Раны телохранителя России


К 190-летию знаменитого издателя Алексея Суворина

Алексей Суворин — легендарный издатель, журналист и писатель был горячим русским патриотом и пророчески полтора века назад предсказывал: «Великороссия встанет. Она покажет ещё независимость и бодрость своей души и заставит уважать себя, как государственную, великую, даровитую силу, и сплотит нас снова, не уступив ни пяди того, что она приобрела своею кровью, своим вековым тяжёлым трудом».

Суворин родился в селе Коршеве Бобровского уезда Воронежской губернии (ныне Бобровский район Воронежской области). Отец его был государственным крестьянином. Отданный в солдаты, раненый при Бородине и получивший затем офицерский чин, он дослужился до капитана, что в то время давало потомственное дворянство. Алексей был старшим ребёнком в его семье из 9 человек.

Учился будущий публицист и издатель в воронежском Михайловском кадетском корпусе и в специальных классах Дворянского полка, откуда был выпущен в сапёры. Но по военной стезе не пошел, а скоро вышел в отставку, выдержал экзамен на звание учителя уездного училища и полностью отдался педагогической деятельности. Одновременно стал пробовать себя в роли писателя и журналиста — помещал переводные стихи и статейки в газетах и журналах. В 1863 году он переселился в Петербург, где писал обозрения журналов в «Русском инвалиде», стал секретарём и сотрудником «Санкт-Петербургских ведомостей», занимавших одно из ведущих мест в умеренно-либеральной печати. Здесь Суворин под псевдонимом А. Бобровский поместил ряд очерков о текущей жизни, собранных затем в отдельной книжке под заглавием «Всякие: очерки современной жизни». Издание, содержавшее острые сатирические выпады, послужило поводом к возбуждению против автора в 1866 году судебного преследования. Суд приговорил его к двум месяцам тюремного заключения, но Судебная палата заменила потом это наказание тремя неделями содержания на гауптвахте, а сама книга была сожжена.

Широкую известность Суворин приобрёл во второй половине 1860-х годов как блестящий журналист, когда стал писать в «Санкт-Петербургские ведомостях» воскресные фельетоны, с тонким чувством юмора освещая острые общественные темы. Это были лучшие образцы русского политического памфлета, в которых автор не стеснялся критиковать влиятельных лиц.

Когда Суворин в начале 1875 году выпустил две книжки своих «Недельных очерков и картинок», написанных на злобу дня, то они тут же были раскуплены — факт для книжной торговли того времени небывалый. Однако по своим убеждениям Суворин в то время был еще умеренно-либеральным журналистом, исходившим из принципов широкой политической свободы, терпимости и неприятия узкого национализма.

В 1872 году началась его успешная издательская деятельность — он начинает выпускать «Русский календарь». На полученную с продаж прибыль в начале 1876 года Алексей Сергеевич приобретает вместе с партнером газету «Новое время», которая становится ведущим изданием России. На ее страницах публиковались многие выдающиеся писатели и мыслители того времени, такие как Михаил Меньшиков, Василий Розанов, Антон Чехов, которого именно Суворин сделал знаменитым, Михаил Салтыков-Щедрин и Николай Некрасов и многие другие. В роли официального редактора сам он не мог выступить по цензурным соображениям, хотя именно он им и был, а считался только ее издателем. Суворин сделал «Новое время», с одной стороны, газетой «европейского типа» — острой, новостной, с многочисленными объявлениями, а с другой — сугубо консервативной. Параллельно он успешно развивал книгоиздательскую деятельность, выпустив сотни книг русских и зарубежных классиков, в том числе в популярной серии «Дешёвая библиотека», а также справочную литературу, такую как «Вся Россия» и «Весь Петербург».

В свое время Суворин был еще и известным драматургом. Большим успехом пользовалась его драма из жизни актёров «Татьяна Репина», сюжет которой был навеян реальным событием — нашумевшим самоубийством молодой актрисы Кадминой в Харькове в 1881 году. Чехов, друживший в то время с Сувориным, написал одноактное «продолжение» драмы под тем же названием, с теми же персонажами. Такой же успех имела и драма «Медея», написанная Сувориным в сотрудничестве с В.П. Бурениным.

В начале своей журналистской деятельности Суворин сотрудничал как с консерваторами, так и с умеренными либералами. Главным, как считают его биографы, он считал народное просвещение, написал много популярных исторических брошюр для массового читателя, изданных московским «Обществом распространения полезных книг».

Но за свои острые фельетоны и очерки, в том числе против главного консерватора тех лет Михаила Каткова, Суворин считался поначалу едким либералом-западником. Однако довольно быстро его взгляды претерпели существенные изменения, и он решительно перешел на национально-патриотические позиции.

В 1901 году Суворин принял участие в создании монархической организации «Русское собрание», вошёл в ее совет. За это его стали травить не только революционеры, но и все тогдашнее «прогрессивное общество». Либералы яростно обвиняли Суворина в предательстве, он же упорно отстаивал русские интересы и интересы православных братьев-славян — болгар и сербов, которые в 1876 году восстали против многовекового османского ига. Даже Чехов, бывший с Сувориным одно время в близких отношения, и которого именно Суворин сделал знаменитым, перестал с ним сотрудничать, хотя и продолжал переписываться с ним до конца своих дней.

Однако никаким «черносотенцем», как его иногда называли, Алексей Сергеевич, конечно, не был. Он был горячим русским патриотом, который остро переживал надвигающуюся на Россию грозную революционную смуту.

В дневниковых записях того времени Суворин чётко обозначал свою позицию: «Я не сочувствую порывам консерватизма, направленным против инородцев. Никогда я против них ничего не писал и ни к одной народности не питал вражды. Да и зачем? Можно поддерживать русское чувство, относясь к инородцам сочувственно и мило».

Но при этом он понимал, что деятельность либералов-западников и революционеров направлена именно против консервативного большинства России, её великорусского стержня, о чём и писал с тревогой в одной из своих поздних статей. «Когда возвратится сознание к русскому, что настала пора упорной умственной и физической работы, что без этого Русь погибнет и распадётся? Да неужели погибнет? — спрашивал Суворин. — Вы, конечно, видите, что на Великоросса идут с оружием и дреколием. На него именно идёт эта революция. Его именно она хочет поглотить, обессилить и обезволить. Со всех окраин идут крики, что Великоросс ничтожен, что он должен уступить и подчиниться, что его век прошёл, его вековые работы уничтожены, его главенство должно разлететься прахом. Окраины поднимают оружие против него и грозят. Он, создавший Империю, должен спокойно выслушивать проклятия и угрозы и нести на своем горбу всю эту свалку. Твердый, мужественный, даровитый, государственный, Великоросс считается уже какой-то неважной величиной», — возмущался он.

А позднее, в одной из других своих статей, Суворин так отвечал на этот вопрос, предсказывая России великое будущее. «Она покажет ещё независимость и бодрость своей души и заставит уважать себя, как государственную, великую, даровитую силу, и сплотит нас снова, не уступив ни пяди того, что она приобрела своею кровью, своим вековым тяжёлым трудом. Она докажет, что именно в этом корне русского племени вся созидательная и объединительная сила, и она проявится с такой упругой энергией, которой вы ещё не знаете…».

Понятно, что российские либералы-западники Суворина ненавидели и продолжают люто ненавидеть до сих пор. Так некоторое время назад созданный иноагентом Алексеем Венедиктовым* псевдоисторический журнал «Дилетант» поместил о нем гнусную статью под заголовком: «Мешок с деньгами и ничего больше».

«Хроническое стремление Алексея Суворина к обогащению во многом объясняется его непростым детством. До 14 лет он не читал ни одной детской книжки и даже не знал об их существовании: семейная библиотека состояла всего-навсего из переведённого Евангелия», — не скрывая ненависти, писала о самом знаменитом в России издателе и журналисте автор статьи. — Неслучайно его и публициста Виктора Буренина, с которым они приятельствовали, прозвали в Петербурге Бу и Су, что с французского означает "Грязь" и "Грош"».

«Нас слишком долго приучали к мысли, что невозможно, не позволено быть в России одновременно русским, честным и богатым, — написал на сайте «Русская народная линия» Святослав Иванов. — Преуспеяние и русское национальное дело стали несовместимыми. И не потому, что не было в нашей стране предприимчивых русских людей, добившихся выдающихся успехов. Просто каждый русский успех, только-только он выклюнется, хоронился интерпретаторами. Целая свора штатных критиков создавала общественное мнение таким образом, что на виду оказывалась русская глупость, а коренной русский ум загонялся в подполье. Такое положение дел сложилось не сегодня и не вчера. Вспомним Гоголя, его второй том «Мертвых душ», попытку создать положительный образ русского помещика, умного и предприимчивого. Гоголя затравили критики, объявили заблуждением сам поворот писателя к охранительной идеологии… Что уж говорить о Суворине? Многих до сих пор раздражает успех человека, который, родившись в крестьянской избе под соломенной крышей, стал одной из центральных фигур русской истории в конце XIX и начале XX веков. «Сын безграмотной попадьи и битого фухтелями николаевского солдата» создал единственную в своем роде национальную газету «Новое время», с таким уровнем русской журналистики, который и по сию пору является образцовым», — отметил автор статьи.

Увы, тревоги Суворина подтвердились, Российская империя распалась. Хотя сам издатель и не дожил до революции, но именно русский народ, как он пророчески предсказывал, стал ее главной жертвой. И сегодня, полтора века спустя, наступление на Россию продолжается, о чем свидетельствуют трагические события на Украине.

А о своей работе русского публициста и издателя сам Суворин писал так: «Кто поставлен был в такие тиски, как современный журналист, тот едва ли выйдет сух из воды. Провинность я за собой чувствую, как журналист, но если я удостоюсь того, что моя деятельность будет когда-нибудь оценена беспристрастно, то я уверен, что в результате будет плюс. Как издатель я оставлю прекрасное имя. Да, прямо так и говорю. Ни одного пятна. Я издал много, я никого не эксплуатировал, никого не жал, напротив, делал все, что может делать хороший хозяин относительно своих сотрудников и рабочих. Газета дает до 600 тысяч в год, а у меня кроме долгов ничего нет, то есть, нет денег. Есть огромное дело, которое выросло до миллионного оборота, но я до сих пор не знал никакого развлечения, никаких наслаждений, кроме труда самого каторжного».

Выдающийся русский мыслитель Василий Розанов так оценил подвижническую деятельность Алексея Суворина: «Он принял бесчисленные оскорбления, принял лютый вой всей печати на себя, принял комки грязи, полетевшие на него, ... заслонив от уймы подлости и пошлости больное тело России. Раны Суворина — раны телохранителя России...».

Скончался выдающийся сын русского народа в 1912 году в Царском Селе. На отпевании в Александро-Невской лавре присутствовали многие видные деятели того времени. Сразу после смерти знаменитого издателя на его могиле на Никольском кладбище в Петербурге на фоне голубого неба, утопая в зелени и цветах, возвысился белый могильный крест, на котором было начертано историческое имя: «Алексей Сергеевич Суворин». Позже крест заменили на величественный памятник в виде портала, выполненный из гранита и мрамора...

Источник: Столетие.ру
Картина: culture.ru

Больше статей от этого автора