Высокая культура — будущее России

Кризис института семьи очевиден во всем мире. Не обошел этот кризис и Россию. С нашей страной лукавый проводил и проводит особую последовательную работу, начавшуюся со времен предательской «перестройки», до основания разрушившей великую империю. Именно тогда, в первые годы наступления на Святую Русь, радио «Свобода» откровенно говорило в эфире: «Цель перестройки — приблизить русских к западным стандартам, цель в том, чтобы произошла мутация русского духа. Нужно русских выбить из традиций».

И началась «культурная революция», проводниками которой стали многие «государственные умы», вещавшие в своих телевизионных ток-шоу о том, что «Семья — пережиток прошлого», «Пушкин безнадежно устарел», «Без мата нет русского языка», «Патриотизм — последнее прибежище для негодяев».

Телеэкран запестрел непристойными программами, рассказывающими «Про это» и про то. Началось теле-внедрение в сознание нашего народа толерантного отношения ко греху: к развенчанию традиционной семьи, к однополой любви, к патологии голубых и розовых, к сладострастию и безудержной смене партнеров в «дурдоме 2» — Собчак, в телевизионных мексиканских виллах-борделях.

Руководству государства и всем нам нужно признать, что все это привело к утрате нравственного закона внутри души нового поколения, возросшего на этой отравленной почве за последние четверть века. Сегодня рожденным в «перестройку» по 25 лет — самый наилучший репродуктивный период жизни.

Назрела необходимость смены планетарной идеи.

Много говорится и пишется о двух духовно разнонаправленных цивилизациях: цивилизации западной — атлантической и восточной — Русской цивилизации. Разнонаправленность их выражена в том, что западная цивилизация исповедует идею «самоутверждения», а русская цивилизация — идею «самоотдачи».

Мир безудержного, ненасытного накопительства, стяжания, потребления, самоутверждения, благодаря постигшему человечество планетарному кризису, себя изжил. Алчное, безрассудное стремление некоторых российских особей обрести все блага мира и Куршавель в придачу — потерпело крах. Об этом просто и исчерпывающе сказано в Евангелии: «Что пользы — если ты приобретешь весь мир, а душе своей повредишь?»

Человечество подведено к роковой черте: к необходимости принять новый закон существования, полярно противоположный общепринятому ныне закону потребления — принять закон самоограничения. Мир «потребителей», ожесточенно борющихся за свои «права», должен преобразиться в мир самоограничивающихся личностей, исполненных чувства долга, обязанности, жертвы... Должна восторжествовать вечная, ныне преданная забвению, истина нравственного закона, сопряженного с вечной идеей долга и жертвы.

Человечеству следует признать, что возведенное в ранг планетарной религии понятие «права человека» — имеет ложное направление. Ибо юридически-правовой основой «прав человека» является эгоизм, эгоцентризм, гордыня, тщеславие: целый букет грехов... «Права человека» в России стали превращать в агрессию против государства, в войну каждого против всех. Плодотворно лишь то право, которое видит в себе обязанность. Без обязанности право — мыльный пузырь, не сила, но слабость. Утверждение «я имею право делать все, что захочу» имеет ложный посыл, если человек не считает себя обязанным сделать то, что должно. Право истинно тогда, когда способствует воплощению в жизнь высших религиозно-нравственных законов — праведности, милосердия, любви, создает условия торжества добродетели и обуздания порока.

«Спасись сам, и тысячи спасутся вокруг тебя», — говорил святитель Серафим Саровский.

С пришедшим в мир интернетом, окутавшим планету новой электронной ноосферой — сетью мировой паутины, человечество вступило в новую фазу своей эволюции. Сегодня и бедуин в пустыне, и дети доярки Маши, сидя у компьютера, один — в своей палатке, другие — в своей избе, в глухой сибирской деревне, могут обменяться мыслями по любому вопросу и получить информацию обо всем на свете. Мир стал воистину единой субстанцией, а это означает, что и людям планеты придется стать единым существом, устранив противодействующие этому процессу силы и препятствия.

Что делать человеку, чтобы спастись самому и спасти окружающую его среду?

Человеку необходимо обрести убежденность в существовании Бога. Осознать благодарность Творцу, чувство долга перед Создателем и перед миром. Понять смысл жизни, как реализацию своей индивидуальной жизненной программы, ради исполнения Промысла Божьего на Земле.

Необходимо изменение сознания человека, религиозное постижение смысла бытия.

России необходимо кардинальное изменение государственной культурной политики.

Необходим «Национальный проект в области культуры и духовного развития народа».

Изучение основ православной культуры и культур основных конфессий России. Духовно воспитанный, впитавший традиции Русской культуры человек, живущий в согласии с Евангелием или Кораном, не станет губить окружающий его мир.

Культура и искусство — самый кратчайший путь к формированию сознания и возвышению, просветлению души человека. Даже во времена жестокого атеизма великие режиссеры советского кинематографа создавали экологически чистые произведения: «Земля» Довженко, «9 дней одного года» Ромма, «Белый Бим, черное ухо» Ростоцкого, «Степь» Бондарчука, «Живет такой парень» и «Калина красная» Шукшина, «Иваново детство», «Андрей Рублев» «Солярис», «Сталкер» и «Жертвоприношение» Тарковского... Экологией души занимаются и лучшие современные режиссеры: Михалков и Сокуров, Герман и Рязанов, Панфилов, Хотиненко и десятки лучших режиссеров-документалистов...

Только через культуру и искусство возможно осознание гармонии мира и смысла бытия. Культуре и искусству государство должно предоставить роль духовного лидера, надежного локомотива, вывозящего народ из долгого, темного туннеля к свету. Культура и искусство не должны жить по законам рынка, ставя своей главной целью извлечение прибыли любыми способами, и не должны финансироваться государством по остаточному принципу. Бюджет Министерства культуры должен быть сопоставим с бюджетом Министерства обороны. Ведь культура — это оборона души нашего народа.

Особенно важную роль играют экранные искусства: кино и телевидение. Этим искусствам государство должно уделить особое внимание. Кинематограф и телевидение должны быть переформатированы на формирование экологии души человека, на воспитание духовно-нравственного иммунитета молодого поколения.

 

* * *

Высокий, светлый ум XX столетия Иван Александрович Ильин писал: «Душа, живущая пошло и заселенная пошлыми содержаниями, не имеет религиозного опыта... Она не создает ничего, кроме пошлости: в философии, в науке, в искусстве, в критике, в общественности и в политике. Ибо человек творит в жизни только то, что он сам есть в религиозном измерении: пустая душа не создаст духовного богатства; мелкая душа не сотворит величия: пошлый человек не узрит Бога и не воспримет его лучей, и не передаст их другим. Как бы затейлива, изощренна, льстива или "эффектна" ни была внешняя видимость его созданий или проявлений, — это будут лишь упадочные творения, эффектные пустоты, угодливые соблазны...»

Достигнув высокого уровня технического совершенства, кинематограф сегодня наносит непоправимый ущерб совершенству духовному. Третье измерение — измерение художественности и священности — в кинематографе едва ощутимо. Современные кинематографисты, потеряв веру, предпочитают говорить о вещах ничтожных, плотских, пошлых, безнравственных, предавая забвению такие понятия, как Бог, душа, семья, совесть, сокровенные созерцания, подвижничество. Стремление современной кинорежиссуры, променявшей высокое служение на кинобизнес, выбор ими нехристианского пути, — есть дезориентация цели и смысла жизни целых народов. Это можно смело назвать преступлением против человечества, оправдания которому нет. Едва ли ни 95 % современного кинематографа следует путями сладострастного вырождения и увлекательной смерти.

Служение художника пророческое не потому, что имеет силу обличать и предсказывать, «а потому, что через него прорекает себя Богом созданная сущность мира и человека».

Наверное, каждый не раз задавал себе вопрос: «Зачем я живу? В чем смысл жизни человека?» Вероятно, многие приходили к одному и тому же ответу: «Смысл жизни — возведение души к Создателю. Я живу и творю, дабы содействовать исполнению Промысла Божия на земле». А это значит, что любое наше деяние, любое наше творение должно быть мышлением и волей, устремленными к Богу. А это значит, что человек-христианин осознанно вступает на «узкий путь, ведущий к тесным вратам» спасения. Он вступает в единоборство с самим собою, за самого себя — христианина возрожденного, очищенного, одолевшего внутренних демонов блуда, гордыни, тщеславия. Он начинает учиться одолевать самость покаянием, молитвой, пытается внутренне следовать спасительному завету: «Не мне, Господи, не мне, но имени Твоему дай славу». И тогда художник расстается с тщеславной гордыней «творца» и начинает ощущать, что он не «творил», а лишь воспроизводил, созерцая и воплощая тайную сущность предмета, что он не придумал, не создал новое творение, а только нашел его, как уже объективно существующее, что его произведение возникло через него, а не только из него.

Настало время, когда Президент страны признал то, о чем многие из нас говорили на протяжении двух десятилетий: в России отсутствует стратегия государственной культурной политики, и поручил исполнителям создать таковую стратегию, основанную на традиционных духовно-нравственных ценностях. Лично для меня зерном искомой культурной политики является девиз, которым уже 22 года руководствуется Славянский форум искусств «Золотой Витязь», предложивший обществу культурную модель духовного возрождения: «За нравственные идеалы. За возвышение души человека». Из этого зернышка и нужно проращивать культуру созидающего духа.