Пока горит свеча. Константин Васильев и Николай Рубцов


Художник Константин Васильев своим духом зажёг не одну свечу в душе русских людей. Своим друзьям он говорил, что художник «должен будить душу каждого человека, чтобы он в своей жизни стремился к духовной высоте». В его дневниковых записях можно найти немало мудрых мыслей. Вот одна из них: «Нужно вернуться к истокам родного языка и родной поэзии, освобождая былую силу и былой возвышенный дух, который дремлет в памятниках древности». Именно к таким родникам духовной жизни и обращал своё творчество Константин Васильев, создавая цикл картин «Русь былинная», которые наполнены жизнеутверждающей силой, духовной и телесной красотой мира…

«Россия, Русь! Храни себя, храни!», – пишет поэт Николай Рубцов в стихотворении «Видения на холме».

Священная трепетность любви к Родине, к духовной сущности её исторического движения чувствуется во всех его стихах:

Останьтесь, останьтесь, небесные своды!
Останься, как сказка, веселье воскресных ночей!
Пусть солнце на пашнях вещает обильные всходы
Старинной короной своих восходящих лучей!..


В этих словах заложена магическая сила слова, которая возвращает нас , как и творчество Константина Васильева, к нашим историческим корням, озаряя нас духовным светом.

Свеча духовности, которую несли в своём творчестве Константин Васильев и Николай Рубцов, делала их близкими по духу друг другу современниками, хотя они при жизни так и не встретились.

История их взаимоотношений отражена в рубцововедении, но недостаточно полно. Сегодня мне хотелось сделать особый акцент на том, как относится к этой теме дочь поэта Николая Рубцова, Елена Николаевна Рубцова, которая уже с отроческих лет проявляет большой интерес и к творчеству Константина Васильева, и к его судьбе, собирая материалы о нём, посещая его выставки.

За многие годы Елена Николаевна Рубцова познакомилась с публикациями о Константине Васильеве, с творчеством тех авторов, которые пишут о нём… Особенно интересным ей показались материалы в статьях писателя Виктора Прищепенко. Она узнала, что Виктор Прищепенко — учёный-историк, член Российской народной Академии наук.

В.Прищепенко написал замечательную статью «Кистью и словом», в которой подробно рассказывает о судьбе Константина Васильева. Из неё мы узнаём, что отец художника, Алексей Алексеевич Васильев, — потомственный питерский рабочий, который в годы Великой Отечественной войны летом 1942 года ушёл в партизанский отряд, находясь в это время с семьёй в северо-кавказском городе Майкопе, где 3 сентября 1942 года родился будущий художник, Константин Васильев.

Не сумев справиться с яростным сопротивлением партизан, фашисты решили превратить их семьи в заложников — смертников, в том числе мать Кости и его самого, готовя их сжечь заживо, но за несколько часов до этого Красная Армия спасла сотни женщин и детей, в том числе и семью Константиновых.

Следует напомнить, что трудно складывалась в раннем детстве и судьба Рубцова,, который потерял мать 26 июня 1942 года, а в июле отец Николая Рубцова был призван в действующую армию С сентября 1942 года началась его жизнь в детских домах (сначала – в Красковском дошкольном детском доме, а потом – Никольском, Тотемского района Вологодской области).

Осознавая себя детьми войны, и Константин Васильев, и Николай Рубцов всегда чувствовали себя « в неоплатном долгу перед теми, кто кровью своей спас Россию и отстоял русскую культуру.. Каждый из них шёл по жизни своим путём :Константин учился в средней художественной школе-интернате для особо одарённых детей при Московском художественном институте им.В.И Сурикова (а перед этим, в юности закончил с отличием Казанское художественное училище) А Николай Рубцов после школы делает попытку поступить в мореходное училище, закончил два курса Лесотехникума, работал угольщиком на тральщике РТ- 20 «Архангельск», поступил учиться в Кировске в горно-химический техникум, где проучился совсем недолго, затем работал слесарем — сборщиком на полигоне в посёлке Приютино под Ленинградом, служил в армии на эсминце «Острый» матросом, после армии работал шихтовщиком на Кировском заводе в Ленинграде. Профессиональное образование, как поэт, получал в Литературном институте им. А.М.Горького с 1962 года по 1969 год, учась сначала на дневном, позже — на заочном отделении.

Преодолевая жизненные и творческие трудности, они постоянно работали над собой, стремились найти собственный стиль, собственные темы в своём творчестве. К.Васильев сначала испытал на себе влияние современного модернизма, который впоследствии в своих дневниках будет характеризовать для себя как «болото», потому что это новаторство показалось ему неприемлемым… Он упорно шёл к реалистическому направлению, к собственному стилю в изобразительном искусстве. Особенно его привлекала тема русского богатырства, ярко выраженная в цикле «Русь былинная»: «Меч Ильи Муромца», «Дар Святозара» и других картинах…

Елена Николаевна поделилась со мной некоторыми интересными фактами из статьи В.Прищепенко, который пишет о том, что, судя по дневниковым записям художника, «Меч Ильи Муромца» был написан в дни путешествия по Вологодчине, жемчужине русского Севера, когда Васильев «готовил холсты для картины «Вологодский крестьянин с топором», или «Северный орёл». А после возвращения в посёлок Васильево Зеленодольского района Татарской АССР, где Васильевы жили с первых послевоенных лет, Константин Васильев получил письмо от Николая Рубцова:

Глубокоуважаемый Константин Алексеевич!

Видел Ваши карикатуры в «Чаяне», графические портреты Лермонтова и Достоевского и цветную фотографию картины «Лебеди». Понял, что Вы (и только Вы) сумеете нарисовать иллюстрации для моего сборника.

Другие современные графики — за исключением немногих маститых рисовальщиков и думают не по-русски, и рисуют не по-нашенски, и заняты не искусством, а отталкиванием от издательских и редакционных кормушек соперников, интригами и подсиживанием. Мы же с Вами столкуемся и, думаю, поймём друг друга. Стихов посылаю пук. Черкните мне несколько строк. Если Вы согласитесь иллюстрировать сборник, я, возможно, заеду к Вам будущим летом. Вместе продумаем всё оформление.

С уважением.Николай Рубцов. 12 сентября

(Помета К.А.Васильева,) —1970 год.

Из-за трагической гибели Николая Рубцова, к сожалению, встреча не состоялась. Но Константин Васильев, как и Николай Рубцов, по-прежнему стремился в своём творчестве глубоко проникать в суть народной жизни. Его вологодские крестьянские девушки и молодые женщины послужили ему натурой для «Нечаянной встречи», «Ожидание» и других полотен (отмечает В.Прищепенко.)

Свои картины К. Васильев наполнял глубокими философскими обобщениями. Вглядимся в его последнюю картину «Человек с филином», где создан образ пожилого человека, который несёт в себе большую внутреннюю силу, мудрость и мощь русского человека, его близость к природе.

Вглядимся в героев Николая Рубцова из стихотворения «Старик»:

Идёт старик в простой одежде.
Один идёт издалека.
Не греет солнышко, как прежде.
Шумит осенняя река.

Кружились птицы и кричали
Во мраке тучи грозовой.
И было всё полно печали
Над этой старой головой.

Глядел он ласково и долго
На всех, кто встретится ему,
Глядел на птиц, глядел на ёлку..
Наверно, трудно одному…


Мы чувствуем, что и Константин Васильев, и Николай Рубцов — большие художники (один — кисти, другой — слова), наделённые особым даром — проникать в тайны русской души и создавать зримый образ и характер своих героев.

Если вглядеться в их творчество глубоко, то можно заметить до осязаемости их внутренний диалог, за которыми чётко просматривается мудрость и широта их души, размышления о чистоте их душевного родника и, самое главное, — стремление соединять в одной душе земное и небесное, умение растворяться в природе.

27 октября 1976 года Константин Васильев трагически погиб после своей второй персональной выставки, которая проходила в Зеленодольске. Николай Рубцов погиб в крещенские морозы 1971 года в Вологде.. И замечательному художнику, и поэту с провидческим даром, не довелось осуществить свои творческие замыслы и планы до конца, но они завоевали любовь и признание русского народа, которому служили от начала и до конца. своей жизни.

Наши размышления с Еленой Николаевной Рубцовой над статьёй В.Прищепенко наводят на вопросы о том, где же и когда побывал на Вологодчине Константин Васильев, в творчестве которого отразились судьбы и характеры вологжан. Очевидно, только письма и дневники художника, обстоятельства гибели которого для всех до сих пор странны и загадочны, могли бы частично дать ответ на этот вопрос.

Спасибо дочери поэта, Елене Николаевне Рубцовой, за её бережное и любовное отношение к творческому наследию отца, к архивам, которые погружают нас в тайны судьбы и творчества сынов России. Хочется отметить в нашей небольшой заметке, что Елена Николаевна Рубцова в течение всей своей жизни активно участвует в поисковой работе, связанной с темой Великой Отечественной войны, и открыла немало имён погибших за наше Отечество воинов и написала об этом в своих статьях. Эти работы получили достойное признание. Когда дети продолжают духовные традиции своих отцов, они становятся их преемниками. А значит, свеча Памяти не погаснет никогда!

Источник: Дом писателя