Праздник Великой Победы


С каждым годом приходит всё большее осознание его святости и величия

9 мая для нас всегда был Днём Победы, священным праздником со слезами на глазах. С каждым годом приходит всё большее осознание его святости и величия. И теперь мы называем этот день Праздником Великой Победы. И это не просто смена названия, это понимание сущности деяния которое совершили наши предки – простые солдаты и великие полководцы. Наши отцы и матери деды и прадеды. Они спасли страну и дали нам жизнь. Да и не только нам. Они подарили свободу и мiр всему миру.

В первые минуты 9 мая 1945 года в пригороде Берлина Карлсхорсте в присутствии командования союзников маршал Жуков произнёс: «Мы, представители Верховного Главнокомандования Советских Вооруженных Сил и Верховного командования союзных войск, уполномочены правительствами стран антигитлеровской коалиции принять безоговорочную капитуляцию Германии от немецкого военного командования. Пригласите в зал представителей немецкого главного командования».

Немцам было предложено сесть за отдельный стол, который специально для них был поставлен недалеко от входа.

Жуков обратился к немецкой делегации: «Имеете ли вы на руках акт безоговорочной капитуляции Германии, изучили ли его и имеете ли полномочия подписать этот акт?»

«Да, изучили и готовы подписать его», – ответил генерал-фельдмаршал Кейтель.

Это был далеко не тот надменный Кейтель, который принимал капитуляцию от побежденной Франции.

Дальнейшее Жуков описывает подробно: «Кейтель быстро поднялся, устремив на нас недобрый взгляд, а затем опустил глаза и, медленно взяв со столика фельдмаршальский жезл, неуверенным шагом направился к нашему столу. Монокль его упал и повис на шнурке. Лицо покрылось красными пятнами. Вместе с ним подошли к столу генерал-полковник Штумпф, адмирал флота фон Фридебург и немецкие офицеры, сопровождавшие их. Поправив монокль, Кейтель сел на край стула и слегка дрожавшей рукой подписал пять экземпляров акта. Тут же поставили подписи Штумпф и Фридебург.

После подписания акта Кейтель встал из-за стола, надел правую перчатку и вновь попытался блеснуть военной выправкой, но это у него не получилось, и он тихо отошел за свой стол.

В 0 часов 43 минуты 9 мая 1945 года подписание акта безоговорочной капитуляции Германии было закончено. Я предложил немецкой делегации покинуть зал».

Всю ночь праздновали победу с песнями и плясками. «Я тоже не удержался, — писал Жуков, — и, вспомнив свою юность, сплясал “русскую”».

Маршал Советского Союза Георгий Константинович Жуков, принимавший Парад Победы на Красной площади 24 июня 1945 года, вспоминал о тех торжественных минутах: «Без трех минут десять я был на коне у Спасских ворот.

Отчетливо слышу команду: «Парад, смирно!». Вслед за командой прокатился гул аплодисментов руководителям партии и правительства, появившимся на Мавзолее.

Часы отбивают 10.00. Что тут говорить, сердце билось учащенно. Но с выездом на Красную площадь, когда грянули мощные и торжественные звуки столь дорогой для каждой русской души мелодии «Славься!» Глинки, а затем сразу воцарилась абсолютная тишина, раздались чёткие слова командующего парадом Маршала Советского Союза К. К. Рокоссовского, который, конечно, волновался не меньше моего.

Боевые знамена войск, под которыми был завершен разгром врага, опаленные войной мужественные лица воинов, их восторженно блестевшие глаза, новые мундиры, на которых сверкали боевые ордена и знаки отличия, создавали волнующую и незабываемую картину….

Особенный восторг охватил всех, когда торжественным маршем двинулись полки героев. Во главе их шли прославившиеся в сражениях с фашистскими войсками генералы, маршалы родов войск и Маршалы Советского Союза.

Из воспоминаний генерала армии С. М. Штеменко: «Торжественный марш сводные полки совершают в том порядке, в каком располагались наши фронты с севера на юг. Первым идёт полк Карельского фронта. Впереди — маршал К.А. Мерецков. За ним — Ленинградский во главе с маршалом Л.А. Говоровым. Далее — полк 1-го Прибалтийского фронта. Возглавлял его колонну генерал армии И. X. Баграмян. Перед сводным полком 3-го Белорусского фронта шёл маршал А.М. Василевский. Полк 2 Белорусского фронта вел генерал-полковник К.П. Трубников, заместитель маршала Рокоссовского, полк 1 Белорусского — генерал-лейтенант И. П. Рослый, а впереди шел заместитель командующего фронтом генерал армии В. Д. Соколовский.

Особой колонной прошли представители Войска Польского. Возглавлял их начальник генерального штаба Польши В. В. Корчиц.

Затем следовал полк 1 Украинского фронта во главе с маршалом И.С. Коневым. Фронтовое знамя нёс трижды Герой Советского Союза А. И. Покрышкин.

Полк 4 Украинского фронта вел генерал армии А. И. Еременко. За ним следовал 2 Украинский фронт со своим командующим маршалом Р. Я. Малиновским и, наконец, самый южный из фронтов — 3 Украинский с маршалом Ф.И. Толбухиным впереди. А замыкали шествие сводных полков моряки, возглавляемые вице-адмиралом В. Г. Фадеевым».

Шествие сопровождал сводный духовой оркестр Московского гарнизона, под руководством выдающегося военного музыканта генерала С.А. Чернецкого.

Рассказывает музыкант военного оркестра Р. Романов: «Взвилась волевая рука генерал-майора Чернецкого — капельмейстера сводного оркестра частей Московского гарнизона. И оживилась вся площадь от бодрящей музыки.

Менялись марши, а воины все шли, шли. … Вдруг начинают бить барабаны. Одни барабаны. Восемьдесят барабанов выстукивают сухую дробь. Бьют гулко, сильно. Их звуки заполняют всю площадь. Кажется, даже камни зданий гремят. …

Левофланговый Романов (!), тоже отбивает победную дробь. «Слышу, как стучат о деревянные помосты брошенные древки гитлеровских знамён.

Первым полетел личный штандарт Гитлера. Самый рослый солдат с силой бросил его к подножию Мавзолея, а за ним застучали по деревянным настилам древки всех остальных знамён.

Бью в барабан и вижу, как солдаты в кожаных перчатках (чтобы не прикасаться голыми руками к нечисти фашистской) с сосредоточенными лицами, сознавая всю важность миссии, возложенной на них, гордо, как подобает победителям, отбросив с презрением древко штандарта, отходят в сторону».

В эти минуты невидимо в строю стояли и верные сыны Родины павшие в боях с жестоким врагом. Они и сейчас стоят. Теперь уже вместе с участниками того величественного парада. Воины нашего Бессмертного Полка навсегда вместе с нами. Они воскресли. Не во плоти – в нашей памяти. В наших сердцах. И идут победным шагом по родной земле, по освобождённой ими планете.

Наши Победители навечно в строю защитников Родины. И сейчас они плечом к плечу вновь освобождают родную землю от нацистской нечисти. Нет сомнения, что Небесный Бессмертный Полк вместе с воинами наших дней одержат Победу и даруют свободу всем, кто пока ещё находится в нацистской оккупации. И эта победа, как и в сорок пятом, принесёт свободу всему миру.

Источник: РНЛ
Фото: dzen.ru