Как лейтененат РККА Печерский остановил мельницу смерти в Собиборе


В годы Второй Мировой войны Собибор стал не только символом массового уничтожения людей, но и местом отчаянной борьбы заключённых против нацистской машины смерти. Практически безоружные люди совершили чудо – они уничтожили руководство лагеря, а потом прорвались через ограждения под огнём пулемётов. Многие из них заплатили за это своей жизнью, часть была выдана карателям местными жителями, однако восстание не было напрасным. Оно показало, что сопротивление злу возможно, что система лагерей имеет свои уязвимые места. Вырвавшись на свободу, некоторые узники приняли деятельное участие в борьбе с Третьим Рейхом и приблизили общую победу над врагом.

До войны Собибор был ничем не примечательным селом в Люблинском воеводстве. Он находился далеко от крупных городов и в исторических хрониках до Второй Мировой войны практически не упоминался.

После того, как Польшу в 1939-м году заняли нацисты, Собибор некоторое время продолжал жить своей жизнью. Известность пришла к нему в 1942 году.

Немецкие концлагеря в общем и целом были продуманы с дьявольской жестокостью. Старых и больных людей уничтожали сразу же после прибытия на место. Аналогичным образом поступали и с маленькими детьми. Работоспособных узников определяли в бараки, где им приходилось работать на экономику Германии. Содержание было крайне скудным, руководство целенаправленно доводило заключённых до полной потери здоровья. По замечанию известного бытописателя Освенцима Примо Леви, концлагерь уродовал психику, порождал кастовую систему среди «своих», разделял обречённых людей на категории. Небольшие начальники (капо) набирались чаще всего из немецких уголовников, которые отличались звериной жестокостью и порой превосходили в лютости эсэсовцев.

Попадая в такой лагерь, очень сложно было остаться порядочным человеком. Тем ни менее, находились те, кто не только не сломался, отдавшись воле судьбы, но и герои, желающие спасти всех обречённых на смерть.

Немцы не считали работу в концлагерях престижной, поэтому чаще всего рядовой состав состоял из коллаборационистов – прежде всего украинцев, которые проходили специальное обучение в особом лагере «Травники». Стремясь добиться расположения хозяев, эти люди проявляли самые низменные человеческие качества.

Собибор не сильно отличался от других лагерей уничтожения. Рассматривая старые фотографии, сложно даже представить, какой ужас творился за стенами этого заведения.

«Циклон Б», снискавший себе печальную известность в Освенциме, в Собиборе не применялся. Прибывших травили газом, поступавшим по трубам от включенных танковых моторов. Процесс уничтожения был отлажен по-немецки и не требовал суеты. Не присутствовали в лагере и крематории – убитых отвозили в лес и закапывали.

Уцелевшие узники оставили воспоминания о том, как происходил процесс уничтожения. На смерть людей отправляли абсолютно голыми – их одежда сортировалась и высылалась в Рейх. Даже человеческие волосы находили применение – их использовали в качестве наполнителя для матрасов.

Поражают масштабы злодеяний – за неполных полтора годы было уничтожено около 180 тысяч человек. Остается лишь гадать, как немецким нацистам и их пособникам удавалось спокойно выполнять свою «работу», не мучаясь совестью. Впрочем, на этот вопрос даже психиатры до сих пор не могут дать однозначный ответ.

До прибытия в лагерь группы советских военнопленных Собибор не доставлял немцам никаких забот. Случались редкие побеги, но основная масса людей продолжала покорно выполнять свою работу и умирать в газовых камерах. Казалось, так будет всегда.

Александр Аронович Печерский, ставший душой восстания в концлагере, был удивительно везучим человеком. В плен он попал за два года до восстания в Собиборе – в октябре 1941 года под Вязьмой. Как известно, немцы расправлялись со взятыми в плен евреями-красноармейцами на месте, однако Печерскому каким-то образом удалось скрыть свою этническую принадлежность. Выжив на поле боя, Печерский не умер от голода в страшных лагерях для военнопленных, не стал жертвой многочисленных эпидемий. Немцы отправили его в Собибор. По совокупности фактов можно сделать вывод, что лишь единицы советских граждан выживали в таких условиях.

Повезло Печерскому и с товарищами по отправке в лагерь – они единодушно признали его авторитет и примкнули к движению сопротивления. По прибытию Печерский очень быстро смог наладить контакты с лагерным подпольем, которое тоже поставил под свой контроль.

Руководитель подполья успел сполна познакомиться с ужасами лагеря. В своих мемуарах он вспоминал, что когда обречённых на смерть заводили в газовые камеры, то немцы с шумом гоняли по двору стаю гусей, чтобы их гогот заглушил крики убиваемых.

Советский офицер (Александр Аронович был лейтенантом) действовал невероятно быстро. В общем и целом, подготовка к восстанию заняла всего две недели. План заключённых был прост – они собирались уничтожить эсэсовскую верхушку, а потом расправиться с рядовым составом. Для этого предполагалось захватить склад с оружием.

Как это часто получается, обстоятельства сложились не так, как рассчитывало руководство сопротивлением. День восстания (14 октября) начался довольно удачно – заключённые смогли выманить в рабочие здания офицеров-эсэсовцев и там убить. Расправлялись с ними любыми подручными средствами, в том числе топорами.

А вот дальше всё пошло достаточно хаотично. Не сумев захватить склад с оружием, восставшие решились действовать открыто. Большой толпой, к которой присоединялись другие люди, они набросились на рядовой состав концлагеря и частично его перебили. При этом находящиеся на вышках пособники нацистов открыли по убегающим ураганный огонь. В результате практически половина убегавших заключённых погибла, а оставшиеся в живых всё же прорвались через колючую проволоку.

Около сотни религиозных евреев отказалось покидать лагерь. Все они были на следующий день расстреляны карательной командой.

Дальше происходило то, что всегда сопровождало выступления против нацистов – начались карательные акции по уничтожению спасшихся. Немцы активно применяли для поиска восставших местное польское население, ненавидевшее евреев.

Во время прорыва и после него судьба продолжала улыбаться Печерскому. С несколькими товарищами он смог выбраться из Польши и попал в партизанский отряд на Брестчине. Любопытно, что после войны этот человек жил обычной жизнью, не кичился своим героическим прошлым, не стремился привлечь к себе внимание.

Что касается остальных бежавших, то лишь 53 человека смогло дожить до окончания войны. Некоторые из них оставили свои мемуары, позволившие многое понять о жизни в лагерях смерти.

Восстание в Собиборе стало сюжетом для двух кинофильмов – американского и российского.

Собибор умер сразу же после восстания заключённых концлагеря. Разъяренный массовым побегом, глава СС Гиммлер приказал сравнять его с землёй.

Источник: Одна Родина

Фото. Источник: 9111.ru