Жак-Жан Сарраф (Ливан)

Сотрудничество двух братских церквей

В 2012 году исполняется 35 лет архипастырского служения архиепископа Филиппольского Нифона, представителя Антиохийской Церкви в Москве, где он представляет Патриарха Великой Антиохии и всего Востока Игнатия IV. Именно об этой церкви и ее иерархах я хотел бы рассказать в этой статье.

Антиохийская Православная Церковь — одна из самых древних среди поместных автокефальных православных церквей. Говоря об этой Церкви, мы вспоминаем, прежде всего, ее основателей, святых первоверховных апостолов — Петра, ее первого епископа, и Павла — бывшего гонителя Христовой Церкви; Савла, который, обратившись к вере в столице Сирии г. Дамаске, принял Святое Крещение и начал свою великую миссионерскую деятельность.

В Антиохии последователей Иисуса Христа впервые назвали христианами. Она была центром христианского богословия, местом проведения церковных соборов, родиной и местом подвига многих христианских святых, которые почитаются во всем христианском мире. Из этой Церкви вышли замечательные ученые и ораторы, в горах и пустынях жили знаменитые святые отшельники, ставшие основателями иноческих обителей. Святой апостол и евангелист Лука, написавший, по преданию, первую икону Богоматери, был жителем Антиохии. Святитель Иоанн Златоуст родился в Антиохии и был там пресвитером до призвания на Константинопольскую кафедру. Священномученик Киприан и мученица Иустина, первомученица Фекла, священномученик Игнатий Богоносец, преподобный Илларион Великий, основатель монашества в Палестине и первый наставник антиохийских иноков — все они жили и творили в Антиохии и на ее канонической территории. Святой великомученик Георгий бился со змеем — символом вселенского зла на берегу Средиземного моря около финикийского города Берита (ныне Бейрут, столица Ливана). Преподобный Андрей Критский, составивший множество молитв и песнопений, в том числе и Великий покаянный канон, читаемый в храме Великим постом, родился в Дамаске, а святитель Евстафий Антиохийский был председателем на Первом Вселенском Соборе в Никее в 325 году, на котором была осуждена ересь арианства, а Православное исповедание изложено в Символе Веры. Святитель Мелетий председательствовал на Втором Вселенском Соборе в 381 году, где был подтвержден Никейский Символ Веры, и дополнил его определениями о Святом Духе. Преподобный Иоанн Дамаскин, то есть Иоанн из Дамаска, привел в систему христианское учение веры, он был церковным писателем и защитником иконопочетания, автором многих церковных молитв. Не менее известны преподобные Иоанн Лествичник и Ефрем Сирин, а также преподобный Симеон Столпник, ставший олицетворением Антиохийской святости, десятки лет проведший на высоком столпе близ Антиохии, примиряя враждующих, обращая в христианство язычников, давая верующим наставления. Одним из любимых духовных произведений православного народа, в том числе и в России, как мне стало известно, была книга поучений Исаака Сирина, первый славянский перевод которой известен с XIV века. Святитель Феофил Антиохийский во II веке впервые ввел в богословие термин «Троица». Иными словами, стоит открыть церковный календарь — и буквально на каждой неделе отмечается память кого-нибудь из антиохийских подвижников.

В недрах этой Церкви возникла знаменитая Антиохийская богословская школа, которая способствовала систематизации христианского догматического учения. Преемниками пресвитера Лукиана по учительству были церковный историк и богослов святитель Феодорит, епископ Кирский, святитель Дорофей Антиохийский, составивший житие пророков и апостолов, епископ Диодор Тарский, под руководством которого воспитывался святитель Иоанн Златоуст. Антиохийская школа прекратила свое существование в V веке, оставив богатое духовное и литературное наследие. Антиохия в глазах христианского мира стояла очень высоко. Святитель Василий Великий писал: «Что для Вселенской Церкви важнее Антиохии? Она — глава, в случае здравия сообщающая то же и всему телу».

Название Антиохийской Церкви произошло от имени древней столицы Сирии — Антиохии. Город был основан в 300 году до н. э. Селевеком I Никатором, полководцем Александра Македонского и первым царем династии Селевкидов. Его выгодное географическое положение позволяло контролировать основные торговые пути, благодаря чему Антиохия очень скоро стала богатейшей столицей державы. В 64 году до н. э. Сирия и, следовательно, Антиохия, становятся частью Римской империи. Антиохия занимает третье место по величине и значению среди римских городов, уступая только Риму и египетской Александрии.

Большинство местного населения города составляли сирийцы, подвергшиеся эллинизации. Другой наиболее значительной этнической общиной была иудейская. Как и во всех других областях Римской империи, именно эта община и оказалась впоследствии той благодатной почвой, на которой привилось и стало развиваться христианство.

В шестой главе книги Деяний мы находим упоминание об Антиохии, связанное с избранием семи диаконов Церкви, одним из которых был святой Стефан — антиохиец, принявший позже мученическую кончину в Иерусалиме. «Были же некоторые из них кипряне и киринейцы, которые, придя в Антиохию, говорили эллинам, благовествуя Господа Иисуса. И была рука Господня с ними, и великое число, уверовав, обратилось к Господу». (Деян. 11. 20–21). Это свидетельство того, что проповедь Евангелия в Антиохии велась не только среди иудейской общины. Благодаря именно этому смешению иудеев и язычников в течение десяти лет после Воскресения Христа в 40-х годах. н. э. возникла Церковь Антиохии. Важно отметить, что именно в Антиохии Евангельская истина впервые открылась для эллинов-язычников, от которых не требовалось сначала принимать иудаизм. Для заботы о новообращенных в Антиохию направляется апостол Варнава, который, увидев значительное число уверовавших во Христа, приводит сюда из Тарса апостола Павла.

Наряду с апостолом Павлом, апостол Петр также традиционно считается основателем Антиохийской Церкви, о чем свидетельствуют многие церковные писатели. Апостол Петр завершил создание в Антиохии церковной организации. Его епископство предположительно длилось 5–7 лет, после чего он поставил Антиохийским епископом святителя Евода, а затем — священномученика Игнатия Богоносца.

После падения Иерусалима Антиохийская Церковь занимала первое место в Азии и по значению равнялась Римской и Константинопольской вплоть до образования в V веке Патриархатов. С середины VII века более трех веков Антиохия находилась под властью завоевателей арабов-мусульман. Тяжело пришлось Антиохийской Церкви и в период владычества крестоносцев (XI–XIII вв.), а в XIII веке Сирия была завоевана египетскими мамлюками, после чего патриаршую резиденцию пришлось перенести в Дамаск, так как Антиохия была почти полностью разорена. В начале XVI века Антиохия была захвачена турками. В настоящий момент это турецкий город Антакья, входящий в Алеппскую епархию Антиохийской Православной Церкви.

Переломным моментом в трагической истории Антиохийской Церкви стало зверское истребление мусульманами-фанатиками христианского населения Сирии в 1860 году. Погром длился месяц, погибло более 30 тысяч человек: женщин рубили на куски, детей заживо сжигали, церкви были разрушены и разграблены, были разорены церковные библиотеки. В ответ на это варварство последовало вмешательство европейских держав в политику преследования христиан со стороны турецкого правительства. Таким образом, только на рубеже XIX–XX веков бедствующая Антиохийская Церковь начала постепенно приобретать былую независимость, а в 1899 году на Антиохийскую кафедру избрали Патриарха из арабов, которые составляли бóльшую часть его паствы, храмы начали приобретать церковную утварь, улучшалось материальное положение христианских школ.

Сейчас резиденция Патриарха Антиохийского и всего Востока и кафедральный собор в честь Успения Пресвятой Богородицы находятся в нынешней столице Сирии — Дамаске.

В настоящее время в каноническую территорию Антиохийской Церкви входят Сирия, Ливан, Ирак и Кувейт. Юрисдикция Антиохийского Патриархата распространяется также на ряд епархий в Европе, странах Северной, Центральной и Южной Америки и в Австралии. Сегодня это сильная Церковь, богатая своей многочисленной благочестивой паствой, которая насчитывает 2,5 млн человек на Ближнем Востоке и 5 млн человек в диаспоре. Епископат Антиохийской Церкви составляет 34 архиерея.

Сегодня Антиохийскую Церковь возглавляет 170-й Патриарх — Игнатий IV (Хазим), полный титул которого звучит следующим образом — Его Блаженство Блаженнейший Патриарх Великого града Антиохии, Сирии, Аравии, Киликии, Иверии, Месопотамии и всего Востока.

В IV веке святитель Евстафий Антиохийский вместе со святой равноапостольной Ниной за несколько лет обратил ко Христу «Иверийскую страну», и до 467 году Грузинская Православная Церковь была епархией Антиохийской Церкви, поэтому в титуле Антиохийского Патриарха и стоит Иверия. Кипрская Поместная Православная Церковь до 431 года также была епархией Антиохийской Церкви, отсюда в титуле Антиохийского Патриарха упоминается Киликия, ибо в то время Кипр входил в Римскую провинцию Киликия.

Патриарх Антиохийский, Игнатий IV родился в 1921 году в сирийской деревне Махрада, недалеко от города Хама. Он появился на свет в благочестивой православной арабской семье, с ранних лет посещал богослужения и участвовал в церковной жизни. Еще в период обучения в университете в Бейруте будущий Патриарх поступил на службу в один из храмов местной епархии сначала в качестве алтарника, а через некоторое время он становится диаконом и священником.

В 1942 году Игнатий был одним из организаторов православного молодежного движения, которое развивалось в Ливане и Сирии во время Второй мировой войны и способствовало притоку молодежи в лоно Церкви. В 1945 году он отправляется в Париж, где учится в Свято-Сергиевском богословском институте, а в 50-х годах становится одним из основателей Всемирного Совета Церквей. В 1953 году выступил одним из основателей Всемирного братства православной молодежи и богословских школ (СИНДЕСМОСА). В 1961 году Игнатий призван к епископскому служению в сане епископа Пальмирского и Патриаршего викария.

В 1962 году, будучи епископом, Владыка Игнатий возглавил богословскую школу при Баламандском православном монастыре. Под его патронажем вскоре там была создана православная богословская семинария, в которой на протяжении многих лет он исполнял обязанности декана. Вскоре стараниями Владыки Игнатия при Баламандском монастыре был открыт первый на Ближнем Востоке православный университет с факультетом теологии им. И. Дамаскина.

В 1970 году епископ Игнатий избирается митрополитом Латакийским (Сирия), а 2 июля 1979 года становится Патриархом Антиохийским и третьим по диптиху (церковному протоколу) среди православных иерархов после Патриархов Константинополя и Александрии. В связи с трагическими событиями в Сирии Патриарх Игнатий IV в настоящее время находится в Баламандском монастыре.

Отношения между нашими Церквями началась с момента принятия христианства на Руси. Первый митрополит Киевский Михаил Сирин был родом из Сирии и являлся учеником Антиохийского Патриарха Иоанна V. Это послужило добрым началом дальнейших взаимных братских отношений между двумя Церквями-сестрами и их народами. По преданию, именно образ Богородицы, написанный великим антиохийцем апостолом Лукой, был дан России в благословение после принятия христианства и почитается ныне как Владимирская икона Пресвятой Богородицы. Первым Патриархом, которого увидела Русь, был Антиохийский Патриарх Иоаким, посетивший Москву в 1586 году. Именно он много способствовал учреждению автокефалии Русской Православной Церкви. А век спустя предпринял путешествие в Россию Антиохийский Патриарх Макарий со своим сыном архидиаконом Павлом Алеппским. Архидиакон Павел оставил нам обширнейшее описание жизни России и Русской Церкви того времени под названием «Путешествие Антиохийского Патриарха Макария в Россию во 2-й половине XVII века, описанное его сыном архидиаконом Павлом Алеппским». Эта редкая и увлекательная книга представляет собой путевые дневники и записи архидиакона Павла.

Антиохийская Церковь поддерживала и активно помогала строительству церковной жизни на Руси вплоть до учреждения в ней Патриаршества. Связи не прекращались и в последующие века. Они развивались и приобретали все новые и новые формы, которые всегда свидетельствовали о взаимных чувствах уважения, симпатии, любви, признательности и преданности. Многие иерархи Антиохийской Церкви из Сирии, Аравии, Палестины, Египта получили духовное образование в России, в Духовных академиях Москвы, Киева, Санкт-Петербурга и Казани.

Правительство Царской России в период Османской империи неоднократно заступалось за православную Антиохию.

Антиохийский Патриарх Григорий IV (Ходдай) в 1913 году во время визита в Россию возглавил хиротонию во епископа архимандрита Алексия (Симанского), а в 1945 году уже другой Антиохийский патриарх Александр III, воспитанник Киевской Духовной академии, бывший в свое время настоятелем Антиохийского подворья в Москве, принимал участие в интронизации нового предстоятеля Русской Церкви — Патриарха Алексия I (Симанского).

И поныне существует живая связь между нашими Церквями-сестрами через совместное служение иерархов обеих Церквей, через помощь пожилым и малоимущим прихожанам, осуществляемую в стенах Антиохийского подворья в Москве, через проповеди и богослужения нынешнего настоятеля Антиохийского подворья — архиепископа Нифона, который привносит в традиционную для России православную службу особую красоту и колорит восточной традиции.

Одним из наиболее действенных видов духовных связей между Антиохийской и Русской Церквями служила возможность одной Церкви иметь в пределах другой свое подворье и храмы.

Представительство Антиохийского Патриархата в Москве впервые было открыто в 1848 году при святителе Филарете (Дроздове), митрополите Московском, в знак установления официальных связей между двумя Церквями и располагалось в снесенном ныне храме Вознесения Господня с приделом священномученика Ипатия, епископа Гангрского, что на Ильинке, в Ипатьевском переулке в Москве, который служил местом пребывания подворья до 1929 года.

Первоначальной целью учреждения Антиохийского подворья было приобретение материальных средств и церковной утвари для пришедших в крайнюю бедность храмов и монастырей Антиохийского Патриархата. В этот же период было создано Императорское Православное Пакестанское Общество, миссия которого состояла в создании русских школ для образования верующего народа Ближнего Востока. Речь идет, по-видимому, об Императорском Православном Палестинском Обществе, созданном в 1882 году для помощи православным арабам Ближнего Востока и организации паломничества в Святую Землю. Я был свидетелем того, что до сих пор антиохийские верующие старшего поколения читают Отче наш, Символ Веры и некоторые другие молитвы на русском языке. По случаю 130-летия Императорского Православного Палестинского Общества была издана роскошная книга-альбом «Московские школы в Ливане». Таких школ было по разным данным от 30 до 41. В одной из школ в Бейруте, в квартале Мар-Ильяс, то есть Святого Ильи, разместилось посольство Российской Федерации.

Первым настоятелем подворья в Москве был митрополит Неофит. С помощью митрополита Филарета он напечатал в Москве антиминсы для Антиохийской Церкви. Митрополит Неофит собрал значительные пожертвования, часть которых отослал Антиохийскому Патриарху, а другую часть положил в Московскую сохранную казну под проценты с тем, чтобы из них посылать необходимые средства на содержание училищ, которые вели просветительскую работу среди духовенства и паствы в Антиохийском Патриархате. Митрополит Неофит возглавлял подворье пять лет. Он скончался в Москве 3 декабря 1853 года. Отпевание его совершил сам митрополит Филарет в Богоявленском монастыре. Погребен митрополит Неофит в Покровском миссионерском монастыре под соборной церковью.

Вслед за митрополитом Неофитом временно управлял подворьем приехавший с ним иеромонах Анфим, грек с о. Кипр (1853–1861). По благословению Антиохийского Патриарха Иерофея (1850–1885) иеромонах Анфим был возведен митрополитом Филаретом в сан архимандрита 9 апреля 1860 года в храме святителя Алексия в монастыре св. Архистратига Михаила.

В 1861 года Антиохийский Патриарх назначил настоятелем подворья молодого, энергичного архимандрита Гавриила из Дамаска. С собой в Россию архимандрит Гавриил привез двух молодых сирийцев для обучения в русских Духовных учебных заведениях с тем, чтобы потом они могли вернуться для дальнейшего служения в Антиохийской Церкви. Архимандрит Гавриил обратился в 1868 году с «Воззванием ко всем православным христианам Церкви Всероссийской», в котором просил помочь бедствовавшим церквям и монастырям Антиохийского Патриархата. В 1871 году архимандрит Гавриил был избран митрополитом Бейрутским.

В этом же году на его место прибыл в Москву митрополит Пальмирский Кирилл, грек из Константинополя, который управлял подворьем лишь два года и по причине болезни вынужден был вернуться в 1873 году в Дамаск, где скончался в 1882 году. Митрополит Кирилл послал в Антиохию собранные путем пожертвований средства для восстановления собора святых первоверховных апостолов Петра и Павла в Антиохии, разрушенного в 1872 году землетрясением.

После него в течение шести лет один за другим подворьем управляли русские иеромонахи: Исайя из Златоустовского монастыря, Евтихиан и Петр из Высоко-Петровского монастыря.

В 1879 году для управления подворьем прибыл в Москву архимандрит Христофор, сириец из Дамаска. Кроме церкви и квартиры настоятеля, подворье при нем имело три многоэтажных здания. В то же время архимандрит Христофор выписал из Сирии нескольких учеников, которые были направлены в русские Духовные школы. По благословению Антиохийского Патриарха Герасима (1885–1891) архимандрит Христофор, после освобождения его от занимаемой должности в 1887 году, возвратился в 1889 году в Сирию.

Временно после него управлять подворьем было поручено иеромонаху Спасо-Андреевского монастыря Никону.

В 1889 году настоятелем подворья был назначен архимандрит Рафаил. По окончании Халкинского богословского училища он в течение двух лет состоял проповедником Антиохийского престола и в сане иеродиакона поступил в сентябре 1888 года в Киевскую Духовную академию. 5 июня 1889 года он был посвящен в сан иеромонаха ректором Киевской Духовной академии преосвященным Сильвестром и приехал в Москву на подворье, где вскоре, 16 июля, был возведен в сан архимандрита митрополитом Московским и Коломенским Иоанникием. Архимандрит Рафаил значительно улучшил материальное положение подворья и издал небольшую книгу с историческими данными о подворье и его жизни.

После возвращения на родину в 1900 году архимандрит Рафаил продолжал заботиться о развитии добрых братских отношений между двумя Церквями. Продолжая свое служение в Америке, где он вел духовно-просветительскую работу среди арабских эмигрантов, архимандрит Рафаил поддерживал тесную связь с русскими. 29 февраля 1904 года в Нью-Йорке преосвященный Тихон, впоследствии Патриарх Московский и всея Руси, совершил рукоположение о. Рафаила во епископа Бруклинского. Несколько лет назад Американская афтокефальная православная церковь канонизирована епископа Рафаила.

Новая страница открылась в истории братских взаимоотношений между Антиохийской и Русской Церквями после 1899 года, когда на Антиохийский престол после долгого перерыва (с 1724 года) при открытом содействии Русской Церкви вновь был избран патриарх арабского происхождения. В связи с борьбой, возникшей из-за назначения на патриарший престол араба, Антиохийская Церковь переживала тяжелый внутренний кризис. К этим настроениям присоединилось усиление инославной пропаганды. Чтобы справиться с затруднениями и укрепить свое положение, Антиохийская Патриархия нуждалась в средствах. Одним из важных источников материальной поддержки Антиохийского престола явилось Антиохийское подворье в Москве. Желая улучшить состояние подворья, патриарх Мелетий (1899–1906) нашел нужным назначить его настоятелем студента Киевской Духовной академии иеродиакона Александра, впоследствии Патриарха Великой Антиохии и всего Востока, который поступил в академию в 1897 году после блестящего окончания Халкинского богословского училища. В 1900 году иеродиакон Александр был вызван в Дамаск, рукоположен Патриархом в сан иеромонаха и затем направлен в Москву для управления подворьем. В звании настоятеля подворья иеромонах Александр оставался в течение трех лет и за это короткое время успел развить весьма плодотворную деятельность, которая была отмечена в «Церковных ведомостях» — официальном органе Священного Синода России. В связи с этим он был возведен в 1903 году митрополитом Московским Владимиром в сан архимандрита. Антиохийская Церковь недолго оставляла молодого, подававшего большие надежды архимандрита в скромной должности настоятеля подворья и призвала его на более высокое и ответственное служение. В том же 1903 году архимандрит Александр был возведен Патриархом Мелетием в кафедральном соборе Дамаска в сан епископа и единогласным решением Священного Синода Антиохийской Церкви назначен митрополитом Киликийской епархии.

В ноябре 1903 года подворьем стал управлять только что получивший в России духовное образование Илиас Абуррус, который постригся здесь в монашество с именем Игнатия, был посвящен в иерейский сан и затем возведен в сан архимандрита. Через некоторое время, в 1910 году, преемником его стал архимандрит Антоний, который оставался на посту настоятеля подворья до его закрытия Советской властью в 1929 году.

По благословению Святейшего Патриарха Алексия I в 1948 году подворье возобновило свою деятельность в храмах Архангела Гавриила и великомученика Феодора Стратилата и существует там поныне. Истинно доброе и любовное отношение Патриарха Александра III к Русской Церкви и ее народу, и Патриарха Алексия I к Антиохийской Церкви, членом которой он себя всегда считал, по его хиротонии во епископа в 1913 году Патриархом Антиохийским Григорием IV, безусловно, содействовали открытию вновь Антиохийского подворья в Москве.

Промыслу Божию угодно было устроить так, что передача нового подворья совершилась ровно через 100 лет после основания его при митрополите Московском Филарете. Подворье было передано Антиохийской церковной делегации, состоявшей из митрополита Эмесского Александра (главы делегации), митрополита Гор Ливанских Илии и архимандрита Василия.

По благословению Патриарха Александра III настоятелем подворья был назначен архимандрит Василий. Многогранная деятельность первосвятителей двух наших Церквей открыла перед подворьем возможность осуществить много полезных для обеих Церквей начинаний, не говоря уже об обмене визитами и о встречах иерархов. В 1955 году настоятель подворья, к тому времени окончивший Московскую Духовную академию, был возведен в сан епископа Сергиопольского. В Московскую Духовную академию для обучения богословским наукам вновь начали посылаться клирики Антиохийской Церкви, студенты из Сирии и Ливана.

После избрания архимандрита Василия на митрополичью кафедру Хауранской епархии в Сирии Патриарх Антиохийский Феодосий VI в марте 1962 года назначил настоятелем подворья иеромонаха Алексия, который до этого проходил курс обучения в Московской Духовной академии и был оставлен при ней в качестве профессорского стипендиата. Вскоре после назначения иеромонах Алексий во время своего пребывания на родине был возведен, по благословению Патриарха Феодосия, в сан архимандрита своим духовным наставником митрополитом Бейрутским Илией, а затем, в 1969 году стал митрополитом Эмесским.

С 1971 до 1976 года настоятелем подворья был архимандрит Макарий, а с мая 1977 года настоятелем Антиохийского подворья в Москве стал епископ Нифон.

В настоящий момент в воскресные и праздничные дни в Антиохийском подворье совершаются архиерейские богослужения, возглавляемые нынешним его настоятелем, архиепископом Филиппопольским Нифоном, который уже более тридцати пяти лет служит в Москве.

Архиепископ Нифон родился в г. Захле (Ливан) 4 декабря 1941 года.

В 1959 году после получения высшего математического образования он был рукоположен в диаконы своим духовным пастырем и наставником митрополитом Илиапольским Нифоном.

В 1964 году, окончив Московскую Духовную академию со степенью кандидата богословия, он принял священнический сан, сразу став архимандритом. Рукоположение совершил также митрополит Илиапольский Нифон. В том же 1964 году он был назначен секретарем и помощником митрополита Захлейского и Илиапольского Нифона. В эти же годы он преподавал математику и английский язык в школе св. Анны в г. Райяк в ливанской долине Бекаа и работал помощником Епархиального церковного суда в г. Захле.

Свое послушание в Москве Владыка Нифон несет с 1977 года, когда он в сане архимандрита прибыл в Москву. За эти годы он неоднократно был и бывает поныне участником многих церковных и межконфессиональных конференций, представляя Антиохийский Патриархат. Помимо родного арабского епископ Нифон свободно владеет французским, английским и русским языками.

25 октября 1988 года Владыка Нифон был избран Священным Синодом Антиохийской Церкви во главе с Его Блаженством Патриархом Игнатием IV во епископа Филиппопольского. Епископская хиротония Владыки Нифона была совершена 13 ноября 1988 года, в год празднования 1000-летнего юбилея Крещения Руси в Успенском кафедральном соборе в Дамаске, возглавляемая Патриархом Игнатием IV при участии митрополита Минского и Слуцкого Филарета, который тогда был председателем Отдела внешних церковных связей Московской Патриархии.

Более 30 лет под сводами церквей Антиохийского подворья в Москве звучит слово Владыки Нифона, перенявшего традиции великих христианских апологетов и проповедников, живших в Антиохии, и впитавшего в себя традиции Русской Церкви.

Благодаря епископу Нифону в годы советского режима Антиохийское подворье было единственным местом в Москве, где крестили и венчали, не требуя паспорта, где была впервые открыта воскресная школа и создан детский хор, а храмы подворья были открыты целый день.

Владыка Нифон награжден множеством орденов различных Православных Церквей: Русской, Румынской, Греческой, Болгарской, Чешской. Недавно награжден казацким орденом «За веру в Отечество», является почетным членом клуба Дипломатической академии МИД России. В 2003 году епископ Нифон был отмечен президентом Ливана высокой наградой страны — орденом Ливанского Достоинства.

Как представитель Антиохийского Патриархата и настоятель Антиохийского подворья, архиепископ Нифон активно участвует в культурной и социальной жизни Москвы. Сегодня по благословению Владыки Нифона действует воскресная школа, устраиваются благотворительные обеды для малоимущих прихожан. Под духовной опекой преосвященного архиепископа Нифона живет небольшая антиохийская диаспора в России — сирийцы, палестинцы и ливанцы. Архиепископ Нифон духовно окормляет также антиохийскую паству в Греции.

Храмы Антиохийского подворья в честь Архангела Гавриила и в честь великомученика Феодора Стратилата находятся в Архангельском переулке недалеко от Чистопрудного бульвара.

Название Архангельский было дано переулку в честь храма Архангела Гавриила.

Храм Архангела Гавриила иногда называют Меншиковой башней. Это связано с тем, что после кончины Патриарха Адриана (1700) и временного упразднения патриаршества в России земли Гаврииловой Патриаршей слободы получил во владение ближайший сподвижник Петра I Александр Данилович Меншиков.

Меньшикова башня, как и многие православные храмы, была построена не на пустыре, а, как минимум, является церковью «в третьем поколении». Впервые письменные источники упоминают на этом месте бревенчатую церковь в 1551 году, но, возможно, построена она была на полвека раньше, как полагают историки, при московском Великом князе Василии III, нареченном при крещении Гавриилом. Затем, в XVII веке на ее месте появилась первая каменная церковь, которую и заменил в первые годы XVIII столетия А. Д. Меньшиков новой, ставшей примерно на 3 метра выше кремлевской колокольни Ивана Великого, что было не принято в Москве. Архитектором нового храма Архангела Гавриила был украинский зодчий Иван Петрович Зарудный. Историки русской культуры ставили этого уникального мастера — скульптора, резчика по дереву, создателя иконостасов и живописца — в одни ряд с великими мастерами европейского Возрождения. Зарудный много путешествовал по западноевропейским странам, и в архитектуре церкви Архангела Гавриила присутствовали голландские и датские мотивы.

Над массивным основанием возносились 3 восьмигранных яруса — 2 каменных и 1 деревянный. Ярусы были с просторными проемами, являвшимися прекрасным резонатором для полусотни колоколов, купленных в Лондоне вместе с часами-курантами, установленными на последнем ярусе. Куранты отбивали каждые 15 минут, а в полдень все 50 колоколов исполняли получасовой концерт. Венчал эту конструкцию 13-метровый шпиль с позолоченным ангелом. Такой шпиль был первым в России, а потом появился на Петропавловском соборе в Санкт-Петербурге. Храм был построен довольно быстро — за 3 года, к началу 1707 года, имел такой вид всего 16 лет. В 1723 году во время грозы молния ударила в шпиль с позолоченным ангелом, загорелись дубовые конструкции верхнего яруса, и, как ни старались прихожане и подоспевшие солдаты Преображенского и Семеновского гвардейских полков потушить пожар, полностью спасти храм не удалось. Только через полстолетия обгоревшее и заброшенное здание было восстановлено масонами под руководством жившего по соседству в Кривоколенном переулке Гавриила Захарьевича Измайлова, но стало оно на один ярус ниже, без колоколов, без своего знаменитого шпиля, с новым оригинальным завершением в виде продолговатой главки. Некоторое время это здание служило местом масонских собраний, однако через полвека у него появился новый хозяин — Почтовое ведомство Москвы, и храм стал вроде домовой церкви Московского почтамта. Чуть позже по указу митрополита Московского Филарета масонские символы и изречения были уничтожены. В 30-е годы XX века храм закрыли. Богослужения были возобновлены лишь в 1947 году.

Современный иконостас храма Архангела Гавриила был установлен в 1960-е годы. Его перенесли из разрушенной в те же годы церкви Петра и Павла в Преображенской слободе. В алтаре храма хранится частица мощей святителя Ипатия Гангрского, перенесенных из уничтоженного при Советской власти храма, в котором раньше располагалось Антиохийское подворье. Частица этих мощей по благословению Его Святейшества Святейшего Патриарха Алексия II была передана епископом Нифоном в Ипатьевский монастырь в Костроме.

Архангел Гавриил возвещал ветхозаветному человеку о будущем воплощении Сына Божия, вдохновлял пророка Моисея и пророка Даниила, являлся праведной Анне с вестью о рождении от нее Пресвятой Девы Марии и священнику Захарии, предсказывая рождение его сына — предтечи Господня — Иоанна Крестителя. Именно Архангел Гавриил благовествовал Пресвятой Богородице о воплощении Сына Божия. Господь посылал его также к святому Иосифу Обручнику предупредить о замыслах Ирода и повелел бежать с Младенцем и Богородицей в Египет. По церковному преданию Архангел Гавриил укреплял Спасителя во время Его молитвы в Гефсиманском саду и потом возвестил женам-мироносицам о Воскресении Христовом. Престольный праздник Собора Архангела Гавриила празднуется 9 апреля и 26 июля по новому стилю.

Второй храм Антиохийского подворья освящен во имя великомученика Феодора Стратилата. Храм «иже под колоколы» построен в 1806 году архитектором И. В. Еготовым на средства почт-директора Москвы Ф. П. Ключарева. Иконостас этого храма датируется второй половиной XIX века, а стенопись в основном современная в связи с переделками здания 1860–1890 годов. В 30-е годы XX века храм также был закрыт, богослужения в нем возобновили лишь в 1948 году с открытием Антиохийского подворья.

Святой великомученик Феодор Стратилат, совершивший свой подвиг в IV воду, один из наиболее известных и любимых святых в России, он почитается как покровитель воинов. Храбрость святого Феодора стала известна после того, как он с помощью Божией убил громадного змея, жившего в окрестностях города Евхаита. За отвагу святой Феодор был назначен военачальником («стратилатом») в городе Гераклее, где он нес двойное послушание, сочетая свое ответственное воинское служение с Евангельской проповедью среди подчиненных ему язычников. В это время Император Ликиний начал жестокое гонение на христиан. Феодор пригласил Ликиния в Гераклею, пообещав ему принести жертву языческим богам. Для совершения этой пышной церемонии он собрал в своем доме все золотые и серебряные изваяния богов, которые имелись в Гераклее и которые привез с собой Ликиний. Завладев истуканами, святой Феодор разбил их на куски и раздал нищим. Святой Феодор был схвачен и подвергнут жестоким пыткам. Однако Бог, по великой Своей милости, пожелал, чтобы кончина святого Феодора была так же плодотворна для его ближних, как и вся его жизнь: Он исцелил истерзанное тело святого и свел его с креста, на котором тот был оставлен на всю ночь. Утром, когда римские воины застали святого Феодора живым и невредимым, они сразу приняли Святое Крещение. Не желая избежать мученической смерти за Христа, святой Феодор добровольно предал себя смерти. Память святого отмечается 21 июня и 21 февраля по новому стилю.

Особо чтимая икона в храме святого великомученика Феодора Стратилата — Пресвятой Богородицы Нечаянная радость. Эта икона иллюстрирует сюжет о том, как один грешник имел привычку каждый день просить благословение у Пресвятой Богородицы. Однажды, собираясь согрешить, он, как обычно, обратился к образу Пресвятой Девы и в ужасе увидел, что у младенца на руках и ногах раны, из которых течет кровь, как на кресте. Грешник упал на колени и воскликнул: «О, Господи, кто это сделал?» — «Ты и другие грешники Моего Сына вашими грехами», — ответила Матерь Божия. «Помилуй меня! — в слезах закричал грешник. — Упроси Своего Сына и моего создателя о прощении для меня!» На просьбу Матери Господь ответил «Закон повелевает Мне чтить Мать Мою. Прощаются ему грехи Тебя ради».

 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Вы здесь: Главная История и современность Сотрудничество двух братских церквей


культурно-просветительский
общественно-политический
литературно-художественный
электронный журнал
г. Санкт-Петербург
г. Москва