Форт-Росс и русская Калифорния

Форт-Росс и русская Калифорния


В истории создания русских поселений в Калифорнии до сих пор больше вопросов, чем ответов. Благодатный край, который мог бы стать житницей Русской Америки, был продан за символическую сумму швейцарскому авантюристу, бросившему его на произвол судьбы. Как и Крымская война, русская Калифорния стала жертвой бездарного правления императора Николая I, ставившего общемонархические интересы выше государственных. К сожалению, он так и не смог подняться до уровня своей великой бабушки Екатерины II – горячей патриотки России.

Автором первого русского проекта освоения Калифорнии стал Николай Петрович Резанов – влиятельный вельможа и дипломат, назначенный Александром I посланником в Японию. Он отправился на край света с первой русской кругосветной экспедицией в 1803 году, посетившей не только Японию, но и Русскую Америку.

Не добившись успеха в переговорах с японцами, Резанов заинтересовался делами Российско-Американской компании, недавно пострадавшей от действий индейцев-тлинкитов. В Новоархангельске (столице Аляски) он познакомился с купцом Барановым, управлявшим русскими владениями в Америке. В процессе беседы Резанов узнал об огромных проблемах с продовольственным снабжением Русской Америки, которая лежала в северных, малопригодных для ведения сельского хозяйства широтах. Будучи патриотом, Николай Петрович решил встретиться с испанским генерал-губернатором Калифорнии, чтобы договориться о торговле между испанскими и русскими поселениями.

Знаменитое путешествие Резанова в Сан-Франциско стало началом красивой легенды. В столице испанской Калифорнии он познакомился с дочерью губернатора Консепсией де Аргуэльо. Дипломат и дочь губернатора полюбили друг друга и приняли решение пожениться. К сожалению, их счастью не суждено было сбыться, однако Резанов произвел на испанцев неотразимое впечатление и добился от них разрешения на торговлю с русскими.

У Резанова были обширные планы на освоение Калифорнии, он поделился ими с Барановым. Вдохновлённый поддержкой вельможи, правитель Русской Америки принял решение начать поиск удобного места для нового поселения. Николай Петрович надеялся быстро съездить в Санкт-Петербург, добиться там разрешения на женитьбу (невеста была католического вероисповедания), а потом вернуться и приступить к освоению края. Увы, но на обратной дороге он простудился и умер в Красноярске. Мы так никогда и не узнаем, как сложилась бы судьба Русской Америки, если бы этот человек остался в живых.

Смерть Резанова не заставила Баранова оставить проект освоения Калифорнии. В Петербурге он смог получить разрешение на строительство поселения рядом с испанскими владениями. В прежние времена стоило опасаться гнева Испании, считавшей Северную Америку своим общим достоянием, однако к началу XIX века её могущество уже давно кануло в Лету.

Начальником экспедиции в Калифорнию Баранов назначил Ивана Александровича Кускова, уже совершившего несколько вылазок к калифорнийскому побережью. К тому времени Кусков уже показал себя умелым администратором и был идеальной кандидатурой для американского проекта.

Новый правитель русской Калифорнии подобрал для поселения очень удачное место. Оно находилось неподалёку от залива Бодего, было окружено горами и представляло собой открытую местность с великолепным климатом. Рядом протекала река, названная новыми поселенцами Славянкой.

Закладка столицы новых владений произошла в сложное для России время. В страну вторгся Наполеон, продолжалась кровавая русско-персидская война. 11 сентября 1812 года новая крепость получила название Форт-Росс. Было в этом названии что-то одновременно американское и русское.

С местными индейцами, официально владевшими этой землей, у Кускова сложились великолепные отношения. Он не захватил их владения, а купил, что в последующем положительно сказалось на торговле с соседями.

Испанцы в Калифорнии с тревогой следили за развитием русских владений. Они несколько раз отправляли в Форт-Росс своих представителей с требованием покинуть Калифорнию. Кусков решительно отказывался признавать их претензии, и указывал на то, что Северная Америка давно освоена англичанами, голландцами и французами. Споры о территориальной принадлежности русской Калифорнии не утихали до гибели новой колонии, однако так и не закончились каким-то компромиссным решением.

Население русской Калифорнии никогда не было многолюдным. В поселениях (Форт-Росс оставался не единственным населенным пунктом) оседло проживало около 200 человек. Среди них были не только русские, но и представители народностей Русской Америки.

Основой жизни Форт-Росса стала торговля и сельское хозяйство. Испанцы официально не признавали русское присутствие, однако были вынуждены вступать с местными в торговые отношения. Русские корабли, швартовавшиеся в бухте Бодега, перевозили из Калифорнии пшеницу в северные поселения Русской Америки.

В общем и целом отношения с испанцами никогда не были особенно опасными, однако в 1815 году партия промысловиков была ими захвачена в плен. Существует легенда, что одного из пленников пытались заставить принять католичество, а после отказа замучили. Инцидент не стал поводом для войны, так как Кусков не имел сил для борьбы с испанцами, а те не решались захватить крепость штурмом.

Мексиканцы, изгнавшие испанцев из американских владений, были настроены значительно миролюбивее прежних владельцев Калифорнии, однако также отказывались признавать русские поселения. С 1821 года не прекращались переговоры о судьбе Форт-Росса. В 1836 году новый правитель Русской Америки Врангель даже побывал в Мехико, где получил от мексиканских властей долгожданное предложение о признании русской Калифорнии. Более того, мексиканцы предлагали даже расширить российские владения. К сожалению, упрямство императора Николая I, отказавшегося признавать уже давно свершившийся факт независимости Мексики, свело на нет усилия русской дипломатии.

Ситуация усугублялась и тем, что управление Русской Америкой находилось в руках Российско-Американской компании, а не государства. Купцов мало интересовали патриотические соображения, они заботились исключительно о своей выгоде. Этим и объясняется тот факт, что многие территории практически не осваивались, а освоенные оставлялись, если теряли свое промысловое значение.

С русской Калифорнией сложилась похожая ситуация. Прекратив добычу морского добра, купцы задумались о продаже Форт-Росса.

Исключительно опасным стало появление возле русских владений американских поселений. Как известно, американцы никогда не следовали каким-то серьёзным договорённостям и принципиально выживали европейцев из Америки. Кроме того, поселенцы из США никогда не оглядывались на своё правительство при освоении новых территорий. Это угрожало прямым захватом Форт-Росса какой-нибудь переселенческой бандой.

Практически никаких военных сил для отражения агрессии в Русской Америке не было. Лишь в Новоархангельске стоял небольшой гарнизон регулярной армии. Противостоять организованным и многочисленным американцам он был не в состоянии.

Первоначально русские поселения в Калифорнии Российско-Американская компания вообще собиралась просто оставить, однако в 1841 году на них нашелся покупатель. Им оказался американский гражданин швейцарского происхождения Джон Саттер. К сожалению, даже те деньги, которые он обещал, практически не были выплачены, а территория форта и прилегающих районов была просто захвачена американскими золотоискателями в период Золотой лихорадки.

Так закончилась славная история русской Калифорнии. К сожалению, ни царское правительство, ни купцы Российско-Американской компании не озаботились заселением и промышленным освоением края. Позднее по тому же сценарию была продана и остальная Русская Америка. Любопытно, что сам форт не только частично уцелел, но и стал музеем, где сохранились даже строения времён русского владычества. Сегодня они служат грустным напоминанием о том, как важно для интересов государства действовать в нужное время и в нужной месте, а не пускать всё на самотек. К сожалению, часто такие выводы делаются слишком поздно.

Источник: Одна Родина
Фото: Музей Форт-Росс в Калифорнии