Матица словацкая: покровительница словацкого народа

Славянское братство Просмотров: 3631

Матица словацкая отпраздновала в 2013 году круглую 150-летнюю годовщину своего основания. Она была создана по случаю празднования тысячелетия прихода святых Кирилла и Мефодия к предкам словаков еще в IX веке.

А действительно, почему «Матица»? — Под этим именем в 1826 году в историю вошла Матица сербская. А затем ларец с драгоценной россыпью матиц порабощенных славянских народов чудесным образом раскрывается : в 1831 году в Праге возникает Матица чешская, в 1842 году в Загребе Матица хорватская (первоначально иллирийская), в 1847 году в Баутцене (Германия) Матица лужицких сербов, во Львове в 1848 году Матица галицко-русская, в 1849 году в Брно Матица моравская (первоначально Народная ассоциация святых Кирилла и Мефодия), в 1861 году в Задаре Матица далматинская и в 1863 году в Турчанском Святом Мартине — Матица словацкая. И уже потом, в 1864 году в Любляне создали Матицу словенскую. Матица, как особая «находка» славян, стала кладом — сокровищницей, «королевой» славянских народов, которые не имели в XIX веке королей; в сербском языке «матица» означает сокровищницу, улей, пчелиную матку. Подобно сербам, чехам, хорватам, мораванам и другим славянам без королей и царей, и словаки в порыве признания самобытности своего народа также не выискивали себе короля — но избрали свою собственную королеву — Матицу словацкую. Как символично! Если государство является творением людским, и руководит им власть политическая, то народ, как сотворение Божие, ведет власть духовная и культурная, созидатели и стражи национальной духовности, поэты и писатели, народные пророки, а у нас это — Матица.

Уважаемым читателям мы хотели бы, хотя бы вкратце, разъяснить смысл и историю старейшего словацкого действующего учреждения — Матицы словацкой.

Многие спрашивали, да и сейчас спрашивают, о смысле Матицы словацкой сегодня — ведь никогда не было иначе. Слова о смысле висели и висят в воздухе как облачко, из которого время от времени выпадают скупые капли, но затем преобразуются в дожди и ливни, так что гром гремит и все сверкает — как поется в словацком национальном гимне «Над Татрами сверкает». В общей сложности более половины из 150 лет существования Матицы народ с ней противостоял ненастью. Он мок и мерз, над Татрами и сверкало, и гром неслыханно гремел.

Смысл вещей скрывается в их корнях. Но где же корни Матицы словацкой, как далеко надо вернуться, чтобы их отыскать? Они, несомненно, старше, чем дата основания Матицы словацкой. Они в дымке далекого прошлого, в тех временах, когда начала зарождаться культура словацкого народа.

Словацкий народ, как часть западной группы славянских народов, живет на территории, ограниченной Западными Карпатами, реками Дунай, Ипель и Тиса. Многие славянские исследователи, археологи и историки находят именно на этой территории вокруг среднего Дуная колыбель славян как таковых. В конце концов, только словаки (и словенцы) остались с первоначальным славянским именем; все другие народы, отходя от колыбели, принимали новые имена.

И хотя первые неоспоримые свидетельства о словацких предках под Карпатами датируются началом VI века, это вовсе не значит, что они не жили там задолго до того. Это утверждали, например, русский монах Нестор в XII веке, секретарь Матицы Фране Сасинек в XIX веке, а в конце XX столетия и российский языковед Трубачев, который искал прародину славян у нас, в бассейне Дуная. Другое, сегодня преобладающее мнение — приход славян к Дунаю после 471 года — выдвинул чех Либор Нидерле на рубеже XIX и XX веков. Жить этой идее помогает «неспособность» археологов идентифицировать культуру периода 400–500 годов как однозначно славянскую; археологи в большинстве своем четко говорят только о кельтских, римских и германских находках. Ну так вот, «Так же как невозможно найти в раскопках феодализм, невозможно в раскопках найти и этногенезис славян», — написал Павел Мачала, директор Словацкого Института истории Матицы словацкой.

Попытки создать Матицу словацкую берут начало с 1827 года, когда словак Шафарик, вдохновленный только что основанной Матицей сербской, призывал действовать Яна Коллара и Мартина Гамуляка; и в 1834 году они основали в Будине пока только кружок любителей языка и литературы словацкой. Концепцию Матицы как учебного и издательского учреждения и общественного представителя словацкого народа разработали Людовит Штур и Александр Врхлицкий; но 27 сентября 1844 года Липтовский Святой Микулаш породил только литературное объединение Татрин. В 1856 и 1857 годы Матицу добивались создать Штефан Мойсес, Карол Кузмани, Ян Паларик, Даниэль Лихард; Мартин Гамуляк подарил будущей Матице свою библиотеку. Время наступило, однако, только в год празднования тысячелетия славянской миссии Кирилла и Мефодия, которая, по сути, и родила письмо и язык славян.

Решающий шаг на пути создания Матицы словаки сделали на памятном сходе 6 и 7 июня 1861 года в Мартине, а человеком, прежде всего благодаря заслугам которого появилась Матица, был 39-летний Ян Францисци, который с 1862 года стал обладателем русского ордена святой Анны. Он инспирировал проведение собрания, на котором сошлось по тем временам очень много словаков — до 5000, а затем он принял все необходимые меры для того, чтобы австрийский император Франц-Иосиф мог 21 августа 1862 одобрить создание Матицы, а сам для этой цели пожертвовал 1000 золотых монет. Ее первым председателем стал католический епископ Штефан Мойзес, первым заместителем евангелический суперинтендант Карол Кузмани — также обладатель русского Ордена святой Анны.

Благодаря своей пограмме — быть центром поклонников народа словацкого и его жизни — Матица словацкая вскоре заменила все учреждения, которых словакам тогда не хватало: Парламент, Академия наук, библиотека, музей. Во времена насильственной мадъяризации после 1867 года Матица стал нежелательным учреждением, поэтому венгерские власти в 1875 году ее запретили и закрыли все словацкие гимназии, и более того, из имущества Матицы, которое словаки собрали в складчину, сформировали кружок по омадъяриванию словаков — печально известное объединение Femke. Венгерское угнетение завершились в 1907 году, когда венгерские жандармы застрелили 15 словаков в деревне Чернова только потому, что они хотели, чтобы новый костел освятил их земляк Андрей Глинка, которого в то время венгры держали в тюрьме. Тогда словацкий вопрос стал общеевропейской проблемой, унизительное положение словаков критиковали представители европейской культуры и политики, и благодаря личному врачу Душану Маковицкому делал это и Лев Толстой.

Словаки выжили, а после 1918 года они ожили только потому, что в течение двенадцати лет Матица пустила сильные корни. После окончания Первой мировой войны возродилась и Матица словацкая и словаки стали частью нового государства, Чехо-Словакии. В нем Матица словацкая по-прежнему защищала словацкие традиции и словацкий язык, поскольку усилия Праги по централизации власти снова ставили под угрозу само существование словаков. Матица имела своих противников при каждом режиме, и во время Второй мировой войны, и после нее. Но, несмотря на это, при зарождении Словацкой академии наук, Словацкой Национальной библиотеки, Словацкого национального музея из ее рядов вышли наиболее славные представители не только словацкой культуры, но и политики. В начале 90-х годов ХХ века она повлияла и на появление независимой Словацкой Республики. В Матице словацкой закладывались основы словацкой науки и культуры, она выполняла функции парламента, правительства, академии наук, а также всех учреждений, которых словаки долго не имели. Но у них была Матица. Сегодня благодаря Матице у нас есть все, что должен иметь современный народ.

Таким образом, Матица — сгусток и страж идентичности словацкого народа. По вине судьбы словаки являются одним из наименее уверенных в себе народов Европы и, возможно, мира. Им необходимо формирующее патриотическую идентичность объединение, которое выполняет также Директиву ЮНЕСКО о защите нематериального культурного наследия 2003 года, которое будет представлять словаков и дома и за рубежом, в деревнях и городах на смешанной языковой территории, где они находятся в меньшинстве. Для этого у них есть Матица словацкая, законом установленное общественное культурное и социальное учреждение, опирающееся на два столпа: движение участников и наука Матицы.

Сегодня Матица словацкая насчитывает более 30 тысяч индивидуальных членов, десятки коллективных членов и около 50 членов-учредителей, в которые входят известные деятели словацкого общества, культуры и политики. По Закону она занимается взращиванием патриотизма и демократических традиций, а именно с помощью своих научных институтов, прежде всего, в области языка и литературы, а также членской базы. Она сотрудничает с государственными органами, самоуправлениями, со словаками, проживающими за рубежом, со славянскими Матицами и иначе называемыми учреждениями, прежде всего, в славянских странах. Кроме книг и учебников она выпускает множество периодических изданий, в том числе еженедельник «Слoвенске народне новины», который основал Людовит Штур в 1845 году, а также литературный журнал «Слoвенске погляды», который учрежден в 1846 году Йозефом Милославом Гурбаном, и сейчас это один из старейших журналов в Европе.

 

 

Об авторе

Ткач Мариан