«Вопрос духовного выбора»

Доклад на круглом столе «Русская культура и вера: от Пушкина до Интернета»

 

Тема духовного выбора, «богоискательства» на протяжении последних двух столетий была одной из ключевых в творчестве русских писателей. Это вызвано отрывом от своих духовных корней — Православия.

Стремление интеллигенции к просвещению в конце XVIII — начале XIX века привело к увлечению «вольтерьянством» и всем французским, позднее развилось «западничество» и нигилизм, затем наступила эпоха революционных потрясений и жесткого соцреализма. Все эти социальные и политические брожения влияли на сферу культуры и искусства, в особенности на литературное творчество. Но, несмотря на изменения в политической и социальной сфере, вопрос духовного выбора становится все более острым. Общество давно утратило сословные деления и от этого конфликты, которые лежат в основе литературных произведений, становятся актуальными и близкими все большему числу людей. А нравственный критерий практически не изменился — это евангельские заповеди. В том или ином виде они всегда являются мерилом человечности героя, его нравственной чистоты и искренности.

Последние два десятилетия как будто бы сняли «оковы цензуры» с писателей и художников, но стало ли это импульсом к появлению новой яркой, искренней, глубоко нравственной и талантливой литературы? Писателей много, премий вручается тоже много, а читатели все больше обращаются к проверенной и излюбленной классике в поисках глубокого смысла и настоящего творчества. Потому что сама по себе свобода слова не является причиной появления ярких талантливых писателей. Для развития настоящего творчества необходимо прочное основание духовной и культурной традиции. Именно поэтому мы помним и любим замечательных писателей советского периода — Шолохова, Астафьева, Распутина и др. Они прочно стояли на фундаменте русской культурной традиции. Сформировалось целое направление «почвенников», так называемой «деревенской прозы». Это название, имевшее ироничный оттенок в советский период, в наше время является символом неразрывности традиции русской классической литературы.

Интернет сам по себе не является олицетворением некоего абсолютного зла — это просто технология аккумулирования и передачи информации. Всего лишь средство, как до этого — глиняные таблички, берестяные грамоты, папирус, пергамент, египетские каменные стелы и прочие технологии передачи информации. Его главное свойство в том, что он очень быстрый, а значит, все плохое в нем появляется и распространяется также быстро. Другое дело — что-то хорошее, талантливое, глубокое — для создания таких произведений, даже с учетом использования современных технологий, нужны усилия, нужно время, нужен определенный настрой, а также наличие кругозора и общего культурного развития. А современный писатель, художник, журналист, особенно молодой, не всегда готов терпеть, трудиться, кропотливо работать над произведением. К тому же слишком высок соблазн прибегнуть к компиляции, плагиату, пусть не текста, но даже чужой мысли. Вот и переполнен весь Интернет одними и теми же приземленными, убогими мыслями и их бесконечными вариациями. Слишком мало по-настоящему ярких и талантливых терпеливых тружеников на ниве отечественной литературы.

Одним из шагов, которые предпринимает Русская Православная Церковь в этом направлении, является учреждение Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. С 2009 года по инициативе Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла началась подготовка к проведению премии и в 2011 году первая премия была вручена выдающемуся писателю Владимиру Николаевичу Крупину. В наступающем году премия будет вручаться уже в пятый раз, и мы видим, что интерес к этому событию в литературном мире с каждым годом все больше возрастает. Задача премии — поддержать писателей, которые в своем литературном творчестве значительное внимание уделяют укреплению нравственных устоев общества и сохранению духовной традиции отечественной культуры. Писатель, который трудится в творческом пространстве русской истории и культуры, и при этом внимательно относится к их духовным истокам, заслуживает поддержки всего общества, поскольку своим творчеством он способствует укреплению основ общественного единства на основе евангельской заповеди любви.

Патриаршая литературная премия уникальна еще и тем, что Издательский совет Русской Православной Церкви прилагает значительные усилия для популяризации премии и организации как можно большего числа творческих встреч писателей-лауреатов и номинантов премии с читателями. Это происходит на выставках, телепередачах, различных мероприятиях Издательского совета, благодаря чему писатели оказываются вовлечены в постоянную общественную деятельность, направленную на укрепление нравственных и духовных ценностей в обществе. И в то же время это способствует их собственному творческому развитию.

В этом году Издательский совет проводит также Международный детско-юношеский литературный конкурс имени Ивана Сергеевича Шмелева, который посвящен 700-летию преподобного Сергия Радонежского, 1000-летию со времени преставления святого равноапостольного Великого князя Владимира, а также творчеству писателей-лауреатов Патриаршей литературной премии. Духовная основа русской литературы — главная тема конкурса. Это позволит пробудить интерес значительного числа молодых талантливых ребят к творческой деятельности по исследованию духовных основ отечественной культурной традиции.

Русская классическая литература воспитана на основах Православия, она несет в себе свет евангельских заповедей. В диалоге с Православием происходило становление многих писателей и литературных критиков. Как справедливо считал Иван Ильин, наша литература «вместила в себя глубочайшие идеи русской религиозности и сама стала органом национального самосознания». К сожалению, у современного читателя имена таких духовных писателей как святитель Феофан Затворник, святитель Игнатий Брянчанинов, святитель Иннокентий Вениаминов не ассоциируются с понятием «русская классическая литература». Хотя эти авторы являются создателями целого литературного направления и во всем православном мире считаются признанными классиками духовной литературы. В значительной степени русские духовные писатели отразили в своем творчестве ту аскетическую традицию, которая сформировалась под влиянием образа преподобного Сергия Радонежского, 700-летие которого мы празднуем в текущем году. Преподобный Сергий воспринял основы восточно-христианской аскезы и собственной жизнью, подвигом молитвы и общественного служения явил образ для подражания, а также стал возобновителем монашеской традиции исихазма на Руси. Хотя мы не имеем литературных трудов, принадлежащих непосредственно перу преподобного Сергия, но заветы, которые он оставил своим ученикам, оказались настолько важными и глубокими, что мы не найдем, наверное, ни одного русского писателя и художника, который в своем творчестве не обращался бы к теме духовного наследия преподобного Сергия хотя бы однажды.

То внимание, которое уделяет издательство «Никея» реализации проекта издания серии «Классика русской духовной прозы», достойно высокой оценки. Это является хорошим примером для многих других православных издательств. Мы должны помнить, что миссия духовного просвещения не должна ограничиваться только изданием молитвословов, акафистов и сборников рецептов православной кулинарии. Издательская работа с серьезными классическими произведениями подразумевает высокую ответственность и постоянное развитие уровня квалификации редакторов, художников, корректоров и верстальщиков, но без этой работы мы не сможем повлиять на духовно-нравственное развитие нашего общества.