Шаляпина Е. Л. (Санкт-Петербург)

Казанский кафедральный собор

Статья написана к 200-летию со дня открытия

В 2011 году исполнилось 200 лет Казанскому собору Санкт-Петербурга. Музей истории религии и атеизма, располагавшийся в соборе с 1932 по 2000 год, покинул его стены. 4 ноября 1990 года, в праздник Казанской иконы Божией Матери, после многолетнего перерыва в здании храма была отслужена Божественная литургия. 29 марта 1998 года Владыка Владимир освятил по полному чину весь собор. С 31 декабря 1999 года, в соответствии с указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II от 22 декабря 1999 года, Казанский собор стал кафедральным. В 2002 году храм был полностью передан нашей епархии.

Сегодня приход возродился. Теперь это действительно главный собор города. Люди приходят в это намоленное место, в воскресенье у нас 100–150 человек причастников, это постоянные прихожане. В пост у нас бывает около 700 причастников ежедневно.

Приходит множество паломников из разных стран, чтобы поклониться Казанской иконе Божией Матери. Каждую среду здесь служится акафист чудотворному образу1.

Образ Казанской Божией Матери, хранившийся в Князь-Владимирском соборе, вернулся на свое старое место в июле 2001 года. Икона является списком с первообраза, обретенного в Казани в 1579 году. Первоначально обретенная икона исчезла при ограблении церкви в Казани в 1904 году. Икона Казанской Божией Матери является одной из самых почитаемых на Руси икон. Она была с войсками Минина и Пожарского в 1612 году. Она была при Кутузове во время Бородинского сражения в 1812 году. При Петре I список с иконы, сделанный во времена Иоанна Грозного, был перевезен в Петербург из Москвы. По имеющимся сведениям, перевезла икону Царица Прасковья Федоровна в 1710 году. Уже тогда икона считалась чудотворной. С 1737 года она хранилась в придворной церкви во имя Рождества Богородицы на Невской першпективе. Позднее на этом месте был построен современный Казанский собор.

В 1922 году храм был разорен и захвачен обновленцами, все ценное выломали и вынесли большевики. Семьдесят лет в соборе находился музей истории религии и атеизма. Атеистическую экспозицию разместили в сердце северной столицы, да еще в таком прекрасном архитектурном сооружении, как Казанский собор. Например, там находились статуи Аполлона Бельведерского и Венеры Милосской из папье-маше и экспонаты, которые рассказывали, как в Средние века казнили еретиков в Европе... Честно говоря, такая откровенная советская пропаганда у большинства туристов, а ведь сюда очень много народу каждый день приходило, вызывала отторжение или ироническую улыбку. Все-таки здесь всегда был храм, и даже не знакомые с Православием люди, приходя сюда, невольно чувствовали, куда они попали.

В ноябре 1800 года Император Павел I повелел воздвигнуть вместо обветшавшей церкви Рождества Богородицы соборный храм во имя Казанской иконы Божией Матери. Главным требованием Императора было подобие будущего собора храму Святого Петра в Риме. В конкурсе на лучший проект принимали участие зодчие Ч. Камерон, Ж. Тома де Томон и П. Гонзаго.

Однако неожиданно Павел I утвердил проект Казанского собора, составленный малоизвестным еще русским зодчим Андреем Никифоровичем Воронихиным, бывшим крепостным президента Академии художеств графа А. С. Строганова. Его проект действительно очень напоминал собор Святого Петра в Риме, но Воронихин находит оригинальное решение. Предполагалось возведение двух колоннад — с северной и южной сторон храма. Однокупольный собор в плане имеет вид вытянутого креста, купол расположен не в центре храма, а значительно смещен в сторону алтарной части. Эта асимметрия скрыта колоннадами. Само здание собора скрывается за ними. Виден только купол, находящийся между двумя крылами колоннады, создающей зрительную иллюзию его центрального положения в самом здании. Предполагалось также создание вокруг храма трех площадей — с северной, южной и западной сторон. Замысел Воронихина, однако, не был реализован в полной мере из-за недостатка средств.

Павел I не успел осуществить закладку здания. Закладка собора была произведена 27 августа (ст. ст.) 1801 года Александром I. Строился собор в течение 10-ти лет. Здание Казанского собора представляет собой великолепный синтез архитектуры и скульптуры. На наружной стороне стен собора размещено 14 больших и малых барельефных панно на ветхозаветные и новозаветные сюжеты. Все панно высечены из пудостского камня. Алтарный аттик с восточной наружной стороны собора украшен колоссальным барельефом скульптора Ж.-Д. Рашетта «Вход Господень во Иерусалим». Со стороны северного фасада собор украшен четырьмя бронзовыми статуями (из предполагавшихся восьми). Это фигуры святого равноапостольного князя Владимира, святого благоверного князя Александра Невского, святого апостола Андрея Первозванного и святого Иоанна Предтечи. Центральным звеном убранства северного фасада являются бронзовые двери, отлитые по образцу знаменитых дверей флорентийского Баптистерия XIII века. Основным строительным материалом внешней отделки здания был пудостский камень. Во внутренней отделке собора Воронихин использовал финский гранит, порфир, яшму, мрамор, доломит и другие породы камня, добывавшиеся на территории России. Казанский собор по праву можно назвать музеем российского природного камня. Это является заслугой как Воронихина, так и Строганова, который хотел использовать при строительстве собора только отечественные минералы.

Когда в 1922 году собор закрыли, серебряный иконостас старинной работы был переплавлен. После войны 1812 года сорок пудов серебра для этого иконостаса были пожертвованы М. И. Кутузовым. При отступлении Наполеона донским казакам удалось отбить серебряную утварь, награбленную завоевателями. Немало сил потребовалось, чтобы изготовить новый иконостас. Его удалось воссоздать максимально близко к оригиналу по сохранившимся чертежам. В 2001 году чудотворный образ Казанской Божией Матери занял свое историческое место в воссозданном иконостасе.

Иконостас из «донского серебра», по рисунку архитектора К. А. Тона, был закончен только в 1836 году. К «донскому серебру» было добавлено еще примерно столько же серебра, а также серебро Царских Врат от первоначального воронихинского иконостаса, сооруженного в 1811 году. Таким образом, общее количество серебра, которое пошло на изготовление иконостаса, составило около 100 пудов. Ныне восстановленный иконостас покрыт сусальным серебром. Еще в марте 1803 года Воронихин подготовил список всех произведений живописи и скульптуры для собора с указанием мест расположения и размеров. Работа над художественными произведениями, под строгим контролем Академии художеств, продолжалась до 1811 года. В ней приняли участие около сорока скульпторов и живописцев, в их числе лучшие художники России: скульпторы И. П. Мартос, Ф. Г. Гордеев, И. П. Прокофьев, Ф. Ф. Щедрин, С. С. Пименов, В. И. Демут-Малиновский; живописцы В. Л. Боровиковский, Г. И. Угрюмов, А. И. Иванов, В. К. Шебуев и др.

В 20-е годы XXвека все иконы собора были изъяты и переданы в музеи, где они находятся по сей день. Русский музей в 1997 году отказался передать иконы храму, но нам разрешено было сделать их копии. Помогла петербургская Академия художеств. Кафедру академической живописи возглавлял тогда профессор Крылов. Студенты как раз должны были написать и защитить работы в стиле XVIII века. Мы оплатили им краски и материалы, ведь в 90-е годы у художников не было почти никаких средств, и они занялись копированием икон Казанского собора в Русском музее. Потом эти образы были переданы в храм. Сейчас у нас уже есть свои штатные художники, позолотчики, граверы, есть и профессиональные мастерские, но все возрождалось постепенно. Правый придел, в честь Рождества Богородицы, сохранился в том виде, в каком он был представлен в музее. Здесь находится старинная икона: в 1747–1748 годах живописец Луи Каравак создал образ Рождества Богородицы для Казанского собора. Левый придел, в честь Антония и Феодосия Печерских, был разрушен. Сейчас мы его восстанавливаем. Богослужения возобновились в 1991 году в левом приделе. 30 апреля 1994 года на куполе собора был установлен крест.

Казанский собор был одним из любимейших храмов российских Императоров. Драматические события, связанные с Царской Семьей, отмечались в Казанском соборе особыми молебнами. Так, 2 апреля 1866 года Император Александр II прибыл в Казанский собор из Летнего сада, где на него было совершено покушение террористом Каракозовым. Был отслужен благодарственный молебен в присутствии Императорской Семьи. Был отслужен благодарственный молебен и после железнодорожной катастрофы близ станции Борки 17 октября 1888 года, в результате которой едва не погибла вся Семья Императора Александра III. В память об этом событии в Казанском соборе, на личные средства Александра III, была сооружена Голгофа с предстоящими Богородицей и Иоанном Богословом, подобная иерусалимской. Горячо молились в Казанском соборе сразу же после бракосочетания Император Николай II и Императрица Александра Федоровна. Молились они в Казанском соборе и после коронации, и получили в дар от митрополита Палладия икону Спасителя и копию чудотворной Казанской иконы Божией Матери.

В ризнице Казанского собора хранилось множество даров, принесенных храму российскими Императорами и членами их семейств. В частности, хранились серебряные вызолоченные венцы, в которых венчались Великий князь Павел Петрович и Великая княгиня Наталия Алексеевна. В алтаре собора хранилось вызолоченное Евангелие (весом 2 пуда с лишком), подаренное еще церкви Рождества Богородицы Императрицей Елизаветой Петровной. Хранились многочисленные дары Императрицы Марии Федоровны, вдовы Павла I. В день освящения собора 15 сентября 1811 года Императрица принесла в дар золотой потир, украшенный драгоценными камнями и слоновой костью, а также другие предметы, необходимые при совершении таинства Евхаристии. Среди даров Александра I, основателя храма, следует отметить ризу из чистого золота для Казанской иконы Божией Матери. Известие о смерти Александра I пришло из Таганрога, когда в соборе служили молебен о его здравии.

До 1858 года, когда кафедральным собором стал Исаакиевский, ежегодный Крестный ход в день памяти перенесения мощей святого Александра Невского начинался от Казанского собора. При соборе имелась воскресная школа для взрослых, издавалась собственная газета.

В настоящее время работает воскресная школа для взрослых, которую с удовольствием посещают многие наши прихожане, всего около 50–60 человек в классе. Конечно, есть и воскресная школа для детей. При ней создан замечательный детский хор. Каждый месяц в честь священномученика Ермогена мы проводим особую «детскую» литургию в нижнем храме: поет наш детский хор, и на богослужение тоже приходят дети.

Казанский собор наряду с Александро-Невской Лаврой всегда был в центре религиозно-общественной жизни Санкт-Петербурга. Особенно широко развернулась деятельность соборного прихода в годы Первой мировой войны. 10 декабря 1913 года настоятелем Казанского собора был назначен протоиерей Философ Орнатский, будущий новомученик. С началом войны в соборе был организован кружечный сбор средств для помощи фронту, сбор продовольствия, теплых вещей и других необходимых предметов. Одним из первых в России при Казанском соборе был открыт лазарет для раненых. В сентябре 1914 года лазарет Казанского собора приняла под свое высокое покровительство Императрица Александра Федоровна. С амвона собора звучали вдохновенные проповеди отца Философа Орнатского, поднимавшие дух народа. По благословению митрополита Питирима с 1 января 1916 года в соборе начались ежедневные молебствия перед Казанской иконой Божией Матери о даровании победы русскому воинству.

В 1918 году, в обстановке начинающихся гонений на Церковь, отец Философ решает соорудить в подклети Казанского собора пещерный храм во имя священномученика Патриарха Ермогена, автора тропаря «Заступнице Усердная». В этом храме предполагалось поместить Казанский образ Божией Матери. По благословению митрополита Петроградского и Ладожского Вениамина (Казанского) было положено начало сооружению нижнего храма. Отец Философ не дожил до осуществления своего замысла. В августе 1918 года он был расстрелян вместе со своими сыновьями Николаем и Борисом Орнатскими. Но нижний храм во имя священномученика Ермогена был все же создан. В тяжелые зимы 1918–1919 годов именно в нем совершались богослужения, так как в промерзшем Казанском соборе служить было невозможно. Настоятелем собора в это время был назначен протоиерей Николай Чуков, впоследствии митрополит Ленинградский и Новгородский Григорий, чудом избежавший расстрела в 1922 году.

Казанский собор на протяжении 200 лет был, в том числе, собором воинской славы. М. И. Кутузов молился здесь перед тем, как отправиться в действующую армию в Смоленск. Позже собор стал местом хранения многочисленных трофеев Отечественной войны 1812 года — знамен, штандартов, ключей от крепостей и городов, взятых русскими войсками. Здесь же был похоронен великий полководец М. И. Кутузов. ...В 1945 году наши ополченцы принимали перед собором присягу у памятников М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю-де-Толли. Традиция молиться здесь перед боем продолжается и сегодня: воины перед отправкой в «горячие точки» берут благословение в нашем соборе, участвуют в молебнах и литургии.

Следует отметить, что во время блокады памятники Кутузову и Барклаю-де-Толли оставались на своих местах. Их не стали зарывать в землю, как прочую городскую скульптуру. В подвале собора размещалось одно из подразделений штаба Ленинградского фронта. В 1942 году в одном из залов музея была открыта выставка «Отечественная война 1812 года». После окончания войны начались ремонтные и реставрационные работы. С начала 50-х годов возобновилась работа музея.

Летом 1989 года в здании собора состоялся акт передачи Православной Церкви мощей святого благоверного князя Александра Невского. Крестным ходом по Невскому проспекту мощи были перенесены в Александро-Невскую лавру. Несколько позже Церкви были возвращены мощи святых Зосимы, Савватия и Германа Соловецких, также долгие годы находившиеся в фондах музея.

В 1990 году в Казанском соборе были обнаружены мощи преподобного Серафима Саровского. В 1991 году здесь были обретены мощи святителя Иоасафа Белгородского, которые перенесли в Белгород.

11 января 1991 года в Казанском соборе состоялся акт передачи мощей преподобного Серафима Саровского Святейшему Патриарху Алексию II. Ковчег с мощами был перенесен в Свято-Троицкий собор Александро-Невской Лавры, где находился до 6 февраля. Затем мощи преподобного Серафима были перенесены в Серафимо-Дивеевский монастырь. В настоящее время музей истории религии полностью покинул стены Казанского собора, регулярно совершаются богослужения. Собор открыт и для паломников и для туристов, функционирует экскурсионный отдел.

Но главное, что сегодня Казанский собор — это уже не музейный храм, это дом Божий, это живой приход. Конечно, это не наша заслуга. Богородица собрала нас под Своим Покровом. Наш город и вся наша земля русская — под Ее небесным покровительством.

Литература:

Антонов В. В., Кобак А. В. Святыни Санкт-Петербурга: Историко-церковная энциклопедия в трех томах. Т. 1. СПб., 1994.

Шурыгин Я. И. Казанский собор. Лениздат, 1987.

Православные святыни Санкт-Петербурга. СПб., 2007.


 


1   Из интервью настоятеля Казанского собора протоиерея Павла Красноцветова порталу Православие.ру (В тексте далее — курсивом.)

 

 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Вы здесь: Главная Вехи Казанский кафедральный собор


культурно-просветительский
общественно-политический
литературно-художественный
электронный журнал
г. Санкт-Петербург
г. Москва