Ивашов Л. Г. (Москва)

Евразийская ось развития мира в ХХI веке

1. Завершение западоцентричного миропорядка

То, что либеральный Запад находится в состоянии системного кризиса и «трещит по всем швам», очевидно даже неспециалистам. Потерпели крах попытки выстроить однополярный миропорядок по модели США и мирового олигархата. Несостоятельной оказалась либеральная идеология, она активно заменяется идеологией фашизма, особенно во внешней политике по отношению к странам, обладающим стратегическим потенциалом (энергоресурсы, коммуникации, узловые регионы). Такие страны просто уничтожаются, их развитие обращается вспять. Экономическая модель Запада, навязанная всему человечеству, не выходит из кризиса, провоцирует войны, революции, перевороты, рост милитаризации. О духовно-нравственной стороне западной цивилизации говорить не приходится: там ничего нравственного не осталось — сплошные однополые браки и семьи, насильственный отъем детей от родителей, разрушение традиционной семьи. А это уже противоестественно самой природе. Формирующийся архетип западного человека несовместим с законами окружающей среды и не имеет будущего. Да и смысл жизни извращен до безумных пределов — нажива, накопительство, сверхбогатство любой ценой, разврат, насилие, властный расизм и т. п. Именно Запад уничтожил сложившуюся после Второй мировой войны систему международной безопасности, сменив «силу права» на «право силы». Таким образом, становится очевидным, что западоцентричный миропорядок не только бесперспективен, но и опасен для всего человечества. Кстати, таковым Запад был всегда, начиная с Римской империи. Если внимательно и беспристрастно заглянуть в историю, можно разглядеть сплошную мировую войну, развязанную «цивилизованным» Западом. Завоевания территорий других народов римскими легионами, попытки Александра Македонского покорить весь мир, крестовые походы, захват колоний, уничтожение не только народов, но и целых цивилизаций. Вершиной преступлений Запада против человечества стали официально признанные Первая и Вторая мировые войны. Западная цивилизация смертельно опасна для человечества. Даже сегодня. Ответ на вопрос «почему?» — кроется в основах геополитики, в ее фундаментальном законе вечного противостояния цивилизаций суши и моря. Море всегда наступало на сушу, стремясь оторвать куски территории, ослабить, расчленить континентальные пространства, поставить под свой контроль. Англия, а затем и США, смотрели и смотрят на континентальные народы, как пираты взирают на берег. Как на добычу и никак иначе. Овладев Европой, они превратили ее в свою колонию-партнера, вовлекая в свои пиратские операции. Сегодня Запад — это совокупность мощи государственной машины, власти мирового финансового капитала, превосходящего военного потенциала, 70 % мировых СМИ, плюс тайные стратегии и сеть теневых структур и штабов.

Вместе с тем, проводя прежнюю политику агрессии и разбоя, США, Европа и Израиль применяют новые типы войн, содержанием которых являются геополитические операции, сочетающие в себе не только военные действия, но и весь набор «либерально-демократических» средств. Но цели остались прежние: мировое господство, уничтожение непокорных, сокращение большей части населения планеты, геноцид в отношении собственных и других народов. Я не вижу особых отличий нынешних лидеров западных стран от их предшественника Гитлера. Нынешние проводят геноцид человечества не под личиной бесноватого фюрера и расовой теории, а изображая приверженцев демократии и толерантности. Арийская раса заменена так называемым «богоизбранным» сообществом.

Центром суши является Евразия, а ее ядром (хартлендом) — Россия, без контроля над которой невозможен контроль над Евразией и, естественно, над мировым пространством. Именно наша страна является в течение веков главным объектом для западного, прежде всего, англосаксонского сообщества. И не только как важная территория, географическое пространство и ресурсы, но и как источник иного мировоззрения и отличной от Запада ценностной матрицы. Отсюда сформировалось два взгляда на мир: атлантический — либерально-агрессивный или пиратский и евразийский — консервативно-традиционалистский или защитно-оборонительный. После развала СССР Евразия, как и весь континентальный мир, находятся в состоянии позиционной обороны. Но в начале ХХI века суша переходит в контрнаступление. Роль Советского Союза и первого эшелона сегодня выполняет КНР.

Важные процессы наблюдаются в мировом общественном сознании. Похоже, мы наблюдаем мировоззренческий переворот в глобальном масштабе. Элиты незападного (континентального) мира освобождаются от мировоззренческой диктатуры со стороны США и транснационального капитала и начинают мыслить категориями национального, цивилизационного, общепланетарного. Возникает чувство политической свободы от американского диктата.

Растаяли надежды на некое глобальное управление всеми земными процессами и стабильностью в мировой финансово-экономической системе со стороны «семерки — восьмерки» и «двадцатки». «Двадцатка» превратилась в кризисный штаб по спасению экономики, основанной на долларе, в исполнительную структуру транснационального финансового капитала. «Восьмерка» пытается решать более широкий круг глобальных проблем, но, как правило, все решения в пользу США. К тому же эти оба института не обладают международной легитимностью. Они были призваны не допустить дисбаланса в развитии новых (восточные страны) и старых (страны Запада) экономик, то есть сдержать развитие Востока, но эта задача также не решена. Экономики западных стран устойчиво подсели на иглу субсидий, и слезть с нее уже вряд ли смогут. Возникающие новые валютные пространства формируют у незападных элит и народов еще одну степень свободы в выборе своего будущего. Теряющий позиции морской Запад понимает это и боится возрождения континента, подобного СССР с подконтрольной системой социализма. И готов в лице англосаксонской элиты и олигархического кластера спровоцировать что угодно, вплоть до новой мировой войны. Запад все чаще прибегает к вооруженному насилию против других стран, возрождает национал-фашизм, прибегает к ресурсной и финансовой экспроприации. Что и продемонстрировал кризис наличности в кипрских банках. В то же время Восток демонстрирует не только рост экономик, но и мощную динамику творческого развития личности, общества, государства. Западные страны утрачивают взгляд в будущее, не имеют перспективной стратегии. Они лишь суетно озираются вокруг. Формируется глобальный дисбаланс развития по оси Запад–Восток. Дисбаланс в развитии существенно усилил позиции спекулятивного капитала, что, в свою очередь, еще больше усугубляет общемировую ситуацию в экономике и системе международной безопасности.

 

2. Поиски новой модели управления мировыми процессами

Ответ на вопрос «что делать?» очевиден: выходить из процесса глобализации, подконтрольного Америке, и строить новый мир — более устойчивый, более справедливый и безопасный, мир, основанный не на западных «ценностях», в историческом процессе полностью себя дискредитировавших. И не на ценностях кочевых народов, которые по Н. Я. Данилевскому, совершив свой разрушительный подвиг, ушли в небытие. И начала такого мира прочитываются в конструкциях, выстраивающихся на Востоке: Евразийский союз, Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), БРИКС. Сначала о БРИКС. Мировые и российские комментаторы, анализируя саммит этой группы стран в ЮАР (г. Дурбан, ЮАР, 25–27 марта 2013 г.), акцент делают на финансово-экономической стороне обсуждаемых вопросов и принятых решений: Банк развития, резервный (антикризисный) Фонд, Банк международных расчетов БРИКС для взаиморасчетов в национальных валютах. И в этом плане разграбленная либерал-чубайсами Россия с разрушенными промышленностью, наукой и образованием на фоне динамично развивающихся мощных экономик Китая, Индии и Бразилии выглядит удручающе. Но, тем не менее, БРИКС это не «восьмерка» и не «двадцатка» — это их альтернатива и альтернатива западоцентричного мира. Фонд и Банк группы БРИКС — альтернатива МВФ и МБ соответственно, расчетная единица — замена доллару и евро. Но это, как и взаимодействие экономик, лишь материальная основа нового мирового смысла. Группа БРИКС уже заявила себя как политическая организация. Предупреждение Западу по ситуации в Сирии, сделанное лидерами пяти стран группы, это скромный геополитический шаг к новой модели глобальной безопасности. В. Путин на саммите БРИКС в Дурбане заявил о необходимости придать группе БРИКС «ключевую роль в многополярном мире». Значит, перестраивать мир. А это уже не только экономика. Но главное еще впереди: возвращение миру истинных смыслов жизни и духовно-нравственных ценностей человечества, до предела извращенных западной цивилизацией. Пекин уже предлагает свои ценности для человечества, об этом говорилось на октябрьском 2012 г. пленуме ЦК КПК. Действительно, китайская цивилизация обладает великой культурой, это самая древняя из сохранившихся на Земле цивилизаций. Человечество широко пользуется китайскими ценностями. Но специфика китайского языка и китайской культуры трудно воспринимаемы другими народами, китаецентричное видение мира (или на первом этапе китаецентричная Азия) не будет воспринято Индией, исламским миром, да и другими цивилизациями. Естественно, Китай вряд ли воспримет ценностную культуру Индии или ислама. Но русскую (советскую) культуру, русские духовно-нравственные матрицы, российское восприятие мира все незападные народы, в том числе китайский, принимают как нечто близкое, родное, собственное. Арию Ленского из оперы П. И. Чайковского «Евгений Онегин» в исполнении южноафриканского певца все руководители стран БРИКС в Дурбане (ЮАР) встретили бурными аплодисментами. В мае 2013 г. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил первый патриарший визит в Китай. Внимание, которое было проявлено китайским руководством и обществом к главе Русской Православной Церкви, позволяет сделать вывод о признании православно-славянских святынь, они могут стать приемлемыми для восточных народов духовными ориентирами. И это геополитический потенциал России, дополняемый ее военным и пространственно-ресурсным потенциалом и огромный потенциал всего Православного мира. Но нынешняя Россия никак не определится со своей ролью в мировом пространстве, действует крайне нерешительно и всегда с оглядкой на США и мировой олигархат. Складывается ситуация «цуцванга»: Запад уже не может управлять мировыми процессами, не-Запад — не готов, по причине отсутствия явного цивилизационного лидера и четкой стратегии строительства нового миропорядка.

 

3. Геополитический проект России и безопасность Евразии

Выходом из создавшейся ситуации может стать российский проект геополитической «матрешки», вбирающий в себя четыре параллельных субпроекта. В проекте закладывается тезис о том, что Россия может вылезти из трясины «дикого капитализма», изменяя себя, окружающее пространство и перестраивая весь мир. Итак, субпроекты.

Первый — возрождение цивилизационной сущности самой России на основе отказа от нынешнего прозападного курса и глубокой модернизации всех сторон жизни государства и общества на основе русско-евразийской культуры и системы духовно-нравственных ценностей. (Патриарх Кирилл: «Всякая модернизация должна включать нравственное измерение. Иначе ничего не получится»)

Второй — ускоренное формирование Евразийского союза, объединяющего в рамках единого проекта культурно-цивилизационное, научно-технологическое (инновационное), образовательное, экономическое и пространство безопасности стран СНГ (и, возможно, Монголии).

Третий — трансформация ШОС в полнокровный Евро-Азиатский союз (союз континентальных цивилизаций — ЕАС), основу которого составят: Евразийский союз во главе с Россией (евразийская цивилизация, базирующаяся на православно-славянской и исламо-тюркской цивилизационных матрицах); Китай (конфуцианско-буддийская цивилизация); Индия (индуистская цивилизация). Иран, Пакистан и, в последующем, Афганистан, (возможно Сирия, Турция и др.) составят основу исламской составляющей Союза.

Четвертый — развитие группы БРИКС до формата Союза незападных цивилизаций и инициация создания межцивилизационной общины в составе цивилизаций и народов, не согласных с миропорядком «золотого миллиарда».

Условия для столь масштабного геополитического проекта России давно созрели, о них говорилось выше. В. Путин в конце 2011 г. предложил идею формирования Евразийского союза, что было только адресовано странам СНГ, и то не всем. В газете «Известия» от 3 октября 2011 г. была опубликована программная статья будущего президента РФ В. Путина «Новый интеграционный проект для Евразии — будущее, которое рождается сегодня». Ключевая фраза статьи звучит следующим образом: «Убежден, создание Евразийского союза, эффективная интеграция — это путь, который позволит его участникам занять достойное место в сложном мире ХХI века. Только вместе наши страны способны войти в число лидеров глобального роста и прогресса, добиться успеха и процветания». Что прочитывается в этой фразе?

Первое, это официально провозглашенный отказ России от прозападного вектора движения и разворот на Восток, в евразийское пространство. Второе — категорическое обращение к народам (государствам), связанным исторической судьбой с Россией, как единственному способу выживания и развития. Фраза «только вместе наши страны способны», фактически отвергает все другие варианты. Президент Беларуси А. Лукашенко тут же откликнулся, заявив в «Известиях» 17 октября 2011 г., что такая интеграция «была, есть и будет естественным путем развития». Тоже без альтернатив. 25 октября президент Казахстана Н. Назарбаев (кстати, первый и главный инициатор Евразийского союза) опубликовал статью в тех же «Известиях» под интригующим, но глубоким названием: «Евразийский союз: от идеи к истории будущего», в которой отметил: «Мы все являемся свидетелями рождения нового уникального евразийского сообщества наций, у которого не только богатый опыт совместного прошлого, но и неделимая общая история будущего». Как видим, и в этой глубокой фразе также не прочитывается альтернативы евразийскому вектору развития. Обобщая вышесказанное, можно констатировать: лидеры России, Беларуси и Казахстана, хотя и непрямолинейно (не вслух) осуждают развал СССР и возвращаются к исторической необходимости жить и развиваться только вместе в едином союзе стран и народов. Искренний интерес к Евразийскому союзу проявили Кыргызстан, Таджикистан, Армения.

Что касается проекта ШОС, то он уже перезрел и требует своего развития. Похоже, новый Председатель КНР товарищ Си Цзиньпин приехал в Москву именно за этим. Главная газета КНР «Женьминь жибао» в передовой статье за 30 января 2012 г. (автор Дао Сюй) констатирует: «Китаю и России следует создать Евро-Азиатский альянс … наши страны преследуют единые интересы и поэтому должны совместно сдерживать действия США».

Характерным было и выступление Си Цзиньпина на сессии ВСНП, утвердившей новый состав руководства КНР: «Ни одна страна не должна рассчитывать на то, что мы будем торговаться своими ключевыми интересами,… что мы вкусим горькие плоды ущемления суверенитета, безопасности и интересов развития государства»1. В этом же выступлении новый руководитель Китая провел четкую линию на неизменность социалистического выбора. И еще одна маленькая деталь: в решениях ВСНП оборона и безопасность выделены в качестве приоритетов, оборонные расходы в бюджете страны вырастут более чем на 10 процентов. То есть в Пекине четко осознают наличие угроз безопасности, исходящих как от США, так и от либерально-рыночной модели мира. Этот вывод подтверждается и обстоятельной беседой Си Цзиньпина с министром обороны РФ С. К. Шойгу и посещением (в качестве первого иностранца) Центра оперативного управления Вооруженными силами России. Напомним, что и первый визит С. К. Шойгу в качестве министра обороны РФ состоялся в Китай. С учетом развития уровня военного и военно-технического сотрудничества между двумя странами можно сделать еще один вывод: Россия и Китай едины в стремлении совместно противостоять планам Запада превратить Евразию в собственную вотчину, «главный приз для победителя в холодной войне по З. Бжезинскому».

И в этой ситуации ШОС и БРИКС выступают как прообраз второго полюса мира и, одновременно, как начало новой модели мира. Для России это исторический шанс избавиться от внешнего управления, системы неприемлемых для нее ценностей и стандартов, обрести независимость, встать на естественный путь развития, а не очередных реформ по чужим рецептам. Об этом, похоже, думает и В. Путин: «Россия может и должна достойно сыграть роль, продиктованную ей цивилизационной моделью, великой историей, географией и ее культурным геномом, в котором органично сочетаются фундаментальные основы европейской цивилизации и многовековой опыт взаимодействия с Востоком, где сейчас активно развиваются новые центры экономической силы и политического влияния»2.


4. Евразийский вектор развития как ведущий фактор глобальной безопасности

В Декларации о создании Шанхайской организации сотрудничества в качестве цели ее образования провозглашается «построение нового демократического, справедливого и рационально политического и экономического международного порядка». Это серьезная заявка на возвращение принципа биполярности по оси Восток–Запад. Ибо в этой фразе, по сути, признается, что нынешний (западоцентричный) международный порядок и недемократичен и несправедлив. Востребован вновь миропорядок, построенный на принципе баланса совокупных сил, сдержек и противовесов. Он должен быть без однополых браков, но с торжеством семейной святости и естественной красоты.

Однако встает вопрос, если ШОС будет трансформироваться в союз цивилизаций, то для этого должно быть основание в виде близости духовно-ценностных систем и национальных интересов. Известный российский китаевед А. Девятов утверждает, что решить проблемы КНР, России и стран Центральной Азии возможно путем «построения на имеющейся базе ШОС “Клятвенного союза” стран и народов незападных цивилизаций — наследников Единого государства Чингисхана… Союза, построенного на нематериальной основе этики Великой Орды — “пять выше”. Власть выше собственности, служение выше владения, общее выше частного, справедливость выше закона, духовное выше материального»3.

Все эти «пять выше» в той или иной степени присутствуют в культурно-ценностных системах и традициях «незападных» цивилизаций и, прежде всего, в странах — кандидатах в ЕАС. Это, собственно говоря, их принципиальное отличие от ценностей западных народов. Да и социализм не так уж неприемлем для подавляющего числа стран мира: китайская специфика социализма, социализм боливарианский, арабский, африканский, вьетнамский и другие — выступает как цель для большинства народов планеты. Социализма требует и природа. Сложнее всего придется перестраиваться России — и социализм, как идеология и практика, отринут и осужден официальными властями, и в дикий капитализм влезли по уши. Но вот мысль одного из членов команды В. Путина, несколько лет ведущего курс на диалог цивилизаций В. Якунина: «Мир должен начать консолидацию в отличном от западного альянса ареале… начать макетировать этот процесс в виде второго параллельного полюса могли бы Китай, Индия. Арабский мир, Россия, СНГ, Латинская Америка»4.

В рамках Евразийского и Евро-Азиатского союзов, как первый этап строительства экономической и политической модели, возможно формирование интегративной системы, сочетающей в себе социализм и государственный капитализм. Но это уже дело специалистов.

Россия может предложить Союзу совместное освоение и охрану Арктических шельфов и Севморпути, развитие регионов Сибири и Дальнего Востока. Пекин развивает тему Союза против агрессивного поведения Запада и диктатуры финансовой прибыли. Газета «Хуаньцу шибао» устами научного сотрудника Китайского института современных международных отношений 15.01.2013 задает тему «нового интернационализма», как пути глобального переустройства мира. Вот несколько цитат из этой статьи: «…пришло время взять в узду погоню за прибылью и выровнять баланс между материальными и духовными потребностями… Суть “нового интернационализма” в том, что Китаю надо брать на себя большую международную ответственность, …прикладывать еще больше усилий для сохранения стабильного мирового правопорядка, …стремиться направить развитие международного порядка в справедливое и рациональное русло»5.

Таким образом, закладка новой модели мира, мира на биполярной основе (Восток–Запад), делает мир более безопасным, поскольку устраняется силовое превосходство Запада и возвращается принцип совокупного баланса сил в мировой политике. Это позволит вернуть к жизни систему международной безопасности и придать ООН функции «главного охранителя мира». СБ ООН необходимо формировать на основе представительства мировых цивилизаций, исключив право «вето». Возвращается и принцип равноправия государств — членов ООН. Принцип невмешательства в дела суверенных государств развивается в «невмешательство в дела цивилизаций и союзов». Ключевые районы мира, стратегические коммуникации и ресурсные районы перестают быть подконтрольны США и их союзникам и обретают международно-цивилизационный характер. На региональном уровне (евро-азиатский регион) также складывается баланс сил, компенсируя, например, китайское превосходство «мини-союзами»: евразийский, российско-индийский, прикаспийский и т. д. Формируется система коллективной безопасности при приоритете невоенных мер и сил. Военные усилия сосредотачиваются на совместной нейтрализации угроз, как в адрес интересов Союза, так и в адрес каждого из его членов. Совместной охране Союза подлежат жизненно важные коммуникации (Малакский пролив, Южно-Китайское море, Севморпуть, трубопровод ТАПИ и др.), ресурсные районы мира получают защиту от агрессий и инсценированных революций.

Таким образом, объединив сначала на этих принципах постсоветские государства в рамках Евразийского союза, а затем и практически всю Евразию, и направив стрелы стратегического взаимодействия на африканский и латиноамериканский континенты, а также в АТР, «континентальный союз» превратится в сверхмощную коалицию мировых цивилизаций поистине планетарного масштаба. Именно в таком геополитическом образовании (Евро-Азиатском союзе) сформируется объединение постсоветского пространства, которое по праву можно назвать настоящим Евразийским союзом, полностью соответствующим евразийской геополитической концепции XXI века.

Сила такого союза будет заключаться не столько в военной или экономической мощи, сколько в евразийском цивилизационном единстве. Одновременно с формированием ЕАС получит дополнительный потенциал развития и группа БРИКС, так как Россия, Китай и Индия будут выступать с согласованными позициями. На саммите БРИКС в южноафриканском Дурбане заложены материальные основы новой финансово-экономической системы. Пусть не без трудностей, но процесс идет. Можно ожидать, что на следующем саммите БРИКС в Бразилии речь пойдет о проблемах международной безопасности и, отнюдь, не только о пресловутом терроризме. Но уже прочитывается геополитическая ось безопасности (взамен глобальной дуги нестабильности): Латинская Америка — Африка — Евразия — Китай — Индия.

Запад, с началом образования ЕАС и развития БРИКС уловив, что он уже не гегемон и единоличный диктатор, станет вести себя сдержаннее. Вот тогда и можно вовлекать США и Европу в строительство нового миропорядка — справедливого и безопасного.

России предстоит председательствовать в «двадцатке» в 2013 и в 2014 гг. — в «восьмерке» и в БРИКС. Так что предоставляется возможность заявить о своем видении мира ХХI столетия и предложить собственный геополитический проект его строительства. Но прежде Россия сама должна вылезти из болота либерально-колониального проекта, остановить кланово-сырьевой сепаратизм, задать мощный проект инновационно-технологического развития. Страна обязана восстановить геополитическое мышление элиты, инженерно-космическое сознание народа, духовно-нравственные корни государственной машины, создать новую комплексную систему безопасности.

Но на это нужна твердая политическая воля! Сталинская!

 

 


1    Цит. по: Нагорный А. А. «Китайская мечта» для России // Завтра, 2013. № 12.
2    Путин В. В. Россия сосредотачивается — вызовы, на которые мы должны ответить // Известия, 2012, 16 января.
3   Девятов А. Реальна ли китайская угроза России и миру // Знание — Власть, 2013. № 11.
4   Якунин В. И. Модель управляемого кризиса // Знание — Власть, 2013. № 11.
5   http://inosmi.ru/world/201301115/204641939.html

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Вы здесь: Главная Точка зрения Евразийская ось развития мира в ХХI веке


культурно-просветительский
общественно-политический
литературно-художественный
электронный журнал
г. Санкт-Петербург
г. Москва