Сегодня более 1000 священнослужителей РПЦ исполняют свой долг в зоне СВО
«Многие из бойцов первый раз в жизни исповедуются и причащаются. Некоторые крестятся на передовой», — рассказал в интервью РИА Новости председатель Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными органами РПЦ митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл (Покровский).
Он также отметил у многих бойцов потребность «увидеть священника, услышать слово Божие и принять Святые Таинства». И напомнил старую солдатскую поговорку «Атеистов в окопах нет», ставшую известной еще во времена Великой Отечественной войны. Митрополит особо подчеркнул слаженную работу православных священников со священнослужителями других конфессий.
В канун прошлой Пасхи Патриарх Московский и всея Руси Кирилл говорил: «Батюшки наши в атаку не идут, но они на самом переднем крае, они не в обозе отсиживаются». Он отметил, что сегодня в России и в мире происходят непростые события, умножающие скорби и страдания людей. Патриарх Кирилл также призвал россиян и украинцев молиться за скорейшее урегулирование конфликта и восстановление мира… Его слова не утратили актуальности и сегодня, да и вряд ли утратят, минимум, до полной реализации целей СВО.
Как в годы Великой Отечественной войны, так и сейчас Церковь стоит на позиции защиты Родины. По благословению Предстоятеля Русской Православной Церкви Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в зону боевых действий на Украине отправляется большое число священнослужителей. И надо сказать, что не только монашествующие, но и «белое» духовенство едет в зону специальной военной операции добровольно, по велению души, понимая, что в их служении там очень нуждаются. Ведь атеистов в окопах нет, и в условиях постоянной смертельной опасности военнослужащим крайне необходима духовная и моральная поддержка. Нынешняя война идет не с украинским народом, а с сатанизмом и фашизмом. И исход военной операции зависит не только от силы оружия, но и от силы духа, понимания того, за что воюет русский солдат.
«Сегодня на передовой находится 60–70% именно добровольцев-священников. Можно сказать, что каждый день там находятся примерно 100 человек и штатных, и добровольцев», — пояснил митрополит в эфире канала «Россия 24». Также он подчеркнул, что в стране на данный момент чуть более 300 зарегистрированных в Минобороны штатных священников.
Митрополит пояснил, что этого недостаточно, так как в зону СВО для работы с личным составом требуется 1300 священнослужителей. По мнению священника из Татарстана о. Ростислава Икрамова, в православии воин — это, в первую очередь, человек, сражающийся с собственными грехами. Православная церковь будет ценить подвиг, труды и лишения любого человека, который, будучи призван на защиту Родины, исполнил свой долг перед ней.
Как говорил настоятель Вознесенской Давидовой пустыни игумен Сергий (Куксов), не раз побывавший в зоне СВО, «однажды за две недели я побеседовал почти с 500 военнослужащими возрастом от девятнадцати до шестидесяти лет. Из них 300 человек присутствовали на молебнах, 130 причастились Святых Христовых Таин, 9 приняли таинство Крещения. И это только моя статистика, а кроме меня было еще два священника, у которых тоже свои цифры. Мы обязательно раздаем крестики, — многие солдаты их теряют, потому что перетираются веревочки. Многие носят и пояса с 90-м псалмом. Военнослужащие на передовой говорят: «Пока батюшка с нами, "двухсотых" (погибших ) не будет!» И как подтверждение этих слов: только в тот день, когда священники уехали, были убитые».
Но, увы, война есть война.
С начала СВО героически погибли шесть священнослужителей РПЦ. Первой жертвой протоиерей Олег Артемов, погибший при обстреле сел Журавлевка и Нехотеевка в Белгородской области. 64-летний старец, терский казак, он положил душу за свою паству.
Среди павших на поле брани священнослужителей РПЦ также протоиерей Михаил Васильев и духовник 76-й Псковской дивизии ВДВ иерей Александр Цыганов, попавшие под удар американских HIMARS. Под Артемовском во время спасения раненых погиб иеромонах Дамаскин (Волин). При исполнении пастырского долга получили смертельные ранения казанский священник Анатолий Григорьев и казачий духовник из Курганской митрополии протоиерей Евфимий Козловцев.
Ранее патриарх Московский и всея Руси Кирилл высоко оценил молитвенную практику участников спецоперации, особенно тех, кто молится перед боем. Он подчеркнул, что молитва военных — это «крик души», способный творить чудеса. По его словам, беседа бойцов с Богом творит чудеса.
Воистину, чудные дела твои, Господи! Раненный в Мариуполе боец с позывным «Щербак» рассказал историю о том, как нательный крест спас его от вражеской пули. Их отряду нужно было спасти заложников. Но отряд попал в засаду. Начался шквальный огонь из окон всех домов. Солдат почувствовал резкий удар в грудь. Его и других раненных товарищи вытащили из этой бойни. «Когда привезли в больницу, я весь в крови был. Весь мокрый. И начал судорожно искать крестик свой. Нашел только нитку. Мне разрезают одежду и достают крестик вместе с пулей», — рассказал военный. Пуля прошла сквозь бронежилет, но не пробила простой крестик. «Щербак называет свое спасение чудом…
Другой российский военнослужащий с позывным «Лазер» рассказал о не менее удивительном случае. Цепочка нательного крестика защитила его от осколка польской мины, приняв удар на себя. Осколок пришел сзади — и целил в шейный позвонок, но отрикошетил от металлической цепочки нательного креста, только порвав ее. Боец отделался ссадиной. «Вот что крест животворящий делает», — сказал солдат.
Удивительный случай произошел на фронте на прошлую Пасху — во время боя вражеская пуля угодила нашему бойцу в грудь. Возможно, это ранение стало бы для него роковым, если бы не нательное распятие, которое приняло на себя удар. Господь отвёл пулю своим распятием.
Медикам оставалось только перевязать бойца, чтобы остановить кровотечение. «Смерть! Где твоё жало? Ад! Где твоя победа? Воскрес Христос, и ты низвержен!»…
Батюшки были рядом с воинами кажется всегда: на войне, как нигде, нужно духовно поддерживать и, к сожалению, нередко отпевать. Но официальной датой рождения православного военного духовенства считают 30 марта 1716 г, когда Петр I утвердил Воинский устав. Кто сегодня помнит об этой дате? Дни рождения комсомола и пионерии отмечаем, а этот день нет. Хорошо, что хоть некоторые имена не затерялись в истории. Так, отец Василий (по разным данным, Васильковский или Василевский) стал первым в истории православным священником, награжденным орденом Святого Георгия. Георгиевский крест четвертой степени батюшка 24-ой пехотной дивизии 19-го егерского полка получил за отвагу в Отечественной войне 1812 г. Подвиг, отмеченный Святым Георгием, батюшка совершил в битве под Малоярославцем: когда все офицеры были мертвы, он вывел полк из окружения. «В этом бою он все время находился с крестом в руке впереди полка, наставлениями и примером мужества поощрял воинов крепко стоять за Веру, Царя и Отечество, — писал генерал Николай Дохтуров Кутузову. — Причем сам был ранен в голову». О награждении батюшки-героя перед Александром I ходатайствовал сам Кутузов.
И все-таки какая это удивительная вещь — связь времен. За мужество и героизм, проявленные при исполнении гражданского долга, протоиерей Михаил Васильев был удостоен звания Героя России (посмертно). За жертвенное служение Церкви и Отечеству протоиерей Михаил Васильев был удостоен ордена Русской Православной Церкви Славы и чести (I степени), тоже посмертно.
Издание «Церковный вестник» сообщало: утром 6 ноября 2022 г. в зоне СВО «при исполнении пастырских обязанностей погиб священник, который не раз исповедовал и крестил солдат под огнем, был с бойцами и поддерживал их дух не в одной горячей точке, который всегда честно и прямо говорил о происходящих событиях, — протоиерей Михаил Васильев».
Он прошел через Косово, Боснию, Чечню, Сирию, Абхазию, Киргизию, Донбасс, — там сражались русские воины. Построил четыре храма и воспитал многих священников, окормляющих десантников. Похоронен за алтарем храма Патриаршего подворья при Главном штабе Ракетных войск стратегического назначения (РВСН) во Власихе. Как рассказывал позже иерей Сергий Якименко, «мы совершали Литургии в лесах, полях, казармах, военных клубах». По воспоминаниям военных священников, о. Михаил любил повторять, что на войну солдат идет не убивать, а умирать, поэтому в армии священник нужен больше, чем автомат. А однажды сказал: можно за деньги убивать, «но нельзя за деньги умирать».
На пленарном заседании XII Рождественских парламентских встреч, посвященных православию и отечественной культуре, председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко отметила, что подвиг защитников нашего Отечества, волонтеров, священнослужителей, всех тех, кто приближает победу в тылу, обязательно должен найти достойное отражение в современном искусстве. «Я хотела бы поблагодарить вас, (святейший патриарх Кирилл), и в вашем лице всех священнослужителей за усердную молитву и неустанный подвижнический труд», — сказала она. И подчеркнула: в памяти народа навсегда останется подвиг священника Михаила Васильева и других священнослужителей, которые погибли, исполняя свой духовный долг.
В романе писателя-фронтовика Даниила Гранина «Мой лейтенант» один из героев говорит: «В окопах атеистов нет». Сам автор по этому поводу рассказывал: «Я неверующий, стал молиться, когда попал под бомбежку. Откуда это — "Господи, помилуй!" Большинство из нас идет в церковь, когда нам плохо, когда больше некуда обратиться. Так что, думаю, вопреки тому, что нас воспитывали как воинствующих атеистов, мы в каком-то смысле все верующими были и тогда». Многие фронтовики после войны говорили так же. Более того, эта мысль прочно утвердилась в советском общественном мнении, и это при его-то официальном атеизме!..
Считанные дни остались до главного праздника России — Дня Победы. Но сегодня мало говорят и вспоминают о вкладе священников в Великую Победу. И нет точных данных о том, сколько из них самоотверженно сражались на передовой, в партизанских отрядах с винтовками в руках, в подполье и с молитвами на устах. Однако доподлинно известно, что многие священнослужители мужественно противостояли врагу, несмотря на безжалостные довоенные гонения со стороны властей. Один из самых почитаемых старцев Русской Православной Церкви, архимандрит Кирилл (Павлов), духовник Троице-Сергиевой Лавры вспоминал: «Во время Сталинградской битвы я был прямо восхищён: "Катюши", артиллерия, самолёты наши господствовали, и было радостно за страну, за нашу мощь. Чувствовался подъём в войсках. Все были воодушевлены. Это Господь помогал нам! И потом, слава Богу, прошли мы всю Украину, освобождали Румынию и Венгрию, Австрию…»
А перед Днем Победы мы будем отмечать Пасху — праздник Исхода, праздник Освобождения и Победы. Напомним, Пасха 1945 г. пришлась на 6 мая (н.ст.), когда празднуется день великомученика Георгия Победоносца. Церковью святой воин был прославлен как «пленных свободитель и нищих защититель, немощствующих врач, царей поборниче».
Совпадали христианские праздники и с другими победами в той войне. И удивительно ли, что победные дни 45-го были преисполнены христианской символики?
Заканчивалась крупнейшая и кровопролитнейшая в истории война, которая для нашей страны началась в день Всех святых, в земле Российской просиявших (22 июня 1941 г.). Начавшись невероятным всероссийским стенанием, она завершалась такой победой, которой мир еще не видал. Победой, озаренной предвечным светом Истинной Пасхальной Победы… Сейчас мы опять ведем праведную войну с силами вселенского зла. Русская православная церковь снова благословляет нас на Победу!
Источник: Столетие.ру
Фото: Священник благословляет десантников на ратный труд.( sdrvdv.ru). Попечение