Самые неожиданные великие научные открытия всего лишь подтверждают существование в мире непреложных законов, не давая ответа на извечные вопросы... И только, может быть, Художник, работая кистью, резцом, словом и ...фотообъективом, способен увидеть сокровенное в человеческой природе, понять смысл его устремлений.
В истории фотографии портрет, фотопортрет во все времена привлекал внимание и любителей, и мастеров. Пройдя за короткое время не просто путь от единичных, экспериментальных снимков до канонических высокохудожественных фотографий, сегодня портрет стал в фотоискусстве самым массовым жанром. Благодаря цифровой технике эпоха в лицах наполняется стремительно миллионами новых персонажей. И в жизни фотографа В. Б. Оникула. Став в 1975 голу штатным фотографом Ленинградского музея театрального и музыкального искусства, Оникул за десятилетия работы создал огромное количество снимков для экспозиций, каталогов выставок, различных альбомов, сборников. В последние годы как фотохудожник он участвовал в издании Фундаментальных фотоальбомов о знаменитых дворцах, парках «серебряного кольца» Петербурга. И все же любимым делом в фотоискусстве и в годы молодости и в зрелом возрасте Окинул считал фотопортрет.
О «корнях» петербургской-ленинградской школы фотопортрета написано немало. Свой взгляд на особенности жанра, пути его развития высказывают сверстники В. Б. Оникула, его товарищи по фотоцеху Р. Е. Кириллов, Р. Х. Кудашев и представитель «новой волны» И. А. Никитин.
Художник карандашом, кистью, фотограф объективом передают, прежде всего, не внешнее сходство, а нечто большее, приближающее нас к постижению человеческой природы. Как это удается, и, если удается, почему?
Р. Кудашов: Рука мастера, его художественное совершенство крепнут, набирают силу не только с ростом технического мастерства. Духовный мир художника не должен скудеть. Только подпитываясь токами жизни, понимая ее глубинные течения — можно увидеть главное в человеке. При этом каждый фотохудожник привносит свое мироощущение, сочетая новации и традиции. Возьмем известные «величины»: С. Левицкий, К. Булла, М. Наппельбаум или наши современники — Б. Смелов, З. Голубовский, В. Плотников...
За каждым просматривается целое направление в отечественной фотопортретистике. Оникул продолжил, как мне кажется, линию мягкого, пластичного подхода к созданию портрета, где не последнее место отводится объему, фактуре, свету. Технические приемы во многом содействуют достижению главной цели.
Р. Кириллов: Главная цель для фотохудожника — выразить хотя бы частично суть человека, его характер, определяющие черты. И показать это через одно мгновение ускользающей жизни. К снимкам этого ряда, я думаю, можно отнести портреты известных артистов Леонида Мозгового, Льва Елисеева, поэта Константина Кузьминского, театрального художника Марка Китаева, сотрудницы музея театрального и музыкального искусства Т. В. Власовой.
Но углубленная познаваемость предмета или явления невозможна без знания истории, понимания того, что мы называем традицией.
И. Никитин: Пройдя сравнительно быстро путь от начального овладения техническими навыкамироссийская фотопортретистика к середине XIX века уже имела немалый багаж. Вспомним хотя бы С. Л. Левицкого с его знаменитой фотогалереей писателей круга журнала «Современник». Фотопортрет заявляет о себе как реальный конкурент классическому портрету живописцев. О значимости фотографического искусства говорит тот факт, что некоторые известные художники на профессиональном уровне владели фотоделом, как, скажем, И. Е. Репин. Особенностью российской школы фотоискусства конца XIX — начала XX века стал пиктореализм, повернувший фотопортрет от документальной схожести в сторону художественности, своего рода фотоживописи. Заметной фигурой этого направления стал фотограф из Вятки С. А. Лобовиков. Искусство российских фотомастеров, их самобытность, профессионализм привлекли, как говорили тогда, широкое внимание публики на Всемирной выставке в Париже.
В 20–30-е годы, в пору становления конструктивизма, когда обычно упоминают такого новатора, как А. М. Родченко, большая заслуга в развитии новых подходов к фотопортрету принадлежит фотографу, кинооператору А. Н. Москвину, впоследствии много работавшему с С. М. Эйзенштейном. Романтические мотивы, «озвученные» в фотоискусстве, он в значительной степени перенес в кино. Поиск новых форм видения «объекта», успешное решение технических задач и для конструктивистов были средством постижения духовного мира человека.
Р. Кириллов: В 60–80-е годы XX века фотопортрет тяготеет к нарочитой постановочной «красивости», своеобразному натюрморту. Мода на такой «идеальный» портрет заняла довольно большой отрезок времени. Работы, выполненные В. Оникулом, выпадают из ряда этой «красивой» фотоживописи. Заметно сторонясь ее, и в то же время не впадая в сухость репортажности, Оникул сумел по-своему запечатлеть частицу безбрежного, многоликого мира. Он не любил снимать «инкогнито», со стороны, ему требовалось войти во внутренний мир человека, почувствовать его доверие. Взаимная доверительность была непреложным законом его работы — шла ли речь об отдельных снимках или о создании, окажем, фотогалереи артистов Ленконцерта.
Леонид Мозговой, готовясь к съемкам фильма (в роли А. П. Чехова), попросил сотрудников Ялтинского дома-музея разрешить ему провести ночь в одиночестве в кабинете писателя. Требовалась внутренняя уверенность в правдивости, достоверности предстоящего.
Р. Кудашов: В. Оникул был из тех фотографов, кто относился к созданию каждого фотопортрета, как к значительному событию своей профессиональной деятельности. Готовился, обдумывая, рассматривая варианты. Интеллигентный, ненавязчивый, он обладал даром целеустремленности, твердости в решении поставленной задали.
Постановочный, «красивый» фотопортрет 60–80-х годов стал эпизодом в летописи фотоискусства. Уходит со сцены и поколение фотопортретистов, к которому принадлежал В. Оникул.
В каком направлении развивается жанр сегодня?
И. Никитин: Фотохудожник живет в своем времени, и в меру своего таланта стремится запечатлеть его основные черты. Все больший вес приобретает не только сам «объект», но и его окружение. Как считает мой однофамилец, известный знаток истории фотографии, заведующий кафедрой факультета журналистики Санкт-Петербургского государственного университета В. А. Никитин, современный фотопортрет все больше растворяется в атмосфере социума. Во многом это связано, конечно, с появлением цифровой фотографии, когда каждый любитель может без особых усилий занять место профессионального фотографа. И все же при невиданном прорыве в области фототехники главной составляющей остается талант мастера, доброе сердце, стремление помочь человеку понять себя, других, окружающий нас мир.