Святыни невской земли

НЕВСКАЯ «СКОРОПОСЛУШНИЦА»

Образ Пречистой Девы «Скоропослушница» появился в Петербурге в 1878 году, когда всей Россиибыла нужна помощь Пречистой Девы.

Обуреваемые страстями и противоречиями, мятежные духом и помраченные разумом некоторые представители интеллигенции готовили великое злодеяние — убийство императора Александра II. Движимые лжеидеей спасения народа от монархического гнета, они не ведали, что творят, и были слепы. Их взор затуманили европейские учения о свободе, и они забыли, что нет свободы вне Бога. Желая освободить народ от якобы рабства, они ввергали его в пучину греха.

Но русский народ еще не искусился западными теориями о мнимых свободах и правах и потому хранил в своих по-детски чистых душах православную веру, боготворил царя, не мыслил себя без его благоволения и попечения.

Царь на Руси — не просто властитель, а помазанник Божий, «ибо как власть помазанника Божия она святыня перед церковью, а потому и перед людьми, всеми и каждым, и прежде всех перед самим царем. Святыня же неприкосновенна…»1. Злодеяние против царя — есть преступление перед народом и великий грех перед Богом.

Вот как описывает А. Ф. Аксакова, жена известного писателя и публициста, славянофила И. С. Аксакова, переживания двух купцов Павловского Посада после трагического события 1 марта 1881 г.: «Смерть царя, стыд и грех на нас, но ему Бог, любя его, послал такую смерть. Бог хотел уравнять его небесный чин с его земным чином. Здесь сподобил его быть царем-освободителем, там сподобил его венца великомученического. Его великомученическая кровь покрывает его слабости и наши грехи»2.

Во имя спасения России и её народа от приближающейся беды была ниспослана в столицу икона Богоматери «Скоропослушница». Именно к ней должен был обратиться русский люд с горячей молитвой о скором заступлении и помиловании.

Афонские старцы хранят предание о первом чудотворении от «Скоропослушницы».

Образ Божией Матери был написан в Святогорском монастыре Дохиар при жизни его основателя преподобного Неофита в начале XI в. Икона находилась в нише наружной стены перед входом в монастырскую трапезную.

В 1664 г. от образа произошло чудо.Как-то раз некий монах Нил, проходя мимо святыни с зажженной лучиной, слегка закоптил лик Божией Матери. Тот час он услыхал голос, повелевавший ему не ходить здесь более с горящей свечой. Испугавшись, Нил удалился в келью, но предостережению не внял. После второго предупреждения инок ослеп. Он горько раскаялся, и после молитв обрел зрение.

Богородица простила нерадивого монаха и сказала ему, что отныне не оставит в беде и печали никого, кто вознесет к Ней молитвы. Свою икону Она повелела именовать Скоропослушницей за скорое ниспослание милости всем прибегающим к Ее Пречистому образу.

В честь прославленной иконы афонские монахи построили храм справа от ниши со святыней. Проход в трапезную был закрыт и преобразован в часовню, чтобы никто более не мог нарушать повеления Богородицы.

На протяжении столетий Русь поддерживала связи со Святой Горой. Как свидетельствуют Акты Великой Лавры, первые русские иноки появились на Афоне в XI в., а после распространения исихазма Россия стала достойной восприемницей духовного опыта святогорцев.

В конце XVII в. в результате обострения русско-турецких отношений связи с Афоном прервались. Они возобновились только в 1829 г. после поражения Турции и заключения Адрианопольского мирного договора.

Во второй половине XIX в. члены императорской фамилии начали оказывать покровительство русским инокам на Афоне. В благодарность им святогорцы привозили в Россию списки с прославленных икон. Так, в 1878 г. список с иконы «Скоропослушница» был доставлен в Санкт-Петербург иеромонахами Афанасием и Варсонофием из Русского Пантелеймонова монастыря на Афоне.

Иноки прибыли в Россию по инициативе русского посла в Стамбуле (Константинополе) графа Н. П. Игнатьева, который в 1873 г. купил участок земли в Малой Азии с руинами храма святителя Николая Чудотворца в Мирах Ликийских. Помня старую традицию, по которой афонские монахи приезжали в Россию для сбора пожертвований в пользу православных храмов, граф отправил Афанасия и Варсонофия собирать средства на восстановление разрушенного храма.

В Петербурге монахи поселились в Александро-Невской лавре. Неподалеку на пересечении Калашниковского проспекта (ныне улица Бакунина) и 2-ой Рождественской (ныне 2-я Советская) и Мытнинской улиц велось строительство часовни в честь святых Александра Невского и Николая Чудотворца в память о спасении императора Александра II в 1867 г. во время покушения на него в Париже. Афонские иноки попросили организовать в строящейся часовне подворье Сионского Никольского храма в Мирах, чтобы использовать её средства на восстановление древней церкви.

6/19 декабря 1879 г. в день памяти святителя Николая митрополит Санкт-Петербургский Исидор освятил Александро-Николаевскую часовню. Настоятелем был назначен иеромонах Афанасий.

Образ Божией Матери «Скоропослушница» и другие афонские святыни: крест с частицей Животворящего Древа и частицы мощей святых Николая и Пантелеймона, были перенесены из лавры в часовню.

1 марта 1881 г. на канале Грибоедова, где ныне стоит храм Воскресения или «Спас-на-Крови», прогремел роковой взрыв. Император Александр II был смертельно ранен и вскоре скончался.

В начале 1885 г. в часовне произошел пожар. Здание сгорело дотла, но икона Богородицы чудом уцелела. Ее нашли на пепелище со следами опаления.

Это событие произвело большое впечатление на верующих. Люди стали стекаться к святыне. Они искали избавления от личных недугов, и, вероятно, мало кто возносил молитвы о спасении России и русского царя. Может пожар, вспыхнувшей в часовне с чудотворной иконой, напоминал о трагической гибели Императора и предупреждал о грядущей катастрофе, которой предшествовал еще ряд террористических актов?

Часовню быстро отстроили. В 1888 г. на месте сгоревшей постройки была воздвигнута новая каменная часовня, значительно превосходящая по размерам предыдущую. Проект здания в русском стиле исполнил гражданский инженер П. Д. Мегорский.

По окончанию Русско-турецкой войны возникли сложности с восстановлением храма в Мирах Ликийских, потому что эти территории остались под властью Турции. Собранные средства были переданы Императорскому Православному Палестинскому обществу во главе с Августейшим Председателем Великим князем Сергеем Александровичем. В связи с невозможностью возродить Сионский храм в Мирах, члены общества приняли решение построить русский храм в итальянском городе Бари, где находились мощи святителя Николая, и организовать туда паломническую миссию.

В 1888 г. в ведомство Палестинского общества была отдана новая Александро-Николаевская часовня с чудотворной иконой Божией Матери. Ее почетным ктитором стал Великий князь Сергей Александрович.

Он и его супруга, Великая княгиня Елизавета Федоровна глубоко почитали образ Богородицы Скоропослушницы. Эта икона имела промыслительное значение на их жизненном пути.

В 1884 г. принцесса Гессен-Дармштадская, Элиза, тогда еще лютеранка, стала супругой Великого князя Сергея Александровича, брата царствующего императора АлександраIII. Их венчание происходило вначале по православному обряду, а затем — по лютеранскому. После свадьбы с 1884 по 1888 г. великокняжеская чета паломничали по Святой Земле, где Елизавета окончательно решила принять православие.

Путь супругов лежал через Стамбул, в прошлом Константинополь. На литургии в местной русской посольской церкви архимандрит Арсений преподнес каждому гостю икону. Великой княгине Елизавете владыка подарил список с чудотворного образа Божией Матери «Скоропослушница», написанный афонскими мастерами.

Промыслительно, что должность ктитора Великий князь Сергей Александрович получил сразу по возвращению из паломничества.

В 1891 г. Великая княгиня Елизавета крестилась в православие, в этом же году Великий князь стал генерал-губернатором Москвы.

В 1894 г. на Российский престол взошел император Николай II. Начало его царствования омрачили печальные события на Ходынском поле, унесшие множество человеческих жизней. В трагедии обвинили Великого князя Сергея Александровича, одного из организаторов праздника на Ходынке.

В 1902 г. на этом месте в присутствии Сергея Александровича и Елизаветы Федоровны был освящен храм в честь иконы Богородицы «Скоропослушница», а через три года, 5/18 февраля 1905 г. в Москве Великий князь был убит террористом Каляевым. Вскоре ближайший сподвижник князя, граф Н. Ф. Гейден, при поддержке Великой княгини Елизаветы Федоровны, предложил преобразовать часовню в церковь в память об убиенном Почетном ктиторе.

Освящение нового храма в честь святых Александра Невского и Николая Мирликийского было совершено епископом Нарвским Антонием30 ноября /13 декабря 1905 г. Почетным ктитором церкви стал Великий князь Михаил Александрович, брат Государя императора.

По прошествии времени, ввиду большого количества людей, стекавшихся к чудотворной иконе, члены Императорского Палестинского общества во главе с Великой княгиней Елизаветой Федоровной решили возвести на месте Александро-Николаевской церкви новый большой храм.

8/21 сентября 1913 г., в празднование Рождества Пресвятой Богородицы, был заложен новый храм по проекту гражданского инженера С. С. Кричинского. Его освящение состоялось 15/28 декабря 1915 г.

С этого времени икона Богородицы «Скоропослушница» стала главной святыней Николо-Александровского храма, почитаемой верующими со всей России.

Образ «Скоропослушницы» глубоко почитала семья последнего русского императора Николая II. В дневниках и переписке императрицы Александры Федоровны часто встречаются упоминания об этой иконе, особенно в последние годы жизни.

После революции 1917 г. храм некоторое время был одновременно музеем идомовой церковью, в которой служил один священник.

С началом большевистской компании по упразднению домовых церквей и подворий в Николо-Александровском храме учредили приход, чтобы спасти церковь от ликвидации.

В 1922 г., в связи с изъятием церковных ценностей, будущий священномученик митрополит Вениамин заключил с Петроградским советом соглашение о сохранении для верующих, наряду с нетленными мощами и некоторыми святынями, образа Богородицы «Скоропослушница», но с условием, что с иконы будут сняты драгоценный оклад и украшения и переданы советской власти.

В эти суровые годы количество людей, приходящих помолиться Пречистой Деве, возросло. Чтобы исполнять все требы вовремя, в храме постоянно дежурил священник. Старожилы рассказывали, что икону возили на извозчике по домам к больным и немощным. Перемещаясь по Санкт-Петербургу, образ Богородицы освящал невские земли, которым в 1924 г. грозило лишение исконного святого имении замена его на новое название — Ленинград.

7 марта 1932 г. Николо-Александровский храм закрыли, а чудотворную икону передали в фонд музея. Настоятель храма, Владимир Шамонин обратился в Москву к М. И. Калинину, председателю ЦИК СССР, с просьбой вернуть святыню верующим. К всеобщему удивлению, Калинин разрешил перенести икону Богородицы в Борисоглебскую церковь на Синопской набережной, где отец Владимир продолжил свое пастырское служение.

20 мая 1932 г. Николо-Александровский храм был взорван. В документах отдела народного хозяйства говорилось, что его разрушение обусловлено нехваткой кирпича для строительства жилого дома неподалеку.

После закрытия в 1924 г. Борисоглебской церкви, икона Божией Матери «Скоропослушница» кочевала из одного храма в другой. До 1938 г. образ пребывал в церкви Святого Духа в Александро-Невской лавре, затем его перенесли в Князь-Владимирский собор, где в годы блокады, наряду с Казанской иконой, он проливал свет надежды в души молящихся, уповающих на милость Пречистой Девы, ленинградцев.

22 ноября 1941 г., в день празднования иконы Богородицы «Скоропослушница», была открыта «дорога жизни» по льду Ладожского озера и первые машины доставили продовольствие в осажденный город.

В 1956 г. Свято-Троицкий собор Александро-Невской лавры был возвращен Православной церкви, а в 1958 г. в него перенесли чудотворную икону Божией Матери, именуемую «Скоропослушницей». В нем она начала свою многострадальную историю, сюда вернулась после долгих гонений, здесь находится до сих пор.

Под Покровом Пречистой Девы велось возрождение обители. Постепенно главный Свято-Троицкий храм отреставрировали, и в 1989 г. в него перенесли мощи св. благоверного князя Александра Невского, находившиеся до этого в Казанском соборе.

В 1996 г. монастырь возобновил свою деятельность.

Сегодня, как и в дореволюционную эпоху, его главными святынями являются мощи святого князя Александра Невского и чудотворная икона Богоматери, именуемая по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира «Невскою Скоропослушницей».

Образ относится к иконографическому типу «Одигитрии», что в переводе с греческого обозначает «Путеводительница». На таких икона Пресвятая Дева правой рукой указывает на Младенца Христа, веруя в Которого, люди становятся на путь к спасению.

Невская «Скоропослушница» изображена без Младенца. Афонские иноки доставили в Санкт-Петербург список, написанный с некоторыми изменениями. Композиция иконы была сокращена. Этот прием использовался иконописцами с древности при копировании особо почитаемых и чудотворных образов.

На иконе из Троицкого собора Александро-Невской лавры представлен лик Пресвятой Богородицы, обрамленный вишневым мафорием и нимбом, украшенным золоченым венцом и фигурками двух ангелов. Они венчают Богоматерь короной. Внизу изображена правая кисть руки Пресвятой Девы, а справа от Неё золотыми буквами написаны слова молитвы.

Пречистая Дева ласково взирает на верующих. Её удивительно живые глаза наполнены такой сердечной теплотой и трогательным сопереживанием, что, кажется, будто образ на иконе оживает, словно Царица Небесная Сама присутствует здесь в храме и участливо внимает всем молящимся Ей.

Перед Невской «Скоропослушницей» происходило и происходит много чудес. За этот неиссякаемый и вечно живой источник милости люди именуют Пресвятую Богородицу: «Море явльшаяся божественным дарований и чудес приснотекущая река»3.


 


1   П. Голохвостов. Письмо к К. П. Победоносцеву от 31 декабря 1879 г. //Константин Петрович Победоносцев и его корреспонденты. Т.1. Мн., 2003. С.10.
  П. Голохвостов. Письмо к К. П. Победоносцеву от 5 марта 1881 г. С. 180.
  Молитвы ко Пресвятой Богородице пред чудотворными иконами Ея. М., 2002. С. 178.