Царь Пётр Алексеевич был талантливым реформатором, умелым полководцем и всесторонне образованным человеком, однако при этом оставался жестоким деспотом, казнившим за любое противление его воле. К сожалению, в этом он оказался трагическим сыном своей эпохи, когда невообразимым образом учёные публицисты могли быть инициаторами охоты на ведьм, а в судах проходили процессы над животными, обвиняемыми в уголовных преступлениях.
Его единственный сын от нелюбимой жены Евдокии Лопухиной, заточённой против своей воли в монастырь, уже с детства был лишён материнской ласки и скрывал свои чувства под маской лицемерия. Царевич Алексей Петрович не разделял политические взгляды своего отца, мечтал о возвращении обычаев допетровской старины и формировал вокруг себя круг единомышленников. По иронии судьбы царевич, не любивший Европу, бежал в её пределы от гнева отца и был казнён за государственную измену в пользу европейских противников России в годы Северной войны.
Россия в начале XVIII столетия с большим трудом менялась под реформами Петра. Дело в том, что в стране веками Европа воспринималась не в качестве политического и культурного ориентира, а в виде чуждого религиозного пространства, которое противостоит православию. Из этого следовало, что русский человек «немцев» (так называли большинство европейцев) чаще всего не любил, а к западной культуре относился настороженно. Теперь же ему предстояло тем самым «немцем» стать, да ещё и преуспеть в этом, чтобы не вызвать недовольство царя. Многих дворян принудительно отправляли за границу, чтобы учиться наукам, в самой стране на каждом шагу вводились западные новшества.
Поэтому не удивительно, что когда подросший царевич Алексей начал проявлять симпатию к «старине», то нашлось множество дворян, которые захотели увидеть его на троне. Наследник престола стал своеобразным знаменем старой России, её спасителем от западной «прелести».
Для Петра, умевшего разбираться в людях, взгляды сына не остались незамеченными. У него не было времени заниматься переубеждением Алексея, поэтому царь попытался сделать царевича участником своих дел. Помимо своей воли царевич был втянут в активную государственную деятельность, противоречащую его натуре. По виду смирившись, он некоторое время делал вид, что во всём следует указаниям отца.
Окончательная размолвка отца и сына случилась в 1716 году, когда у царя родился сын от новой царицы Екатерины. Сделав вид, что хочет навестить Петра I в Дании, царевич по дороге бежал сначала в Польшу, а потом и в Священную Римскую империю. В Вене он объявился и попросил у императора защиты от преследования. Его тайно поместили в тирольский замок, в котором Алексей Петрович некоторое время чувствовал себя в безопасности.
Для Петра I поиск беглого сына стал делом принципа. С большим трудом ему удалось обнаружить беглеца в Австрии, однако тот потом перебрался в Италию, где опять затаился. Впрочем, Алексея через некоторое время обнаружили и потребовали от императора выдачи изменника. Он отказался, однако разрешил агентам царя беседовать с царевичем, чтобы склонить его к возвращению домой. Путём долгих и мучительных переговоров Алексей Петрович согласился выполнить волю царя и покинуть Европу.
Возвращение в Россию оказалось для Алексея Петровича трагедией. В Санкт-Петербурге над ним назначили следствие о государственной измене и 5 июля 1718 года вынесли смертный приговор. Впрочем, официально казнь так и не состоялась, через несколько дней царевич таинственно умер в Петропавловской крепости «от удара». Вероятно, царь посчитал, что публичная казнь наследника была бы слишком скандальной, поэтому позволил, чтобы его замучили пытками. Это решение, вероятно, мучило будущего императора вплоть до его смерти.
Источник: ОДНА РОДИНА
Картина: culture.govvrn.ru