Ганичев В. Н. (Москва)

Эхо Бородинского поля

Слово председателя Союза писателей России к русским писателям, произнесенное на Бородинском поле в честь 200-летия победы над Наполеоном.

Дорогие соотечественники, наши коллеги-писатели! Нам сегодня выпало счастье соприкоснуться со святыней, с нашим Бородинским полем. Помолиться, возложить цветы и поклониться воинам Первой Великой Отечественной войны. Пребывание на Бородинском, как и на Куликовом и Прохоровском полях, — это всегда память, всегда гордость, всегда урок, всегда духовное размышление о прошлом и будущем. Об этом мы думаем и сегодня здесь, на Семеновских флешах, и эхо Бородинского поля отзывается в наших душах. Ведь великая литература XIX века вышла из подвига 1812 года, она выросла из Победы под Бородином и Малоярославцем, из разгрома захватчиков на Березине, взятии Парижа. Она зародилась в недрах сражающейся русской армии, где служили Денис Давыдов, Федор Глинка, кавалерист-девица Дурова, преломилась в стихах Пушкина и Лермонтова, прозвучала в «Певце во стане русских воинов» В. Жуковского, вершинно поднялась в «Войне и мире» Толстого. Духоподъемные и патриотические воззвания, появившиеся в самые тяжелые дни Отечественной войны, были написаны великими патриотами России — адмиралом Шишковым и графом Ростопчиным. Можно с уверенностью сказать, что «золотой век» русской литературы XIX столетия был взращен и одухотворен той великой Победой 1812 года, и русская литература не позволила опорочить, сфальсифицировать и забыть державную и народную победу. Это ли не урок нам!

Ну а нынче: есть ли сегодня в России русская национальная литература и где ее место? Для широкой российской общественности русские писатели — это либералы, фланирующие по бульварам, протестующие против русского духа, защищающие хулиганок из группы «Pussy Riot» и пишущие самые непотребные тексты. Разве это так?

К сожалению, наша власть уже много лет не обращает внимания на русских писателей, писателей русской провинции, защищающих святыни отечественной культуры, отстаивающих русский язык. А на все международные книжные и литературные форумы за счет бюджетных средств посылаются одни и те же пригретые и облагодетельствованные, в основном либерального толка люди. Власть соответственно поощряет их всеми видами государственных премий и многими другими благами. Так, десятки тысяч долларов выплачивались на премии «Триумф» дирижером властной политики 1990-х Березовским, конечно же, не из собственного кармана. Или вспомним недавнюю премию Минкульта хулиганам группы «Война» за непотребство, изображенное на одном из старинных мостов в культурной столице, в Санкт-Петербурге, и т. д.

Разве в России нет современной русской национальной литературы? Разве некому влиять на национальное сознание народа? Власть ее не хочет замечать.

Возможно, потому, что у русских национальных писателей есть немало претензий к нынешней власти, к системе развития страны и, прежде всего, к отсутствию полноценной программы и продуманной культурной политики в России. Мы тоже боремся за права, но не узкой столичной буржуазной прослойки общества, а за права всего нашего народа, который не должен отторгаться от настоящей классической и народной культуры, соответствующей его исконным духовным потребностям; за права иметь свою национальную идеологию, свою Православную веру, свою литературу, продолжающую традиции русской классики. В нашей идеологии веками заложены любовь к родной земле, любовь к ближнему, чувство сострадания, совестливость и справедливость.

XV Всемирный Русский Народный Собор, учредителем которого почти 19 лет назад наряду с Русской Православной Церковью явился Союз писателей России, в прошлом году в очередной раз назвал те базисные духовные ценности, на которые веками опирается наш народ. Писатели России, наш Союз поддерживают их утверждение в российском обществе. В заключительном соборном слове, в выработке которого принимали участие и писатели, мы отметили, что в этической сфере, как никогда остро, стоит вызов сил, способствующих разрушению привычного уклада жизни, в том числе вызов стяжательства и алчности, ставших тяжелейшими нравственными пороками. Мы отметили вызов невежества, приобретающего сегодня опасные, кризисные масштабы, разрушение традиций классического образования, недооценки роли русского языка, русской литературы, русской истории в образовательном процессе, что несет не только угрозу статусу России, как интеллектуального и научного центра мира, но и национальной безопасности.

На протяжении последних столетий Россия имела мировой статус культурной сверхдержавы. Однако сегодня оказалось под угрозой полноценное развитие отечественной культуры, искусства, нам противостоит мощнейший вызов агрессивной антикультуры «телесного низа», получающего поддержку СМИ, в том числе и государственных.

Наши либеральные культуртрегеры с удовольствием используют нецензурную лексику, хулиганство и кощунство, способные, как им кажется, прикрыть их художественную бездарность и человеческую беспомощность. Эту тенденцию с удовлетворением поддерживают за границей.

Среди базисных смыслов русской культуры в XXI веке должна оставаться красота, преображающая мир, воплощающая стремление человека к прекрасному.

Мы убеждены, что культурная политика в нашей стране коренным образом должна быть изменена.

Великая культура, классическая литература, русский язык, следующие за Православной верой, являются теми основополагающими ценностями, без которых наш народ, союз народов не проживут.

В нынешнем постсоветском обществе эти категории или забыты, или отодвинуты, или отрицаются, как и само существование национальной русской идеологии и национального самосознания. Не стало даже графы в паспорте, отражающей национальность человека. Название страны — Россия поставлено после названия административного устройства даже в Конституции. Следует обратить внимание на то, что по всей Европе и в мире, наоборот, происходит национализация сознания, люди все активнее выступают за свои права, идет отказ от так называемого мультикультурализма, ложно понимаемой толерантности — все больше людей вовлекается в антиглобалистское движение, требующее социальной справедливости. Тому подтверждение и победа Николича на президентских выборах в Сербии, и устранение проамериканца Саркози во Франции.

В России существуют сегодня две духовные культуры — малая (по своей духовной сути) либеральная, с осью вокруг Рублево-Успенского шоссе и олигархических оффшоров, но с немалым количеством телестудий и глянцевых СМИ, и большая традиционная, народная, русская — с осью от Калининграда до Владивостока, проходящей через провинциальные центры, небольшие городки, поселки, села. Малая нападает на большую, поносит ее, развращает, откалывая от подлинной культуры группы подрастающего поколения. Власть, постоянно подпитывающая свою малую культуру, вдруг ощутила ее враждебность самим основам русской государственности, враждебность всем ее традициям, заложенным в русской истории. Но сумеет ли власть, осознав это, повернуться к большой традиционной русской народной культуре, да и захочет ли наша большая культура даже в малой мере оказать поддержку такому институту власти? Не чувствует ли наша большая традиционная культура, как в либеральствующей прослойке, так и в некоторых слоях правящей элиты, чуждое себе миропонимание, чуждые нравственные и культурные ценности?

Нужна ли России гельманоподобная культура? И что заставляет власть имущих даже в такое тревожное для себя время делать ставку лишь на нее, на растворение нашего национального сознания? Русский народ всегда был способен на национальную мобилизацию, на совершение великих исторических подвигов не только во имя себя, но и во имя всей страны и даже человечества. Но он должен видеть перед собой настоящие исторические задачи, должен понимать реальную цель.

Сегодня русская национальная литература с культурного поля почти устранена, и во многом сама устранилась от вторжения в формирование нового государственного мышления. Может, это от того, что нынешнее государство для русских писателей чужое?

Не пора ли повернуться лицом к русскому народу и к нашим традиционным духовным и культурным ценностям? Ведь никогда в истории нашей страны, даже во времена предреволюционного декаданса, мы не имели столь безнравственную и растленную творческую группировку предпринимателей от культуры, утверждающих, что они и есть элита.

Мы не призываем к запретам, гонениям, мы призываем к повороту властей к русскому национальному самосознанию. И тогда найдется на общем поле место даже либеральному балаганчику, потешающему зрителей особого свойства.

Нам нужны народные права. Нам нужна народная интеллигенция, нам нужна народная культура, имеющая тысячелетние традиции. Дайте им дорогу!

Настроения последнего времени наглядно показали отсутствие державно-культурной доктрины в государстве, что приводит к попранию любых законов, любых традиций, к попранию патриотизма, религиозности, справедливости, семейной ответственности и, в конце концов, приводит к попранию самой власти, как таковой. Ставка на растленное молодое сознание приводит не к безразличию по отношению к власти, а ко всеобщей радикализации общества.

Парадокс в том, что критикуемая сегодня правительственная элита нередко живет по тем же самым законам, что и протестные слои либерального вестернизированного общества. Хватит ли у той части правящей элиты, которая обладает государственническим сознанием, силы и воли осуществить поворот идеологического и культурного руля в сторону национального самосознания?

Это зависит, в том числе, и от настроения самих русских писателей. Хватит ли у нас воли, пассионарности, чтобы зажечь народ энергетикой реального преобразования всего общества, или мы уже свыклись со своей ролью человека на обочине, свыклись со смиренностью и пассивностью? Легко вспомнить знакомые со школьных времен строчки из знаменитой поэмы Лермонтова «Бородино», но гораздо труднее исполнить эти боевые заповеди.

Во многом задача доведения до власть имущих подобных истин ложится на современного русского писателя. Он не может быть только «зеркалом русской жизни». В сегодняшних обстоятельствах требуется его активное обращение к обществу через свои произведения. Хватит ли сил у русских писателей «глаголом жечь сердца людей»? Не утратил ли русский писатель возвышенную, но порой и опасную роль проводника Божественного предназначения? Способен ли нынешний писатель мерным звуком своих могучих слов воспламенить человека для духовного возвышения, для созидания, для битвы за наши ценности? Прозвучит ли писательское слово сегодня, «как колокол на башне вечевой во дни торжеств и бед народных»?

Сегодня, казалось бы, все настроено против возрождения значимой роли русского писателя. Это и отторжение его от молодежной аудитории, и лишение малейшей материальной поддержки для издания его произведений, и явное изгнание и столичных русских писателей и литераторов, представляющих нашу провинцию, со всех каналов телевидения и с любых значимых информационных трибун. Писателя осознанно отлучили от читателя. Отсюда и вопрос: есть ли вообще сегодня русские писатели в числе авторов так называемой русской литературы? Есть ли им там место? Вряд ли случайно, что на всех каналах телевидения, если и допускаются ведущие телепередач, то непременно из самого либерального лагеря. Невозможно представить русского патриотического, государственно настроенного писателя в роли ведущего на государственном же телевидении. Как сказал один публицист, может быть, когда трупы отечественных Кадаффи будут тащить по улицам Москвы, кое-кто из правящей элиты пожалеет о запрете в России литературной патриотики. Так, кстати, было и при царском режиме, не принимавшем во внимание национальные патриотические организации и поддерживавшем либеральные начинания, завершившиеся разрушением устоев страны. Так было и в советское время, когда чиновники всех мастей угождали, чем могли, и Аксенову, и другим шестидесятникам, и всем уехавшим за границу поэтам, но ставили заслон перед яркими представителями русской национальной литературы — от поэтов Николая Рубцова, Юрия Кузнецова и Николая Тряпкина до представителей деревенской прозы, — вели гонения на «писателей-русистов» по указанию шефа КГБ.

Пора современной русской литературе, пора русским национальным журналам «Наш современник» и «Москва», пора всем литературным газетам и изданиям начать решительное наступление на царящее во власти и в оппозиции потребительское развращающее сознание.

У России есть только свое национальное будущее, нам не присущ олигархический тип мышления. Русскому человеку надо вернуть его достоинство. Русской нации — ее национальную культуру. Русскому языку — его богатство.

Не случайно главные, судьбоносные литературные откровения относительно родного языка рождались именно «во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах» нашей Родины — как у Тургенева. Во дни надвигающейся революционной смуты, как у Бунина: «Умейте же сберечь хоть в меру сил, в дни злобы и страданья, наш дар бессмертный — речь». В Великую Отечественную, как у Ахматовой: «Мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово. Свободным и чистым тебя пронесем, и внукам дадим, и от плена спасем. Навеки».

Нельзя позволять дальше разгораться открытой борьбе, направленной на уничтожение отечественной литературы, сохраняющей и охраняющей подлинный и правдивый русский язык! Нельзя допускать убийства литературы, не замаранной грязнословием, нездоровым интересом к проблемам сексуальных меньшинств, патологии и извращениям, не унизившей себя осмеянием национальных гениев.

Мы оставляем за собой право аргументированно, резко отстаивать историю нашего народа, в том числе и попытку предать забвению Победу нашего народа в 1941–1945 годах. Комиссия по борьбе с ее фальсификацией распущена. Но мы призываем ветеранов войны, учителей, деятелей культуры, всех писателей продолжать давать отпор любым очернителям и хулителям нашей Победы. Мы требуем вернуть в школьную программу расширенный курс литературы, необходимо знакомить с лучшими произведениями нашей литературы о Великой Отечественной войне школьников, молодое поколение. Мы призываем всех соотечественников провести юбилей 1812 года, как праздник патриотизма, познания собственной истории, как праздник высокого духа победы, праздник нашей классической литературы и культуры.

Мы обращаемся к властям Москвы и Санкт-Петербурга с пожеланием, чтобы в наших столицах были воздвигнуты памятники великим державным деятелям, людям высокого духа — адмиралу Шишкову и графу Ростопчину, писателю В. Жуковскому, создававшим пламенные словесные творения в тяжелые дни 1812 года.

Ну а нынче мы говорим: российское общество, русские граждане, протяните руку этой нашей отечественной литературе, ибо за ней — историческая правда и победа здравых сил. Россия живет сегодня тяжело. Но она живет в вере, и в надежде, и в жажде созидания.

Давайте же созидать вместе под знаком русской классической литературы, великого Русского Слова.

Нет сомнения, что это относится и ко всем общероссийским национальным литературам, с которыми мы плодотворно сотрудничаем. И это сотрудничество показывает пути единения народов нашей страны вокруг русского народа.

Слово поддержано и принято как обращение к соотечественникам участниками
Соборной встречи и пленума Союза писателей России «Литература подвига. Русская
литература Первой Великой Отечественной войны»

 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Вы здесь: Главная Родная речь Эхо Бородинского поля


культурно-просветительский
общественно-политический
литературно-художественный
электронный журнал
г. Санкт-Петербург
г. Москва