До нашего времени дошли многие высказывания Святых Отцов о Царской власти и Православном Царе. Можно привести некоторые из них для того, чтобы понять сущность и важность Самодержавного строя для всех, живущих на земле людей.
Священномученик Владыка Андроник Пермский так говорил об этом: «Пусть никто не верит наговорам обольстителей, которые говорят, что для Христианина совершенно безразличен тот, или иной порядок гражданской жизни, — нет, мы — Христиане — в мире живем и из этого мира до времени, определенного Творцом, выйти не можем (I Кор. 5, 10). А потому нам вовсе не безразлично — что совершается в гражданском нашем быту, ибо тот, или иной строй, те, или иные порядки жизни, могут содействовать, или препятствовать делу спасения».
Святые Отцы говорили о необходимости и великой пользе Царской власти для людей. Святитель Филарет Московский говорил так : «Народ, чтущий Царя, — благоугождает чрез сие Богу, потому что Царь есть устроение Божие!» Преподобный Серафим Саровский: «В очах Божиих нет лучшей власти, чем власть Православного Царя!» Вселенский Патриарх Антоний так говорил о Православном Царе: «Невозможно Христианам иметь Церковь, но не иметь Царя!»
Священномученику Митрополиту Киевскому Владимиру принадлежат такие слова: «Священник не монархист не достоин стоять у Святого Престола!» Святой Праведный Иоанн Кронштадтский разъясняет эту тему так: «Царская власть существенно необходима и общеполезна, — здравые и спокойные умы всегда признавали и признают совершенную необходимость и общественную пользу Царской власти для народа и считают прямым безсмыслием посягательство на Царское Самодержавие. Царь самодержавно правит народом, как образ единоначальной власти Божией, как образ Царя царей, как глава государства, этого великого политического тела, стройно организованного и объединенного единою главою. Итак, единодержавие и Самодержавие в Государстве, в союзе с Церковью, необходимо и есть величайшее благо для него. Подобное такому союзу и в мире существует Божие единоначалие и вседержавие».
Преподобный Максим Грек говорил в свое время о том, что «Царь есть образ одушевлен Царя Небесного», то есть — Царь — это живая икона Бога. Православная Церковь в лице своих Святых неизменно учила, что «лицо и сан Царя Христианского на земле, есть живой образ и подобие Христа Царя, живущего на небесах. Ибо как человек душой своей есть образ Божий и подобие, так Помазанник Божий саном своим царским есть образ и подобие Христа Господа».
«Бог даровал христианам два высших дара — священство и царство, посредством которых земные дела управляются подобно небесным». Это слова Преподобного Феодора Студита. Православные Государи и Патриархи своими санами символизируют разные служения Спасителя: Царь Самодержавный — есть образ Христа в служении Царском, а Патриарх — есть образ Христа в служении Первосвященника. Каждый из них имеет первенство перед другим в пределах своей власти. Но (мистически) церковный сан Царя не может быть выше, или ниже сана Патриарха, так как и Царь и Патриарх являются живым образом единого Господа Нашего.
Царь — есть внешний Епископ Церкви. Согласно сто четвертому правилу Карфагенского Собора: «Каждый Праведный Царь имеет святительский чин». За исключением священнодействий, Император совмещает в себе все остальные привилегии епископов, на основании которых Его церковные разпоряжения получают каноническую важность».
Об этом писал в свое время архиепископу Константину Кавасиле Болгарский архиепископ Димитрий Хоматин. Прежде чем принять церковный сан Помазанника Божия, каждый Государь таинственно рукополагается в Цари и венчается на Царство.
Во время Литургии, перед причащением, один из митрополитов у алтаря совершает Таинство святого миропомазания Государя в Цари: на челе, на очах, ноздрях, ушах, персях и руках с известным сакральным возгласом.
Другой же митрополит затем вводит Императора внутрь алтаря через царские врата для причащения по чину священников: отдельно Тела и отдельно Крови. Епископ Никодим в толковании на шестьдесят девятое правило шестого Вселенского Собора утверждает, что «Царям всегда дозволено было входить в алтарь и в алтаре — как Божиим Помазанникам — причащаться наравне со священнослужителями».
Святой Праведный Иоанн Кронштадский утверждает что «Царь, не идущий против своей облагодатствованной совести, не погрешает». То, что Господь пасет народ свой жезлом Своего земного Царя — это святая истина!
Мы знаем о том, что вера бывает христианской, или же — нехристианской: языческой, мусульманской, иудейской и прочей какой-либо в разных народах. Для нас — Православных Христиан, установлена Богом монархия — монархическая идеология и монархический строй. В чем суть этого установления?
Братия! Да стоим твердо во всецелой истине и правде! Боящиеся Бога! Царя чтите! Чтущие Царя! Бога бойтеся! Дарование Царской династии народу есть милость Божия, которой мы сегодня лишены за клятвопреступление, измену и цареубийство. И далеко не весь народ в этих грехах покаялся. А есть даже и такие, которые и не собираются каяться. Вот в чем беда! Вот в чем корень наших зол! Вот о чем усиленно молчат современные учителя, или даже наоборот — учат противному.
Когда-то Святой Праведный Иоанн Кронштадский говорил: «Я сам, слава Богу, ни к каким партиям не принадлежу». Митрополит Петроградский Питирим объясняет разницу между народовластием и Боговластием:
«Помазанник Божий есть орудие воли Божией, а эта воля не всегда угодна людям, но всегда полезна. Народовластие же всегда гибельно, ибо Богу было угодно постановить, чтобы не паства управляла пастырем, а пастырь паствой. Пастырь ответственен пред Богом, народовластие же всегда безответственно, есть грех, бунт против Божеских установлений».
«Никогда русские Государи не были Царями волею народа, а всегда оставались Самодержцами — Божиею Милостию, Государями — по Божию изволению, а не по многомятежному человеческому хотению», — говорил владыка Иоанн Шанхайский.
В 1613 году было избрание на Царство Первого Русского Царя из династии Романовых — Михаила. Согласно решению Земско-Поместного Собора за Михаилом Феодоровичем и его преемниками из рода Романовых утверждено на вечные времена право самодержавного владения Русской Землей со всем ее населением.
Соборная Утвержденная Грамота обязала всех без исключения безусловным повиновением Его Самодержавной Воле. Этой соборной клятвой все мы связаны с Царями из Дома Романовых до скончания века. Соблюдение этого обета, данного за нас предками, есть залог нашего благополучия, как временного, так и вечного. И наоборот — несоблюдение сего обета — есть великий грех пред Богом, влекущий за собой наказание. То, что было после свершения революции, — страшные репрессии и геноцид русской нации, есть плоды Богоотступничества, клятвопреступления и цареубийства.
Как только изменники генералы, министры и думцы, «благословленные» духовенством, при предательском молчании народа, отреклись от служения Царю, и тем совершили клятвопреступление и измену, дальнейшее служение Государя при таких обстоятельствах стало невозможным. И сразу же для всех очевидно начались бедствия России: междоусобицы, голод, мор, болезни, убийства, насилие безбожия над Верой, смерть безчисленных мучеников Христовых и царских слуг.
Повторилось страшное чудо гнева Божия и наказания, повторилось на глазах у всех для того, чтобы мы поняли, что предки наши дали за нас обет Богу на вечные времена служить верно Самодержцам Православным — на благо, на счастье нам, потомкам.
Чтобы мы поняли, что есть один — единственный путь для возврата к богоугодной, мирной жизни: покаяться в своем безумии и возстановить каждому из нас в своем сердце святую и нерушимую силу нашего общерусского родительского благословения 1613 года. К этому зовут нас Святые Угодники Русской Земли, к этому зовет нас и простой здравый смысл — на основании горького опыта революции.
Утвержденная Грамота для каждого русского человека подобна родительскому благословению, навеки нерушимому. В ней явно сказано о том, что русский человек должен хранить как святыню. Это — свою Веру, своего Царя и свое Отечество. Еще в девятнадцатом столетии Святитель Феофан Затворник предупреждал: «Коренные стихии жизни русской выражаются привычными словами: «Православие, Самодержавие, Народность (то есть — Церковь, Царь и Царство). Вот что надобно сохранять! И когда изменяются сии начала, русский народ перестает быть русским. Он потеряет тогда свое священное трехцветное знамя.
«Кругом измена, и трусость, и обман,» — записывает в своем дневнике Император Николай Второй. Как и сегодня: один к одному. Революционные мерзавцы, прикрывая свои злодеяния требованием во имя блага России, упорно настаивают на отречении Царя от Престола. Никого рядом. Кругом — одни предатели, исключая лишь единицы верноподданных. Что же произошло дальше? Каков духовный смысл дальнейших событий!
Окруженный со всех сторон изменниками и клятвопреступниками, уступая насилию, которое выразилось в беззаконном и наглом требовании, Царь вынужденно подчиняется обстоятельствам и совершает безпримерный подвиг самопожертвования ради благополучия своего неблагодарного народа, которым Он с Верой и Любовью управлял двадцать два года.
Не Царь отрекся от Престола, народ отрекся от своего Святого Царя! Благодать Божия, осенявшая священную Главу Помазанника Божия и изливавшаяся на всю Россию, вернулась к Богу ... Князь Николай Жевахов пишет: «Россия лишилась Божией благодати... Свершился акт величайшего преступления, когда-либо бывшего в истории. Русские люди, возстав против Богом дарованного Помазанника, тем самым возстали против самого Бога. Гигантские размеры этого преступления только и могли привести к гигантским результатам и вызвали гибель России.
Доброта Царя есть Его долг, Его слава, Его величие, есть ореол Его Божественного помазанничества, отражение лучей небесной славы Всеблагого Творца. Но «доброта» подчиненных Царю органов власти — есть уже измена, воровство и преступление.
Тот, кто осуждал Царя за Его доброту, тот не понимал существа Царской власти. Кто требовал от Царя твердости, суровости и строгости, тот перекладывал на Царя свои собственные обязанности и тем свидетельствовал о своей измене Царю, о непонимании своего служебного долга и о своей непригодности ни Царю, ни России.
Среди тех, кому Царь вверял охрану закона, не было почти никого, кто бы ни совершал этого преступления. Начиная от министров и кончая мелкими чиновниками, все желали быть «добрыми». Кто по трусости, кто по недомыслию, кто по стремлению к популярности, но мало кто отваживался осуществлять неумолимые требования закона, существующего не для добрых, а для злых людей. Все разпоряжались законом по собственному усмотрению, приспособляя его к своим вкусам и убеждениям, точно его собственники, а не стражи неприкосновенности закона.
Царь и Россия — неотделимы друг от друга. Нет Царя — нет и России. Не будет Царя — не будет и России, и русское государство сойдет с пути, предуказанного Богом. И это понятно, ибо то, что Бог вручает своему Помазаннику, того не может вручить толпе.
Задачи Русского Царя, выходя далеко за пределы России, обнимали собою весь мир. Русский Царь устанавливал мировое равновесие в отношениях между народами обоих полушарий. Он был защитником слабых и угнетенных, объединял своим верховным авторитетом разноплеменные народы, стоял на страже христианской цивилизации и культуры, был тем «удерживающим», на которого указывал Апостол Павел в своем втором послании к фессалоникийцам, говоря: «Тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят из среды удерживающий теперь» (2 Сол. 2, 7–8).
В мае месяце этого года я был в доме Ипатьева. Этот дом снес в 1977 году Ельцин. Сейчас там стоит величественный Храм-на-Крови во имя всех Святых, в земле Российской просиявших. Есть и Нижний Храм — в честь Святых Царственных Мучеников. Там такая благодать, что я никак не мог оттуда уехать. Восемь дней ездил каждый день на службы в Храм-на-Крови, и больше мне ничего не было нужно и ничего не хотелось, только быть с моими Государями.
За день до отъезда, в воскресенье, на Троицу, была ранняя Литургия в разстрельной комнате, в Нижнем Храме. Это там, где разстреливали Царственных Мучеников и Страстотерпцев. Представляете? Стоит Престол. За ним Большой деревянный Крест. Стена завешена красной материей. Можно взойти на амвон. Царские врата очень низкие, весь Алтарь хорошо виден. Все поднимаются на амвон, глядят на разстрельную комнату-Алтарь, молятся, каются. Здесь же и причащают. Среди причастников на ранней Литургии было много детей.
Нужно многим из нас подняться выше человеческих суждений и посмотреть на все это глазами Святых Отцов, и тогда легко будет увидеть, что мистически Самодержавие существует, оно не отошло от нашей многострадальной Руси. Подтверждение тому — явление иконы Державной Божией Матери в селе Коломенском под Москвой 2 марта 1917 года. Царская власть, сохраненная Самой Царицей Небесной, будет в России несомненно возвращена!
Отец Иоанн Кронштадтский говорил: «Я предвижу возстановление мощной России, еще более сильной и могучей. На костях мучеников, как на крепком фундаменте, будет воздвигнута Русь новая — по старому образцу, крепкая своей верою во Христа Бога и во Святую Троицу!» «По старому образцу» — это значит с Самодержавием, с Царем во главе.
Все это предсказано нам. Когда это будет? Неизвестно. Как мы знаем из церковной истории, иногда бывало и так, что пророчества не исполнялись, или откладывались на какое-то время из-за покаяния людей. Имеются ввиду пророчества предостерегающие, такие, как, например, пророчество Пророка Ионы жителям Ниневии о погублении их города. Жители покаялись, наложили на себя и на животных пост, одели вретище, изменили свой образ жизни и пророчество не исполнилось. В дальнейшем же, видя, что ничего не происходит, жители снова потеряли страх Божий, впали в прежнее нечестие, и были погублены. Таким образом, исполнение пророчеств во многом зависит от нас самих, от нашего образа жизни. Очень много говорится у нас о внешнем возрождении духовном: возрождаются Храмы, монастыри, общины. Блестят и сверкают купола и Кресты. Да! Слава Богу! Внешнее возрождение налицо, тут ничего не скажешь. А вот с внутренним блеском и сиянием наших душ дела обстоят далеко не всегда хорошо, а порой просто плачевно.
Поэтому хочется всем людям пожелать, чтобы с помощью Святого Царя Николая и Его Святой Семьи: Царицы Александры, Царевича Алексия, Царевен Ольги, Татианы, Марии и Анастасии, мы преодолели все искушения, постигающие нас, и, прежде всего — это искушения компромиссами со своей совестью, ибо совесть — есть голос Божий, живущий внутри каждого человека. Не идти ни на какие компромиссы со своей совестью, — вот наш долг, наша обязанность, наша заповедь. Чего всем от всей души и желаю.
По материалам книг:
Бога бойтесь, Царя чтите. 2004.
Архиепископ Аверкий /Таушев/ «Всему свое время». Москва, 2006. Чудеса Царственных Мучеников. Т. 2. Москва, Курган, 2001 год. Газета «Дух Христианина» №12 (54), 15 июня 2007 года. Акафистник. Издание Задонского Богородицкого Монастыря, 1996.