Защита прав соотечественников — стратегическая составляющая внешней политики России

К 5-летию создания Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом

Иванов В. П.

Владимир М. М.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

 

В соответствии с утвержденной Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным 30 ноября 2016 года обновленной концепцией внешней политики Российской Федерации и другими основополагающими документами, всесторонняя защита прав и законных интересов российских соотечественников, проживающих за рубежом, является одним из высших приоритетов внешнеполитической деятельности нашего государства. 

 Основной объем координации работы с соотечественниками на данном направлении осуществляется Министерством иностранных дел России, загранучреждениями МИД, подведомственным Министерству иностранных дел Федеральным агентством «Россотрудничество», Правительственной комиссией по делам соотечественников за рубежом, Федеральной миграционной службой и рядом других российских государственных и неправительственных организаций, включая Фонд поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом. Следует отметить, что наряду с федеральными органами исполнительной власти важное место в деле защиты политических и гражданских прав соотечественников занимает и деятельность законодательных органов Российской Федерации — Государственной Думы и Совета Федерации. 

Как подчеркнул министр иностранных дел Российской Федерации Сергей Викторович Лавров 23 июня 2017 года на заседании Правительственной комиссии по делам соотечественников за рубежом: «Всемерная поддержка соотечественников, отстаивание их законных прав и интересов, содействие укреплению связей с исторической Родиной — в числе наших безусловных приоритетов». 

Создание в 2012 году Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом, отражает естественное стремление правительства и гражданского общества России, опираясь на сложившиеся международные нормы и принципы в отношении прав человека и демократии, на практике распространить их в отношении российских граждан и соотечественников, законно проживающих за рубежом. 

Следует отметить, что политика любого государства, в т. ч. Российской Федерации по поддержке своих соотечественников, является общепризнанной в мире нормой цивилизованной внешней политики, подкрепленной национальным законодательством большинства стран мира, имеющих зарубежные диаспоры. 

На мировой арене давно сложилось устойчивое представление о том, что любая страна, особенно претендующая на статус мировой державы, призвана проводить политику защиты прав и законных интересов соотечественников, проживающих в других государствах. Это, безусловно, относится и к России, имеющей за рубежом одну из крупнейших диаспор мира.

В последние годы мы являемся свидетелями тенденции к осложнению международной военно-политической обстановки, введением экономических санкций против России, развертыванием и усилением на Западе информационной антироссийской кампании. В обстановке фактической реанимации со стороны США и их союзников по НАТО методов ведения холодной войны в отношениях с Россией, русскоязычная диаспора неминуемо попадает под пресс не только массированной антироссийской пропаганды и экономического давления, но и как в ситуации на Украине, становится объектом прямых нарушений базовых неотъемлемых прав человека — права на свободу и права на жизнь. В условиях мирового финансово-экономического кризиса фиксируется увеличение числа грубых нарушений прав национальных меньшинств, беженцев, мигрантов, ущемления социально-экономических и политических прав людей. Острыми остаются проблемы защиты прав детей. Граждане и соотечественники России, проживающие за рубежом, все чаще становятся объектом политических преследований, этнической дискриминации, проявлений русофобии. 

Понятие российский соотечественник, проживающий за рубежом, в современном понимании и проблемы его правового положения стали появляться в политическом и юридическом языке современной России только после распада СССР и принятия Конституции Российской Федерации 1993 года. Практически в это же время защита российских граждан и соотечественников становится одним из важнейших направлений внешней политики страны. Впервые в истории России законодательно регулируется статус соотечественника. Легитимными представителями соотечественников перед государственными структурами России выступают Всемирный конгресс соотечественников и Всемирный координационный совет. На наших глазах постепенно начинает получать организационное оформление мировое сообщество российских соотечественников, взаимодействие с которым требует опоры на фундаментальные принципы построения межгосударственных отношений и современного международного права.

Следует подчеркнуть, что в этой связи для России, как и для любого демократического государства, защита своих граждан за рубежом является одной из конституционных обязанностей.

Деятельность Фонда строится в строгом соответствии с применимыми нормами международного права, международными обязательствами и законодательством Российской Федерации, общепринятыми международными стандартами и нормами в отношении прав национальных меньшинств. Фонд исходит из того, что хотя в соответствии с нормами международного права, защита прав национальных меньшинств является ответственностью государства, на территории которого они проживают, государства могут проявлять заинтересованность в благополучии сообществ меньшинств за рубежом, в особенности тех, с которыми их объединяет этническая, культурная, языковая или религиозная самобытность и общее культурное наследие. 

В соответствии с нормами международного права государства обязаны гарантировать реализацию прав национальных меньшинств в странах своего законного проживания без какой-либо дискриминации и в условиях равенства перед законом. Национальные меньшинства вправе создавать свои негосударственные организации, ассоциации и учреждения, устанавливать и поддерживать беспрепятственные контакты с гражданами других государств, с которыми их объединяет общее национальное происхождение или культурное наследие, искать источники финансирования из государственного бюджета, международных источников или частного сектора, и, разумеется, прежде всего в стране происхождения.

Основываясь на принципах, декларированных в документах ООН, ОБСЕ, Евросоюза и других международных структур в отношении национальных меньшинств, Фонд поддержки и защиты прав соотечественников исходит из того, что уважение прав человека и основных свобод, включая права лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, является существенным фактором мира, справедливости и благополучия. Конструктивное сотрудничество государств и представителей гражданского общества по вопросам национальных меньшинств имеет своей целью содействие взаимопониманию и доверию, дружеским и добрососедским отношениям между равноправными суверенными государствами и в этом контексте российское сообщество может эффективно способствовать развитию дружественных и взаимовыгодных отношений между Россией и странами их проживания, создавая условия для диалога и толерантности. 

Поскольку вопрос стоит о защите прав «российских соотечественников, постоянно проживающие за рубежом», важным вопросом является представление о том, что в настоящий момент, согласно российскому законодательству, подразумевается под понятием «соотечественник».

В соответствии с законом Российской Федерации № 99-ФЗ и с учетом Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон Российской Федерации «О Государственной политике РФ в отношении соотечественников за рубежом» от 24 июля 2010 года: «Соотечественниками являются лица, родившиеся в одном государстве, проживающие либо проживавшие в нем и обладающие признаками общности языка, религии, культурного наследия, традиций и обычаев, а также потомки указанных лиц по прямой нисходящей линии». 

Согласно сути Федерального закона, кроме граждан Российской Федерации, соотечественником признаются лица, во-первых, относящиеся, как правило, к народам, исторически проживающим на территории Российской Федерации, имеющие национальную принадлежность к русскому народу или к народам Российской Федерации.

И, во-вторых, — сделавшие свободный выбор в пользу духовной, культурной и правовой связи с Российской Федерацией, т.е. это вопрос «самоидентификации».

Это положение, исходя из универсальности права человека, в основном соответствует базовым принципам международного права, закрепившего принцип самоидентификации в международных правовых документах.

Так, в пункте 32 Копенгагенского документа Конференции по человеческому измерению 1990 года ОБСЕ, государством-членом которого является Российская Федерация, указано, что «принадлежность лица к национальному меньшинству является предметом его личного выбора, и никакие неблагоприятные последствия не могут возникать из осуществления такого выбора». 

Русская диаспора за рубежом исторически формировалась из людей, оказавшихся за рубежами Родины во многом не по своей воле. До Русской революции 1917 года массовая эмиграция обуславливалась в основном в связи с религиозным преследованием (староверы, молокане и т. д.). Первая мировая война, Октябрьская революция и гражданская война в России начала прошлого века вызвали первую массовую политическую эмиграцию. При этом, из оказавшихся за пределами России в этот период 5 млн. человек, большинство составили эмигранты, оказавшиеся таковыми в результате передела границ (например, 40 тыс. русских в Финляндии, 150 тыс. в Эстонии, 1 270 тыс. русских, абсолютное большинство населения в Бессарабии, которая в 1923 отошла к Румынии и т. д.). За границей впервые в современной истории образовалась обширная русскоговорящая диаспора.

Кроме того, за годы Второй мировой войны на территорию зарубежных стран с оккупированных территорий для использования в качестве дешевой рабочей силы было насильно вывезено около 10 млн. советских граждан и военнопленных, из которых большинство по разным причинам на Родину не вернулось. 

В результате распада Советского Союза сложилась трагическая ситуация, когда за пределами своей Родины без права выбора и желания оказались миллионы граждан СССР по этническому происхождению, языку, религии, традициям мало ассоциировавшие себя с титульными нациями образовавшихся независимых государств. Как было отмечено в Обращении Президента Российской Федерации по Крыму 18 марта 2014 года: «Миллионы русских легли спать в одной стране, а проснулись за границей, в одночасье оказались национальными меньшинствами в бывших союзных республиках...».

Часть из них сохранила российское гражданство, часть добровольно или вынуждено приняла гражданство новообразованных государств, часть как, например, в Прибалтике, оказалась вообще без гражданства. 

Так, по данным на 1989 г. не менее трети русских были уроженцами бывших советских республик. В частности, на момент провозглашения независимости Эстонии около 65 % русского населения родились в этой стране. Местными уроженцами являлись 43,3 % русского населения Молдовы, 42,3 % — Украины, 41,6 % — Латвии. 

Кроме того, распаду СССР предшествовал распад системы стран социалистического содружества, в которых также проживало значительное количество российских соотечественников, как граждан Российской Федерации, так и принявших гражданство стран проживания. Массовый выезд россиян на работу и обучение за рубеж в последние годы дополнил образование того, что представляет собой современный зарубежный Русский мир. 

В целом считается, что зарубежное русскоязычное сообщество, включая эмигрантов разных предшествующих временных периодов, вместе с гражданами России, насчитывающих около 2 миллионов, составляет по разным оценкам от 25 до 30 миллионов человек. 

Начиная с 1992 года, в Российской Федерации принят целый ряд нормативно-правовых актов, затрагивающих положение российских соотечественников за рубежом, включая более 15 Федеральных законов, ряд Указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства и других директивных документов. 

Российская диаспора, состоящая из российских соотечественников, проживающих за рубежом и подпадающих под определение Федерального закона РФ №99-ФЗ от 24.05.1999 г. «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» (с последующими изменениями), вполне соответствует содержанию международного термина «национальное меньшинство».

Таким образом, защита прав соотечественников, если использовать международно-правовую терминологию, есть охрана прав национальных меньшинств, проживающих в других странах и защита собственных граждан, пребывающих более или менее продолжительное время за границей, государствами их происхождения.

Одно из обязательных с юридической точки зрения положений по меньшинствам содержится в Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 года и Генеральных Комментариях Комиссии ООН по Правам Человека к статье 27 данного пакта, где сказано: «существование этнического, религиозного или языкового меньшинства в данной стране-участнице не зависит от решения этой страны-участницы, но должно быть установлено по объективным критериям». И там же: «В тех странах, где существуют этнические, религиозные и языковые меньшинства, лицам, принадлежащим к таким меньшинствам, не может быть отказано в праве совместно с другими членами той же группы пользоваться своей культурой, исповедовать свою религию и исполнять ее обряды, а также пользоваться родным языком».

Поэтому важно, основываясь на современном состоянии международного права в отношении национальных меньшинств, максимально эффективно добиваться распространения его норм и принципов на российских соотечественников в странах проживания, путем юридического и политического закрепления их прав на многостороннем и двухстороннем уровне. 

Очевидно, что активное использование международного права и международных стандартов в области защиты прав национальных меньшинств по всему их диапазону будет способствовать не только консолидации зарубежного Русского мира, но и существенному повышению общественной и политической активности, росту гражданского самосознания и укреплению авторитета соотечественников и их организаций у административных органов и гражданского общества стран проживания.

Согласно действующим международным стандартам, принятие государствами односторонних мер по защите «родственных меньшинств»,независимо от того, проживают они в соседнем или другом государстве, возможно при условии соблюдения базовых норм и принципов международного права, действующих двусторонних договоров и национального законодательства стран проживания национального меньшинства. Как отмечается в Докладе о привилегиях для национальных меньшинств со стороны «родственного государства», одобренном в 2001 году Европейской комиссией за демократию через право, «сам факт того, что получатели такого рода поддержки проживают за рубежом, не является нарушением принципа территориальной целостности государства». 

Исходя из принципов, декларированных в документах ООН, ОБСЕ, Евросоюза и других международных структур в отношении национальных меньшинств, российские государственные и неправительственные организации, одной из которых является Фонд поддержки и защиты прав соотечественников, рассматривают деятельность по соблюдению общепризнанных гражданских и этнокультурных прав соотечественников, как важный элемент международного сотрудничества на гуманитарном пространстве. При этом российские правительственные и неправительственные организации готовы к сотрудничеству с соответствующими правительственными и неправительственными структурами в странах проживания соотечественников. К сожалению, не везде наши предложения о совместных шагах по решению проблем русскоязычных диаспор встречают адекватный ответ.

К таким правам, несомненно, относятся не только право на гражданство, на участие в политической и социальной жизни страны проживания, но и право на использование родного языка, сохранение культуры и традиций, национальной и религиозной принадлежности, то есть этнической самобытности. Важной составляющей и активными участниками такого сотрудничества призваны стать зарубежные организации российских соотечественников, заинтересованные в поддержании культурных и духовных связей со страной своего происхождения. 

Как уже отмечалось, важным проявлением заботы России о правовом положении российских соотечественников стало создание Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом.

Идея создания Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом (далее Фонд), принадлежит самим соотечественникам, которые на II Всемирном конгрессе соотечественников в Санкт-Петербурге (ВКС) в 2006 году выступили с инициативой учредить специальный центр для организации системы юридической защиты прав соотечественников в странах их постоянного проживания. Идея была поддержана руководством страны и в 2009 году на III Форуме ВКС в Москве было заявлено о том, что работа над созданием Фонда уже начата, а 25 мая 2011 года вышел Указ Президента Российской Федерации № 678 «О создании Фонда продержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом».

В соответствии с этим Указом учредителями Фонда стали Министерство иностранных дел Российской Федерации и Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество).

С 1 января 2012 года Фонд непосредственно приступил к работе в качестве профильной неправительственной организации. 

Фонд поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом, осуществляет свою деятельность в строгом соответствии с применимыми нормами международного права, международными обязательствами и законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, общепринятыми международными стандартами и нормами в отношении прав национальных меньшинств, с учетом национальных, культурных и исторических особенностей каждого государства. 

Фонд, согласно Уставу, оказывает поддержку в виде предоставления грантов и субсидий отдельным представителям и организациям российских соотечественников на осуществление мер по проведению исследований их правового положения в странах проживания, оказание бесплатных правовых консультаций и судебную защиту в случаях нарушения их прав и законных интересов, размещение в русскоязычных СМИ правовой информации о национальном законодательстве стран проживания в отношении национальных меньшинства и на другие гуманитарные и образовательные цели. 

Фонд в соответствии с Федеральным законом «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» призван содействовать соотечественникам в реализации основных прав и свобод человека и гражданина, закрепленных в законодательстве государств их проживания или пребывания, международных договорах Российской Федерации, законодательстве Российской Федерации, а также принимать меры по их защите и восстановлению (ст. 17). Важным направлением деятельности Фонда является поддержка процесса развития общественной дипломатии. Являясь неправительственной организацией, Фонд практически с первых дней создания строит свою деятельность в координации с российским гражданским обществом и международным НПО сообществом. Достигнуты договоренности о совместной деятельности Фонда с рядом ведущих международных и российских организаций, в компетенцию которых входит работа с соотечественниками (МСРС, Московский Дом соотечественника, ЦМО «Этносфера»), медийными структурами (РИА «Новости», РАПСИ, ТАСС, телерадиокомпания «МИР», «Голос России»), рядом правозащитных организаций России и стран бывшего СССР. Фондом заключены договоры об оказании правовой помощи с рядом авторитетных российских адвокатских бюро, положительно зарекомендовавших себя в деле защиты прав российских соотечественников. 

Важной уставной задачей Фонда является проведение практической работы по оказанию соотечественникам необходимой правовой поддержки, в том числе посредством привлечения адвокатов и других специалистов-правоведов к проведению бесплатных правовых консультаций для соотечественников, их представительства перед административными и судебными инстанциями стран проживания, сопровождение, если необходимо, их защиты в национальных и международных судах. 

За пять лет, прошедших с его создания, Фонд осуществлял и продолжает осуществлять более 300 правозащитных проектов в 42 странах мира, включая Россию. 

Свою деятельность за пределами Российской Федерации Фонд осуществляет в соответствии с законодательством соответствующих зарубежных государств и международными обязательствами РФ. На практике, юридическая помощь оказывается партнерами Фонда — профессиональными и лицензированными адвокатами и юристами стран проживания соотечественников. 

Для повышения эффективности работы на данном направлении в октябре 2015 г. в Москве при поддержке Фонда создана Международная ассоциация русскоязычных адвокатов. От России учредителями выступили Международный союз общественных объединений, Гильдия российских адвокатов и Международный совет российских соотечественников. Учредительный съезд объявил о создании и принял Устав Международной ассоциации русскоязычных адвокатов, избрал президента, президиум и правление. Сокращенное наименование — НКО «МАРА», или «International Association of Russian-Speaking Lawyers».

Одним из ведущих направлений деятельности Фонда является проведение текущего и оперативного мониторингов правового положения соотечественников в странах проживания и, в первую очередь, мониторинга нарушений их базовых групповых интересов. Текущий мониторинг осуществляется в отношении действующего национального законодательства и нормативных актов, определяющих правовое положение соотечественников, а также их применения на предмет соответствия общепризнанным нормам международного права. Результаты мониторинга используются для информирования международной общественности и гражданского общества стран проживания о фактах нарушения прав соотечественников. Мониторинг право применения дает возможность проводить оценку правомочности судебных и административных решений международным нормам и стандартами.

Результаты мониторингов, которые при поддержке Фонда осуществляются различными российскими и зарубежными правозащитными организациями, дают возможность документировать основные направления практической деятельности Фонда по защите конкретных прав и законных интересов российских соотечественников. Кроме того, результаты мониторингов становятся источником информационной защиты прав соотечественников на национальных и международных площадках, а также определенной основой в работе по отстаиванию их законных интересов в национальных и международных судебных инстанциях или перед административными органами стран проживания. 

В качестве примеров наиболее заметных мониторинговых проектов, осуществленных при участии Фонда в 2012–2017 годах и их практического использования в работе по защите прав и законных интересов соотечественников можно привести следующие:

Фондом оказано содействие правозащитному движению «Русскоязычная Украина» в подготовке перевода на украинский и английский языки «Второго общественного отчета об исполнении Украиной Европейской хартии региональных языков или языков меньшинств» (тираж — 10 тыс. экз.). В Отчете фиксируются системные нарушения на Украине прав на использование родного русского языка для миллионов русскоязычных граждан, приведена уникальная статистика. Издание направлено в ООН, ЮНЕСКО, европейские международные организации, включая Европейский парламент, ПАСЕ, правозащитникам и СМИ.

«Центр правовой защиты соотечественников РФ» (Латвия) провел мониторинг правовой ситуации и подготовил рекомендации по противодействию попыткам латвийских властей ухудшить социальное обеспечение для 3,2 тысяч российских военных пенсионеров. Защита прав этой категории российских граждан перешла в судебную сферу, выигран ряд дел в первичных судебных инстанциях. В настоящее время они рассматриваются в судах высшей инстанции страны.

«Центр правовой поддержки и защиты прав и свобод российских соотечественников» (Киргизия) в рамках совместного проекта с Фондом подготовил по итогам мониторинга «Аналитическую справку по положению российских соотечественников на территории Киргизии», которая позволила получить фактический материал для определения масштабов и характера наиболее острых проблем, с которыми сталкиваются российские соотечественники. 

Фондом также профинансировано издание на английском и латышском языках книги «Постсоветская Латвия — обманутая страна. 1998–2013. От дефицита демократии — к рецидивам тоталитаризма: имитация выборов в органы власти, радикальный национализм, русофобия, пропаганда неонацизма», которая была презентована на совещании ОБСЕ в Варшаве.

При поддержке Фонда в Республике Молдова Конгрессом русских общин был проведен мониторинг для составления доклада о правоприменении в Молдове общепризнанных принципов и норм международного права в области прав человека на предмет выявления фактов нарушения прав, свобод и законных интересов постоянно проживающих российских соотечественников. 

Из наиболее заметных программ, поддержанных Фондом, можно также отметить масштабное исследование, проведенное в 2014–2017 годах Институтом диаспоры и интеграции (Институтом стран СНГ) по теме «Сравнительный анализ правового положения соотечественников, проживающих в постсоветских странах». Оно включило в себя анализ ранее проведенных исследований и публикаций по обозначенной тематике, нормативно-правовых актов, регламентирующих права российских соотечественников в странах СНГ и Балтии, а также результатов социологического опроса, осуществленного в рамках данного исследования. Результаты исследования, охватившего 13 постсоветских республик: Армения, Азербайджан, Белоруссия, Грузия, Казахстан, Киргизия, Латвия, Литва, Молдавия, Таджикистан, Узбекистан, Украина, Эстония направляются в страны, где проведены исследования, рассылаются в ведущие библиотеки нашей страны, в профильные комитеты Государственной Думы, Совета Федерации, в Общественную Палату РФ, заинтересованным научным и общественным организациям. 

Другим крупным проектом, реализованным при содействии Фонда, стала подготовка и издание Международным советом российских соотечественников коллективной монографии «Международный опыт поддержки и защиты прав соотечественников». 

Важным информационным событием стала книга «Необъявленная война в центре Европы: о соблюдении Украиной прав человека во время проведения «антитеррористической операции» на Донбассе» (Un declared war at the center of Europe. Concerning Ukraine's observance of human rights during "anti-terrorist operation" in Donbass).

По инициативе страновых координационных советов соотечественников и при поддержке Фонда издан ряд справочных и аналитических материалов по вопросам правового положения соотечественников. Например, в Греции — сборник «Мои права в Греции», в Армении — сборник документов на русском и армянском языках «О правах национальных меньшинств Республики Армения» и т. д.

Основное внимание в практической работе Фонда уделяется непосредственной правовой защите групповых и индивидуальных прав соотечественников в международных и национальных судебных и административных органах. В этих целях Фондом финансируются услуги адвокатов и оплачиваются судебные издержки по конкретным делам, имеющим резонансный либо прецедентный характер в контексте обеспечения индивидуальных и коллективных прав соотечественников. 

Фондом финансировались адвокатские услуги по защите интересов соотечественников в судах США, Польши, Литвы, Эстонии, Турции, Туркмении, ОАЭ, Южной Осетии и Абхазии и ряда других стран.

Многочисленные обращения в Фонд свидетельствуют о серьезных нарушениях базовых прав соотечественников, затрагивающих не столько индивидуальные, а групповые интересы. Диапазон проблем очень широк. Это и судебные решения по отмене закрытия лицея с преподаванием на русском языке в Молдавии, отстаивание интересов 3,5 тысяч российских военных пенсионеров в Латвии, прав российских семей в Болгарии на бесплатное обучение детей, судебное решение о неправомерности запрета рижским муниципалитетом шествия и митинга организации соотечественников «Родина», посвященного Дню Победы и др.

При поддержке Фонда удалось добиться прекращения досудебного расследования уголовного дела, касавшегося журналистов, членов ассоциации «Литва без нацизма» выступивших с разоблачением пособников фашистов, принимавших участие в геноциде еврейского населения страны.

Другим важным направлением работы Фонда является содействие развитию и совершенствованию деятельности Центров и Консультативных пунктов правовой поддержки соотечественников (ЦПП) (точное название Центра определяется при его регистрации с учетом национального законодательства конкретной страны), создаваемых официальными зарубежными организациями российских соотечественников и активными правозащитниками. Практическая работа проводилась в партнерстве с 26 Центрами правовой помощи, созданными соотечественниками в 20 странах мира, в которых проживает примерно 10 миллионов российских соотечественников, при этом строго в соответствии с международным правом и законодательством стран проживания. За этот период реальная правовая помощь была оказана примерно по 60 тысячам индивидуальных и групповых обращений российских соотечественников. При этом число соотечественников, для которых предоставлялась правовая помощь по проектам Фонда, существенно выше, так как целый ряд обращений отдельных лиц затрагивал групповые права и интересы (пенсионное обеспечение, образование на русском языке и пр.). 

Следует отметить, что практическая стратегия и целевая направленность Фонда на поддержку создания ЦПП и КП непосредственно в странах массового проживания русскоязычных соотечественников являются новым инструментом в международной практике работы с диаспорами.

В качестве примера деятельности можно привести защиту, проводимую Латвийским комитетом по правам человека (ЛКПЧ) по делу о лишении депутатских мандатов русских депутатов местных органов самоуправления по языковым требованиям в нарушение ряда статей международного и европейского законодательства. По конкретным фактам ЛКПЧ подготовлены в суды соответствующие обращения. Кроме того, ЛКПЧ в июне 2016 года подготовлен судебный иск от имени Латвийско-российской ассоциации сотрудничества (ЛРАС), одной их крупнейших общественных организаций российских граждан, постоянно проживающих в Латвии в связи с незаконным лишением ЛАРС статуса организации общественного блага.

Другой партнер Фонда — Центр правовой защиты соотечественников Российской Федерации, проживающих в Латвии (ЦПЗСРФ) — сосредоточил свою деятельность на консультировании, правовой помощи и защите российских соотечественников, из которых более 50 % составляют ветераны Великой Отечественной войны, военные пенсионеры и члены их семей. Центр подписал соглашения о сотрудничестве с 15 общественными организациями военных пенсионеров, насчитывающих более 12 500 чел., то есть охватывает практически всю данную категорию соотечественников.

С 2012 года в партнерстве с Фондом в Эстонии работает Центр информации по правам человека (ЦИПЧ),которым за пять лет проведено около 5 тысяч юридических консультаций для соотечественников. В СМИ Эстонии и за рубежом ЦИПЧ было подготовлены и опубликованы десятки статей и комментариев по правовым вопросам, аналитических докладов и научных публикаций для международной общественности по проблемам национальных меньшинств. Представлен ряд документов в международные организации, в том числе в Управление Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев (УВКБ), в том числе развернутый меморандум о лишении гражданства и безгражданству в Эстонии. 

В Республике Казахстан в целом права русскоязычного населения гарантированы на законодательном уровне, включая право на использование русского языка, на доступ к русскоязычной информации, а также на издание и вещание СМИ на русском языке. В то же время с учетом наличия в стране многомиллионного русскоязычного населения его, как правило, компактного проживания, а также специфики этнополитических процессов, происходящих в этой республике, состояния ее законодательной и административной базы в отношении обеспечения прав этнических меньшинств, вопрос оказания квалифицированной правовой поддержки соотечественников остается весьма актуальным. Острую потребность в помощи такого рода подтверждает, например, тот факт, что в течение пяти лет в четыре Консультационно-правовых пункта (КПП) в городах Алматы и Семипалатинске, открытых при содействии Фонда, обратились за помощью более 6 тыс. соотечественников. 

В Киргизии при содействии Фонда действуют два центра правовой защиты: Общественный фонд «Поддержки и защиты прав российских соотечественников «Свобода» г. Бишкек и Центр правовой защиты соотечественников Российской Федерации в г. Ош и Ошской области. Создание двух центров в ряде стран обуславливается многочисленностью российской диаспоры и территориальной удаленностью мест компактного проживания русскоязычного населения.

Более тысячи бесплатных правовых консультаций предоставляют в год Центр правовой защиты соотечественников в Армении и 2 центра защиты прав человека в Литве, более 500 — ЦПП Азербайджана, Грузии (2 ЦПП) и Таджикистана, около 300 — Центры в Китае, Эстонии и Украине, несколько меньше в Молдове и Бельгии. Кроме того адвокаты центров ежегодно сопровождают в судах сотни уголовных и гражданских дел, затрагивающих коллективные и личные интересы российских соотечественников.

После 2014 года Фонду все труднее поддерживать контакты с русскоязычной диаспорой на Украине, на что влияет целый ряд объективных факторов. Это, прежде всего, продолжающееся антироссийская и русофобская по сути политика официального Киева, массовый характер нарушений прав русскоязычного населения на Украине, в особенности на Донбассе, фактический отказ украинских властей от соблюдения формально принятых на себя международных обязательств в правочеловеческой сфере. 

Кроме того, Указом Президента Украины от 17 октября с. г. № 467/2016 Фонд вновь включен в т. н. санкционный список юридических лиц, деятельность которого «создает реальную и потенциальную угрозу национальным интересам, национальной безопасности, суверенитету и территориальной целостности Украины, способствует террористической деятельности и ведет к оккупации территории Украины».

Всего, с 2012 по 2017 год, Центрами правовой поддержки и Консультативными пунктами было проведено около 10 тыс. правовых консультаций, подготовлено более 5 тыс. процессуальных документов досудебного производства. Адвокаты Центров сопровождали несколько сот судебных дел по защите прав, чести и достоинства российских соотечественников в судах различных инстанций. 

Все эти годы в резолюциях региональных и страновых конференций соотечественников, отзывах и выступлениях руководителей координационных советов, публикациях ведущих русскоязычных зарубежных СМИ неоднократно отмечалась значимость деятельности Фонда и его позитивный вклад в дело консолидации зарубежного Русского мира и защиты прав и законных интересов многомиллионной российской диаспоры. Сам факт того, что граждане Российской Федерации, проживающие за рубежом и другие соотечественники имеют возможность получить профессиональную консультацию от русскоговорящих юристов, получил, если исходить из многочисленных отзывов, большой позитивный резонанс. 

Именно поэтому, как показали социальные исследования Института стран СНГ, на территории постсоветского пространства Фонд является самой известной российской неправительственной организацией среди зарубежных соотечественников.

Важным направлением деятельности Фонда продолжает оставаться поддержка и защита прав соотечественников, проживающих за рубежом, на использование родного языка. Следует напомнить, что Статья 2(1) Декларации ООН о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам, провозглашает право представителей национальных меньшинств «использовать их собственный язык, в частной и общественной жизни, свободно и без помех или какой бы то ни было дискриминации». Это же положение закреплено в Статье 10(1) Рамочной Конвенции о защите национальных меньшинств, принятой Советом Европы и в целом ряде других международно-правовых актах. Использование языков меньшинств не может рассматриваться без возможности образования на родном языке (см. Гаагские рекомендации о правах национальных меньшинств на образование, Статья 5 Конвенции ЮНЕСКО о борьбе с дискриминацией в области образования и т. д.). 

Национальные русскоязычные правозащитные организации при поддержке Фонда ведут работу по юридической защите прав российских национальных меньшинств на обучение на русском языке. Так, по инициативе НКО «Русская школа Эстонии» был инициирован судебный процесс, целью которого является отмена решения правительства о запрете преподавать на русском языке. Суд первой и второй инстанции признал действия правительства законными. В настоящее время кассационную жалобу рассматривает Государственный суд Эстонии. Это последняя инстанция, после которой планируется направить жалобу в Европейский суд по правам человека. 

Правозащитный центр Молдовы — партнерская организация Фонда в 2016 году совместно с парламентской Комиссией по правам человека и межэтническим отношениям организовал и провел публичные слушания на тему о соблюдении прав национальных меньшинств на образование на родном языке. Основное внимание при этом было уделено деятельности школ с русским языком обучения. Комиссия поручила министерству просвещения принять конкретные меры, направленные на обеспечение нормального функционирования этих учебных заведений.

Благодаря усилиям адвокатов и при поддержке Фонда одним из первых знаковых дел в 2013 году стал процесс о признании незаконным закрытие русских учебных заведений — гимназии в селе Олонешты района Штефан-Водэ и лицея им. М. В. Ломоносова в городе Калараше в рамках программы так называемой оптимизации средних учебных заведений, часто используемой исполнительной властью Молдовы в целях ликвидации русскоязычных школ. 

Определенных успехов при помощи Фонда удалось добиться Центру правовой помощи «FidesetSpes» в Грузии. Благодаря его сотрудничеству с «Центром профессионального развития учителей», были внесены изменения в профессиональный стандарт учителей, преподающих языки этнических национальных меньшинств. В частности, в этот стандарт был включен и русский язык как язык меньшинств (ранее к ним относили армянский, азербайджанский, чеченский, аварский, курдский и некоторые другие). В этой связи переведены на русский язык ряд пособий для повышения квалификации и самоподготовки учителей.

Даже в странах, где положение с русским языком можно оценить в целом как удовлетворительное, возникает необходимость во взаимодействии с государственными органами образования защищать права российских граждан и соотечественников на получение образования на русском языке. 

Например, в Азербайджане в партнерскую организацию Фонда — Консультационный пункт информационно-правовой помощи поступили обращения граждан с жалобами на отказ местных властей открыть первый класс в русских секторах сельской школы поселка Худат Кусарского района, в школе № 139 Карадагского района. После вмешательства юристов Консультационного пункта, направивших соответствующие обращения в Министерство образования Республики, первые классы в русских секторах вышеуказанных школ были открыты, и в настоящее время в них ведутся полноценные занятия.

Исходя из того, что часто правовые проблемы российских соотечественников возникают в связи с недостаточным уровнем знания национального законодательства стран проживания, причем, в основном, по объективным причинам отсутствия в стране доступной информации на русском языке, Фонд уделяет постоянное внимание поддержке программ повышения правовой грамотности соотечественников.

В этих целях Фонд предоставляет целевые гранты на создание специальных приложений и рубрик в русскоязычных печатных и электронных СМИ, в которых разъясняются права и свободы соотечественников, в том числе их права на создание организаций и объединений, на использование русского языка, социальные права и др. Подобные проекты действуют на Украине (газета Русская Правда), в Эстонии, Болгарии (интернет-портал «Всемирная Россия»), Азербайджане (газета «Новое время»), Греции (газета «МК-Афинский курьер»), Германии («МК-Соотечественник») и т. д.

Эти правовые рубрики, как правило, включают в себя консультации юристов по многочисленным вопросам, задаваемым соотечественниками, разъяснения отдельных положений законов и законодательных актов, затрагивающих интересы соотечественников, другую необходимую правовую информацию.

На V Всемирном конгрессе соотечественников, в частности, отмечалась работа открытого при поддержке Фонда сайта Общегерманского координационного совета российских соотечественников «Русское поле», на котором ответы юристов на наиболее актуальные для соотечественников правовые вопросы в рубрике «Имеем право» имеют по 10–15 тыс. прочтений. При поддержке Фонда в 2015 г. начал регулярно выходить журнал «Права соотечественников в Северной Европе». В нем дается практическая информация по семейному, гражданскому, пенсионному праву и пр. в Норвегии, Дании, Швеции, Финляндии. 

В ходе IX страновой конференции соотечественников Испании (апрель, 2015 г., Мадрид) был презентован подготовленный при поддержке Фонда «Сборник материалов по семейному праву Испании», при содействии Фонда ЦПП «FidesetSpes» подготовил и выпустил первый «Грузино-русский толковый словарь юридических терминов», что стало первой в Грузии попыткой на доступном языке разъяснить юридические понятия для граждан, не владеющих грузинским языком.

В настоящее время поддержка подобных информационных и медиа-проектов оказывается во всех форматах русскоязычных СМИ в 24 странах мира. 

Со своей стороны Фондом подготовлена и распространена брошюра «Обязательства, относящиеся к правам национальных меньшинств, и тематические рекомендации Верховного комиссара по делам национальных меньшинств».

Важным направлением защиты прав соотечественников является информация об имеющих место нарушениях прав русскоязычных соотечественников на многосторонних площадках, прежде всего в ООН, ОБСЕ и Совете Европы. Именно поэтому, начиная с 2013 года, Фонд в качестве профильной правозащитной неправительственной организации принимает участие в ежегодных Обзорных совещаниях ОБСЕ по рассмотрению выполнения обязательств в области человеческого измерения (Варшава). 

Участие представителей Фонда в работе круглого стола «Европейского русского форума» в Брюсселе, проведение Фондом, совместно с Институтом русского зарубежья и Дипломатической Академией МИД России, международной конференции «Проблемы защиты прав граждан России, проживающих за рубежом», стали заметными событиями по выработке мер по совершенствованию работы по защите прав соотечественников.

Можно отметить также Международную конференцию «20-летие Конституции Российской Федерации и соотечественники: достижения, проблемы, перспективы», правозащитную конференцию соотечественников Германии «Мы знаем свои права» (2015 г., Дортмунд), Общеевропейскую конференцию по правовым вопросам (2016 г., Берлин), Североевропейскую конференцию, посвященную правовой защите русскоязычных соотечественников, проживающих в Норвегии, Швеции, Дании, Финляндии, Исландии и других странах региона. 

Важными событиями в работе Фонда стало участие в подготовке и проведении IV (2012) и V (2015) Всемирных конгрессов соотечественников, учитывая то, что правозащитное направление в последние годы стало важной составной частью деятельности организаций русскоязычных соотечественников. Большая группа делегатов Конгресса и членов ВКС представляют партнерские организации Фонда. 

Как отметил в своем выступлении на V Всемирном конгрессе Максим Крамаренко — член Всемирного координационного совета (ВКС), председатель общественного объединения «Республиканское славянское движение «Лад» (Казахстан) — «В числе других вопросов, тема, которая объединяет нас всех, — защита прав российских соотечественников, проживающих за рубежом». 

Фондом уделяется постоянное внимание информационному сопровождению своей деятельности. Заметную роль на этом направлении играет Интернет-сайт Фонда в сети Интернет (www.pravfond.ru), действующий с апреля 2012 года. 

Ежегодно на интернет-ресурсе размещается более 2000 информационных материалов, включая новости о событиях в России и мире, связанных с правовым положением соотечественников за рубежом, материалы о деятельности Фонда, авторские статьи и интервью, фотографии и видеоматериалы. В разделе «Мониторинг событий» регулярно обновляются публикации, связанные с правовым положением соотечественников в различных странах и регионах их проживания. На сайте можно ознакомиться и с научными исследованиями, посвященными анализу правового положения соотечественников. За годы работы Фонда существенно выросла посещаемость сайта, расширилась география пользователей — сайт читают во многих странах и регионах, где живут наши соотечественники. Только на постсоветском пространстве в настоящее время к сайту ежегодно обращаются более 220 000 раз. 

Ярким событием явился Первый Международный Конкурс зарубежных русскоязычных СМИ «Российские соотечественники: «Имеем право!», учредителем и организатором которого стал Фонд поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом. 

Работы конкурсантов (в адрес Фонда поступило около 40 заявок из 20 стран мира) оценивались по трем номинациям: «Лучшая печатная публикация»; «Лучшая Радио-ТВ передача, фильм, проект»; «Лучший интернет-проект». Победителям и лауреатам конкурса были вручены дипломы, денежные премии, ценные подарки и специальные призы жюри конкурса.

Важным направлением деятельности Фонда остается работа по поддержке правовых образовательных программ для молодых соотечественников, проявляющих интерес к вопросам защиты прав человека и национальных меньшинств, включая русскоязычных соотечественников.

Международным сообществом давно признано, что всестороннее образование в области прав человека не только служит источником знаний о правах человека и механизмах их защиты, но и позволяет привить навыки, необходимые для поощрения, защиты и применения прав человека в повседневной жизни.

Ведь именно русскоязычная молодежь, рожденная и выросшая в странах зарубежья (вне зависимости от ее этнической принадлежности), может играть решающую роль в содействии переменам в своих общинах на местах. 

Исходя из этого, Фонд с 2012 года приступил к разработке и реализации образовательных программ для молодежи из числа российских соотечественников. Основной целью этих программ является повышение правовой грамотности у молодежи, молодежных лидеров и активистов молодежных организаций.

В этой связи дополнительно к поддержке образовательной деятельности и инициатив молодежных организаций на местах (Латвия, Эстония, Армения и др.) в течение 2014–2016 годов Российский государственный гуманитарный университет при поддержке Фонда создал и реализовал учебно-тренинговую программу «Правовые и исторические знания как основа правозащитной деятельности соотечественников». 

Фонд выступил со-организатором Молодежного Форума RusNord в Финляндии и провел в рамках данного форума правозащитную секцию, в работе которой приняли участие более 40 молодежных лидеров из Латвии, Литвы, Эстонии, Чехии, Финляндии, Швеции, Норвегии, Дании. 

С 2015 года при поддержке Фонда проводятся правозащитные тренинги для молодых соотечественников в рамках ежегодного Всемирного молодежного Форума в Софии.

Одним из важных направлений деятельности Фонда является также поддержка права российских соотечественников, проживающих за рубежом, на сохранение исторической памяти, на противостояние попыткам пересмотра итогов II Мировой войны и послевоенного мирового урегулирования, угрозам возрождения неонацистских движений. Представители Фонда поднимали вопросы, связанные с международно-правовыми и гуманитарными аспектами итогов Победы, практически на всех национальных и региональных встречах соотечественников, а также в ходе специализированных акций. В качестве примеров можно привести такие акции как VII конференция соотечественников Киргизии: «Наследие Великой Победы и Евразийская интеграция» (Бишкек), Всемирный молодежный форум российских соотечественников «Великая Победа в памяти поколений», страновые и региональные конференции, посвященные 70-летию Победы, в Азербайджане, Бельгии, Германии, Швеции, Австрии, Польше, Чехии, Китае, международные научные конференции «70 лет Великой Победы: непреходящая актуальность триумфа 1945 г.» и «Ялтинско-Потсдамская система международных отношений 1945–2017», организованные греко-российским клубом «Диалог» при Фонда в связи с празднованием 70, 71 и 72-й годовщин Победы в Великой Отечественной войне (Афины, Греция), Международная конференция «Миграционные тенденции и борьба против ксенофобии и неофашизма» (София, 2015 г., Болгария) и т. д.

При поддержке Фонда в 2016 г. Домом русского зарубежья им. А. Солженицына проведена международная научная конференция «Российская эмиграция в борьбе с фашизмом в годы Второй мировой войны». Она впервые была посвящена памяти российских антифашистов, погибших в нацистских концлагерях и гестаповских застенках, памяти советских военнопленных, сражавшихся в рядах европейского Сопротивления, российских эмигрантов, участвовавших в героической антифашистской борьбе движения Сопротивления во Франции, Бельгии, Югославии, Италии и других странах.

Фонд также поддержал издание и распространение нескольких десятков тысяч экземпляров на русском и английском языках специального выпуска выходящего в Великобритании журнала «Русская мысль», посвященного 70-летию Великой Победы.

Кроме того, Фондом были выделены гранты на научные разработки и информационно-аналитические материалы с привлечением российского экспертного сообщества и правозащитников из числа соотечественников, в том числе по подготовке общеевропейского доклада по проблемам ксенофобии, дискриминации и агрессивного национализма, а также «Белой книги ненависти», подготовленной Международным правозащитным движением «Мир без нацизма».

Следует отметить, что повышение внимания России к своей зарубежной диаспоре не осталось незамеченным многими международными и зарубежными национальными правительственными структурами и, в основном находит понимание и позитивный отклик.

В то же время, мы столкнулись и с ситуацией, когда попытки строить взаимоотношения на основе согласованных международных стандартов в отношении национальных меньшинств, квалифицируются как вмешательство во внутренние дела с целью подрыва конституционного строя независимых государств, при этом координационные структуры соотечественников позиционируются как главный инструмент российских государственных структур для этого вмешательства. 

Деятельность ряда государственных и неправительственных структур Российской Федерации, в том числе нашего Фонда, призванных оказывать гуманитарное содействие российским соотечественникам, проживающим за рубежом, также официально отнесена службами безопасности в некоторых странах Евросоюза к национальной угрозе. 

Учитывая общее обострение международной обстановки, защита политических, гражданских и этнокультурных прав соотечественников тем более востребована. Необходимо активно, настойчиво и последовательно использовать международные стандарты в области защиты прав национальных меньшинств по всему их диапазону, что будет способствовать не только консолидации зарубежного российского сообщества, но и существенному повышению его социально-политической активности, росту гражданского самосознания и повышения авторитета перед административными органами и гражданским обществом стран проживания. 

Становится очевидным, что вопросы реализации возможностей русскоязычных диаспор по налаживанию взаимопонимания, конструктивного сотрудничества и добрососедских отношений России с зарубежными странами напрямую связаны с защитой их права такую политику проводить. Причем защитой конкретной и эффективной.