«От регионов зависит успех требуемых перемен в нашей экономике»

статья на основе выступления Е. М. Примакова на заседании «Меркурий-клуба» 19.05.2014 г.

Тема успешного развития регионов имеет сегодня особую значимость вследствие нынешних политических событий и связанной с ними экономической ситуацией. Крайне важно отметить, что от регионов во многом зависит обеспечение роста экономики и, давайте говорить прямо, ее выход из рецессии. Без возрастающей экономической роли регионов не обойтись в необходимой реиндустриализации и в развитии на инновационной основе машиностроения. Регионы должны обеспечить приемлемый уровень занятости, особенно в моногородах. В общем и целом от регионов зависит успех требуемых перемен в структуре нашей экономики, возможность перевода ее на инновационные рельсы.

Роль наших регионов возрастает вследствие событий, связанных с кризисом на Украине. С одной стороны, для противостояния экономическим санкциям необходима мобилизация всех имеющихся ресурсов, особый акцент следует делать на импортозамещение. С другой стороны, для нашего федерального развития нужно извлекать уроки из украинских событий. Поэтому все актуальнее звучит необходимость неразрывной связи между назревшей экономической децентрализацией и укреплением роли федерального центра, скрепляющего страну в единое целое. Речь идет, прежде всего, о принятии экономических решений на основе баланса интересов центра и периферии.

Нынешнее экономическое состояние большинства субъектов Российской Федерации вызывает тревогу. За последние восемь лет в России вдвое сократилось число регионов-доноров. Не менее опасна и другая тенденция — резкий рост дефицита бюджетов субъектов Федерации. По итогам 2013 года он достиг 642 млрд руб., что в 3,3 раза превысило прогнозы Министерства финансов.

Экономическое положение преобладающего числа регионов и муниципалитетов ухудшается. Надо учитывать, что если определенные функции передаются регионам, то необходимо адекватное финансирование, а его пока нет. Особенно болезненной для регионов оказалась ситуация, когда из центра на их плечи переложили исполнение социальной программы, сформулированной в майских Указах Президента РФ, но на места перевели явно недостаточные для этого финансовые средства. В результате многие регионы и муниципалитеты погружаются в пучину растущей кредитной задолженности. Такой рост долгов отнюдь не способствует развитию регионов, как представляется некоторым нашим руководителям. Полученные кредиты идут не на инвестиции, и, следовательно, не на развитие. Как правило, за счет инвестиций удается осуществить покрытие обязательств, спущенных из Правительства. Между тем, в 2014 году регионы должны погасить более 430 млрд рублей коммерческого долга, а к концу 2016 года на его обслуживание придется тратить каждый шестой рубль доходов. Под силу ли это преобладающему большинству регионов? Совершенно ясно, что самостоятельно они справиться с этим не смогут. И пока трудно сказать, какое решение будет предложено финансовым блоком Правительства.

По словам председателя Счетной палаты Татьяны Голиковой, в 2013 году собственными доходами, без учета субвенций, свои расходы могли обеспечить лишь четыре региона: Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Ненецкий автономный округ. До сих пор не удалось реально продвинуться в преодолении регионального неравенства.

Говоря о возможности выхода из создавшегося положения, следует иметь в виду несколько проблем:

Во-первых, это отказ от унитарно-федеративного подхода, которым подчас руководствуются финансовые органы страны. Необходима состоятельность регионов и муниципалитетов в финансовом плане. Это требует, прежде всего, закрепления за субъектами Федерации и органами местного самоуправления значительных источников налоговых поступлений. Нужно претворить в жизнь положение, при котором федеральный центр на постоянной основе должен делить с субъектами Федерации доходы в пропорции 50 на 50. В прошлом это было закреплено законодательно, но сегодня от этого правила отступили.

Во-вторых, финансовая поддержка из центра должна сопровождаться созданием наиболее благоприятных условий для привлечения инвестиций в регионы. Конечно, в этом процессе большая роль принадлежит и самим субъектам Федерации, но нужно для этого развязать им руки. Это не должно, естественно, отводить на второй план ответственность субъектов Федерации и муниципалитетов за эффективность использования бюджетных средств, за оптимизацию расходов и ослаблять решительную борьбу с коррупцией.

В-третьих, существующее экономическое неравенство субъектов Федерации делает еще более важными проблемы продуманного центром размещения производительных сил на территории нашей страны. Президент Путин назвал развитие Дальнего Востока и Восточной Сибири основным проектом XXI века. Но до сих пор нет комплексного, хочу это подчеркнуть, комплексного плана решения этой поистине исторической задачи.

Необходимость такого комплексного плана обсуждается, но этого пока недостаточно, хотя положительные изменения наблюдаются. Недавно, например, на заседании Правительственной комиссии выступил глава Минвостокразвития Александр Галушка. Он перечислил 16 наиболее эффективных проектов, которые находятся в высокой степени готовности, но не запускаются из-за проблем с инфраструктурой. Министр предложил Правительству профинансировать инфраструктуру для инвесторов. Причем на каждый поступивший из бюджета рубль в проекты будет вложено 17 рублей из неправительственных источников. На инфраструктуру предлагается затратить средства Федеральной целевой программы развития Дальнего Востока и Забайкалья. Среди компаний, представивших проекты, — «Роснефть», «Норильский никель», «Металлоинвест», «Полюсзолото». Наконец-то акцент ставится не на обсуждении общеконцептуальных положений, а на разработке и выполнении конкретных проектов. Но и здесь есть над чем задуматься. Площадь региона, которым занимается Минвостокразвития — почти половина России, но проживает здесь 7,5 % населения страны, а доля обрабатывающей промышленности составляет 3 % от общероссийской.

Недавно Правительством РФ были созданы несколько «территориальных» министерств. Они занимаются территориями Дальнего Востока и Восточной Сибири, Крымом, а теперь уже и Северным Кавказом. Понятно, что эти министерства являются проблемными.

Представляется, что создание территориальных министерств — разумный шаг, в том числе в деле изменения принятия решений по территориям на правительственном уровне. За федеральные целевые программы и другие государственные проекты отвечают ныне все министерства Правительства, имеющие к ним отношение. Такой подход даже в условиях координации на уровне заместителя Председателя Правительства оказался в немалой степени безответственным.

Сегодня это положение должно меняться. Представляется, что территориальные министерства должны находиться в центре осуществления того или иного государственного проекта, и на них в своей части должны работать другие министерства Правительства.

Сложится ли такая система — покажет будущее. И дело здесь не в простом признании координирующей роли «территориальных» министерств. По словам руководителя Счетной палаты, Минвостокразвитию предоставлено лишь 2,4 % ассигнований по Программе Дальнего Востока. В результате весьма ограничено влияние этого министерства на другие министерства, вовлеченные в Программу, и, конечно, оно не может выполнять в таких условиях координационную роль.

К тому же сегодня у нас прибавилось два субъекта Федерации — Крым и Севастополь, что, несомненно, должно способствовать повышению ответственности и увеличению внимания к отношениям между различными федеральными структурами.