Планетарный крестный ход

Часто случается так, что многие значимые события в нашей жизни проходят незамеченными, и только потом открывается их сокровенный смысл. Событие, о котором мы хотим рассказать нашим читателям, почти не освещалось в прессе, поэтому мы должны исправить это недоразумение.

В нижнем храме главного собора Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, который посвящен преподобным Сергию и Герману, есть небольшая икона в резном киоте — миниатюрный список с Валаамской иконы Божией Матери, которая была написана в XIX веке монахом-иконописцем Алипием. На иконе Богородица изображена во весь рост в пурпурно-красном длинном мафории, стоящей на облаке. На руках Пречистой Девы — Богомладенец, в левой руке Которого — держава — символ царской власти, правая рука поднята для благословения. Верующие с благоговением прикладываются к этой необычной святыне — вместе с космонавтом Сергеем Крикалевым икона в течение месяца совершала облет нашей планеты на Международной космической станции.

С героями этого повествования Героем Советского Союза и России космонавтом Сергеем Константиновичем Крикалевым и вице-президентом Федерации космонавтики России Олегом Петровичем Мухиным мы встретились на Валааме 8 сентября — ровно три года спустя как Валаамская икона транспортным кораблем была доставлена на орбиту. Только теперь, во время нашей беседы, выяснились драматические подробности, о которых мне бы хотелось поведать читателю.

Инициаторами этого исторического облета были иеромонах Валаамского монастыря отец Мефодий и Александр Александрович Смирнов, православный христианин и благотворитель обители. Вначале никто не предполагал, что осуществить задуманное будет так трудно.

— Когда Смирнов позвонил мне с Валаама и сообщил об этом проекте — рассказывает Олег Петрович Мухин, — я тут же позвонил в Москву Дважды Герою Советского Союза летчику-космонавту Александру Павловичу Александрову, который подтвердил, что это возможно, предупредив, что речь может идти только о небольшой бумажной иконе. Вскоре после этого разговора мы вместе с Александром Павловичем Александровым поехали в монастырь. Можете представить наши чувства, когда отец Мефодий благоговейно передал нам образ, написанный на доске, перед которым он молился в своей келье семь лет. Вернее, вы не можете себе этого представить. Дело в том, что все предметы, поднимаемые на орбиту, согласовываются с высшим руководством, при этом огромное значение имеет их вес. Для справки скажу, что отравляясь на орбиту на несколько месяцев, космонавт имеет право взять личных вещей весом не более одного килограмма. Таков был приблизительно вес и переданной нам иконы. Конечно, можно было бы отказаться, объяснить все отцу Мефодию… Но Александров сказал, что постарается отправить икону на орбиту, раз уж пообещал.

С этого момента все стало складываться вопреки обычной человеческой логике и реальным возможностям. Необходимо было получить одобрение Генерального директора РКК «Энергия» им. Королева Николая Николаевича Севастьянова. В конце концов, благодаря несгибаемой воле и энергии Александра Павловича Александрова и Олега Петровича Мухина случилось невероятное — Генеральный издал специальный приказ об отправке иконы на орбиту. В знаменательный день 8 сентября 2005 года, когда вся православная Россия торжественно отмечает праздник нашей важнейшей национальной святыни — Владимирской иконы Божией Матери, транспортный корабль поднялся вместе с Валаамской иконой к звездам.

— С самого начала это был необычный полет, — вспоминают участники событий, — и проходил под знаком Петербурга.

Особенно приятно для нас, петербуржцев, то, что Герой Советского Союза и России летчик-космонавт Сергей Константинович Крикалев — наш земляк, в Петербурге живут его родители. Глядя на этого молчаливого, сдержанного человека с волевым лицом и задумчивыми глазами, создается впечатление внутренней сосредоточенности и необыкновенной выдержки. Его послужной список: шесть космических полетов, восемь выходов в открытый космос, более 800 суток пребывания на орбите (на сегодняшний день это мировой рекорд) — по официальному лаконичен. Но за всем этим — огромный труд, преодоление обычной человеческой немощи и страхов, запредельные физические и психологические нагрузки.

Отправляясь в свой шестой полет, в котором ему предстояло быть командиром международного экипажа, Сергей Крикалев приехал в родной город. Пред самым отъездом космонавта приняла губернатор Санкт-Петербурга В. И. Матвеенко и передала ему вымпел и эмблему города на Неве, которые должны были сопровождать космонавта на орбиту. Можно назвать это совпадением, но именно в этот раз космонавту удалось впервые снять свой родной город из космоса. Сам он, взволнованный этой удачей, писал по электронной почте на Землю: «Вчера, 20/05 в Питере была замечательная погода, и на 2-х витках удалось не только увидеть, но и сфотографировать город. Явление довольно редкое, так как должны совпасть несколько условий: должна быть хорошая видимость (а в Питере это не так часто бывает), мы должны проходить близко в дневное время, и у меня должна быть возможность выглянуть в окно в эти несколько секунд пролета. Кроме того, ориентация станции должна быть такова, чтоб хотя бы один из иллюминаторов смотрел в нужную сторону, и направление на город позволяло бы подлезть к нему с длиннофокусным объективом. Нельзя сказать, что качество получилось идеальным — все-таки дальность была более 1000 км, но это лучшее, что удалось сделать. Так что спешу поделиться. Снимок, конечно, обработан для увеличения контраста и удаления голубой дымки и сжат до разумных размеров, чтобы его можно было отправить по почте».

В том же полете Сергеем Крикалевым была впервые сделана фотография Финского залива и Ладожского озера из космоса.

В течение 33 дней, с 8 сентября по 11 октября 2005 года, икона Божией Матери Валаамская вместе с космонавтами совершала облет нашей планеты, делая 16 витков в сутки.

Традиция совершения крестных ходов с иконой в знак особого ее почитания и для защиты от видимых и невидимых врагов существует с древнейших времен. Под спасительный покров Матери Божией всегда прибегали в минуты опасности, бедствий и суровых испытаний. По мере развития технического прогресса изменились и виды крестных ходов. Во время Великой Отечественной войны с иконой Божией Матери Казанской был совершен облет нашего города на самолете. С этого момента враг не смог уже продвинуться ни на пядь земли, и город был спасен. После прославления святого Царя-мученика Николая II был осуществлен крестный ход на самолете вдоль всех границ России с мироточивой иконой святого царя-мученика на борту. И, несмотря на все мрачные прогнозы, вопреки всем бедствиям, Россия выстояла и ныне начинает вновь возвращать себе свое имперское величие. Кто знает, от какой всемирной катастрофы и опасности уберег нас этот крестный ход с иконой Валаамской Божией Матери вокруг всей планеты.

Сам космонавт Сергей Крикалев не осознавал, по его словам, в тот момент всю невероятную значимость выпавшей ему миссии — вместе с Материю Божией Пресвятой Богородицей обойти крестным ходом нашу планету. Он просто выполнял возложенное на него задание, исполнял свой долг.

Наконец пришел час возвращения на Землю. После полугодового пребывания на МКС Крикалев вместе с международным экипажем — американцем Джоном Филипсом и итальянцем Роберто Виттори — покидал станцию. Накануне пришел приказ с Земли от Генерального: упаковать икону и доставить на Землю.

— Я полагал, что икона останется на Станции, — вспоминал Сергей Крикалев, — получив приказ, я приступил к упаковке, которая на орбите представляет достаточные трудности. Нужно было еще многое сделать перед отлетом. Я провел без сна всю ночь. И вот настал момент, когда наш транспортный корабль покидал станцию. Внезапно во время расстыковки выяснилось, что падает давление. Не хотелось думать о худшем — что произошла разгерметизация. Однако после тестирования оказалось, что наши опасения подтвердились: герметичность корабля была нарушена.

Чем это грозило экипажу? Вспоминается самая трагическая страница в истории русской космонавтики, когда в аналогичной ситуации в 1971 году экипаж корабля «Союз-11» погиб. Космонавтов Волкова, Добровольского и Пацаева после приземления нашли мертвыми. Крикалев незамедлительно принимает решение — подкачивать кислород, чтобы восстановить давление. Это решение было единственным, но не избавляло космонавтов от другой опасности. Ведь от чистого кислорода при пониженном давлении от одной электрической искры выгорел в 1967 г. при испытаниях экипаж «Аполлона 1». Только чудо могло спасти космонавтов. И оно случилось. Сама Божия Матерь сопровождала экипаж в этом полете и покрыла их Своим омофором. Корабль с экипажем благополучно приземлился.

Встречал экипаж Александров, он бережно принял святыню из рук Крикалева и некоторое время хранил у себя. В январе он передал икону Олегу Петровичу Мухину, в течение пяти месяцев она находилась в сердце нашего города — в Петропавловской крепости в музее ракетной техники и космонавтики. Сюда приходили для поклонения иконе первые почитатели. А в Пасхальные дни 2006 г. икону торжественно встречали на Валааме.

В Петербург с Валаама приехал отец Мефодий. Вместе с ним в обитель икону сопровождали Крикалев, Александров и Мухин. Туманным утром вылетели из Пулкова на вертолете. С иконой на борту облетели монастыри Приладожья. Этот полет был также непростым. Видимость была настолько плохой, что, приближаясь к Валааму, пришлось снизиться до 5 метров над уровнем моря, пролетели под проводами и двигались вдоль Монастырской бухты так низко, что глядя из иллюминатора вертолета можно было подумать, что плывешь на корабле… И вот их уже встречают на взлетном поле. Первый визит — в Никольский скит. Космонавты благодарят святителя Николу за благополучное возвращение. Потом путь на центральную усадьбу. Перед входом в Спасо-Преображенский собор собралась вся братия монастыря вместе с игуменом Панкратием. Святыню встречают торжественно с колокольным звоном. Игумен принимает из рук космонавтов драгоценный образ и вносит в собор. Братия служит торжественный молебен Божией Матери и совершает поклонение образу.

Еще раз обратимся к таинственной истории иконы Валаамской Божией Матери. Ее иконография восходит к византийскому чудотворному образу «Никопея» («Победотворная»), которая по преданию была написана евангелистом Лукой. При византийском императорском дворце она была известна с VI века и считалась покровительницей императорского дома, государственного устройства и вообще всякого иерархического становления, верили также, что она дарует победу в праведной борьбе. Византийский император Иоанн II Комнин (1118–1143) поместил образ Богоматери Никопеи на своей триумфальной колеснице. После разграбления Константинополя крестоносцами императорская святыня попала в Венецию и хранилась в закрытом киоте в базилике св. Марка. Только в 70-х гг. ХХ в. она стала доступна для обозрения. Иконописец Алипий чудесным наитием воспроизвел древний образ. Как предполагают, список этой иконы могли принести св. преп. Сергий и Герман из Греции на Валаам, который был утерян и снова возрожден иконописцем Алипием. Насельники и паломники Спасо-Преображенского монастыря считают глубоко чтимый образ Валаамской Богоматери знаменательным для всей России. Это одна из трех икон Божией Матери, явленных в царствование Государя Императора Николая Александровича, наряду с Порт-Артурской и Державной иконами (Валаамский образ был явлен вскоре после венчания на престол царя-мученика). Образ Божией Матери «Никопея» был в Византии палладиумом императорского дома, и нынешнее событие можно рассматривать как знамение нового имперского возрождения России как великой и победоносной державы.

Завершая наш рассказ, упомянем еще о некоторых неслучайных случайностях. Наша встреча с космонавтами на святой Валаамской земле, как уже говорилось, произошла 8 сентября, ровно через три года после подъема иконы на орбиту МКС.

— Еще сегодня утром мы с Сергеем даже не предполагали, — рассказывает Олег Петрович, — что будем на Валааме. Сергей приехал в Петербург навестить родителей и по своим делам, и тут обстоятельства сложились так, что мы оказались в обители. Все так неожиданно произошло. Мы до сих пор не можем понять, как оказались здесь — это была воля свыше.

И еще одно удивительное совпадение. День рождения Сергея Константиновича Крикалева — 27 августа, в крещении он был назван Сергеем, и его небесным покровителем является святой преподобный Сергий Валаамский (день памяти 24 сентября).

Статья опубликована в № 1 журнала «Родная Ладога», 2009 год.