Национальная идея России: быть всегда!

Точно так же, как любой человек стремится обрести смысл жизни, любое государство нуждается в идее — основном смысле и цели своего существования.

Национальную идею нельзя придумать — она должна отражать суть российской цивилизации и ценностей большинства народа. Национальная идея — это среда, в которой живет, развивается и действует и каждый человек, и общество в целом.

Современная Россия имеет шанс на формулирование национальной идеи, адекватной уникальной российской цивилизации и вызовам времени.

 

 

 

 

 

Можно сформулировать несколько концептуальных признаков национальной идеи.

  1. «Национальная» и «государственная» идеи должны совпадать (в идеале), но категориально они не являются одним и тем же. К сожалению, не всякая государственная идея способствует реализации национальной идеи народа, как, например, это происходит сейчас в России.
  2. Национальную идею нельзя сводить к идее этнической. То есть идея может быть национальной, но у нее не может быть национальности. Россия есть уникальное, самобытное государство-цивилизация с собственным путем исторического развития. Масштабы национальной идеи должны быть как минимум цивилизационными.
  3. Неправильно навязывать национальную идею народу «извне» — она должна родиться «изнутри», исходя из выработанных веками ценностных ориентиров. Это, в свою очередь, предполагает коллективную творческую деятельность. Надо наконец-то прекратить искусственно придумывать высшие идеи и навязывать их России ради какой-то призрачной и обманной цели. Ни коммунизм, ни либерализм, ни любой другой «-изм» не способны выразить уникальную цивилизационную специфику России и создать условия для ее гармоничного развития.
  4. Необходим баланс религиозного и светского наполнения идеи. Связующим звеном выступает система нравственных норм поведения, эстетических представлений и народных преданий. И это не искусственное соединение, но естественное и единственно правильное сосуществование. Атеисты на самом-то деле живут (или стараются жить) исходя из понимания традиционной нравственности, вышедшей из религиозного сознания. А верующие люди, в свою очередь, в реальной жизни во многом стараются подстроиться под гражданские нормы поведения. Национальная идея обязана прочувствовать эту связь и закрепить ее, сживить разорванное народное сознание.
  5. Национальная идея имеет внутреннее и внешнее измерение. Только всемирность идеи поднимает нацию до мирового масштаба.
  6. Национальная идея должна быть адекватна времени, отвечать на его вызовы.В то же время не стоит забывать, что существует ценностная константа, отражающая устойчивые характеристики государственности того или иного народа.
  7. Национальная идея объединяет общество, отодвигая на второй план существующие социокультурные различия. Она интегративна в силу того, что увязывает интересы личности, общества и государства в единый долгосрочный, позитивный национальный проект. Образно говоря, национальная идея указывает «обществу-кораблю» систему координат в безбрежном цивилизационном «море», а идеология государства служит «компасом» для соотнесения собственного курса в этой системе координат.
  8. Национальная идея обязана быть направленной в будущее. Она по самой своей сути футуристична, так как задает проект будущего и программу действий. Недостаточно объяснить национальную идею прошлым и привязать ее к настоящему. Она должна формировать и программировать будущее.
  9. Национальная идея должна быть жизнеспособной, чтобы выстоять в течение десятилетий и столетий. Быть жизнеспособной — значит быть устойчивой и одновременно подвижной, реагирующей на изменения условий и способной побороться за свои ценности. Принцип жизнеспособности только на первый взгляд кажется очевидным и банальным. На самом же деле его недооценка и даже непонимание приводили многие идеологии к быстрому краху.
  10. Национальная идея, представляя совокупность оригинального философского творчества, неизбежно включает как самобытные компоненты, так и успешный опыт иных цивилизаций и государств. Ни в коем случае нельзя замыкаться только в себе. Российская цивилизация всегда умела искусно совмещать самобытность и творчески обрабатываемые заимствования.

 

В рамках масштабного исследования, проведенного Центром проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования, национальная идея звучит так: «Моя страна должна быть, и должна быть всегда!»

Чтобы понять истинный смысл слова «быть» нужно сопоставить его со словом «иметь». Эти слова обозначают противоположные образы и принципы жизни: потребительский, паразитический («иметь») и созидающий, одухотворенный («быть»).

Итак, Россия должна быть, и должна быть всегда! Должна быть здоровой и жизнеспособной, цветущей и развивающейся, идентичной собственному культурному коду. Россия должна быть успешной! Успешной не только для избранных, а как единый большой светлый дом, построенный с любовью ко всем жильцам и заботой о каждом человеке. Гражданин России должен чувствовать себя в собственной стране именно как дома: защищенным, уверенным в себе, располагающим всеми условиями для максимальной реализации своих возможностей.

Успешным человек может быть только в успешной стране. И наоборот, успешная страна невозможна без успешных людей, ориентированных не только на технический прогресс, но и на духовно-нравственное развитие.

Для задачи оценки степени успешности страны в исследование вводится мерный показатель — «коэффициент жизнеспособности страны». Значения коэффициента на исторической шкале делают наглядным представление об интегративном состоянии государства в каждый конкретный жизненный период (рис. 1).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коэффициент высчитывается с учетом следующих обстоятельств: страна как сущность имеет три необходимых и достаточных признака — это ее территория, ее народ и единое государственное управление.

Стоит только исключить любой из этих признаков, и становится очевидным, что сущность-страна исчезает. Причем само слово «страна» в этом смысле не является синонимом государству. Государство — это институт, аппарат управления, созданная людьми оболочка. Страна должна обладать определенным набором свойств, чтобы быть максимально ЖИЗНЕСПОСОБНОЙ и УСПЕШНОЙ. Поэтому формально задача выглядит таким образом: жизнеспособность должна быть максимизирована.

Так как же сущностные признаки могут быть максимизированы с точки зрения успешности России? На рис. 2 видно, что каждый из сущностных признаков, в свою очередь, раскладывается на несколько признаков, те также разветвляются, их ветви, в свою очередь, дают начало новому делению.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В экономическом пространстве этих признаков порядка 500, в демографическом — около 160. В конечном счете, подобный подход порождает факторно-управленческое пространство для государственной власти. Проблемы, отраженные на этом древе, могут найти решения, а вся совокупность подобных решений может быть оформлена в два ключевых документа: Конституцию России и Доктрину безопасности и РАЗВИТИЯ России, что принципиально, поскольку сохранять себя, не развиваясь, невозможно. Эти документы: образ, способ, порядок, детализация жизнеустройства страны во всех сферах ее жизни. Для чего? Для того чтобы страна была максимально жизнеспособна.

Этот подход имеет и более фундаментальное, философское содержание, а именно: по философским законам бытийная способность сущности максимизируется тогда, когда достигается единство формы и содержания. То есть когда форма сущности, отвечающая на вопрос «Быть или не быть?», дополняется еще ответом на вопрос «Каким именно быть, чтобы быть наиболее надежным образом?» (Рис. 3)

 

Каждая страна имеет свои особые, неповторимые потенциалы успешности, они связаны с уникальным опытом выживания, исторического становления конкретного человеческого сообщества. Проведенное исследование позволило выявить оптимальные значения факторов управления, которые в совокупности задают новую модель страны, максимизирующую совокупную успешность государства.

 

В таблице представлены оптимальные для успешности страны экономические мерные факторы в сравнении с их реальными значениями.

Таблица 1

Управляемый параметр

Оптимальное по критерию успешности развития значение

Фактическое значение

Коэффициент монетизации экономики М2/ВВП, %

100–280

35

Доля госрасходов в ВВП, %

65

34

Доля госсобственности в структуре собственности страны, %

60

24

Отношение госдолга внешнего к внутреннему, %

0

54

Доля госдолга в ВВП, %

60

8

Ставка рефинансирования ЦБ РФ, %

4

9

Доля оплаты труда в ВВП, %

64

45

Ширина спектра ВВП, отн. ед.

300

100

Ширина спектра инвестиций, отн. ед.

500

100

Доля инвестиций в ВВП, %

60

17

Налог на прибыль, %

25

20

Налог НДС, %

13

18

Э/И, %

100

160

(Э+И)/ВВП, %

60

38

Доля налогов, идущих в федеральный центр, %

50

60

Отношение госрасходов федерального центра к госрасходам в регионах, %

50

61

Отношение максимальной ставки подоходного налога к минимальной в прогрессивной шкале, раз

7

1

Коэффициент фондов

7

16

Пенсионный коэффициент замещения, %

60

30

Доля бюджета на общегосударственные расходы, %

5,5

8,8

Доля бюджета на оборону, %

12,6

10,5

Доля бюджета на безопасность, %

7,9

10,1

Доля бюджета на поддержку экономики, %

18,4

21,3

Доля бюджета на ЖКХ, %

1,6

1,5

Доля бюджета на экологию, %

3,45

0,09

Доля бюджета на образование, %

7,9

4,4

Доля бюджета на культуру, %

11,7

0,67

Доля бюджета на здравоохранение, %

12

3,8

Доля бюджета на социальную политику, %

3,0

27,8

Доля бюджета на дотации субъектам РФ, %

6,4

5,8

Доля бюджета на науку, %

8,9

5,6

Доля в расходах на экономику субсидий АПК

12

1,7

Отношение числа платных мест к бюджетным в образовании, %

20

163

Отношение затрат на закупки ВиВТ к затратам на содержание армии, %

50

47

Доля численности армии в населении страны, %

1,5

0,7

Доля численности всех силовых структур в населении страны, %

5

2,6

 

Формирование нового облика страны невозможно без представления о высших народных ценностях России, без их нормативного правового закрепления через внесение в Конституцию России и без практической программы развития страны согласно этим ценностям.

Высшие ценности — это наиболее важные для жизнеспособности и жизнеустройства страны состояния и характеристики народонаселения и устройства территории, государственного и общественного управления. По сути, они наполняют национальную идею качественным содержанием, отвечают на вопрос «какой именно быть России?»

Самой главной из высших ценностей является вечное существование самой страны Россия — Родины Народа России. Высшими ценностями являются: нестяжательство, коллективность и взаимопомощь, преобладание духовного над материальным, патриотичность, цивилизационная идентичность, народосбережение, территориальная целостность, человеческая жизнь и свобода человека, гармоничное развитие личности, неприятие какой-либо дискриминации, общественное благо в гармонии с благом каждого человека, любовь и семейность, социальная справедливость, альтруизм и сопереживание, служение государства Народу России, трудолюбие, честь, совесть и нравственность, устремленность к творчеству, ответственность за судьбу человечества.

Как видно из списка высших ценностей, в центре внимания национальной идеи находятся Россия как уникальная цивилизация, ее народ, государство как защитная социальная оболочка народа, семья и человек как основа всей сложной социальной системы. Эти высшие ценности не придуманы искусственно и не принесены откуда-то из «цивилизованных стран», они плоть от плоти российской цивилизации, в них выражена вся суть русского мира, наш культурный код. Для повышения жизнеспособности страны эти ценности необходимо озвучить на самом высоком уровне и придать им статус основы жизнедеятельности России.

Но этого недостаточно. Высшие ценности мало просто объявить, они должны работать. Высшие ценности обязаны быть мотивационными, деятельными, влиять не только на помыслы, но и на реальные решения. Национальная идея страны — это не благолепное томление в поиске самого себя или новых образов непознанного мира, но активная и научно аргументированная программа жизни и действия каждого гражданина, общества, государства и страны в целом.

Высшие ценности в совокупности формируют идеал, к которому сообща стремится вся страна. Государственная власть, ориентируясь на ценности и идеал, формулирует цели, которые необходимо достичь. На пути реализации этих целей обнаруживаются проблемы, для поиска решений которых включаются механизмы управления. Таким образом, выстраивается логичная и понятная схема управления государством: ценности (идеал) — государственная политика — целеполагание — проблема — госуправление — задачи — решения — исполнение — результат. Конечным звеном цепочки является результат, который соотносят с теми самыми ценностно-ориентированным целями и делают выводы о степени эффективности госуправления (власти).

Так государственное управление наполняется смыслом и обретает конкретные критерии для оценки.

Государство в предлагаемой национальной идее России идеократично и осмысленно. Его цели и действия должны быть понятными для каждого, что соответствует лучшим традициям российского государства. Государство — защитная социальная оболочка страны, отвечающая за ее сохранение и развитие, за то самое «быть». Именно поэтому государство в России должно отвечать за все! Это не означает, что оно всем рулит и командует. Государство оптимизирует свое участие по нескольким управленческим направлениям. С одной стороны — прямое управление государственными ресурсами (бюджетом, имуществом, иными ресурсами) и в вертикали административной подчиненности. С другой стороны — создание мотивирующих поведение частных хозяйствующих субъектов условий хозяйствования через нормотворческую функцию и исключительное право на это государства.

Государство должно ориентироваться не на материальные ценности, а на духовные. Не отрицая важность материального в жизни человека и общества, государство должно в первую очередь развивать здоровые человеческие отношения между людьми, духовность.

Нравственное государство — это государство очеловеченное, генерирующее в обществе через свои институты нравственный потенциал отношений. Только нравственное государство может обеспечить такое состояние России, при котором она была бы жизнеспособной всегда.

Постлиберальная Россия — это нравственная Россия.

Мы отвергаем дискуссию, навязываемую либеральной школой: государство или человек. Государство создается как инструмент номер один и именно для обеспечения благополучия и жизни людей. Не может быть России и российского государства без здорового, одухотворенного человека, созидающего и развивающегося согласно высшим ценностям. Как и человек, в свою очередь, не способен быть в одиночку, без народа, без защитной оболочки в виде государства, без России. Все взаимосвязано и гармонично. Одно не может существовать без другого. Огромное преступление — противопоставлять человека и государство, вбивая между ними искусственные противоречия.

Права человека входят в список высших ценностей России. Более того, в центре предлагаемой национальной идеи находится именно человек. Но человек не атомизированный, не враждебный народу и стране, не конкурирующий за «миску похлебки» со своими родными и близкими. А человек коллективный, солидарный, развивающийся в гармонии со страной и народом. И главное — осознающий тот факт, что к правам прилагаются ответственность, обязанность и долг. Права без ответственности — путь к саморазрушению как для человека, так и для страны.

В отличие от либеральной парадигмы в предлагаемой национальной идее права и свободы человека — это только одна из составных частей находящегося под государственной защитой ценностного арсенала. Человек не ограничивается только одной этой ценностью. Не менее важны для него и другие: чувство Родины (малой и большой), альтруизм, нестяжательство, семья, стремление к совершенству и пр. Если выпячивается и защищается только одна из них, обязательно ущемляются остальные. В предлагаемой национальной идее четко проговаривается этот момент: высшие ценности России равнозначны, никакая из высших ценностей России не может преобладать в государственном управлении.

Национальная идея должна быть закреплена в высшем законодательном документе страны. В противном случае она является хоть и правильной, но ни к чему не обязывающей декларацией. Что само по себе тоже неплохо, но недостаточно для управления государством.

Конституция, являясь документом высшего уровня, должна описывать и высшие основания построения страны. К их числу иногда относят только административные институциональные основания, что характерно для либерального подхода. Вместе с тем очевидно, что если страна рассматривается в рамках предлагаемой национальной идеи, где успешность страны производна от деятельности человека и общества, то ценностное мировоззренческое, мотивирующее человека и общество основание становится важнейшим в числе оснований государственности и общежития в целом. И оно должно быть закреплено в Конституции. Таким образом, Конституция — это не просто свод произвольно собранных правил и норм, которые преследуют непонятно какие цели, но законодательно оформленная и закрепленная в конкретных формулировках национальная идея, в центре которой находятся высшие ценности страны.

И такая Конституция уже разработана! Авторский коллектив Центра проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования создал научный макет новой Конституции России. В ней учтены все аспекты конституционного строительства и предложены юридически проработанные решения самых острых проблем российского государства: от административного устройства и экономической политики до системы образования и сферы средств массовой информации. И все это согласно высшим ценностям России, в интересах народа и с целью роста его жизнеспособности.

Помимо Конституции в рамках предлагаемой национальной идеи созданы и готовы к использованию в госуправлении Доктрина безопасности и развития России, а также система нормативно-правовых актов, институциональных, социально-экономических, региональных, финансовых, внешнеполитических и гуманитарных принципов жизнеустройства России. Все это вы найдете в шеститомнике «Национальная идея России».

Итак, накануне эпохи больших перемен и глобальных геополитических сдвигов сформулирована национальная идея России, адекватная русской цивилизационной идентичности и вызовам времени, основанная на досконально разработанной научной теории и воплощенная в Конституции и других практических управленческих решениях. Ее непростой смысл эмоционально и на глубинном уровне понятен каждому: «Россия должна быть и быть навсегда!» Должна быть — и точка. Ибо без России нет нас, а без нас нет России. Это понимали наши предки, это должны понять и мы. Если хотим не просто влачить жалкое существование и умирать, но быть и развиваться.

Мы верим: Россия обречена на успех!