О Явлении Сталинградской Богородицы / 11.11.1942 г.


К 80-летию Сталинградской битвы

4 ноября Святая Церковь праздновала день Казанской иконы Божией Матери, сколько раз Матушка Богородица стеной становилась за святую Русь, сколько раз спасала города и села от вражеского нашествия… Так во время второй мировой войны 11 ноября 1942 года при Сталинградской битве произошло чудо которое дало второе дыхание для русских воинов, чудо которое повергло врага в смятение, а наши воины получили благословение от самой Пресвятой Богородицы.

В качестве иллюстрации взят рисунок Льва Сергеевича Тырина, художника из Волгограда... Он — ребёнок войны... Живой свидетель жутких событий периода великой битвы на Волге...
Лев Сергеевич Тырин в воспоминаниях о своём военном детстве пишет:
«…была пасмурная погода, мелкая изморозь, то ли дождь, то ли мокрый снег. Шла обычная перестрелка между воюющими сторонами. Серое небо со стороны Заволжья стало медленно раздвигаться, в появившемся пространстве безоблачного чистого неба появилось изображение женщины с ребёнком на руках. Бабушка несколько раз, превозмогая боль от раненой челюсти, сказала: «Это икона Казанской Божьей Матери». Перестрелка между позициями стала затихать и прекратилась совсем. Значит, это явление наблюдали не только мы, но и воюющие стороны. Явление это держалось в небе почти час. В Ельшанском овраге тоже это явление было замечено как добрый, духовный знак для нашего народа, для нашей страны…».
(Тырин Л.С. Дневник моего детства.- Киров: ООО» Кировская областная типография», 2016.-40с., ил.)

Рисунок: Тырина Льва Сергеевича

А недавно в домашней библиотечке появилась новая книга Валерия Шамбарова «Сталинградская богородица». И в ней тоже несколько строк о событии 11 ноября далёкого 1942 года:

«…Отблески пламени зловеще отсвечивали на лужах, превращая их в расплескавшуюся кровь. Отражались на замерзающей береговой кромке, будто и лёд уже начинал тлеть углями пожара.
Но над картинами кромешного ада разливалось другое сияние – чистое, неземное. Высоко в небе, над Волгой, над хаосом исковерканной земли и сталинградских руин, стояла Она. Сама Пресвятая Богородица со Спасителем на руках. Такой иконы не писал никто. Но её видело множество людей. Они вдруг оказались как раз на грани – с одной стороны, преисподней, отчаяния и ужаса, с другой – небесного простора и благодати. Об этом вспоминали солдаты, офицеры, местные жители. Ряд свидетельств записали сотрудники музея-панорамы «Сталинградская битва» и Музея обороны Сталинграда. Уполномоченный Совета по делам церкви Украинской ССР Ходченко дисциплинированно доложил в московские органы госбезопасности, что целый полк из состава 62-й армии стал свидетелем знамения и распространял рассказы об этом.
А бойцы передавали друг другу: «Мы все такое видели – Божья Матерь была в небе! В рост и с маленьким Христом! Теперь точно порядок будет!»., «Как увидел в небе Божью Матерь, душа была в возвышенном состоянии. Мне сразу стало ясно, что не погибну и живым вернусь домой. Уверенность в победе больше не покидала. Видение Божьей Матери в рост в осеннем небе Сталинграда как щит пронёс сквозь всю свою жизнь на фронте».

А сколько интересной информации собрала в своей статье Ирина Репьёва:
«…Когда враг напал на Советский Союз, митрополит Гор Ливанских Илия (Карам) спустился в подземелье своего монастыря, чтобы умолить Небо помочь нашей стране. Старец дал себе слово не пить воды и не вкушать пищи до тех пор, пока на его молитвы не будет явлен Ответ.
И на третий день ему явилась в огненном столпе Божия Матерь и объявила Свои Условия, на которых Иной Мир обещался оказать нам помощь.
Как писала Евгения Марьянова в «Руси Державной» в марте этого года, «Первое — должны быть открыты храмы, монастыри, семинарии и духовные академии. Второе - священники должны быть возвращены из тюрем и фронтов и должны начать служить в храмах. Третье — Ленинград сдавать нельзя. Пусть вынесут чудотворную Казанскую икону из Князь - Владимировской церкви и обнесут крестным ходом вокруг города. Тогда ни один враг не ступит на его святую землю. Четвёртое - перед Казанским образом Божией Матери нужно совершать молебны в Москве. Затем этот образ должен быть в Сталинграде, сдавать который нельзя. Пятое - когда война закончится, митрополит Илия должен приехать в Россию и рассказать о том, как она была спасена.
Владыка Илия связался с представителями Русской Православной Церкви и Советского Правительства и передал всё, что услышал от Пресвятой Богородицы. Об этом написал в своей статье протоиерей Василий Швец, который лично встречался с митрополитом Илией после войны. Это же подтвердил и наш современник, митрополит Юга Ливана, Тира и Сидона Илия (Кфури), приезжавший в Москву в 2009 г. на церемонию интронизации Святейшего Патриарха Кирилла».
Сталин на эти условия согласился. Другой возможности спасти СССР просто не было. Человек и так делал всё, что мог, а силы людей, и при всём их мужестве, не бесконечны. Обычно Силы Неба являют Свою Помощь человеку именно тогда, когда сам он уже изнемог. Ведь против него обращены были не только танки и оружия, а и сама невидимая бесовская сила.
Во время битвы за Сталинград на берегу Волги шли молебны!...» (http://www.rospisatel.ru/repjova-dnevnik8.htm - Ирина Репьёва. Дневник паломника)

Здесь же говорится, что событие произошло в особый день: «…. В день памяти преподобного Аврамия Ростовского, 11 ноября 1942 года, в Сталинграде было многократное Явление Божией Матери, ставшее, по мнению о. Дмитрия, переломом «войны не в земном, а в духовном плане…»

Да, да, некоторые свидетели утверждают, что в тот день Матерь Божья являлась людям не однажды. Вот описание Её Явления ночью:
«…По словам Величко, Явление началось со «светлой полосы», которая появилась в городе во время ночного боя. Обе стороны прекратили обстрел. А надо сказать, что тогда линия фронта отделяла фашистов от советских солдат всего лишь на расстоянии от 10 до 30 метров.
В те месяцы «прекращение огня было чем-то невероятным. Полоса света становилась всё ярче и ярче и стала совсем яркой. Немцы решили, что русские что-то придумали, а наши думали на немцев, и решили послать разведку, узнать что это». В составе разведки и оказался Величко. Подобравшись совсем близко к светящейся фигуре, разведчики увидели, что свет исходит от Женщины в белых одеждах. Они поползли к Ней, чтобы спросить, почему Она стоит и чего хочет. Но тут невидимая стена преградила им дорогу. Это была стена, отделившая нашу реальность от инобытия. Они начали прощупывать стену, ища в ней проход, но она оказалась сплошной. Тогда Величко стал мысленно обращаться к Женщине. Она не отвечала. Бойцы вернулись на свою позицию. Явление Богородицы продолжалось от получаса до часа и происходило как на ночном небе, так и на земле. Стали свидетелями этого Чуда и немцы…».

«…о. Дмитрий пишет: «Часто говорят, что не хватило немцам сил пройти каких-то сто метров. Теперь нам стало известно, что на пути врага встали не только в своём беспримерном подвиге сотни тысяч бойцов и командиров, и легли костьми сотни тысяч мирных граждан, не успевших эвакуироваться и оказавшихся на передовой, между двух линий окопов, но на пути врага встала и Сама Пресвятая Владычица наша Богородица и Приснодева Мария, спасая совсем упавший, было, дух людей и придавая Явлением Своим величайшему в истории горю людскому величайший Божеский Смысл…».

«…Историк Вадим Николаевич Якунин обнаружил в архиве Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Народных Комиссаров СССР документ, датированный 1943 годом. Некий Ходченко сообщал своему начальнику в Москву, председателю Совета и полковнику НКГБ Георгию Григорьевичу Карпову, что целая воинская часть из состава армии Чуйкова, пришедшая на Украину со Сталинградского фронта, оказалась свидетельницей некоего Небесного Чуда.
По форме это был донос. Донос о тех разговорах, которые ходили в это время в армии между бойцами, ставшими свидетелями Небесного Явления ночи 11 ноября 1942 года. Не все из них полегли в Сталинградской битве. Свидетельства трёх человек помещены в книге Л. Красника и Ф. Андреева «Чудеса Божии во время Великой Отечественной войны».
Так Георгий Ильич Голубев, офицер особого отдела, периодически перевозил через Волгу в районе Сталинграда секретные документы. Он вспоминал, что в начале ноября почти постоянно шёл ледяной дождь, всё покрыла изморозь, а по волжской воде шла шуга – мелкие льдины. Моя мама помнит, что так и было: грянул мороз минус 18 градусов, Волга стала стремительно замерзать, покрываться у берегов льдом. А по льду эвакуация опасна. Ширина Волги в этих местах - сотни метров. Достаточно одной бомбы или мины, которые вскроют ледовый настил, чтобы все пошли ко дну.
Когда Голубев под утро 11 ноября добрался до своих и начал переодеваться в чистое, один из его бойцов сказал: «Ильич! Пока ты на брюхе полз, мы все такое видели! Божия Матерь была в небе! В рост и с Младенцем Христом! Теперь точно порядок будет…».

Подполковник Роман Илющенко решил однажды провести специальное исследование, и в нём пишет ещё и о Жукове Г.К.:
«…Надо сказать, что Верховный Главнокомандующий И. Сталин в период наибольшего продвижения противника к Сталинграду в августе — сентябре 1942 года выражал неуверенность в его удержании, о чем пишет в своих мемуарах Г. К. Жуков. Такое же мнение присутствовало и среди командования войск, оборонявших город на Волге. Очевидно, уже чувствуя, что именно Георгию Константиновичу в какой-то мере сопутствует удача, он направляет его представителем Ставки в Сталинград, для руководства обороной города и недопустимости прорыва противника за Волгу и на Кавказ (Г. К. Жуков «Воспоминания и размышления» АПН. - М., 1985, с.267, 270)…

…ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ СТАРЦА НЕКТАРИЯ.
Очевидно, именно Георгию Константиновичу было предопределено стать спасителем Отечества. Хотим мы того или нет, т.е. независимо от того, признаем ли мы гениальность маршала или нет, Г. К. Жуков Божиим промыслом оказался в тот момент единственным избранником Божиим, который должен был спасти Отечество. Потрясающая работоспособность (Жуков не спал по 10 суток кряду!) и его твердая уверенность в Победе, когда в нее не верил никто, говорят о его избранничестве. Но кто прорек ему это избранничество? Ныне мы имеем ответ на этот вопрос. Ему была предсказана эта его необычная и ответственная роль, очевидно, при посещении им ныне прославленного в лике святых Оптинского старца Нектария (Тихонова). Старец Нектарий, имевший от Бога дар прозорливости, увидел особый Промысел Божий над Георгием Жуковым, тогда относительно молодым еще человеком, командиром полка. Счастлив человек, который познал эту волю и последовал ей. Это произошло примерно в 1925 году, по свидетельству дочери хозяина дома в селе Холмищи, у которого жил в то время, после закрытия Оптиной пустыни, о. Нектарий, Екатерины Андреевной Денежкиной (ныне уже покойной). По некоторым другим свидетельствам, встреч будущего маршала и старца было несколько и Георгий Константинович даже оставался несколько раз ночевать в доме. О чем говорили с глазу на глаз два этих великих человека, остается для нас пока тайной, сокрытой от нас промыслом Божиим. Как некогда преподобный Сергий Радонежский благословил великого князя Димитрия Донского и в этом благословении укрепил и подал невидимую помощь от Бога в битве с врагом, так и старец Нектарий, видя духовным зрением неисповедимые пути Господни, открыл ему путь служения Богу, Родине, людям. И не просто открыл, а благословил, сказав, как вспоминает Екатерина Андреевна: «Ты будешь сильным полководцем. Учись. Твоя учеба даром не пройдет».
Да и сам маршал, безусловно, был человеком искренне верующим, что подтверждает в своих мемуарах не только дочь маршала Мария Георгиевна, но и другие многочисленные факты его биографии. Так считает и архимандрит Кирилл (Павлов).

Достоверно известно, что Георгий Константинович не побоялся посетить с дочерью Троице-Сергиеву Лавру в разгар богоборческих гонений и прекрасно знал о благословении Св. князя Димитрия Донского Преподобным Сергием. Есть многочисленные свидетельства о поступках Георгия Константиновича, как истинного христианина. Известно, например, что он возил с собой иконку Казанской Божией Матери, помогал неоднократно восстанавливать разрушенные войной храмы, жертвуя из личных средств и помогая вверенными ему силами. В книге Марии Жуковой приводится такой замечательный факт, относящийся к периоду Сталинградской битвы: «Прилетел Жуков в Сталинградские степи, а тут неразбериха, войска смешались, командиры иные за Волгу уходить намерились: потом, мол, с силами соберемся, отберем город назад у немцев. «А что солдаты думают», — спрашивает Жуков. «Вы с ними говорили?» Молчат (командиры. - Р.И.). Глянул он строго на генерала, командующего группой, и - на передовую. Пришли в боевые порядки одного стрелкового полка. И увидел Жуков иконку на бруствере солдатской траншеи, на позиции пулеметного расчета. Солдаты в траншее готовились к бою, а Пресвятая Богородица смотрела на них с иконы, прилаженной к горке глинистой земли. Командир полка, командир дивизии кинулись было извиняться - мол, недоглядели. Замполит кинулся к брустверу. Жуков взглянул на них, махнул рукой, как делают, когда человеку бесполезно что-то говорить. «Эх, вы...» И пошел к солдатам, узнал, что сержант с женой, оба Воронежские из деревни Тимонинской, перед войной иконку в церкви освятили... Жуков пожал его крестьянскую руку. А в ноябре, перед началом победного контрнаступления, когда землю сотряс первый залп мощной артподготовки, негромко сказал: «С Богом!». Да и сам факт подписания акта о безоговорочной капитуляции Германии в день празднования памяти Св. Георгия Победоносца (6 мая) и принятый маршалом Георгием Жуковым иначе как примером небесного знамения не назовешь…» (http://www.rusderjavnaya.info/archive_old/2002/11/a_020026.htm - № 11 (101), 2002 год. СТАЛИНГРАДСКОЕ ЗНАМЕНИЕ)

И священник Димитрий Пивоварчук в своей статье процитировал удивительные, такие глубокие по смыслу слова о войне и победе:
«…Народное предание гласит, что и в Сталинграде, в наскоро приведенном в приемлемый вид одном из неразрушенных храмов (по некоторым, пока не подтвержденным сведениям, в сохранившемся храме во имя Казанской иконы Божией Матери), был отслужен благодарственный молебен. И первую свечу затеплил командарм Василий Иванович Чуйков, «окопный генерал», как его доброжелательно называли бойцы 62-ой армии. Ему, выросшему в деревне, окончившему 4 класса церковно-приходской школы и с детства с родителями и своими многочисленными братьями и сестрами ходившему в храм, не надо было объяснять, чьей милостью была одержана победа в этой беспримерной битве. Испокон века русские воины от солдата до фельдмаршала знали: если Господь им даровал в сражении победу, то успех сей — проявление милости Божией, заступничества Богоматери и святых угодников Божьих.
Как писалось в «Сборнике кратких христианских поучений к воинам», составленном протоиереем Георгием Мансветовым на основе проповедей, прочитанных накануне Отечественной войны 1812 года (в 1810—1811 гг.): «Войны только начинают люди, а оканчивает их Сам Бог, Который, как правило, помогает правому. Поэтому победу нельзя приписывать только своему мужеству, а неудачу на поле брани — ошибке военачальников. Победа и поражение в деснице Господней…». – (Ростов Великий. Возрождение. О явлении Пресвятой Богородицы в Сталинграде 11 ноября 1942 года)

Он же, но в другой своей работе, ведёт речь о ещё одном событии, связанном с иконой Казанской Божьей Матери:
«…Также известно церковное придание, которое повествует о помощи Божией другому великому русскому государственнику – царю Иоанну Васильевичу Грозному через преп. Аврамия Ростовского в деле взятия Казани. Во время его третьего, успешного, похода на Казань, по откровению, во сне он зашел в Ростов в Аврамиев монастырь и взял там жезл св. апостола Иоанна Богослова, дарованный прп. Аврамию самим апостолом во время его чудесного явления святому близ Ростова. И единственный сохранившейся храм во время боев в Сталинграде – храм, посвященный Казанской иконе Божией Матери, где и был отслужен благодарственный молебен в 1943 году и где молились перед иконой Казанской Божией Матери…»

(http://www.segodnia.ru/content/134039 — Сегодня.ру. БОЖИЯ МАТЕРЬ В СТАЛИНГРАДЕ. г. Ростов Великий. Иерей Димитрий (Пивоварчук). По материалам «Завтра»)

Источники: Галина Бондаренко. Проза.ру. Сегодня.ру. Русь Державная. АПН. Российский писатель. Завтра.ру