дел Швеции, председательствовавшей в тот период в ЕС (The Washington Post. 01.12.09).

Наиболее острую и реалистичную оценку результатов швейцарского референдума дал ливийский лидер М. Каддафи: «Запрет на строительство минаретов, за который проголосовала Швейцария в ходе недавнего референдума, — огромная услуга и хороший подарок “Аль-Каиде”, а также всем, кого Запад считает исламскими террористами. “Аль-Каида” в действиях Швейцарии обрела лучшее подтверждение своим утверждениям о том, что Европа — враг, сеющий ненависть, с которым необходимо воевать до победы». Он призвал страны Запада при принятии подобных решений «подумать и учесть свои экономические интересы в исламском мире». «Вы нуждаетесь в нефти, нуждаетесь в газе, нуждаетесь в портах, нуждаетесь в море, нуждаетесь в солнечной энергии, нуждаетесь в инвестициях. Так думайте, прежде чем принимать подобные неосторожные решения», — эмоционально подчеркнул М. Каддафи. (РИАН. 06.12.09; Haaretz. 07.12.09).

Реакция же исламских активистов, действовавших от имени 400 тыс. живущих в Швейцарии мусульман (на 7,5 млн населения), была настораживающей. У офисов Народной партии прошли многолюдные пикеты и митинги. В ответ была осквернена мечеть в Женеве (The New York Times. 30.11.09). В накалявшейся обстановке министр иностранных дел Конфедерации М. Кальми-Ре с тревогой признала, что результаты голосования могли представить угрозу для национальной безопасности страны (Der Spiegel. 02.12.09). Берн под угрозой обострения внутренних межконфессиональных отношений и осложнения финансово-экономических связей с исламским миром был вынужден оправдываться. Власти стали ссылаться на то, что голосование инициировала ультраправая партия, а они де убеждали население не поддерживать эту идею.

Зато европейские правые дружно приветствовали результаты швейцарского референдума. «Даже терпеливая Швейцария устала от экспансии мусульманской иммиграции», — заявила в коммюнике сенатская фракция итальянской коалиции «Дом свободы» премьер-министра С. Берлускони (Время новостей. 01.12.09).

Много шума в марте 2010 г. наделало судебное разбирательство с коренной американкой К. Лароуз, ставшей под влиянием исламистской пропаганды мусульманкой и взявшей боевой псевдоним Джихад-Джейн. С пятью сообщниками она вербовала людей для участия в джихаде через Интернет. В августе 2009 г. она выезжала в Западную Европу, чтобы подготовить отмщение Л. Вилксу — шведскому художнику, автору святотатственной карикатуры на пророка Мухаммеда (Независимая газета. 19.03.10).

По ее стопам в мае 2010 г. пошли двое косоваров, попытавшихся поджечь жилище художника-святотатца, который к тому же до этого заработал удар головой в живот в ходе нападения на университетской конференции в Стокгольме (Le Monde. 16.05.10).

Карикатурный скандал воздействовал и на жителя Чикаго Д. К. Хэдли, признавшегося в марте 2010 г. под следствием в своих намерениях совершить диверсию против одной из датских газет, опубликовавших злонамеренные рисунки (РИАН. 19.03.10).

В том же месяце напряженность в отношениях между праворадикальными европейцами и мусульманами вылилась в открытые потасовки на ступенях городской мэрии в британском Болтоне, в ходе которых несколько человек, в том числе и полицейские, были ранены, а свыше 70 с обеих сторон — арестованы (Россия 24. 21.03.10).

Не способствовала межэтническому и межрелигиозному взаимопониманию развернутая в ряде европейских стран (Бельгия, Франция и некоторые другие) пропагандистская возня вокруг законодательного запрещения ношения в общественных местах традиционных для мусульманок бурки и никаба (паранджи и хиджаба) (Независимая газета. 01.04.10). Правозащитные организации Бельгии выразили серьезное опасение по поводу возможных межэтнических и межрелигиозных столкновений в стране, когда запрет на ношение этих элементов традиционной мусульманской женской одежды был впервые законодательно закреплен.

Одобрение (один депутат против и ряд партий не участвовал в голосовании) нижней палатой национального собрания Франции в середине июля 2010 г. аналогичного законопроекта вызвало неоднозначную реакцию во французском обществе, где, по самым скромным подсчетам, каждый пятый был мусульманином, и, прежде всего, в среде правозащитников (EuroNews. 14.07.10). Исламский мир не замедлил с отрицательной реакцией: через несколько дней в Пакистане прошли многотысячные демонстрации протеста под антизападными лозунгами (EuroNews. 18.07.10).

Межэтнические отношения во Франции к лету 2010 г. достигли нового накала после вспыхнувших в Гренобле беспорядков, напомнивших бурные столкновения в предместьях Парижа 2005 г. Высказывания на сей счет официальных лиц не всегда способствовали разрядке обстановки. Министр внутренних дел Б. Ортефе в июне был оштрафован на 2,7 тыс. евро за расистские высказывания («Когда араб один, это нормально, но когда их много, вот тут начинаются проблемы») (Газета. 05.06.10). Ситуация еще более обострилась после одобрения французским сенатом запрета на ношение мусульманками предметов традиционной одежды (против голосовал лишь один сенатор).

В результате непродуманных действий поборников «свободы слова и самовыражения», как пришлось признать в марте 2010 г. комитету по делам общин и местного самоуправления британского парламента, «реализуемая правительством стратегия противодействия насильственному экстремизму заклеймила позором мусульман и вместо взаимодействия с ними привела к их изоляции» (ИТАР-ТАСС. 30.03.10). А такой обратный ожидавшемуся результат грозил Великобритании, как и всей Западной Европе, дальнейшей поляризацией общества и новыми опасными вспышками межэтнических и межрелигиозных противоречий.

Обострявшаяся проблема межрелигиозных отношений в Европе вызывала нараставшую озабоченность и в США, о чем было прямо заявлено в ежегодном докладе госдепа по правам человека (А. А. 12.03.10). Да и самим американцам пришлось столкнуться с ярким проявлением такой проблемы, когда пастор малюсенькой маргинальной религиозной общины из Флориды Т. Джонс вдруг сумасбродно объявил («свобода слова» все-таки) о намерении в день очередной годовщины трагических событий 2001 г. публично сжечь Коран. Вольно или не вольно он приурочил свою акцию к великому мусульманскому празднику разговения «Ид аль-Идха» после месячного поста священного месяца рамадан. В условиях наэлектризованной атмосферы в отношениях Восток–Запад и информационной глобализации эта подрывная «идея», на которую еще недавно никто бы и не обратил внимание, мгновенно облетела весь мир и, разумеется, вызвала в нем резкое неприятие. В Пакистане и Афганистане тысячи правоверных вышли на шумные демонстрации протеста, в ходе которых яростно жгли американские флаги и скандировали: «Смерть Америке, Западу и христианам!»

Такая спонтанная реакция лишний раз свидетельствовала о не спадавшей, несмотря на «протянутую руку» Б. Обамы исламскому миру, а, напротив, день ото дня нараставшей напряженности по линии Восток–Запад, в сферу которой волей-неволей в силу все той же информационной глобализации и религиозной принадлежности большинства местного населения втягивались и страны среднеазиатского региона.

В такой накалившейся обстановке командующий войсками США в соседнем Афганистане генерал Д. Петреус с обоснованной тревогой был вынужден предупредить о возросших рисках для «американских солдат, борющихся с терроризмом». К осуждению готовившегося святотатственного акта пришлось подключиться даже самому президенту Б. Обаме, вновь заверившему мусульман в лояльности своей страны к их вероисповеданию. А скандально прославившийся на весь мир дотоле никому не известный самодеятельный пастор все не унимался, требуя отменить разрешение Белого дома на строительство мечети близ места расположения рухнувших «башен-близнецов» на Манхэттене (Россия 1. 10.09.10).

Когда этот номер не удался, провокатор ретировался, но бездумно посеянные им семена раздора дали ядовитые всходы: двое его коллег из других штатов священную книгу мусульман все-таки демонстративно сожгли.

Все эти трудно объяснимые с точки зрения здравого смысла шаги переводят противостояние Запада и Востока с государственного на общественно-бытовой уровень, и делают его всеохватным. Так во многом сбывается мрачное предсказание С. Хантингтона о грядущем «столкновении цивилизаций», которое якобы станет двигать историей. А такое «движение» в наш глобализованный и насыщенный оружием массового поражения век грозит человечеству немалыми бедами.

Взять хотя бы неизбывную проблему все тех же гастарбайтеров с Востока. Уже убедительно доказано, что без них дряхлеющей по возрасту своего коренного населения Европе просто не выжить. Расширяющийся год от года импорт дешевой рабочей силы из мусульманского мира ведет к нарастанию исламского фактора во внутренней жизни европейских стран. И его никакими запретами и препонами не остановить. Вместо того чтобы искать точки соприкосновения и общие интересы с прибывающими работниками, европейские политики и общественные деятели взялись защищать от «мусульманского нашествия» христианские ценности. Возникающее таким образом все большее отчуждение грозит взрывами помощнее уже упоминавшихся событий в предместьях Парижа.

 

АКТИВНАЯ ЛИНИЯ РОССИИ

Таким образом, многие условия для активизации псевдопатриотической, а на деле подрывной деятельности исламистов в странах Центральной Азии на лицо. Нет нужды много говорить о том, что усиление их влияния в корне противоречат интересам России в этом ее «мягком подбрюшье», которое вполне может превратиться в жесткое. Этого хотят не только зарубежные исламистские доброхоты, но и геостратегические конкуренты России.

Для профилактики такого развития обстановки у Москвы есть неоспоримые козыри: это и разветвившиеся за долгие десятилетия советской власти многообразные связи, и еще действующие воспитанные в пророссийском духе руководящие кадры, и сохраняющиеся пока светские модели социально-политической жизни. И, конечно же, нельзя недооценивать такие форматы взаимодействия как СНГ, ОДКБ, ЕврАзЭС и ШОС.

Россия активно включилась в формирование благоприятных политико-дипломатических условий для решения глобальной задачи по налаживанию межцивилизационного диалога. В июне 2005 г. она получила статус наблюдателя в ОИК. В 2008 г. при штаб-квартире этой организации в саудовском городе Джидде было учреждено российское постоянное представительство.

«Культурно-цивилизационное многообразие человечества — заявил министр иностранных дел РФ С. В. Лавров, радушно встреченный на саммите ОИК в марте 2008 г. в Дакаре, — фундаментальная характеристика нашей эпохи. Все значение этого фактора раскрывается только сейчас, когда с окончанием “холодной войны” глобальная конкуренция приобретает цивилизационное измерение. Главное — чтобы эта конкуренция была честной. Залогом мирного сосуществования и стабильного развития каждого государства служит полноценная реализация потенциала всех культурных и религиозных традиций. Без уважения нравственных начал нельзя обеспечить права человека.

У нас широкое поле взаимодействия в международных делах. В лице России вы всегда найдете союзника в усилиях по обеспечению справедливости и равноправия в современном мире, демократизации международных отношений, чтобы каждое государство, независимо от его размера и цивилизационной принадлежности, могло рассчитывать на достойное место в сообществе наций, на равную защиту международным правом... Защищая международную законность, мы отстаиваем жизненно важные интересы всех без исключения членов мирового сообщества. Мы не приемлем деление государств и народов на разные категории, когда за одними признается меньше прав, чем за другими». (www.mid.ru. 14.03.08).

В марте 2009 г. для участия в Специальной международной конференции по Афганистану под эгидой ШОС в Москве находился генсек ОИК Э. Ихсаноглу, который был принят Президентом РФ Д. А. Медведевым.

Только в 2009 г. в качестве государства-наблюдателя Россия участвовала в работе 36-й конференции министров государств — членов ОИК в Дамаске, в традиционной министерской встрече государств — членов и наблюдателей этой организации «на полях» Генассамблеи ООН в Нью-Йорке, а также в экономическом саммите ОИК и юбилейном 25-м заседании постоянного комитета по экономическому и торговому сотрудничеству ОИК в Стамбуле (www.mid.ru. 18.12.09).

В сентябре 2007 г. в ходе 62-й сессии Генассамблеи ООН Россия выдвинула инициативу о создании под эгидой этой всемирной организации Консультативного совета религий — диалогового форума, предполагающего регулярные встречи представителей наиболее важных конфессий мира по вопросам международной повестки дня.

Россия также поддерживает многостороннее взаимодействие в рамках созданного в 2005 г. под эгидой генсека ООН Альянса цивилизаций (АЦ). Его цель — консолидация усилий государств и гражданского общества для преодоления раскола и отчужденности культур, недопущения цивилизационного раскола. Приоритетами работы АЦ являются образование, молодежная политика, СМИ и миграция. Россия входит в Группу друзей Альянса, общая численность которой насчитывает 127 членов.

24 сентября текущего года «на полях» 65-й сессии Генеральной ассамблеи ООН в Нью-Йорке состоялась министерская встреча Группы друзей АЦ. Ее участники высказались за использование Альянса в качестве инструмента «мягкой силы» в руках ООН, с упором на развитие межцивилизационного диалога и превентивные действия по предотвращению конфликтных ситуаций. Важное значение в этом процессе призваны сыграть укрепление религиозной составляющей, а также парламентская дипломатия. Большое внимание было уделено новому измерению в деятельности Альянса, связанному с развитием регионального сотрудничества. Разрабатываются региональные стратегии по развитию межкультурного диалога, предпринимаются первые шаги в направлении выработки аналогичного документа для Центральной Азии.

С российской стороны была высказана принципиальная поддержка развитию этого процесса. Выражена заинтересованность в том, чтобы многовековой российский опыт гармоничного межкультурного и межконфессионального общения, мирного общежития многочисленных народов и этносов был бы востребован. Россия, которая на протяжении целого ряда столетий выступает в качестве естественного межцивилизационного моста, связующего Европу и Азию, имеет значительный потенциал в этой области (www.mid.ru. 25.09.10).

Аналогичная работа проводится по линии ЮНЕСКО и других организаций ООН. Выступая с трибуны 64-й сессии ГА ООН, Президент России Д. А. Медведев отметил, что «мы считаем крайне полезным создание при Генеральном директоре ЮНЕСКО Группы высокого уровня по межрелигиозному диалогу. Это особенно актуально в преддверии 2010 года, который объявлен Организацией Объединенных Наций Годом сближения культур» (www.mid.ru. 24.09.09).

Активные шаги по взаимодействию с исламским миром предпринимались и на неправительственном уровне. В июле 2006 г. по инициативе Русской Православной Церкви в Москве прошел Всемирный саммит религиозных лидеров. В том же году был создан Центр исламских и арабских исследований для развития связей с научной общественностью мусульманских государств и подготовки специалистов–исламоведов. Большой вклад в развитие связей России с мусульманским миром вносит Фонд поддержки исламской культуры, науки и образования, а также телеканал «Россия сегодня» на арабском языке.

Межцивилизационный диалог находится в центре внимания созданной в 2006 г. по российской инициативе Группы стратегического видения (ГСВ) «Россия — исламский мир». В ее формате в 2008 г. в Москве прошли две международные конференции — «Россия и исламский мир» и «Ислам победит терроризм». По оценке автора, участвовавшего в их работе, эти форумы внесли весомый вклад в выработку общих подходов к оценке такого опасного феномена современной международной жизни, как терроризм, и рассмотрение путей совместного противостояния ему. В октябре 2009 г. в Москве прошла представительная международная конференция «Россия и исламский мир: партнерство во имя стабильности».

В октябре 2008 г. в Джидде состоялось четвертое заседание ГСВ, где была выражена поддержка российской инициативе по созданию под эгидой ООН Консультативного совета религий, созвучной предложению короля Саудовской Аравии об активизации межрелигиозного диалога.

«Россия в качестве наблюдателя в Организации Исламская конференция настроена на расширение конструктивного диалога с исламским миром, который будет способствовать созданию более справедливой системы международных отношений», — указывалось в приветственном послании Президента РФ Д. А. Медведева участникам и гостям пятой встречи ГСВ в декабре 2009 г. в Кувейте (ИТАР-ТАСС. 21.12.09). Его участники выступили с предложением обсудить вопрос о начале широкого движения интеллигенции, деятелей культуры, искусства и религии за партнерство цивилизаций, которое могло бы базироваться на традиционном тесном сотрудничестве России и исламских государств» (www.mgimo.ru 11.01.2010).

Важным шагом в этом направлении стало подписание в декабре 2009 г. Меморандума об учреждении Российско-Арабского форума сотрудничества (Интерфакс. 29.03.10). Начались консультации о формировании системы стратегического диалога по линии Россия — Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива, призванные заложить перспективные механизмы партнерских отношений по различным направлениям (www.mid.ru. 06.05.10).

Заметный вклад в поощрение контактов представителей интеллектуальной, политической, культурной, духовной и деловой элит со всех континентов вносит созданный по инициативе российской общественности Мировой общественный форум «Диалог цивилизаций», который в 2006 г. был зарегистрирован в Вене в качестве международной НПО (www.mid.ru. 15.05.09). В октябре 2009 г. на греческом острове Родос прошла VII ежегодная сессия этой организации, в работе которой приняло участие свыше 400 человек из более 60 стран мира (Интерфакс. 08.10.09).

А в конце июня 2010 г. в Москве прошла представительная Международная научно-практическая конференция «Россия и исламский мир: сближение мазхабов как фактор солидарности мусульман», организованная Институтом востоковедения Российской академии наук.

Укрепляются контакты России с исламскими государствами и в сфере экономики и финансов, о чем свидетельствовала прошедшая в июне 2008 г. в Казани международная инвестиционная конференция под эгидой Исламского банка развития. Развиваются связи и в гуманитарной сфере, в том числе и с Исламской организацией по образованию, науке и культуре (ИСЕСКО).

Предпринимаются и другие активные шаги по утверждению в мировой политике и международном общественном мнении императива сохранения культурно-цивилизационного разнообразия как основы гармоничного мирового развития, по формированию полицентричной международной системы, основанной на принципах справедливости, равенства всех государств и солидарности перед лицом общих вызовов и угроз (www.mid.ru. 02.10.09).

 

* * *

Вместе с тем эти позитивные наработки не застрахованы от размывающего воздействия фактора времени, а также соперничества за Среднюю Азию со стороны региональных и глобальных сил. Все это настоятельно требует повышенного и приоритетного внимания к сохранению и преумножению связей России со странами этого геостратегически важного для нее региона.