Украденный юбилей Русского Героя


Генерал Михаил Скобелев и в наши дни остается неудобной фигурой
180 лет назад, 17(29) сентября 1843 года, в комендантском доме Петропавловской крепости Санкт-Петербурга в семье потомственных военных родился Михаил Дмитриевич Скобелев.

Легендарный Белый генерал, или Ак-паша, как звали его заклятые враги – турки, не знавший поражений и врывавшийся в самую гущу битвы, не боясь пуль, не дожил даже до 39 лет, но за свою короткую жизнь успел построить блестящую военную карьеру, снискав невообразимую славу и подлинное народное обожание. Освободитель болгар от османского ига, покоритель Туркестана, лучший военачальник своего времени, при этом заботившийся о солдатах, славянофил и защитник интересов русского народа, он вызывал жгучую зависть у определенной части высшего общества и неподдельную любовь широчайших масс. За громкие победы, бесстрашие и полководческий дар его сравнивали с самим Александром Суворовым. Ведь за 19 лет службы он прошел через 78 боев, не потерпев ни одного поражения.

Многим казалось, что 180-летие фигуры такой величины будет широко и многопланово отмечено в стране, тем более в период особого пробуждения интереса к военной истории и героике. Долгие годы в патриотическом сообществе зиждилась надежда, что исторический величественный монумент в честь Белого генерала, установленный в Москве на народные деньги в 1912 году и варварски распиленный большевиками в 1918-м, все-таки будет восстановлен, пусть даже на новом месте, и такой юбилей представлялся подходящим поводом, но этого не случилось.

В Петербургском музее Суворова Скобелевским комитетом проведено торжественное заседание с музыкальными выступлениями. На днях в Болгарии, которая в этом году отмечает освобождение от османского ига, на площадке представительства Россотрудничества состоялась конференция, посвященная роли генерала Скобелева в освободительной войне, где приняли участие сотрудники Софийского и Шуменского университетов, а также исторических музеев. В доме-музее Столетовых Владимиро-Суздальского музейного комплекса прошел лекторий «Скобелев и Болгария».

Действительно, ответственно отнеслись к дате в Рязанской области, где на территории бывшего имения Скобелевых Спасское (ныне – село Заборово) расположен музей «Мемориальный комплекс М.Д. Скобелева». У могилы полководца епископ Скопинской и Шацкий Питирим совершил Литию, затем у бюста Белого генерала были произведены ружейный салют и возложение цветов.

С приветственным словом выступили рязанский губернатор Павел Малков и представители общественных организаций. По инициативе местных активистов в административном центре – в поселке Александро-Невском, где находится могила, при участии местной администрации и общественников был открыт конный памятник авторства Олега Седова. В самой Рязани в течение двух недель проходили лекции, выставки, выступления и кинопоказы, в РГУ имени С.А. Есенина проведена научно-практическая конференция при участии местных общественных деятелей, представителей Санкт-Петербургского филиала Скобелевского комитета и участников из других регионов.

В Москве 26 сентября состоялось возложение венков к памятнику М.Д. Скобелеву, открытому в 2014 году в сквере у Военной академии Генерального штаба Вооруженных сил РФ, и прохождение в торжественным марше почетного караула. После выступления историков у пьедестала прошел круглый стол при участии специалистов и слушателей академии. Этим мероприятием, проведенным военным образовательным учреждением на своей площадке, чествование легендарного генерала от инфантерии в Москве и ограничилось.

Возникает впечатление, что вся возможная программа торжественных мероприятий была организована в Рязанской области (где Белый генерал бывал редко – по сути, он там только похоронен: родился – в Петербурге, умер – в Москве), где и освещалась местными СМИ, а для остальной страны юбилей прошел незаметно. Словно это была некая фигура регионального масштаба, значимая лишь для Рязанской земли.

Не лишним будет вспомнить, как возник феномен всемирной популярности Михаила Дмитриевича Скобелева. Отец, кадровый офицер, считал сына слишком утонченным для военной карьеры, поэтому тот поступил в Императорский Санкт-Петербургский университет. Однако рост студенческих волнений и либеральных настроений затрудняли учебный процесс, и через год он поступает в Кавалергардский полк юнкером, пропуская начальные ступени военного образования и обучаясь в процессе службы. Кутежи, дуэли и безрассудства, характерные для молодых дворян, примеряющих погоны, его не обошли стороной, но вскоре разразилось Польское восстание 1861 года, в подавлении которого участвовал молодой корнет Скобелев, познав реальные бои. Затем он поступает в Николаевскую академию Генерального штаба, демонстрируя решительность и нестандартный подход к выполнению задач.

Рутинная гарнизонная служба и штабная работа его не интересуют. В 1869 году он впервые попадает в Среднюю Азию – на территорию только что присоединенного к Империи Бухарского эмирата. Скобелев хорошо показывает себя как в столкновениях с противником, так и при разведке местности, проходя огромные расстояния под палящим солнцем в сопровождении пары казаков и местных проводников.

В 1873 году участвует в Хивинском походе, не раз выступая с мобильным отрядом против многократно превосходящих сил. В одном бою получает семь ранений саблями и пиками, но через пару недель он снова в седле и не раз выручает войска бесстрашными и решительными атаками. С двумя ротами штабс-капитан Скобелев взял штурмом Шахабатские ворота Хивы с укреплениями и удержал их. После покорения Хивинского ханства снова проводил изнурительные переходы, исследуя местность.

Во время отпуска через Францию переправляется в Испанию, где внедряется в отряд карлистов и изучает их тактику войны в горной местности, а в 1876 году полковник Скобелев участвует в экспедиции против Кокандского ханства. Снова действуя небольшими силами против многотысячных войск неприятеля, он защищает отход штаба в момент неминуемой гибели, штурмует вражеские лагеря и крепости. Внеся наибольший вклад в покорение Коканда. В 32 года, уже будучи генерал-майором, М.Д. Скобелев стал губернатором вновь образованной Ферганской области. Он инициировал строительство города Нового Маргелана (с 1907 года – город Скобелев, с 1924-го – Фергана). Жестко подавляя восставших и пресекая неповиновение, к покорившимся он проявляет милосердие, проникает в особенности местных обычаев и менталитета. Ему покоряются некогда воинственные узбеки и киргизы, мечущиеся казахские сепаратисты и встречающие радушно таджики. Немало военный губернатор сделал для картографического изучения новых территорий, на которые в то время жадно смотрели англичане, подступающие со стороны Афганистана и вооружающие повстанцев против России. М.Д. Скобелев снарядил Алайский поход и на подступах к Памиру указал на необходимость закрепления на этой земле. А в 1881 году, руководя Ахалтекинской операцией и штурмом крепости Геок-Тепе, генерал от инфантерии М.Д. Скобелев завершит присоединение области Туркмении к Империи.

Как горячий патриот и славянофил, в 1877 году генерал М.Д. Скобелев с воодушевлением отправился на Русско-турецкую войну, где неоднократно показывал не только граничащие с безрассудством отвагу и презрение к смерти, но и глубокое понимание тактики и стратегии. Это самый яркий момент его биографии.

Плевна, Ловчи, Шипка и Адрианополь никогда не забудут чудес, совершаемых Белым генералом и его солдатами. Сколько раз в самые тяжелые моменты, когда турки брали в клещи или давили массой измотанных русских, только его воля и способность вдохновить побуждали из последних сил встать во весь рост, идти на врага – и побеждать! И впереди всех под свист пуль и разрывы снарядов в белой фуражке или на белом коне – сам полководец! Требуя от подчиненных преодолевать себя, он неизменно подавал личный пример, сражаясь в первых рядах. При этом он всегда заботился о солдате, закупал снаряжение на свои средства, пока другие дивизии страдали от происков интендантов, боролся с казнокрадством, следил за качеством полевой кухни…

Дмитрий Михайлович чуть ли не плакал, когда ему запретили взять Константинополь. Он точно знал, что мог, и даже думал сделать это вопреки приказу: пусть потом казнят, но лишь бы не сдали назад!

Ненавидимый многими за прямоту, он, в нарушение дипломатических условностей, говорил о засилье немцев и прочих инородцев во властных эшелонах Российской Империи, высказывал явную неприязнь к Германии, предрекая скорую войну с ней, как, впрочем, не жаловал и Англию, зная о ее старании нивелировать все успехи его страны. М.Д. Скобелев слишком часто и неудобно поднимал вопрос о положении Русского народа.

Его неожиданная смерть в 1882 году вылилась в общенациональный траур: наводнивший улицы народ нес его гроб на руках. Это побудило власти по всей Империи увековечивать Белого генерала в названиях и памятниках. Самый монументальный из них в Москве олицетворял подлинную народную любовь к Скобелеву. Только с приходом советской власти все его памятники были разрушены, а улицы и площади в его честь сменились привычными ныне Красноармейскими, Маркса, Кирова и т.д. Музей и могила были созданы лишь во второй половине ХХ века. В 20–30-е годы Спасское пришло в упадок: церковь закрыли и разбирали, склеп вскрыли, выкрав все реликвии и ордена генерала, затем добрались и до могилы, раздев и обезобразив тело генерала. Лишь чудом и усилиями местных жителей удалось сберечь и заново захоронить его останки. Только в Болгарии, пережившей и советскую власть, и ныне не проявляющей большой любви к России, до сих пор сохранились парки и скверы Скобелева, памятники и мемориалы, а также более 300 топонимов в честь Белого генерала.

Возможно, в нынешней России громкая слава победителя турок и покорителя Средней Азии, всем сердцем любившего Россию, тоже кому-то доставляет дискомфорт, поэтому 180-летие М.Н. Скобелева для большинства наших современников прошло как-то незаметно?

Источник: Русский Вестник

Об авторе

Лебедь Ф. А.