Владыка Тихон. Писатель и устроитель


Феноменальная книгоиздательская деятельность, участие в восстановлении канонического единства Русской православной церкви за рубежом (РПЦЗ) и Московского патриархата, воссозданный его трудами Сретенский монастырь и созданная там "с нуля" духовная академия, фильм-учебник по исторической геополитике "Гибель империи. Византийский урок", книга его рассказов из церковной и монастырской жизни "Несвятые святые" (изданная уже трёхмиллионным тиражом, что кажется невероятным для современного книгоиздательского дела в некогда "самой читающей стране"), окормление множества духовных чад в миру и в церкви — всё, за что он берётся, духовное или материальное, совершается быстро, качественно и как бы само собой.

Кажется, что сама его энергетика имеет особую, иную природу, как, скажем, "звёздная" энергия термоядерного синтеза по сравнению с обычными, "земными", уже освоенными человечеством энергиями химических реакций (горения в том числе) или распада тяжёлых атомных ядер.

Природа ли тому причиной (некоторые научные исследования свидетельствуют, что живые существа способны синтезировать нужные им элементы в своём организме, так что сказка про курочку-рябу и непростое яичко золотое может оказаться не совсем сказкой, а миф о царе Мидасе — не совсем мифом), многолетнее ли (с 1991 года) монашеское подвижничество или что-то ещё и всё это вместе, но слова молитвы о Духе Святом как Сокровище благих и жизни Подателе даже при самом отстранённом взгляде на путь владыки слышатся и видятся не просто словами. И конечно, этот путь вовсе не усыпан розами — терний на нём тоже в избытке. "Один из лидеров державно-фундаменталистского (авторитарного) крыла РПЦ" — сама эта характеристика, столь же устоявшаяся, как "личный духовник Путина", подразумевает наличие другого, либерально-экуменического крыла и в РПЦ, и в российском обществе, где у митрополита Тихона более чем достаточно и скрытых, и открытых недоброжелателей. Даже назначение его в 2018 году главой Псковской епархии с возведением в сан митрополита Псковского и Порховского многими трактовалось как попытка этих недоброжелателей удалить видного деятеля церкви из столицы, тем самым снизив его растущий вес (чего стоит хотя бы отмена продажи алкогольной продукции с 11 часов вечера до 8 часов утра?!) во власти и в обществе. Тот же мотив усматривается (причём теми же трактователями) в переводе владыки из духовно родной ему Псковской епархии в Крымскую, ещё дальше от Кремля, где он "почитался и как духовник, и как просветитель, и как дипломат от церкви"; при этом цитируются его слова из прощального обращения к своей псковской пастве: "Что такое Крым? Что такое Крым был в Древней Греции, в Византии? Это Колыма!.. Ссылали туда — и Златоуста, и Климента, папу Римского. Вот и мне — на курорты Колымы…" Но, конечно, при этом упускается из виду, что митрополит Тихон всё происходящее с ним, с русским народом и с нашей страной (да и со всем миром) воспринимает прежде всего как испытание по Божьей милости человеческих духа и веры, а уже потом — всё прочее.

Что становится ясно из таких, например, слов владыки о Крыме: "Это одно из самых прекрасных мест в нашей стране. А значит — во всей Вселенной… Другого Крыма у нас нет… Значит, надо так прожить. Надо вместе пройти этот путь".

"Бог ведёт тебя. И ведёт ко благу и ко спасению, загадочному для тебя исходу по загадочному для тебя пути. Но по абсолютно верному и правильному… Конечно, это милость Божья — оказаться на том месте, где почти 35 лет назад начинал свою и монашескую, и духовную жизнь, где всё родное, всё близкое", — говорил он о возвращении в Псков из Москвы в беседе с Александром Прохановым, которого называет своим старшим другом, учителем и единомышленником и которому недавно вручал высокую церковную награду — орден Александра Невского. Помимо того, митрополит Тихон состоит в Изборском клубе чуть ли не с момента его создания, и разумеется, без благословения владыки не обходились и не обходятся многие начинания изборян, а также газеты "Завтра".

Специальную военную операцию на Украине, ставшую гибридной войной против всего коллективного Запада, он называет "страшной и вынужденной мерой, которая была предпринята по защите нашей страны", и говорит о своей надежде на её благополучный исход. "А благоприятный, благополучный исход — это мир Божий, который должен воцариться и на Украине, и в России. Как это будет — только Господь ведает. Человеческими силами этого не сделаешь после всей той крови, которая произошла… Это выше человеческих сил", — говорит владыка Тихон.

И можно надеяться на то, что своим духовным зрением он видит дальше и больше нас, грешных, как ещё в 2001 году увидел: только что ставший тогда президентом нашей страны "Владимир Владимирович Путин — действительно православный христианин, и не номинальный только, а человек, который исповедуется, причащается и сознаёт свою ответственность перед Богом за вверенное ему высокое служение и за свою бессмертную душу… Тот, кто по-настоящему любит Россию и желает ей блага, может только молиться за Владимира Владимировича, промыслом Божиим поставленного во главе России".

Всё у нас получится: по делам нашим и по вере.

Источник: газета Завтра