Разрушенный памятник вечной любви

Шевцов Н. В.

Наумова Е. Е.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Белая пелена покрытых снегом полей усыпляла своим однообразием. Равнина казалась бескрайней. «Графские поля, — с гордостью произнесла глава сельского поселения Вощажниково Л. В. Антонова. — А за ними начинаются далекие графские леса», — и она протянула руку в сторону вытянувшихся сплошной стеной у самого горизонта могучих деревьев. Как мы узнали, «графскими» поля и леса называют с тех самых времен, когда здешние угодья стали собственностью одного из «птенцов гнезда Петрова», фельдмаршала, графа Бориса Петровича Шереметева. Он получил их в 1706 году за заслуги перед отечеством от самого Царя. Передача земель была зафиксирована в грамоте, копию которой нам показала Людмила Владимировна.

Пространство вокруг села Вощажниково — бывшей резиденции Шереметевых, до сих пор называют «графщиной», хотя последние хозяева уехали отсюда в 1917 году. Название же «Вощажниково» произошло от слова «вощина» — воск. Когда-то село славилось своими пасеками. Получали на них не только мед, но и воск, который использовался для производства свечей. Изготовляли их на двух существовавших в селе свечных заводах, которые давно исчезли. Но зато почти на каждом приусадебном участке можно увидеть пчелиные ульи. Так что медовая традиция сохраняется.

Вощажниково расположено примерно в десяти километрах от районного центра Борисоглебского с его знаменитым монастырем. Недалеко от «графщины» и до Ростова Великого, что на озере Неро. Вощажниковское сельское поселение объединяет ныне 63 населенных пункта. Существовавший в советское время совхоз преобразован в ОАО СХП «Вощажниково», специализирующееся на молочном животноводстве. Местное стадо насчитывает четыре тысячи коров, от которых ежедневно получают 100 тонн молока. Его поставляют таким крупным фирмам, как «Данон» и «Валио». В окруженном «графскими» лесами поселении активно занимаются лесозаготовками. В Вощажниково есть своя пилорама. Так что работы местному населению хватает. Получают в среднем по 35 тысяч рублей. В города активно никто не рвется. Скорее, наоборот, здесь поселяются на постоянное место жительства из других регионов страны. Приезжие удивляются асфальтированной главной улице села и таким же тротуарам. Попадая сюда, сразу же обращаешь внимание на добротные дома, некоторые из которых построены в рамках реализации программы «Молодая семья». Есть в Вощажниково и своя больница, основанная еще при Шереметевых.

Но вот беда. Нет в селе хорошего школьного здания. Ныне существующее рассчитано на 140 детей, а учатся в нем 180 школьников. На рождаемость в селе не жалуются, а в школу ходят не только местные ребята. Некоторые живущие в райцентре школьники предпочитают ездить в Вощажниково. Побывав там, мы поняли, почему.

Школа разместилась в бывшем купеческом доме, мало приспособленном для занятий. Она переехала сюда аж в 1930 году, после того как сгорел приспособленный под школу один из корпусов шереметевской усадьбы. Под новую школу за графским парком уже выделена территория площадью в четыре гектара. Но строительство еще не началось, потому что не решен финансовый вопрос.

В нынешнем здании помещений для занятий не хватает. Оттого-то и выселили из отдельного флигелька школьный музей, рассказывающий об истории Вощажниково и окрестных деревень. Экспозиция разместилась сейчас в закутке у главного входа. А ведь музею есть что показать. В нем хранится немало ценных экспонатов, посвященных истории рода Шереметевых. С 2003 года в школе проводятся ежегодные Шереметевские чтения. В село приезжают специалисты из Ростова, Ярославля, Санкт-Петербурга и Москвы. В своих докладах они рассказывают о выдающихся представителях рода.

В 2008 году Шереметевские чтения были посвящены 240-летию со дня рождения и 205-летию со дня смерти Прасковьи Ивановны Ковалевой-Жемчуговой. Легендарная крепостная актриса, ставшая женой графа Н. П. Шереметева, родилась в одной из деревень, расположенных в окрестностях Вощажниково. Но в какой из них? Точного ответа нет. Одни исследователи считают, что Параша родом из деревни Березино, другие уверены, что ее родина — село Николо-Березники, но есть веские основания полагать, что будущая графиня появилась на свет в селе Уславцево, расположенном примерно в двух километрах от Вощажниково. Этой версии придерживается окончившая сначала вощажниковскую школу, а потом исторический факультет Ярославского государственного университета имени П. Г. Демидова Анна Елисеева. Среди документов, хранящихся в архиве Шереметевых в Санкт-Петербурге, ей удалось обнаружить бумаги, свидетельствующие в пользу рождения Параши Ковалевой именно в Уславцеве. В одном из писем проживавшая в Уславцеве крепостная Анна Андреева, приходившаяся крестной Параше Ковалевой, жаловалась графу Петру Шереметеву на обиды, нанесенные ей собственным племянником, дьяконом местной церкви, кстати, сохранившейся до нашего времени. В письме она упоминает, что молилась о здравии его сиятельства у мощей святителя Димитрия Ростовского. В ответном письме П. Шереметев1, встав на сторону Анны Андреевой, требует от церковного начальства в Ростове наказать обидчика крепостной. Крестная и крестница, скорее всего, жили в одной деревне, коей и является Уславцево, считает заместитель директора вощажниковской школы по воспитательной работе С. В. Фадеева. В подтверждение выдвинутой версии упомянула о результатах собственных поисков. В сохранившейся до наших дней Исповедной росписи Уславцевского прихода от 1770 года ей удалось найти упоминание годовалой Прасковьи.

Результаты исследований, проведенных в вощажниковской школе, убеждают в достоверности красивого предания о первой встрече Николая Шереметева с юной крепостной на окраине Уславцева. Как следует из старинной песни «Вечор поздно из лесочку», которую, как говорят, любила петь П. Ковалева-Жемчугова, спешивший вечерней порой с охоты в сопровождении двух лакеев граф увидел у ручья, возле леса, юную красавицу, возвращавшуюся домой со стадом. Так началась великая любовь между всесильным вельможей и его беззащитной и бесправной крепостной. Девушку взяли в барский дом. У нее обнаружили актерский и певческий талант. Первое выступление Прасковьи, получившей сценический псевдоним Жемчугова, состоялось на сцене театра в подмосковном имении Шереметева Кусково, где, кстати, служили и обучались различным ремеслам немало крестьян из Вощажниково. В короткое время П. Жемчугова превратилась в знаменитую актрису, обожаемую своим графом-покровителем. В 1801 году он обвенчался с ней. Но семейное счастье длилось недолго. В 1803 году к неописуемому горю супруга Прасковья умерла. По повелению Шереметева на том самом месте, где он впервые увидел Прасковью, возвели часовню, ставшую символом их вечной любви. Конечно, ее нельзя сравнивать с грандиозным и великолепным Тадж-Махалом, построенным индийским властителем в память об умершей супруге. Но есть у этих памятников общее — их создала любовь.

Морозным декабрьским днем мы оказались возле часовни, вернее ее остатков. Долгое время всеми забытая она стояла у самой дороги в Уславцево, пока, как рассказали нам местные жители, в нее не врезался пьяный тракторист. Теперь о вечной любви напоминают только горки битого кирпича.

Также не сохранился и усадебный дом Шереметевых. Конечно же, он не был столь великолепным, как дворцы Шереметевых в Кусково и Останкино, но также вызывал восхищение приезжавших в Вощажниково знатных гостей. Имение процветало. Помимо гражданских построек его украшали великолепные храмы. Один — Рождественский — перестроенный в конце XVIII столетия, получил изящное пятиглавое завершение. Рядом с ним возвели колокольню со шпилем, очень напоминающим завершение собора Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге. Неподалеку красовался Троицкий храм, в росписи которого, судя по всему, принимал участие знаменитый Иван Аргунов — крепостной живописец Шереметева. Еще в Вощажниково открыли богадельню — здание с великолепными архитектурными формами; вырыли пруды, наполнив их рыбой; построили уже упоминавшиеся два свечных заводика.

Но, увы, время и люди не пощадили шереметевское великолепие. В советские годы в Троицком храме устроили продовольственный склад. Продукты для лучшей сохранности посыпали солью, которая безжалостно разрушала не только фрески, но и штукатурку. Поэтому сохранились лишь остатки настенной живописи, в том числе фрагменты украшавшего западную стену канонического «Страшного суда». Их восстанавливают, как рассказал нам священник храма отец Борис, силами реставраторов-энтузиастов, которые не получают за свою работу никаких денег. Что поделаешь! У местного прихода просто нет средств на масштабную реставрацию. Поэтому отца Бориса, как и художников-реставраторов, тоже можно назвать энтузиастом. Прежде всего благодаря его усилиям удалось восстановить тот самый высоченный шпиль, который при Шереметевых украшал Рождественский храм. Установка устремленного ввысь завершения стала памятным событием в современной истории Вощажникова. Чуть ли не все жители села — и стар, и млад, с волнением наблюдали, как высоченный кран поднял синего цвета шпиль и аккуратно установил на верхнем ярусе обезглавленной колокольни.

Много работы у отца Бориса. Ведь помимо обязанностей священнослужителя ему приходится решать массу других вопросов, уделяя особое внимание одновременно реставрации двух храмов. Помогают вера и творческий энтузиазм, которым батюшка, по его словам, проникся еще до того, как принял сан священника в годы работы журналистом в центральных российских газетах. Беседуя с отцом Борисом, мы вспомнили о наших общих знакомых журналистах, в том числе сотрудниках газеты «Труд».

Расставшись с Вощажниково, еще раз проехали мимо остатков часовни и нам показалось, что в сумраке наступавшего вечера мелькнули две фигуры – мужская и женская.


 


1   Имеется ввиду отец Н. П. Шереметева, являющегося мужем П. Ковалевой.