Посол пишет симфонию...

Этим летом мемуарная литература по дипломатической тематике пополнилась новым произведением, вызвавшим оживленный интерес не только у специалистов-международников, дипломатических работников, но и интеллектуалов, казалось бы, далеких от политики. Речь идет о «Дипломатической симфонии», написанной Чрезвычайным и Полномочным Послом, доктором исторических наук, членом Союза писателей России И. А. Мелиховым — известным отечественным дипломатом1.

Книга эта — неординарная как по содержанию, так и по манере и форме подачи материала. Она охватывает значительный массив исторической, политологической и регионоведческой информации, касающейся политики нашей страны, в особенности деятельности ее дипломатической службы на Ближнем Востоке и африканском континенте на протяжении последнего полувека. Речь прежде всего идет о странах, где автору довелось работать, — Египте, Демократическом Йемене, Ливане, Сирии, государстве Катар, королевстве Саудовская Аравия, Федеративной Республике Нигерии. Причем в трех последних названных государствах И. А. Мелихов служил Чрезвычайным и Полномочным Послом, а посему знает всю подноготную ткань двусторонних отношений. Наряду с этим он занимал руководящие должности в Центральном аппарате МИД СССР/России, а последние годы работал заведующим кафедрой дипломатии, профессором МГИМО МИД России. Так что излагаемая им проблематика, вязь событий, внутренний нерв дипломатической деятельности доподлинно известны ему не из учебных пособий и разного рода измышлений околонаучных кругов и журналистских фантазий, а почерпнуты из личной дипломатической практики, многие страницы которой впервые предаются огласке.

Вообще, эксклюзивность — характерная особенность «Дипломатической симфонии». И. А. Мелихов приоткрывает завесу над характером складывавшихся двусторонних отношений с упомянутой группой государств, обозначает происходившие в них процессы, указывает на пагубный характер перестроечного и особенно ельцинского периодов, взламывавших сложившиеся традиционные дружественные связи с народами Ближнего Востока. Автор подробно излагает о своих действиях в качестве и.о. временного поверенного в Сирии в период ГКЧП, реакции на это событие сирийской стороны.

Значительная часть воспоминаний посвящена работе в Саудовской Аравии. Воспроизводится картина значительных усилий, предпринятых им во второй половине 90-х годов, чтобы не допустить признания Эр-Риядом Ичкерии, что могло бы спровоцировать вал признаний этого квазигосударственного образования со стороны мусульманских стран, и вместо Чеченской Республики в составе Российской Федерации мы бы имели сейчас на своих южных границах независимую Ичкерию.

Любопытны соображения И. А. Мелихова по ваххабитской проблематике. При этом он ссылается не только на свой научный анализ, который излагал и ранее, но и на беседы с саудовским руководством, из чего следует, что ваххабизм, на который ориентируются исламские ригористы и разного рода террористическая мразь, отнюдь не является для значительной части правящего дома Аль Саудов национальной идеологией, а историческим движением, выполнившим свою миссию в саудовском королевстве. Это, конечно, не означает, что саудовские исламские экстремисты отказываются от экспорта ваххабитских постулатов, особенно в неблагополучные страны, для распространения своего влияния.

Очевидная новизна содержится в главе «Нигерийская экспрессия», в которой автор, ссылаясь на архивные материалы, являющиеся по сути записями его бесед в качестве посла с руководством Нигерии, подробно излагает усилия посольства по освобождению российских моряков, замешанных в контрабанде нефти, за что им грозила при худшем раскладе смертная казнь. Характерно, что в российской прессе того периода давалась искаженная информация, замалчивавшая усилия посольства и государственных структур по освобождению моряков.

В книге впервые раскрывается и неоценимый вклад посольства в освобождение группы заложников из числа специалистов компании «Русал», захваченных с целью выкупа, которого так и не получили нигерийские бандиты. Убедительно показан алгоритм действий посла в этой нештатной ситуации.

И. А. Мелихов делится воспоминаниями о партийных и государственных деятелях советского периода, которым довелось переводить или наблюдать их на межправительственных переговорах и в беседах с руководителями арабских стран. С большой теплотой он пишет о своих старших коллегах — ближневосточниках, с которыми довелось работать.

Оригинальность «Дипломатической симфонии» наглядно просматривается в придании новаторской формы этому мемуарному произведению. Во всех главах, которые автор называет частями, как это делается в музыкальной симфонии, упоминаются симфонические произведения, которые, по его мнению, созвучны характеру работы, выполнявшейся им на том или ином служебном участке.

Заинтересованная публика, несомненно, получит удовольствие от чтения этих мемуаров.


 


1   Мелихов И. А. Дипломатическая симфония. М.: Издате-во «МГИМО-Университет», 2017.