О Новогодних тостах


«За нашу Победу», а не «за мир»

На носу Новый год, в который принято загадывать желания и поднимать тосты. Наверняка, большинство даже самых бескомпромиссных сторонников игнорирования этого праздника в условиях СВО, которых я вовсе не осуждаю, всё равно чего-то ждут, на что-то надеяться. Хочу поделиться своими размышлениями по этому поводу.

В свои 56 лет у меня было несколько Новых годов, которые запомнились на всю жизнь необычностью их встречи. Первый из них тот самый 1991 год. Его я встречал в Кировской области, в должности начальника клуба бригады, когда мне – молодому лейтенанту дали карт-бланш на его проведение в части при полной поддержке комбрига. Было много чего интересного: и снежный городок с ёлкой на плацу и его штурм детьми военнослужащих, который обороняли почти настоящие Баба Яга с Кикиморой, назначенные из числа солдат; и много чего еще на что позволила буйная фантазия. Кульминацией праздника стал выезд меня в костюме Деда Мороза со Снегурочкой-библиотекаршей в санях, запряженных арендованной в роте материального обеспечения лошадью, в город. С конкретной целью: поздравить семьи офицеров на дому. Скрип снега под полозьями летящей по плохо освящённым улицам городка кошёвки, удивлённая луна, казалось ради этого склонившаяся к земле и несущиеся нам вслед, заливавшиеся лаем собаки, которых возница отгонял, щелкая бичом, а я посохом – это ожившая сказка, в которой я стал непосредственным участником! Не помню, за что мы тогда пили и поднимали тогда тосты, вряд ли «за мир», но более весёлого Нового года, который по иронии судьбы стал последним для СССР, у меня, кажется, не было!

Второй запоминающийся праздник – это уже 1996, который мне пришлось встречать в Чечне, в пункте временной дислокации моего отряда спецназа, где я исполнял обязанности «замполита». С собой, предвидя неумолимо приближающуюся дату, прихватил переделанный из солдатской шинели костюм Деда Мороза с полагающимся комплектом бороды и шапки, в который и облачился, выйдя на вечернюю поверку. Стоит ли описывать реакцию сослуживцев, особенно солдат, которые неожиданно получили заряд новогоднего настроения, не выходя за пределы нашего полевого лагеря. После того, как часы пробили 12 часов ночи, мы вместе с командиром отряда обошли все подразделения – палатки и заодно проверили посты, поздравив солдат и офицеров с праздником.

В тот новый 1996-й, за скромным офицерским столом, украшенным переданными нам накануне с «большой земли» мандаринами, колбасной нарезкой и «Столичной», мы поднимали тосты «за мир», страстно желая скорейшего окончания надоевшей и непонятной нам войны. В отряде к тому времени уже были потери, в числе погибших оказался командир отряда – полковник Павел Зайцев. К слову, всего через несколько дней – 9 января отряд подняли по тревоге и две наши группы, одну из которых возглавил я, убыли в Кизляр, где террористы под командованием Салмана Радуева захватили городскую больницу с заложниками.

Хрупкий мир, в который нам тогда очень хотелось верить, закончился очень быстро и кроваво. Мы тогда потеряли одного бойца – младшего сержанта Олега Долгова, получившего посмертно звание Героя России. Общие потери заложников и федеральных сил за всю операцию составили более 80 человек. Та война, как известно, завершилась т.н. «Хасавьюртовским миром», который мира на самом деле не принёс, дав лишь передышку нашим противникам. Спустя три года в Дагестан из Чечни вторглись хорошо вооружённые и обученные отряды ваххабитов под командованием Хаттаба и Басаева, чтобы оторвать республику от России, с целью создания там халифата. Началась Вторая чеченская кампания.

Свой третий памятный новый 2005 год я снова встречал в Чечне, уже, правда, в качестве офицера Объединённой группировки войск (сил) на Северном Кавказе. В мои обязанности входило издание еженедельной газеты коменданта Чечни, листовок, другой печатной продукции и их распространение по республике. В уходящем году произошло несколько знаковых событий. Были совершены дерзкие нападения боевиков на Ингушетию (июнь 2004 г.) и Беслан (сентябрь 2004 г.). В результате теракта 9 мая 2004 года был убит лидер Чечни Ахмат Кадыров и получил тяжёлое ранение командующий группировкой генерал-полковник Валерий Петрович Баранов, которого сменил генерал-полковник Вячеслав Александрович Дадонов. Не знаю, насколько это связано с этими событиями, но наметились явные перемены в тактике по борьбе с непримиримыми банд группами.

В тот новый год в столице группировке Ханкале, как отметили «старожилы», впервые офицеры были приглашены не только на торжественное собрание, но и на концерт с последующим банкетом. Поднимая тогда бокал шампанского, генерал Дадонов провозгласил тост «За Победу!». На это тогда как-то не особо обратили внимание, но последовавшие вслед за этим события, подтвердили решимость завершить затянувшуюся кампанию. В контртеррористической операции (КТО) наметился серьёзный перелом.

В марте 2005 года был уничтожен лидер сепаратистов Аслан Масхадов, год спустя за ним в ад отправился другой одиозный главарь непримиримых Шамиль Басаев. Всего за 2005 год по данным МВД Чеченской республики, было уничтожено 140 боевиков, в т.ч 25 главарей, задержано 311 участников НВФ, в т.ч. 13 лидеров. По данным МВД России в 2005 году количество терактов по всей стране сократилось на 40%, еще на 70% снизилось число нераскрытых терактов. Массовые теракты, подобные захвату ДК на Дубровке (2002), рейду на Ингушетию или захвату школы в Беслане, попытка вооруженного мятежа в Нальчике (2005) стали более невозможными. В итоге, что сейчас очевидно, КТО завершилась, наконец, нашей Победой и разгромом на Северном Кавказе бандподполья…

В этот Новый год наверняка тоже будут подниматься тосты и, уверен, что многие будут «за мир!» и «скорейшее окончание СВО». Но разве нам нужен мир любой ценой? Такой хоть завтра готова подписать Украина, ставя условием вывод наших войск с Донбасса, Крыма, Запорожья и Херсонщины! Готовы? Аналогичный, мы подписали под давлением «миротворцев» в Хасавьюрте, когда взыграли ещё и амбиции отставного генерала Александра Лебедя, который выполняя наказ Бориса Ельцина, очень хотел повторить свой опыт завершения войны в Приднестровье. У него ЭТО получилось: мы ушли из Чечни, а что было потом – читай выше! Вывод: мир – миру рознь!

В этот Новый 2023 год нас скорее устроит лозунг и тост: «За войну до Победного конца!» иди просто «За Победу!»! Так как он звучал в Великую Отечественную. Аналогии тут вполне уместны. Сейчас, как и тогда, мы практически открыто воюем с коллективным Западом, и противостояние только нарастает. Нас ждут впереди серьёзные трудности, которые включают в себя риски, что придаёт настоящей победе её изначальный сакральный смысл – она приходит ПОсле БЕДЫ, что отражает на ментальном уровне наш национальный характер и исторический опыт. Так же, как и слово война, где корень «вой» однозначно говорит за себя.

Лёгкой и быстрой победы с таким противником, который нам противостоит, не будет. Именно поэтому нам надлежит настраиваться играть «вдолгую», и ни в коем случае не «в поддавки», потому что «ничья» нас тоже не устроит. Победа не может быть ничьей и у неё всегда есть хозяин! Компромиссы тут невозможны. История знает немало побед, одержанных русскими. Они были именно после воя и бед, которые мы преодолевали всем народом, а наши противники не выдерживали такого напряжения! Одно из самых обидных наших поражений произошло в 1918 году, когда мы уклонились от неминуемой победы, устав от войны и восхотев обещанного нам врагами мира!

Так не будем вестись на заманчивые обещания «скорейшего мира», тем более «любой ценой», какие бы нам посулы не давали сладкоголосые сирены, потому что такой мир хуже войны. В 1917-18 гг. нашим прадедам они же пели песню о «мире – народам, земле – крестьянам, фабриках – рабочим», о «мире – хижинам, войне – дворцам», призывали считать наших противников «братьями по классу», втыкать «штыки в землю», убивать противящихся этому офицеров и «идти по домам делить землю». Много чего обещали. В 1996 в Хасавъюрте тоже говорили, что хватит лить кровь и для этого надо лишь вывести войска из Чечни, где сразу наступит мир!

Обещают и сейчас, что, якобы всё вернётся на круги своя: Запад нас опять полюбит «со страшной силой», станет нашим «партнёром», позволит нам покупать у них свои «плюшки» и будет ждать нас в гости с «распростёртыми объятиями»… А давайте крепко подумаем: оно нам надо? После нашей безусловной победы, как это было в 1814 или 1945 годах, мы сами будем диктовать Западу, где ему сидеть и как себя вести.

Поэтому, если у кого будет такое желание и возможность, собравшись семьёй под ёлочкой, давайте, таки, поднимем тост: «За Нашу Победу!!!». А весь мир пусть… подождёт!

Источник: Русская народная линия

Об авторе

Илющенко Р. А.