Опора на традиционные ценности и построение нравственного государства


Условие и способ достижения целей устойчивого развития

Жизненная значимость и многогранность проблем устойчивого развития человечества, вопросов восстановления гармонии в отношениях человека и природы, возвращения ноосферы и биосферы к их естественному развитию и обновлению – все это прямо определяет значимость темы, которая ныне вынесена в повестку дня. Ибо именно традиции, в том числе традиции местного самоуправления, лежат в основе формирования механизмов и принципов устойчивого развития, в основе современных поисков оптимальных путей преодоления современного кризиса человеческой цивилизации.

Местное самоуправление есть тот уровень самоорганизации общества, который является по определению М.М. Ковалевского переходным от прямого народоправства к представительному правлению. Роль этого соединительного моста особенно важна сейчас, когда выхолащивание местного самоуправления, его копирование под общеевропейскую муниципализацию оторвали публичную власть от народа, создают угрозу легитимности и долговечности государственной власти.

В.И. Вернадский, как известно, был активным участником земского движения в России, одним из создателей Конституционно-демократической (кадетской) партии, от которой входил в разные годы в Государственный совет Российской Империи. Вернадский видел залог единства и развития России в широких правах местного самоуправления, в развитии земств и союзов даже тогда, когда формулировал принципы культурно-национальной автономии Украины. Он считал себя сугубо русским человеком и, председательствуя на съезде кадетской партии на Украине 8 мая 1918 года, В.И. Вернадский нацеливал съезд на борьбу за единство России, содействовал тому, чтобы вопрос о федерации был признан несвоевременным, поскольку Украина – это окраина России, а русский язык имел бы статус государственного наряду с украинским.

Г.В. Вернадский, развивая идеи своего великого отца в оценках ритмов российской истории, подчеркивая, что тремя основными факторами в истории нации являются ее жизненная творческая энергия, географическое окружение (пространственная координата) и темп развития на протяжении последовательных периодов ее эволюции (временная координата), писал о федерации русских городов и княжеств XII–XIII веков, базировавшейся на общих религиозных и культурных основаниях.

Изучение эволюции местного самоуправления, ярко отображающего синтез различных социально-экономических формаций, переплетение старого и нового, традиций и новаторства представляют собой не только научный, но и практический интерес. Особенно это значимо в современный период вселенского мировоззренческого хаоса.

Но для понимания юридических и правовых сложностей местного самоуправления, как и сложностей государственного управления конкретными территориями, важно разобраться с рядом вопросов самого общего порядка, увидеть истоки нарастающих сложностей.

«На наших глазах – писал В.И. Вернадский, – биосфера резко меняется. И едва ли могут быть сомнения в том, что проявляющаяся этим путем ее перестройка научной мыслью через организованный человеческий труд не есть случайное явление, зависящее от воли человека, но есть стихийный природный процесс, корни которого лежат глубоко и подготовлялись эволюционным процессом, длительность которого исчисляется сотнями миллионов лет».

Великий космизм В.И. Вернадского, его гениальные ноосферные идеи, само учение о биосфере и ноосфере позволяют нам сегодня проникнуть в суть происходящих геополитических катаклизмов. Развитие предсказанных им всепланетарных систем связи, в том числе единой для человечества информационной системы, открытие новых источников энергии, развитие науки, дошедшей до генной инженерии, искусственного интеллекта и моделирования киборгизации общества – все это не просто сделало человека геологической силой, как это предвидел В.И. Вернадский, такой научно-технический прогресс, оторванный Западом от социального совершенствования и духовно-нравственного развития, поставил человечество перед угрозой самоубийства или его эвтаназии.

Отечественные ученые, продолжая научный поиск В.И. Вернадского, не оставляют нам в этом никаких сомнений. Не случайно академик Б.В. Раушенбах, отмечая с тревогой проникновение примитивных духовных нормативов Запада в российскую жизнь, характеризовал этот процесс как превращение страны, много давшей мировой культуре, в место, куда стекаются американские помои. Интеллектуальная среда человечества загрязнена, отравлена, изуродована еще больше, чем природная, подчеркивал А.А. Зиновьев. Секуляризм европейского просвещения за века своего самосовершенствования породил безнравственный бездуховный Запад, отождествивший свободу с вседозволенностью, провозгласивший аномалии нормой.

О начавшейся эпохе абсолютной неопределенности сказал Президент РФ В.В. Путин еще в Послании Федеральному собранию Российской Федерации весной 2021 года. Президент тогда подчеркнул, что абсолютная неопределенность порождена новыми вызовами всему человечеству, лишь зримым символом которых стала неведомая дотоле пандемия. 21 октября 2021 года на заседании клуба «Валдай» Президент РФ уточнил свою мысль. Он привлек внимание присутствующих к тому, что мир впервые оказался в положении, когда человечество может прекратить свое существование даже без ядерных конфликтов в силу многих причин, в том числе в силу утраты духовно-нравственных ценностей. В.В. Путин охарактеризовал кризис, переживаемый человечеством, как концептуальный и даже цивилизационный, признал банкротство существующей модели капитализма. Он призвал вернуться в поисках преодоления кризиса к идеологии здорового консерватизма и традиционных ценностей, переосмыслить роль этики в современной жизни.

Человечество подошло к необходимости очередной перестройки характера своей эволюции, ее механизмов. Чтобы стать одним из лидеров в формировании технологического уклада будущего, Россия нуждается в мощном технологическом прорыве. Но главная проблема сегодня даже не в этом. Барьером для дальнейшего развития всего человечества, как подчеркивал академик Н.Н. Моисеев, стали несоответствие могущества современной цивилизации здравому смыслу общества, несоответствие беспредельно растущих материальных потребностей человека и ограниченных ресурсов оскудевающей планеты и отсутствие представления об ответственности каждой личности за судьбу планетарного сообщества. А значит, первоочередное внимание к духовно-нравственной стороне человеческой жизни, к нравственности государств и всего мирового сообщества. Примечательно, что, по наблюдениям современных исследователей, важнейшей структурной чертой того же социалистического общества является преобладание символического над материальным. Вопреки марксистскому экономическому детерминизму.

Вернемся к теме устойчивого развития. Ученые и политики СССР деятельно участвовали в укоренении идеи необходимости устойчивого развития человечества, готовили Декларацию Рио-де-Жанейро 1992 года, однако, с позиции сегодняшнего дня очевидно, что в фундаментальном плане подход к вопросам устойчивого развития строится сугубо в секулярном просветительском ключе. Роль духовно-нравственных ценностей человечества осталась в Декларации 1992 года за ее пределами, необходимость устойчивого развития охватила лишь вещный мир людей.

Декларация 1992 года, признавая комплексный и взаимозависимый характер нашего дома – Земли, имела своей целью установление нового, справедливого глобального партнерства путем создания новых уровней сотрудничества между государствами, ключевыми секторами общества и людьми. На ее основе предполагалось заключать международные соглашения, способные обеспечить уважение интересов всех и защиту целостности глобальной системы окружающей среды и развития. Но она фактически сформулировала лишь принципы экологического права, сведя заботу о людях в усилиях по обеспечению устойчивого развития к праву на здоровую и плодотворную жизнь в гармонии с природой (принцип 1).

В развитие Декларации 1992 года Резолюцией Генеральной Ассамблеи от 25 сентября 2015 года № 70/1 «Преобразование нашего мира: Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 г.» были одобрены 17 глобальных целей устойчивого развития и 169 соответствующих задач. Среди них можно отметить такие показатели либерального мировосприятия, как повсеместная ликвидация нищеты во всех ее формах; ликвидация голода; обеспечение гендерного равенства; принятие срочных мер по борьбе с изменением климата и его последствиями; активизация механизмов глобального партнерства в интересах устойчивого развития и т. д. Примечательно, что существующая концепция устойчивого развития, соединяя три основные точки зрения – экономическую, социальную и экологическую, практически полностью игнорирует духовно-нравственную, лишь косвенно касаясь культурно-исторической стороны человеческого существования.

Главный недостаток, а возможно, умышленный порок концепции ООН по устойчивому развитию – модернистское игнорирование роли традиционных духовно-нравственных ценностей и религиозно-нравственной цивилизационной основы общественного развития.

Между тем еще Ж.-Ж. Руссо отмечал: «Наши души развратились по мере того, как шли к совершенству наши науки и искусства». Современник В.И. Вернадского П.С. Новгородцев еще в 20-е годы ХХ века констатировал, что мир переживает величайший кризис правосознания, в котором самое важное – это кризис неверия, кризис культуры, оторвавшейся от религии, кризис государства, отринувшего связь с церковью, кризис закона человеческого, отказавшегося от родства с Законом Божиим. Современная ему демократия определялась им как система релятивизма, система терпимости и безразличия ко всяким догматам и взглядам, система самых широких допущений и на все стороны открытых дорог. «В этом признается великое преимущество демократии – писал П.С. Новгородцев, – но в этом нельзя не видеть и ее роковой опасности… Самое страшное и роковое в этом процессе – опустошение человеческой души». Гибель европейской цивилизации началась с перерастания ее в глобальный Запад, с разрыва традиционной созидательной взаимосвязи религии, нравственности и права. Уже в середине ХХ века было, с беспокойством, отмечено и западными мыслителями, что вместо центра, из которого во внешний мир излучались энергия и инициатива, Европа стала центром, куда стекаются неевропейская энергия и инициатива.

Отсюда и необходимость перестроения глобальной концепции устойчивого развития человечества на началах укрепления и доминирования традиционных духовно-нравственных ценностей существующих ныне народов, на понимании необходимости переформатирования современных государств на нравственных началах.

Даже характеристика государства как правового и социального ныне не может служить критерием идеальности даже при ориентации государства при этом на Божественную и человеческую справедливость. Необходимо деятельное, в том числе закрепленное в Конституции развитие государства как правового социального и нравственного.

Процесс обретения государством духовно-нравственных приоритетов деятельности и развития не может быть быстрым и простым, тем более ныне, когда в международном сообществе доминируют взаимное недоверие и неспособность действовать солидарно. Что говорить, если в мире открыто идет цивилизационная война.

В развитие духовно-нравственных принципов конституционной реформы России 2020 года, закрепленных в ст. ст. 67.1, 72, 75.1 Конституции РФ, указом Президента РФ от 9 ноября 2022 года № 809 утверждены Основы государственной политики России по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей. При всей эклектичности и неполноте перечня традиционных ценностей, закрепленного в Основах, сами Основы стали важным фундаментом нового российского подхода к внутренней и внешней политике России, в том числе в отношении Российской Федерации к проблематике устойчивого развития.

Именно традиционные духовно-нравственные ценности многонационального народа России выступают отныне предпосылкой и обязательным условием перехода к устойчивому развитию, а формирование нравственного государства – основным способом государственно-правовых усилий в этом направлении. Не случайно Е.В. Виноградова отмечает, что именно понимание того обстоятельства, что «каждая страна имеет особенные, традиционные только для нее моральные и нравственные скрепы, которые формируют ее идентичность», привело к появлению доктрины конституционной идентичности. Без культурно-исторической идентичности государств, закрепленной конституционно, невозможна гармоничная мозаика перехода человечества к устойчивому развитию.

Источник: Русский Вестник

Об авторе

Бабурин С. Н.