За уральским хребтом. Часть 2

История и современность Просмотров: 7048

История Православия в Зауралье с 1917 года до наших дней

Церковь на территории Зауралья в условиях советской политической системы (1917–1991)

За три с половиной века существования Православия на территории Курганской области было построено более 200 храмов. Однако за богоборческий период, начиная с революции 1917 г. до начала Великой Отечественной войны в 1941 г., в Зауралье не осталось ни одного действующего православного храма. Все они были закрыты властями в 20-е и 30-е годы, в части из них прекратились богослужения из-за отсутствия священнослужителей (сосланы, расстреляны). В годы войны на территории Курганской области сохранилось свыше 230 храмовых зданий. 43 из них использовались под культурно-просветительские учреждения, 18 — под промышленные и другие хозяйственные предприятия, 147 — под зернохранилища. Находилось в разрушенном состоянии 12 зданий, а остальные не использовались, т. е. пустовали. В Катайском районе имелось 18 недействующих церквей, в Далматовском — 17, в Батуринском — 14. Александро-Невская церковь в городе Кургане была закрыта в 1929 г., Свято-Троицкая — в 1937 году. Почти все храмы, закрытые в 20-е–30-е гг., были осквернены и находились в запущенном состоянии.

Пасхальные праздники 1942 г. — важная веха в истории Православия в Зауралье. 2 апреля 1942 г., перед Пасхой, с Великого Четверга возобновились богослужения в Петропавловской церкви города Куртамыша. В годы Великой Отечественной войны, помимо Петропавловской церкви, в Зауралье была открыта еще одна — Никольская в селе Большой Иткуль Чашинского района. Она не функционировала с 1938 г.; 19 октября 1944 г. Совет по делам РПЦ при Совнаркоме СССР разрешил открыть Никольскую церковь. В 1946–1947 гг. были открыты храмы и возобновлены богослужения: Воскресенский храм города Шадринска, Казанско-Богородицкий храм села Чимеево, Никольский храм села Боровское, Крестовоздвиженский храм села Звериноголовское, Крестовоздвиженский храм села Боровляника, Вознесенский храм села Костылево, Богоявленский села Усть-Миасское, Рождества Богородицы села Рычково. Таким образом, в годы войны на территории Курганской области имелось два действующих православных храма, в 1946 г. их стало семь, а к 1956 г. до начала 60-х гг. — 14. В 1961 г., в разгар хрущевских гонений на Церковь, снова были закрыты храмы в селах Чимеево и Рычково, в 1963 г. — в селе Костылево, в 1964 г. — в селе Колесниково.

С 1944 г. верующие г. Кургана безрезультатно в течение 12 лет добивались открытия в областном центре Троицкой церкви, в ответ на эти просьбы 25 мая 1956 г. хрущевские власти храм взорвали. И лишь 30 октября 1956 г. было разрешено открыть первую церковь в Кургане — Свято-Духовскую в поселке Рябково. По большим праздникам храм посещало до 800 человек, поэтому уже в 1963 г. церковь было решено снести под видом реконструкции поселка, а общине предложено обустроиться на новом месте — в пригороде Кургана Смолино, куда было перевезено крестильное помещение площадью 68 м2, которое перестроили в молитвенный дом, дополнительно пристроив алтарь. Представители властных структур рассматривали здания недействующих храмов как потенциальную возможность создания новых приходских общин. Поэтому в своих отчетах уполномоченные по делам религий зачастую старались уменьшить количество недействующих церквей, показать непригодность храмовых зданий для возобновления в них богослужений. Если в 1958 г. власти насчитывали на территории Курганской области 230 зданий недействующих храмов, имеющих церковный вид, т. е. купола и колокольню, то в 1962-м, в самый разгар хрущевских преследований верующих, они, существенно занизив этот показатель, официально называли другое число — 79. В конце 80-х годов в Южном Зауралье было выявлено свыше 100 недействующих церковных зданий.

На 1 января 1962 г. на территории области имелось 12 действующих православных храмов, в которых проходило служение 16 священников, служили также три диакона, пятеро псаломщиков, церковный актив приходов насчитывал 283 человека. К концу правления Хрущева и его гонений на Церковь, к 1964 г. количество приходов сократилось до десяти и до конца 80-х годов практически не увеличивалось. По данным на 1 января 1978 г. в Курганской области на этих десяти зарегистрированных приходах служило 11 священнослужителей.

К началу 1991 г. на территории Южного Зауралья функционировало 38 религиозных организаций, представлявших девять религиозных течений. Среди всех конфессий региона ведущие позиции как по количеству своих организаций, так и по охвату населения (не менее 20 % всех проживающих в Зауралье) занимала Русская Православная Церковь Московского Патриархата. В 1987 г. на территории Курганской области насчитывалось лишь десять православных приходов. К 1990 г. их количество почти удвоилось. Были зарегистрированы новые православные общины в Кургане, Шадринске, Далматово, Щучье, а также в селах — Введенском Кетовского района, Прорывном Куртамышского района, Лисье Лебяжьевского района и в других населенных пунктах. К концу 1991 г. на территории области действовало 30 приходов РПЦ, к концу 1992 г. — 37. Борьба за выживание Русской Православной Церкви была в Зауралье, как и в целом по стране, очень тяжелой. Однако православные верующие нашего края вышли из нее достойно. Власти наносили серьезные удары по церковной организации, но не смогли убить в людях веру в Бога.

Острой была борьба верующих православной общины Кургана за передачу ей здания храма Александра Невского. Решение об этом было принято облисполкомом 25 августа 1989 г., однако лишь 5 декабря 1991 г. состоялся первый молебен во вновь открытом храме, где присутствовал председатель Курганского горисполкома А. Ф. Ельчанинов. В январе 1992 г., на третий день после Рождества, в храме святого князя Александра Невского состоялось освящение престола, которое совершил архиепископ Екатеринбургский и Курганский Мелхиседек (Лебедев). Напомним, что с 1923 по 1991 гг. территория современной Курганской области входила в состав Свердловской, а с 1991 по 1993 гг. — Екатеринбургской епархии.

Рассматривая историю Православной Церкви Зауралья 1917–1992 гг., нельзя не вспомнить жизненный подвиг протоиерея Григория Александровича Пономарева, который в период воинствующего атеизма явил своей жизнью пример истинной пастырской любви к Богу и к ближним. О его жизни написаны книги, и он достоин этого: далеко не каждому священнику посылается столько испытаний и страданий, а кончины в один день с матушкой удостаиваются лишь единицы.

Григорий Александрович Пономарев родился в 1914 г. в городе Шадринске. В четыре года маленький Григорий уже помогал в храме отцу, протоиерею Александру. Детям священников советская власть не позволяла получать образование в обычной школе, поэтому Григория учил отец, имевший два высших образования — медицинское и духовное. В 16 лет Григорий знал, что вся его жизнь будет связана с Православной Церковью. Он мечтал стать монахом, но встреча с будущей женой изменила его намерение. В юности Григорий был алтарником и псаломщиком в храме у отца. В 1936 г. он женился на певчей церковного хора Нине Сергеевне Увицкой — дочери протоиерея Сергея Увицкого. 1937-й год принес семье Пономаревых и радость, и горе: рождение дочери Ольги и рукоположение Григория в сан диакона, затем аресты родственников и арест самого о. Григория, который был осужден на 10 лет. Он попал в ежовскую «мясорубку» в 24 года, но не сломался ни физически, ни духовно. Страдания в ссылке были настолько ужасными, что даже после освобождения и реабилитации о. Григорий избегал разговоров и расспросов о годах заключения. В тюрьме о. Григорий ослеп, и когда по его молитве Бог вернул ему зрение, дал обет принадлежать только Господу и даже с горячо любимой женой жить как брат и сестра. Из мест лишения свободы о. Григорий вернулся в 1953 г. Весной 1955 г. он был реабилитирован.

После возвращения из ссылки о. Григорий окончил заочное отделение Ленинградской Духовной семинарии. С 1962 г. он служил в Свято-Духовской церкви в пригороде Кургана в Смолино. Многие годы батюшка жил очень напряженной жизнью: долго был единственным священником прихода, служил круглый год, не имел полноценного отпуска. Всю свою жизнь о. Григорий посвятил служению Господу, прославлению Его Святого Имени, молитвенно помогая страждущим людям. Его любовь к Богу и ближним выражалась частыми и продолжительными богослужениями, непрестанной молитвой, ночными бдениями, внимательным изучением Священного Писания и святоотеческих творений и многими другими, одному лишь Господу известными подвигами. Вскоре чету Пономаревых стали переводить с одного прихода на другой: в маленьких городах и поселках Курганской области стали открывать заброшенные церкви. Батюшка и матушка ездили туда на субботнюю и воскресную службы, возвращаясь каждый раз в свой маленький домик в Смолино. Такая жизнь продолжалась лет 5 или 6 и прекратилась лишь тогда, когда у о. Григория резко обострилась давняя болезнь. В 77 лет он перенес операцию, которая продлила ему жизнь еще на 6 лет. Отец Григорий и матушка Нина прожили вместе 61 год и 2 дня и почили о Господе в один день 25 октября 1997 г., явив своей смертью пример истинно христианской кончины.

Много есть на Руси «неугасимых лампад», в которых вместо елея день и ночь горит любовь пастырей Христовых к Богу и ближним. Будучи однажды зажжены, они свидетельствуют о Божией благодати и в окружении враждебного мира, и под ударами испытаний. Их можно назвать живой и благоугодной жертвой Богу...

 

Современная история Курганской и Шадринской епархии

Важнейшим событием в жизни православных верующих Южного Зауралья явилось постановление Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Священного Синода Русской Православной Церкви от 22 февраля 1993 г. об образовании самостоятельной Курганской и Шадринской епархии, которая была тем самым выделена из состава епархии Екатеринбургской. 3 апреля 1993 г. в Богоявленском Патриаршем соборе в Москве была совершена хиротония архимандрита Михаила (Расковалова) во епископа Курганского и Шадринского.

Преосвященный Владыка Михаил (в миру Виктор Павлович Расковалов) родился 10 апреля 1953 г. в г. Свердловске в семье рабочих. После окончания средней школы работал лаборантом в медицинском институте, служил на Тихоокеанском флоте. После военной службы в 1976 г. поступил в Московскую Духовную семинарию, а потом — в Духовную академию, которую окончил заочно в 1983 году. В 1977 г. принят в число братии Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, а 30 марта 1978 г. был рукоположен во иеродиакона и продолжал служение в Лавре до конца 1982 года. С января 1983 г. служил в кафедральном соборе г. Свердловска. 21 сентября 1984 г. в праздник Успения Пресвятой Богородицы архиепископом Свердловским и Курганским Платоном (Удовенко) рукоположен во иеромонаха. Последующие 9 лет продолжал служение Богу и Церкви в селе Николо-Павловское Пригородного района Свердловской области. В 1990 г. возведен в сан игумена, а в 1993 г. — в сан архимандрита. В 1993 г. по указу Патриарха и решению Священного Синода возведен в сан епископа и возглавил Курганскую и Шадринскую епархию.

Новая Курганская и Шадринская епархия имела в начале февраля 1993 г. 37 приходов. Она была разбита на три благочиния: Шадринское, Куртамышское и Курганское. Постепенно количество благочиний и приходов увеличивалось, и в 2003 г. на территории епархии действовало уже 65 приходов, четыре монастыря, служило свыше 80 священников. В 2003 г., в связи с 10-летием Курганской и Шадринской епархии и 50-летием со дня рождения, епископ Михаил был награжден церковным орденом преподобного Сергия Радонежского второй степени. За годы управления епархией Владыкой Михаилом были вновь открыты и началось восстановление древних Далматовского мужского монастыря и Свято-Введенского женского монастыря в селе Верхняя Теча, закрытых после революции и очень сильно разрушенных. Также путем преобразования из приходов были созданы два новых монастыря: в 2000 г. — женский монастырь Похвалы Божией Матери в селе Боровском, где ныне покоятся мощи священномученика Аркадия Гаряева, и в 2002 г. — Свято-Казанский Чимеевский мужской монастырь, где хранится известный Чудотворный образ Чимеевской иконы Божией Матери. 6 августа 1994 г. состоялось обретение честных мощей преподобного Далмата Исетского, прославленного в лике Сибирских местночтимых святых. В 2002 г. в числе новомучеников и исповедников Российских был канонизирован священномученик Аркадий Гаряев, священник Никольского храма села Боровского, замученный красноармейцами в 1918 году. А 10 июня 2007 г. духовенством епархии во главе с епископом Курганским и Шадринским Михаилом были обретены честные мощи священномученика Аркадия. В 2004 г. определением Синодальной комиссии по канонизации святых список иконы Божией Матери Казанской, именуемый «Чимеевская», был внесен в календарный месяцеслов для общецерковного почитания. В 2007 г. вышел первый номер ежемесячной епархиальной газеты «Православная газета — Курган», где освещались события в жизни Курганской епархии.

В 2008 г. состоялись торжества, посвященные 15-летию образования Курганской и Шадринской епархии. К тому времени в Курганской епархии насчитывалось в общей сложности 100 приходов, на которых служили 81 священник и 15 диаконов. В Кургане началось строительство Богоявленского храма. Проведены большие работы по реставрации Александро-Невского кафедрального собора, установлен новый иконостас, выполненный московскими мастерами в стиле Архангельского собора Кремля, была осуществлена роспись храма, которой ранее не было. Возведены купола, колокольня, построена звонница.

11 августа 2008 г., после скоропостижной кончины епископа Курганского и Шадринского Михаила Указом Святейшего Патриарха Алексия II временно Управляющим Курганской епархией был назначен епископ Магнитогорский Феофилакт, викарий Челябинской епархии.

6 октября 2008 г. Управляющим Курганской и Шадринской епархией был назначен профессор, академик, архиепископ Тихвинский Константин (Горянов), ректор Санкт-Петербургской Духовной семинарии и академии, которую он возглавлял свыше двенадцати лет. С момента вступления в должность нового Управляющего Курганской епархией епархиальная жизнь активизировалась. По инициативе и по благословению архиепископа Константина в епархии стал проходить ряд нижеследующих мероприятий, ставших впоследствии традиционными. Среди них прошли впервые:

— Всероссийские Ильинские молодежные научно-богословские чтения. Первые Чтения состоялись на базе Шадринского педагогического института 28–29 октября 2008 года. Организаторами конференций являются Правительство Курганской области, Курганская и Шадринская епархия Русской Православной Церкви, администрация города Шадринска, ГОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт», НОУ ВПО «Уральский институт бизнеса им. И. А. Ильина», Центр духовно-нравственного воспитания. Цель ежегодной конференции — обсуждение духовно-нравственных, социально-культурных, исторических, философских, политических аспектов воспитания и образования.

— Православная выставка-ярмарка с международным участием «Добрый свет Рождества». Подобные выставки Владыка Константин курировал в течение 12 лет в Санкт-Петербурге, где они проходили под лозунгом «Православная Русь». Затем они перешли в Москву, Нижний Новгород, Екатеринбург, и вот дошла очередь и до Кургана. Торжественное открытие первой выставки-ярмарки состоялось 23 января 2009 г. в Курганском областном Культурно-выставочном центре. В выставке приняли участие 95 производителей товаров, приходов, монастырей. На сегодняшний день в выставке участвуют около 160 экспонентов из стран ближнего и дальнего зарубежья, представляющих широкий ассортимент продукции. Данная выставка являетсяуникальной, так как впервые в Курганской области посредством ее проведения объединяется духовный потенциал всей России. Помимо этого, участники выставки представляют Белоруссию, Украину, Киргизию, Грецию, Пантелеймонов монастырь Святой Горы Афон, Израиль, Черногорию и т. д. В рамках выставки традиционно проходит широкомасштабная культурно-просветительская и деловая программа, включающая концерты духовной музыки и авторской песни, мастер-классы народного творчества, индивидуальные беседы со священнослужителями, фотовыставки и многое другое. Об успехе выставки свидетельствуют многочисленные письма и доброжелательные отклики ее посетителей и участников.

— Общеепархиальная исповедь духовенства. Первая общеепархиальная исповедь состоялась Великим Постом в 2011 г. в кафедральном соборе.

— Дни православной книги. Дни православной книги — это настоящий праздник культуры, который собирает вместе священнослужителей, педагогов, библиотекарей, представителей общественности, властных структур, студентов вузов и колледжей. В наши дни русская литература переживает непростые времена. На фоне рекламы циничного эгоизма и потребительства лучшие русские писатели продолжают нести читателям высокие идеалы любви к Отечеству, к ближнему, бескорыстия и правды. И особую роль в духовно-нравственном воспитании наших граждан, особенно молодежи, играет, конечно же, православная книга, которая должна быть доступна для наших соотечественников, прививая идеалы добра и справедливости, даря людям свет Христова учения. Стоит отметить, что особое внимание в программе празднования уделено детям. Так, украшением Дней православной книги стала удивительная выставка детских рисунков «Красота Божьего мира». На ней представлены десятки работ не только из г. Кургана, но и многих районов Курганской области. Мир, увиденный глазами ребенка, исполнен гармонии и чистоты. Деревья, птицы, луга и рядом — храмы. Живые и красивые. Все возвращается на круги своя.

— Проведение Пасхального фестиваля клиросных хоров и ансамблей Курганской и Шадринской епархии совместно с Курганским музыкальным колледжем им. Шостаковича. Данный фестиваль, прошедший впервые 17 мая 2009 г., является наглядным примером соработничества Церкви и светских музыкальных учреждений. Есть такое крылатое выражение: «Православие не доказуется, а показуется». Апостол Филипп из глубины веков призывает нас: «Прииди и виждь» (Ин. 1:46). Красота православного богослужения невозможна без звучащего церковного хора. Церковно-певческое искусство уже на протяжении многих веков является родным для русского человека. Знаменательно то, что в фестивале принимают участие не только взрослые, но и детские коллективы воскресных школ Курганской епархии, которые с особой радостью, исходящей из чистоты детских сердец, славят Воскресшего Христа.

— Чимеевский фестиваль современной православной песни «Истина в Любви». Первый Чимеевский фестиваль состоялся 21 июля 2011 года. В церемонии открытия фестиваля, проходившей на открытой площадке неподалеку от Свято-Казанского Чимеевского епархиального мужского монастыря, приняли участие: начальник Управления культуры Курганской области Вера Денисова; Заслуженный артист России, художественный руководитель Театра эстрады им. А. И. Райкина Юрий Гальцев, уроженец Курганской области. В состав жюри вошли светские и духовные лица. Художественным руководителем Фестиваля выступила известная зауральская певица Мария Фаллах. В фестивале приняли участие десятки коллективов из г. Кургана и Курганской области, ансамбли молодежных клубов «Покров» и Богоявленского храма Кургана, вокальные ансамбли из села Чаши, конкурсанты из Новосибирска, Тюмени, Санкт-Петербурга, Республики Башкортостан и других.

21 июля 2012 г. в Чимеево состоялось открытие Второго Чимеевского фестиваля современной православной песни «Истина в Любви». Фестиваль был посвящен 10-летию образования Свято-Казанского Чимеевского мужского монастыря. Девиз Второго Чимеевского фестиваля: «Матерь Бога Всецарица в Святу Русь велит сплотиться». На Зауральской земле талантов много, и всех их объединяет любовь к Богу, к своему краю, творчеству, музыке, православной песне, желание делиться радостью и сердечным теплом с окружающими.

Третий фестиваль, названный «Чимеевская святыня», прошел в 2013 г., он был посвящен 1025-летию Крещения Руси. Сотни зрителей и участников смогли переночевать в палатках, развернутых силами епархиального Молодежного отдела. Действовала ярмарка народных промыслов. 2 ноября 2013 г. состоялся большой благотворительный концерт, представивший всех участников Чимеевского фестиваля. Вырученные деньги пошли на помощь жителям Дальнего Востока, пострадавшим от недавнего, небывалого по масштабам разрушений, наводнения в этом крае.

— Крестный ход в День города Кургана проходит в последнюю субботу августа. Год от года он привлекает все больше православных. Прихожане берут с собой храмовые иконы, хоругви, во главе колонны несут икону и ковчег с частицей мощей небесного покровителя Кургана — святого благоверного князя Александра Невского. Крестный ход, который возглавляет архиепископ Константин, начинается благодарственным молебном в кафедральном соборе святого Александра Невского, следует по главным улицам и завершается на центральной площади города «Многолетием».

— Участие духовенства епархии в городских мероприятиях по празднованию Дня Победы. После совершения литургии и благодарственного молебна Господу Богу за дарование победы в Великой Отечественной войне в Александро-Невском кафедральном соборе, во главе массового народного шествия колонна духовенства, возглавляемая архипастырем, возлагает от Курганской и Шадринской епархии венок к Мемориалу Славы. У Вечного огня служится лития «О вождех и воинах, жизни свои на поле брани за Отечество наше положивших» и провозглашается «Вечная память» павшим.

Из наиболее значимых событий последнего времени следует особо отметить следующие.

— 2 ноября 2008 г. состоялось долгожданное в Зауралье событие — закладка камня в основание будущего Богоявленского храма. Символично, что закладка камня состоялась накануне двух больших праздников — иконы Казанской Божией Матери и Дня народного единства. Чин закладки в присутствии губернатора Курганской области О. А. Богомолова и священников городского благочиния при стечении множества народа совершил архиепископ Константин.

— 10 сентября 2009 г. в кафедральном соборе Кургана в преддверии престольного праздника состоялась торжественная встреча ковчега с частицей мощей святого благоверного князя Александра Невского, которую доставил архиепископ Курганский и Шадринский Константин из Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры Санкт-Петербурга. Частица мощей была выделена по просьбе архиепископа Константина наместником Лавры епископом Назарием с благословения митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира. Это событие легло в основу проведения в Кургане Александровских дней.

— Александровские дни приурочены ко дню памяти небесного покровителя столицы Зауралья — святого благоверного князя Александра Невского (12 сентября — перенесение мощей святого благоверного князя Александра Невского из Владимира в Санкт-Петербург) с участием духовенства епархии, администрации области и города, курсантов Пограничного института, кадетов, представителей силовых структур, горожан и гостей города. Александровские дни в г. Кургане имеют большое миссионерское и просветительское значение, так как позволяют соприкоснуться многим жителям города с церковной жизнью, с церковными праздниками, с православными святыми и святынями. Людей привлекает на праздник его торжественность и величественность. Большое значение имеет в этом плане участие в мероприятии военных, курсантов, детей-кадетов, ветеранов. Для лучших кадетов Зауралья учреждена ежегодная премия в честь святого Александра Невского. 12 сентября 2012 г. премию получили 12 лучших курсантов Пограничного института и кадетов.

— С 2009 г. начал выходить журнал «Русское поле Зауралья: для тех, кто любит и верит в Россию». Учредитель журнала фонд имени Великого благоверного князя Александра Невского. Журнал издается НПО «Курганприбор», председателем Совета директоров С. Н. Муратовым. В журнале публикуются литературно-художественные, публицистические, богословские, искусствоведческие и другие просветительские материалы. Архиепископ Константин является членом редколлегии.

 Выставка «Православное Зауралье». 22 марта 2011 г. в Областном краеведческом музее состоялось открытие выставки «Православное Зауралье», значимость которой была отмечена губернатором Курганской области О. А. Богомоловым: «Православие всегда было основой, на которой базировалась великая Россия со всеми ее достижениями. Мы благодарны Вам, Владыка, что, придя на Курганскую кафедру, Вы неустанно работаете для развития Православия на Зауральской земле. Нам еще много предстоит совместной работы по восстановлению исторической справедливости. Надеюсь, эта выставка подвигнет на добрые дела, позволит увидеть историю Православия в Зауралье во все времена». В открытии выставки участвовали официальные гости из Санкт-Петербурга и других городов.

— Социально-педагогический проект «Шаг навстречу». По рекомендации Главного управления образования с ноября 2011 г. реализуется областной социально-педагогический проект «Шаг навстречу», целью которого является укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейного воспитания в рамках деятельности культурно-образовательных центров Курганской области.

— Социальный проект «Чужих детей не бывает». С 2011 г. в Курганской епархии начал действовать специальный социальный проект «Чужих детей не бывает», в рамках которого журналисты Курганской епархии стали рассказывать о детях-сиротах, и детях, оставшихся без попечения родителей, с целью привлечения потенциальных опекунов и усыновителей. Для подачи материала вместо скупых анкетных данных была выбрана оригинальная форма живого рассказа, эмоционального и доступного для любого читателя, через реальное общение журналистов с детьми. Проект реализуется уже второй год. Участие в нем принимают дети из Курганского дома ребенка, Курганского детского дома и ряда районных детских домов. Об эффективности проекта говорит то, что за время его существования удалось найти семьи для 41 ребенка из 50 детей, истории которых прозвучали со страниц епархиальных СМИ. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл высоко оценил деятельность данного проекта Курганской епархии. В резолюции Святейшего Патриарха Кирилла, положенной на отчете о деятельности Курганской епархии в 2011 г., в частности, говорится: «...В регионе, испытывающем серьезные трудности социального и экономического характера, каким является Курганская область, требуется мобилизация материальных, интеллектуальных и, прежде всего, духовных ресурсов. В связи с этим отрадно отметить социальную и образовательную деятельность приходов и монастырей. Проводимый социальный проект “Чужих детей не бывает” заслуживает всяческого одобрения».

— Новые помещения для епархиальных Отделов. В 2011 г. ОАО «Корвет» в лице генерального директора А. В. Чернова, который входит в состав Попечительского совета кафедрального собора, передало епархии безвозмездно бывший цех филиала Тюменской обувной фабрики. Это часть второго этажа площадью 400 кв. м в трехэтажном здании. Переданным помещениям были необходимы перепрофилирование и капитальный ремонт. Работы потребовали затрат почти всех денежных поступлений Курганской епархии. В результате появившиеся новые кабинеты были оборудованы современной офисной мебелью и оргтехникой. Устроен удобный актовый зал примерно на 100 человек. Часть зала заняла епархиальная библиотека, которой ранее не было. Необходимо отметить, что до этого времени епархиальные Отделы не имели своих помещений, а теперь получили возможность полноценно работать. Также стало возможным проведение в этих помещениях Епархиальных советов и собраний, пресс-конференций и организационных советов, занятий детской воскресной школы, а также ряда епархиальных мероприятий. Там же образован культурно-просветительский центр.

— Первые богословско-катехизаторские курсы. 1 ноября 2012 г. в культурно-просветительском центре по инициативе архиепископа Константина состоялось открытие первых богословско-катехизаторских курсов, создающих новые возможности для Православного просвещения многочисленных мирян. Преподавателями на курсах являются священнослужители епархии во главе с правящим архиереем.

— Реализация уникальной программы подготовки учителей. В Курганской епархии реализован уникальный для Российской Федерации проект переподготовки учителей на факультете профессиональной переподготовки Института развития образования и социальных технологий Курганской области по 540-часовой (плюс 36 часов практики) программе «Духовно-нравственное образование. Основы православной культуры». Это намного больше, чем в других епархиях, Москве и Санкт-Петербурге. Возглавляет коллектив преподавателей со стороны епархии правящий архиерей — архиепископ Курганский и Шадринский Константин, профессор, академик РАЕН. Слушатели получают диплом государственного образца, позволяющий преподавать не только ОПК, но и другие предметы духовно-нравственной направленности, в том числе модули «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКиСЭ).

— 16 декабря 2012 г. в кафедральном соборе Кургана состоялась торжественная встреча ковчега с частицами мощей святых благоверных князя Петра и княгини Февронии Муромских, покровителей семьи и брака. Частицы мощей были выделены по просьбе архиепископа Константина архиепископом Владимирским и Суздальским Евлогием.

— Первая общеепархиальная Рождественская елка. 8 января 2013 г. в актовом зале епархиального культурно-просветительского центра состоялась первая общеепархиальная Рождественская елка. В праздничном концерте приняли участие воскресные школы курганских приходов и других районов области. Для многих, и особенно для ребят из района, праздник стал вечером общения и возможностью показать свое мастерство гостям из города. Вход для желающих был свободный. Каждый участник и присутствующий на епархиальной елке ребенок получил бесплатно из средств епархии сладкие подарки.

Помимо этого, в епархии продолжаются и развиваются следующие мероприятия:

— Областные Рождественские образовательные чтения. Среди организаторов чтений: Правительство Курганской области, Курганская и Шадринская епархия, Главное управление образования и Управление культуры Курганской области. Целью проведения данного Форума является совместное обсуждение Церковью и государством: состояния дел и выработки мер практического решения проблем привития молодому поколению нравственных идеалов и духовных ценностей; способов профилактики асоциальных явлений в подростковой и молодежной среде; мероприятий по защите детства. Традиционно в Чтениях принимают участие приглашенные профессора и ведущие специалисты из Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, из других городов, задействовано практически все духовенство Курганской епархии.

Помимо этого, представители Курганской епархии ежегодно принимают участие в Международных Рождественских образовательных педагогических чтениях в Москве и активно внедряют в жизнь полученные там знания, а также представляют на секциях результаты своих трудов и опыт. Постоянно совершаются командировки в Москву, Екатеринбург, Тобольск, Челябинск и в другие города на конференции для обмена опытом между епархиями. Архиепископ Константин постоянно выступает на Чтениях с докладами на актуальные темы. В 2013 г. в Чтениях участвовало более 700 человек.

 Областные Кирилло-Мефодиевские чтения, приуроченные ко Дню славянской письменности и культуры. Основная цель чтений — восстановление традиционной системы духовно-нравственного просвещения в школе через предмет «Основы православной культуры», а также развитие сотрудничества между Курганской и Шадринской епархией и образовательными учреждениями города и Области по преподаванию предмета «Основы православной культуры».

Ежегодные Крестные ходы из Кургана:

— в Свято-Успенский Далматовский мужской монастырь на поклонение мощам преподобного Далмата Исетского (ок. 270 км);

— в Свято-Казанский Чимеевский мужской монастырь на поклонение Чудотворному образу Чимеевской Божией Матери (ок. 100 км);

— к Чудотворному образу святителя Николая Чудотворца (ок. 35 км). Этот самый массовый Крестный ход, в котором участвуют около тысячи человек, известен всему православному миру Зауралья. Он посвящен иконе святителя Николая Чудотворца, которая чудесным образом была обретена в водах реки Серебрянки, что протекает вблизи села Утятское (Притобольный район Курганской области). Икона пребывала в сельском Богоявленском храме. К Чудотворной стекались многочисленные паломники, получая по молитвам исцеление души и тела. После революции, в богоборческие времена, благодаря молитвам и заботам добрых людей икона чудом сохранилась. Никакие беды и напасти не тронули лик святителя Николая. В 2008 г., в зимний праздник святителя Николая, Чудотворная икона была возвращена на свое исконное место — в Богоявленский храм села Утятское. С этого времени участники Крестного хода не несут Чудотворный образ, а идут к нему. Крестный ход довольно продолжительный (35 километров), многотрудный, и, естественно, устают все. Но этой усталости сопутствуют общая молитва, общее настроение, поклонение святыне. Характерная черта Крестного хода в том, что он праздничный, светлый. Многие говорят, что в одиночку никогда бы не прошли такое количество километров. А когда идем все вместе, да с молитвой, да к святителю Чудотворцу Николаю, да по родной земле — тело устает, а дух крепнет, это замечают все. И чтобы почувствовать в себе эти благодатные изменения, нужно потрудиться не только душой, но и телом.

Открытие скульптуры «Россия». На праздновании Дня России в 2013 г. в Частоозерье на центральной площади села состоялись торжественное открытие скульптуры «Россия» и молебен на начало доброго дела. История создания памятника уходит к началу XXвека. Настоящая композиция, выполненная в литейной мастерской «Дубровин» архитекторами В. Сырейщиковым и В. Мосиелевым, является копией авторской скульптуры Николая Лаврецкого, представленной впервые на Всемирной выставке в Париже в 1900 г. и принесшей мировую славу Каслинскому чугунолитейному заводу. После парижского триумфа прошло много лет, но фигура женщины — защитницы Отечества по-прежнему современна. Своей мощью и одновременно изяществом она приковывает к себе внимание любого зрителя. Именно эта скульптура является воплощением имперского духа и силы, связывает воедино прошлое, настоящее и будущее России. То, что этот памятник — политический, гражданский и духовный символ России — поставлен в русской глубинке, в старинном селе, свидетельствует и о возрождении былой духовной мощи нашего государства, и о новых реалиях, когда не только перед врагом, но и перед Богом происходит единение всего русского народа, даже в столь отдаленных от столицы краях. Инициаторами и главными инвесторами создания скульптуры выступили депутат Государственной Думы РФ 6-го созыва А. Ильтяков, генеральный директор мясокомбината «Велес» Д. Ильтяков, а также директор по снабжению мясокомбината «Велес» Д. Каширин. Проникновенные слова прозвучали в этот день из уст А. Ильтякова: «Россия — это дом для всех народов. Это последний оплот державы всего мира. Ведь без духовного физического никогда не будет, прежде мы должны воспитать дух в человеке. И тогда с таким человеком мы сможем построить великое будущее нашей страны». Отрадно отметить, что Александр и Дмитрий Ильтяковы, а также Дмитрий Каширин выступили инициаторами и главными инвесторами строительства храма Рождества Христова в райцентре Частоозерье. Рядом со строящимся храмом был воздвигнут величественный памятник Георгию Победоносцу. 5 января 2012 г. совершено архиерейское освящение этого первого каменного собора, построенного на территории Курганской области за последние 100 лет.

Годом ранее в г. Кургане трудами председателя Совета директоров оборонного предприятия «Курганприбор» Сергея Николаевича Муратова был открыт памятник святому князю Александру Невскому и сооружен храм в честь Порт-Артурской иконы Божией Матери «Торжество Пресвятой Богородицы». Это единственный специально построенный храм на всей территории РПЦ в честь Порт-Артурской иконы, а также первый каменный храм, построенный в Кургане за последние 110 лет.

На территории Александро-Невского кафедрального собора к юбилею епархии (февраль 2013 г.) трудами архиепископа Константина построено двухэтажное здание нового Епархиального управления в одном архитектурном стиле с кафедральным собором.

Всероссийское прославление святого Далмата Исетского. Это торжество стало возможным после общецерковного прославления преподобного на Освященном Архиерейском соборе в Москве в храме Христа Спасителя 4 февраля 2013 г. по инициативе архиепископа Константина. На Соборе это была единственная канонизация. Торжественную Божественную литургию 6 августа в день первого празднования общецерковно прославленного преп. Далмата Исетского возглавили: митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Викентий, постоянный член Священного Синода Русской Православной Церкви, бывший Управляющий Екатеринбургской епархией, архиепископ Тобольский и Тюменский Димитрий и архиепископ Константин. Слова литургии Иоанна Златоуста проникали в сердца сотен и сотен верующих, собравшихся на этот праздник Православия, соединивший, казалось, не только людей из разных городов России, единым дыханием воспевавших «Символ веры», но сблизивший века и тысячелетия христианства.

В своем слове митрополит Викентий подчеркнул: «Мы всегда молились святому старцу Далмату в Екатеринбургской епархии, и сейчас, пребывая в Ташкентской епархии, мы также прибегаем в своих молитвах к его заступничеству. Хотел бы поблагодарить Владыку Константина за то, что именно ему Господь дозволил, а преподобный Далмат соизволил, чтобы именно Владыка Константин его прославил. Это имеет особое значение, поскольку не каждому архиерею дается такая честь, поэтому мы очень вас благодарим, дорогой Владыка, за ваши труды, которые вы несете на ниве Христовой, в украшение Православия в нашей Церкви, в умножение чад Божиих, и дай Бог, чтобы преподобный Далмат был вашим непосредственным помощником в ваших архипастырских трудах. А вам, дорогие братья и сестры, желаю, чтобы мы с вами притекали к святым мощам преподобного почаще, обращались к нему в молитвах, и, он, конечно, никогда не оставит наши просьбы тщетными».

На примере жизни и деятельности Курганской и Шадринской епархии можно наблюдать глубинный процесс восстановления «святорусской» основы нашего Отечества, имеющего славную тысячелетнюю историю. Эта «основа» многократно подвергалась попыткам разрушения, которые при всех их жестокостях и ухищрениях все-таки не уничтожили душу народа, его православное мирочувствие. Сегодня события жизни Русской Православной Церкви показывают, что все-таки не стал непреодолимым расколом духовный «разлад» нации, произошедший в XX веке. Но много нам еще предстоит с Божией помощью сделать, чтобы зазвучала «симфония» нации во славу новой России, святой России.

 

 

Об авторе

Митрополит Петрозаводский и Карельский Константин (Горянов)

Больше статей от этого автора