Римин Яков

«Чтоб нашему роду не было переводу»

К 400-летию Императорского Дома Романовых

На знаменитой Дворцовой набережной Санкт-Петербурга, рядом с Летним садом и Марсовым полем, высится великолепное здание, которое носит название Ольденбургский дворец. На фасаде дворца, выходящем на Неву, установлена мемориальная доска, украшенная гербом Великих герцогов Ольденбургских. На доске — барельефные изображения двух генералов царской армии. С барельефов смотрят на нас люди с благородными мужественными лицами. На генеральских мундирах — высшие награды Российской Империи. Надпись на доске на русском и немецком языках сообщает, что в этом здании с 1836 до 1917 г. жили выдающиеся государственные деятели и благотворители Петр Георгиевич и Александр Петрович Ольденбургские. Кем же были эти немецкие принцы фон Ольденбург, почему их имена увековечены на одном из дворцов северной столицы России?

Для ответа на эти и другие вопросы нам придется совершить небольшое, но очень интересное путешествие в прошлое России и Германии.

Тверской, новгородский и ярославский генерал-губернатор Петер Фридрих Георг Гольдштейн-Ольденбургский (принц Георг фон Ольденбург) в 1808 г. женился на Великой княжне Екатерине, дочери российского Императора Павла I. Екатерина Павловна, как можно судить по ее портретам, была недурна собой, хотя и унаследовала от отца вздернутый носик, который однако лишь придавал своеобразную пикантность ее юному лицу. Такие браки между наследниками монархических родов России и Германии были в те времена обычным делом. У Екатерины и Георга родились два сына: старший — Фридрих Пауль Александр и младший — Константин Фридрих Петер. Именно эти два принца вошли в историю ольденбургской династии под названием «русские принцы», а младший — принц Петер фон Ольденбург, которого в России называли Петр Георгиевич, положил начало так называемой «русской линии» Дома Ольденбургов, родственников Российского Императорского Дома Романовых.

В декабре 1812 г. в Твери принц Георг неожиданно умер от чумы, которой он заразился при посещении лазарета, а через четыре года его вдова Екатерина Павловна вышла замуж за наследника вюртенбергского престола кронпринца Вильгельма, который в 1816 г. вступил на престол. Екатерина Павловна вместе с сыновьями переехала в Штутгарт. Будучи королевой Вюртенбергской, Екатерина ревностно заботилась о народном образовании; во время голода 1816 г. оказала стране важную услугу, основав «благотворительные общества», содействовала устройству домов трудолюбия. Королева Екатерина умерла 9 января 1819 г. от рожистого воспаления, ей было всего 30 лет. По завещанию Екатерины два ее сына от первого брака, принцы Александр и Петер фон Ольденбург, должны были после ее смерти переехать из Штутгарта в Ольденбург под опеку их деда, герцога Петера Фридриха Людвига Ольденбургского. Последняя воля Екатерины Павловны была исполнена, и в 1820 г. принцы прибыли в Ольденбург, старинный нижнесаксонский город, расположенный на севере Германии. Здесь они жили в резиденции своего дедушки, получили хорошее домашнее образование. По распоряжению герцога Ольденбургского недалеко от его собственной резиденции — замка, по проекту архитектора Х. К. Слеговта в 1821 г. было начато строительство дворца для «русских принцев», как называли внуков герцога Петера Фридриха Людвига. В 1826 г. строительство двухэтажного дворца принцев было закончено. На его возведение и оборудование была затрачена огромная по тем временам сумма — 75 736 талеров.

В 1829 г. принца Петера постигли два тяжелейших удара судьбы: сначала умер его дедушка, герцог Ольденбургский Петер Фридрих Людвиг, а вскоре и его старший брат Александр. По желанию Императора Николая I, дяди принца, семнадцатилетний Петер переезжает в Санкт-Петербург, с которым отныне будет связана вся жизнь «русского принца» Ольденбургского. В декабре 1830 г. ему присваивается чин полковника лейб-гвардии Преображенского полка, а некоторое время спустя он назначается командиром Стародубского драгунского полка. Позже он получает чин генерала от инфантерии. Будучи весьма разносторонним человеком, Петр Георгиевич занимается не только военной деятельностью. Он с головой погружается в создание воспитательных домов для солдатских детей, а также в строительство больниц, лазаретов и других медицинских учреждений для простых людей. В это же время он продолжает заниматься самообразованием, изучает изящные искусства, литературу, юридические науки. По инициативе вдовы Павла I, Императрицы Марии Федоровны, в 1805 г. в Санкт-Петебурге была торжественно открыта Мариинская больница, старейшая в городе на Неве и существующая до настоящего времени. Петр Георгиевич, внук Императрицы и внук ольденбургского герцога Петера Фридриха Людвига, был председателем попечительского совета этой больницы с 1839 г. вплоть до своей смерти в 1880 году. Он очень много потрудился, чтобы превратить ее в образцовое медицинское учреждение. К своему двухсотлетнему юбилею в 2005 г. Санкт-Петербургская Мариинская больница была полностью реконструирована и значительно расширена, а перед ее главным входом снова высится памятник принцу Петеру Ольденбургскому, демонтированный в годы Советской власти. Мариинская больница послужила образцом для проектирования и строительства госпиталя им. Петера Фридриха Людвига в Ольденбурге, поэтому два эти здания очень похожи друг на друга. Только вдоль фасада здания ольденбургского госпиталя, где сейчас расположен городской культурный центр, высятся шесть колонн, а на Мариинской больнице — восемь.

Петр Георгиевич был женат на принцессе Терезе Вильгельмине Фридерике Изабелле Шарлотте фон Нассау-Вайлбург, у супругов было семь детей — три сына и четыре дочери. Принц Петер, занятый государственной и общественной деятельностью в России, находил, тем не менее, время для того, чтобы поддерживать связи с Ольденбургом. Так, в 1877 г. он вместе с дочерью Терезой приезжал в Ольденбург на празднование серебряной свадьбы великого герцога Ольденбургского Николауса Фридриха Петера и его жены Элизабеты фон Заксен-Альтенбург.

Сын Петра Георгиевича, Александр Петрович, как и его отец, честно служил Российской Державе вплоть до октября 1917 года. Принц Александр, представитель уже третьего поколения русской ветви Дома Ольденбургов, был не только начальником санитарной службы российской армии в период Первой мировой войны, но и основал в Санкт-Петербурге существующий и по сей день Институт экспериментальной медицины. Интереснейшая страница биографии Александра Петровича — это его санитарно-медицинские исследования на Черноморском побережье Кавказа, завершившиеся основанием в 1901 г. одной из лучших здравниц побережья — курорта Гагра. В сборнике рассказов и повестей «Сандро из Чегема» известного писателя Фазиля Искандера есть новелла «Принц Ольденбургский», в которой рассказывается именно об этом периоде жизни генерала. Память об Александре Петровиче Ольденбургском бережно хранится в Абхазии и сейчас. Об этом свидетельствуют не только мемориальные доски на зданиях курорта, но даже красочная почтовая марка с портретом генерала Ольденбургского, выпущенная абхазским почтовым ведомством к столетнему юбилею Гагры.

Много сделали для пользы России и другие члены этой семьи. Супруга принца Александра Ольденбургского, принцесса Евгения Максимиллиановна Романовская, основала в 1901 г. в российской столице больницу, которая получила имя Святой Евгении. Эта больница существует в Санкт-Петербурге и в настоящее время.

Сын Александра Петровича и Евгении Максимиллиановны принц Петер фон Ольденбург был женат на сестре Царя Николая II Великой княгине Ольге. Русская линия дома Ольденбургов известна и сегодня в Санкт-Петербурге благодаря благотворительному фонду ее имени.

Жители российского Санкт-Петербурга и нижнесаксонского Ольденбурга поддерживают дружеские связи, которые постоянно развиваются как на уровне официальных делегаций, так и общественных организаций, школ и частных лиц. Ныне здравствующие члены Дома Ольденбургов — герцог Гуно фон Ольденбург с супругой, герцогиней Софией фон Ольденбург — побывали недавно в Санкт-Петебурге на открытии памятной плиты на могиле представителей Дома. Это захоронение расположено в Сергиево-Троицком монастыре, что в 30 км от Петербурга. В город на Неве регулярно приезжают делегации Ольденбургско-Российского общества, которые не только посещают памятные места, связанные с именами Ольденбургов, но и встречаются с представителями этой фамилии. Так, недавно на торжественном богослужении в Петропавловском соборе состоялась встреча с принцем Дмитрием Романовым, праправнуком принца Петера фон Ольденбурга, который одновременно представляет и Дом Романовых.

А какова же судьба дворца «русских принцев» в Ольденбурге? Поскольку слово «русский» — большая редкость в топографических названиях в Германии, то уже только по этой причине стоит ознакомиться с дворцом принцев поближе. Его история тесно связана как с историей Дома Великих герцогов Ольденбургских, так и Российского Императорского Дома Романовых, и восходит к началу XIX века. После смерти принца Александра и отъезда принца Петера в Россию Дворец оставался во владении Дома Ольденбургов вплоть до Первой мировой войны, после чего он многократно менял свое назначение и перестраивался. В нем располагался и лазарет, и гимназия, а в годы национал-социализма здесь находился штаб организации «Гитлерюгенд». После Второй мировой войны во дворце вновь размещалась школа, а последние сорок лет здание принадлежало государственному ведомству.

Учитывая большое культурно-историческое значение дворца, городские власти Ольденбурга приняли решение переоборудовать здание под картинную галерею. В 2001 г. были начаты проектные и строительные работы, а в декабре 2003 г. дворец принцев гостеприимно распахнул свои двери, приглашая любителей живописи и старины на открытие новой галереи искусства XIX и XX столетий. На торжественной церемонии открытия этого музея в отремонтированном и реконструированном здании дворца, как водится, звучали подобающие случаю речи, в президиуме собрания можно было видеть высоких гостей из Ганновера и городских руководителей, звучала классическая музыка...

Но это было уже десять лет назад. А сегодня вместе с другими любителями живописи я подхожу к строгому зданию в классическом стиле, расположенному недалеко от живописного парка, на берегу реки Гунте, поднимаюсь по ступеням невысокой лестницы и оказываюсь в уютном вестибюле. Сразу же окунаешься в атмосферу старины, истории, торжественного благоговения перед трудом и талантом строителей, реставраторов, искусствоведов, музейных работников. Пахнет красками и лаком, блестят натертые полы, парадные лестницы зовут дальше, в тишину музейных залов.

Каждый новый зал предваряет стенд с размещенной на нем большой фотографией, на которой представлено, как это помещение выглядело раньше, до 1914 года. Именно тогда, с началом мировой войны, дворец утратил свое первоначальное назначение, как местожительство Великих герцогов Ольденбургских. Я рассматриваю эти снимки со смешанным чувством грусти и восхищения, любуюсь богатыми интерьерами парадных залов, старинной мебелью, картинами, хрустальными люстрами, посудой, убранством стен, украшениями. Ничего этого сейчас здесь практически нет. Да и неудивительно: по этим комнатам, коридорам и лестницам пронеслись бурные события начала века минувшего, Первая мировая война, революция 1918 г., кризисы 1920–1930-х гг., темные времена нацизма. Хотя — нет, на снимках видны картины в чудесных рамах, эти картины заняли сегодня свои места на стенах музейных залов. И отдаешь должное бережливым и рачительным хранителям запасников Ольденбургского Земельного музея искусства и истории культуры, которые сохранили и представляют сегодня в залах Дворца принцев замечательную коллекцию картин и скульптур. Экспозиция начинается живописными полотнами немецких художников XIX в., написанными в стиле романтизма и классицизма. Особый интерес для любителей живописи представляют также картины мастеров конца XIX в., работавших в стиле импрессионизма и постимпрессионизма. И завершают собрание живописные полотна мастеров века минувшего, в том числе художников-модернистов Паулы Модерсон-Бекер, Хейнриха Фогелера и др. Повышенный интерес зрителей вызывают картины известного художника, «магического реалиста» Франца Радзивила, много лет работавшего в здешних краях — Вильгельмсхафене, Дангасте и др.

Земельный музей и городские власти сделали замечательный подарок ольденбуржцам и гостям города, открыв во Дворце принцев прекрасный музей, посещение которого дает возможность не только полюбоваться картинами и скульптурами мастеров XIX и XX вв., но и прикоснуться к увлекательной истории Дома Ольденбургов и его тесным родственным связям с русской Царской фамилией. Приглашаем читателей в Ольденбург, где они смогут побывать не только во дворце «русских принцев», но и в других замечательных музеях этого нижнесаксонского города.

 

 

 

 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Вы здесь: Главная История и современность «Чтоб нашему роду не было переводу»


культурно-просветительский
общественно-политический
литературно-художественный
электронный журнал
г. Санкт-Петербург
г. Москва