Ангел над островом

На проходной, ведущей во дворик церкви святой Великомученицы Екатерины на Васильевском острове, объявление — «Проход к ангелу до 22 часов».

Это не шутка.

Сквозь проходную, сохранившуюся еще с тех лет, когда здесь размещались лаборатории Всероссийского научно-исследовательского геологоразведочного института (ВНИГРИ), действительно, можно пройти к ангелу...

Темен его лик...

Окутанный гнилыми туманами нашего безверия, овеваемый порывистыми вихрями и бурями революционных беззаконий, обливаемый кислотными дождями нашего равнодушия, этот ангел два столетия летел над нашим городом, и вот он встал в тесном дворике церкви, и сразу увидели все, как изодралась в лохмотья его свинцовая одежда...

 

1.

Они (Ангелы) так выразили и запечатлели в себе благо,
что сделались вторичными светами и, посредством излияний и
передачи первого Света, могут просвещать других.
Святитель Григорий Богослов (13, 50)

Не многие петербуржцы, не говоря уже о гостях города, бывали в церкви на Съездовской1 линии. Однако еще меньше найдем мы людей, которые не любовались бы этим храмом, прогуливаясь по невским набережным или разглядывая открытки с видами Петербурга...

Купол Екатерининской церкви виден издалека, и без него сложно сейчас представить силуэт восточной части Васильевского острова.

Изнутри купол изображает собою небо.

«Отличительная черта храма — простор и свет, — свидетельствовал современник.  — Широкий купол, легко посаженный на аркообразных сводах, посредством парусов незаметно соединяется со стенами и через двенадцать окон льет массу света в церковь. Окна в стенах освещают здание с боков. В ясный солнечный день храм горит светом и радостью».

Наверху купола-неба, на медном позолоченном шаре и установили фигуру ангела, сжимавшего в руках горящий золотом крест.

Нынешний настоятель храма святой Великомученицы Екатерины протоиерей Иоанн Пашкевич говорит, что три петербургских ангела — один на соборе в Петропавловской крепости, другой на Александрийской колонне, третий на Екатерининской церкви — образуют треугольник, соединяющий Васильевский остров, Петроградскую сторону и центральную часть города в единое духовное целое2.

В каком-то смысле эти ангелы являются городской иконой Святой Троицы, и не так уж и безосновательна легенда, утверждающая, что пока эти три ангела охраняют город, он будет спасен от любой беды и напасти...

Петр I, Екатерина II, Александр I...

В правление этих русских императоров в основе своей и сформировался облик Петербурга. И все-таки Петр, Екатерина и Александр для нашего города — это не только императоры, прежде всего, это имена небесных покровителей города.

 

2.

Эти Умы (Ангелы) приняли каждый какую-либо одну
часть вселенной, или приставлены к чему-нибудь одному в
мире, как это было ведомо все Устроившему и
Распределившему. И все они имеют одно назначение — по
мановению Зиждителя всяческих воспевают Божие величие,
созерцают вечную славу, и притом вечно...
 Святитель Григорий Богослов (13, 50)

Известно, что храм святой Великомученицы Екатерины3 в Петербурге построен на месте деревянной «оспенной» церкви, сгоревшей в 1809 году.

Однако, более ранняя история церкви теряется в сырых, гниловатых туманах, затягивающих Васильевский остров, в серой пелене здешних наводнений.

«Не оказалось никакого материала для древней истории нашего храма, — горестно вздыхал в 1911 году протоиерей Леонид Тихомиров, — и в архиве Благовещенской церкви, по 8 линии, к которой некогда Екатерининская церковь была приписана, потому что многие документы Благовещенской церкви во время наводнения 1824 года были подмочены и потом истлели»...

Надо сказать, что весь этот треугольник Васильевского Острова, образуемый Кадетской линией, Средним проспектом и Малой Невою, изначала представлял собою заболоченное место, и только в 1737 году здесь появляются построенные на сваях пеньковые амбары, которые вскоре были снесены льдом.

Из обрывочных данных можно установить, что близ того места, где стоит сейчас Екатерининская церковь, в середине XVIII веке находилась церковь Кабардинского полка. Правда, называлась она, как свидетельствует метрическая полковая книга за 1766 год, Троицкою.

Церковь, как мы уже сказали, была оспенною4.

Требы и богослужения совершались священниками Введенской церкви Копорского и Ямбургского полков с Петроградской стороны.

Скорее всего, это была походная церковь, устроенная в палатке. Известно, что «полотняные» церкви с уходом полка разбирались, а место нахождения святого престола обозначалось крестом, обкладывалось дерном или обносилось решеткою.

Как бы то ни было, но уже в начале семидесятых годов XVIII века на месте Троицкой церкви появляется церковь святой Великомученицы Екатерины, которую перенесли на Кадетскую линию из Гавани.

Разумеется, упоминание дьячка Фомина из Екатерининской церкви в ревизских сказках 1781 года достаточно случайно, но если мы вспомним о событиях начала восьмидесятых лет XVIII века, то обнаружится вполне определенная закономерность появления в городском пейзаже самой церкви святой Великомученицы Екатерины.

Действительно...

27 февраля 1780 года. «Вооруженный морской нейтралитет северных держав». Декларация, предъявленная Екатериной II, как временная мера для защиты русских купцов и мореплавателей в ходе войны между Англией, Францией и Испанией, превратилась постепенно в норму международного права.

7 мая 1780 года. Екатерина II пожаловала герб Санкт-Петербургу.

27 мая 1780 года. Визит Австрийского императора Иосифа II в Россию. Екатерина II встретила его в Могилеве и уговорила посетить Москву и Петербург. Начало сближения Австрии и России. «Такой посетитель, как ваше Императорское величество, — писала Екатерина II Иосифу II, — заставил нас быть разборчивыми в отношениях с другими посетителями».

28 июня 1780 года. Заключена конвенция с Данией о торговом мореплавании.

27 февраля 1781 года. Указ Екатерины II о создании шести «народных училищ» — первых школ Петербурга.

15 марта 1781 года. Заключена конвенция с Голландией о мореплавании и торговле.

Сентябрь 1781 года. Учреждены губернаторские управления на Украине.

Основан город Пермь.

Началась четвертая ревизия, насчитавшая 12,8 миллионов душ.

Издание «Истории российской коммерции» М. Д. Чулкова.

9 ноября 1781 года. Открылись банки в Новгороде, Пскове, Твери, Нежине, Киеве, Курске, Харькове, Тамбове, Орле, Туле.

Греческий проект между Священной Римской Империей и Россией. Предполагалось вытеснить Турцию из Европы. По плану из Молдавии, Валахии и Бессарабии должно было быть образовано Дакийское государство. Должна быть также восстановлена Византийская империя. Босния и Сербия отходили по этому плану к Австрии.

Дания, Голландия, Швеция, Пруссия и Австрия присоединяются к «вооруженному нейтралитету» России. Потемкин строит в Херсоне крепость, казармы и верфь.

8 апреля 1782 года. Учреждение «Управ благочиния». Начало полицейской реформы.

7 августа 1782 года. На следующий день после Преображения Господня. Дождливым днем в Петербурге состоялось открытие памятника Петру I работы Фальконе — «Медного всадника». Вечером состоялась иллюминация, была объявлена амнистия.

23 сентября 1782 года. Учрежден орден святого равноапостольного князя Владимира по случаю 20-летия царствования Екатерины II. Первым кавалером ордена стал А.В. Суворов.

24 сентября 1782 года. Премьера «Недоросля» Д. И. Фонвизина в Вольном Российском театре.

Написана «Фелица» Г. Державина.

Эта краткая хронология событий начала восьмидесятых лет XVIII века свидетельствует о необыкновенной мощи, достигнутой Российской империей в правление Императрицы Екатерины II.

Как признание этого факта Церковью и становится усиление почитания небесной покровительницы Императрицы — «невесты Христовой» Великомученицы Екатерины. Повсюду тогда открываются церкви, освященные во имя святой Великомученицы.  

 

3.

Ангелам, которые не имеют никакого покрова, подобного
нашей плоти, ничто не препятствует непрестанно взирать на
лице славы Божией.
Святитель Василий Великий (4, 264)

Сама Великомученица Екатерина жила в начале четвертого века нашей эры в Александрии во времена жестоких гонений на христиан, воздвигнутых царем Максимином. Происходила она из царского рода, отличалась дивнойкрасотой и необыкновенным умом.

Восемнадцати лет от роду, Екатерина в совершенстве знала многие языки и наречия, изучила творения Аристотеля и Платона, сочинения Асклипия, Гиппократа и Галина5, постигла тайны ораторского искусства.

Не было у Екатерины недостатка в женихах, но девушка твердо решила в своем сердце сохранить чистоту девства и отвергала самые заманчивые предложения.

Видя непреклонность своей дочери, мать ее, тайная христианка, привела Екатерину к своему духовному отцу.

Но этот премудрый старец не стал отговаривать девушку от принятого ею решения.

— Я знаю одного чудного юношу, Который несравненно превосходить тебя во всех твоих дарованиях, — сказал он.

— Отче! — спросила Екатерина. — Как я могу увидеть этого юношу?

— Вот изображение Матери Того, о котором я говорил тебе! — сказал старец протягивая девушке икону Пресвятой Богородицы, держащей на руках Божественного Младенца. — Возьми эту икону домой и вознеси молитву, умоли Деву, имя которой — Мария, чтобы Она показала тебе Своего Сына.

Не сразу, но совершилось чудо.

Екатерина увидела Царицу Небесную и Иисуса Христа.

— Угодна ли Тебе, Сын Мой, сия девица? — спросила Его Богородица.

— Весьма угодна, — ответил Господь. — Теперь она прекрасна и славна, а не безобразна и бесчестна, как прежде; ныне она богата и премудра, а не бедна, какою была сначала. Ныне Я возлюбил ее, и так она угодна Мне, что Я хочу обручить ее Себе в нетленную невесту.

— Дай ей, Чадо Мое, обручальный перстень в знак обручения с нею, — сказала Пресвятая Богородица, — уневести ее, дабы сподобить ее Царствия Своего.

Когда Екатерина проснулась, она увидела на правой руке своей чудный перстень и «с того часа сердце ее предалось совершенно Божественной любви»...

 

4.

...Они (Ангелы) — по мере превосходства одной природы
над другой — имеют от Духа известную меру святости. В
понятие сгорания входит понятие огня, однако иное есть
сжигаемое вещество и иное — огонь; так и в Небесных Силах.
Сущность их составляет дух или невещественный огонь...
Святитель Василий Великий (6, 245)

Прерывая здесь изложение жития Великомученицы Екатерины, попытаемся представить, что думала о своей будущей небесной покровительнице принцесса Ангальт-Цербстская София-Августа-Фредерика в июле 1744 года, накануне принятия ею православия.

Как известно, мать принцессы, княгиня Цербстская, пытаясь повысить свои ставки, вскоре по приезду в Россию, в беседе с Императрицею сослалась на пример супруги царевича Алексея Петровича и предложила, чтобы и ее дочь сделалась супругою наследника всероссийского престола, не принимая православия. Предложение это вызвало недовольство Императрицы Елизаветы Петровны6, и было решительно отвергнуто.

«Я недоумеваю лишь относительно следующего обстоятельства, — доносил по этому поводу Мардефельд прусскому королю Фридриху II, — мать думает или показывает вид, что думает, будто молодая принцесса не решится принять православия».

«Мне остается только просить вас победить в вашей дочери отвращение к православию», — раздраженно ответил Иоганне-Елизавете король Фридрих II.

Из донесений Мардефельда следует, что София-Августа-Фредерика «после тщательного изучения дела убедилась в ничтожности различий между исповеданиями в отношении догматов и в том, что различие относится более к внешнему богослужению».

Тем ни менее, Мардефельд отмечал при этом, что молодая принцесса часто находится в страшном волнении, плачет и тогда нужно тайком приглашать к ней лютеранского пастора, дабы хотя несколько успокоить ее.

Надо сказать, что эти донесения Мардельфельда не вполне сходятся с русскими источниками, утверждающими, что скромная «Fiekchen»7, (сокращение имени Sophie), чтобы угодить Императрице Елизавете Петровне и сделаться невестой наследника русского престола была готова не только превратиться в Екатерину, но и самой сделаться более русской, чем ее жених — Великий князь Петр Федорович, будущий Император Петр III.

Наблюдательная принцесса София, утверждают эти источники, еще в дороге, свыкнувшись с мыслью, что «она едет в страну, которая должна стать ее вторым отечеством», сообразила, что ей, прежде всего, необходимо изучить язык этой страны, необходимо ознакомиться с религией народа, над которым ей со временем предстоит царствовать.

К ней приставили тех же учителей, которые занимались и с Великим князем Петром Федоровичем. Ададуров преподавал принцессе русский язык, Симон Тодорский — православный Закон Божий.

Соискательница руки Великого князя принимается за изучение русского языка и православия с такой энергией, к которой бывают способны только люди, одаренные сильной волей. Через два месяца она «уже понимала обращенную к ней русскую речь».

В результате, неумеренное усердие в занятиях привело ее к жесточайшей простуде, однако и это обстоятельство Ангальт-Цербстская принцесса сумела использовать, чтобы угодить Императрице Елизавете Петровне.

Когда в день кризиса принцессе предложили побеседовать с немецким пастором, она отказалась и потребовала, чтобы к ней пригласили о. Тодорского. Этот поступок окончательно упрочил положение принцессы Ангальт-Цербстской Софии-Августы-Фредерики при дворе.

«Молодая принцесса показывает великую охоту к знанию русского языка и на изучение оного ежедневно по нескольку часов употреблять изволит», — сообщила тогда газета «Санкт-Петербургские Ведомости».

28 июня 1744 года, в последний день Петрова поста, София-Августа приняла православие в присутствии всего Синода и первых чинов двора...

К этому времени княжна уже настолько успела освоиться с русским языком, что, получая благословение от Новгородского архиепископа Амвросия, ясным и твердым голосом произнесла по-русски Символ веры, не запнувшись ни на едином слове. С такой же твердостью и правильностью отвечала она и на вопросы архиепископа. Одним словом, как доносил королю Фридриху все тот же Мардефельд, она «держала себя как настоящая героиня».

29 июня в Успенском соборе Кремля было совершено обручение Великого князя Петра Федоровича «со светлейшей принцессой Ангальт-Цербстской, принявшей православие и нареченной Екатериной Алексеевной». Принцессу велено было почитать «Великой княжной с титулом ее Императорского высочества».

И все же, рассказывая о перемене вероисповедования Ангальт-Цербстской принцессы, нельзя не согласиться с ее биографом Александром Брикнером, который констатировал, что «трудно сказать, как сама Екатерина внутренне относилась к вопросу о перемене религии»...

Отметим однако, что в обилии подробностей превращения принцессы Софии-Августы в Великую княжну Екатерину, ни в немецких, ни в русских источниках не находим мы объяснения, почему при переходе ее в православие было выбрано именно это имя.

И церковный календарь, на первый взгляд, тоже никак не помогает нам ответить на этот вопрос. Ведь торжество миропомазания Ангальт-Цербстской принцессы проходило 28 июня, а память святой Великомученицы Екатерины православная церковь отмечает 24 ноября8.

Можно предположить, что новое имя немецкой принцессе выбиралось по подобию. У Императора Петра I супруга была Императрица Екатерина I, у Императора Петра II невестой была княжна Екатерина Долгорукая, значит и у будущего Императора Петра III супругой должна быть Екатерина II.

Возможно, и так. Но есть и другая, более глубокая в мистическом отношении связь. И обнаруживаем ее мы именно в церковном календаре...

День памяти святой Великомученицы Екатерины — 24 ноября (7 декабря).

А накануне 23 ноября (6 декабря) мы празднуем память святого благоверного князя Александра Невского — святого покровителя нашего города.

С веками эта мистическая связь обозначилась еще сильнее, когда Русская православная церковь 23 ноября (6 декабря) начала праздновать еще и память святителя Митрофана, епископа Воронежского, по благословению которого и началось строительство Санкт-Петербурга, когда приобрела реальные очертания вся созидательная государственная деятельность самой Екатерины II.

Нелепо было бы утверждать, что пятнадцатилетняя Ангальт-Цербстская принцесса прозревала это мистическое значение своего будущего имени, но еще нелепее было думать, что она никак не примиряла на себя житие своей новой небесной покровительницы. Тем более что очень многое в положении и достоинствах Великомученицы Екатерины казалось принцессе Софии-Августе сходным с ее положением и ее достоинствами.

Обе они принадлежали к царскому роду. Обе — Екатерина наверняка так считала! — обладали необыкновенным умом и красотой.

Существеннее, однако, другое.

Явно подражая своей небесной покровительнице, Великая княжна Екатерина Алексеевна, которая до этого читала исключительно беллетристические произведения французской словесности, вроде «Писем г-жи Савинье», постепенно перешла к более серьезным авторам и даже прочитала такие обширные исторические труды, как «История Генриха Великого» Перификса, «История Германии» о. Барра и записки Брантома.

Более того, перечитывая «Собственноручные записки Императрицы Екатерины II», мы обнаруживаем в нарисованном Екатериной портрете ее супруга Императора Петра III некое сходство с жестоким императором Максимином из жития Великомученицы Екатерины.

Отчасти это подтверждается и воспоминаниями современников, утверждавших, что Екатерина своим внешним благочестием производила обыкновенно глубокое впечатление на публику, представляя совершенную противоположность Петру III, небрежно относившемуся к религиозным обязанностям.

Другое дело, что это внешнее благочестие к подлинному благочестию «невесты Христовой» Великомученицы Екатерины не имело никакого отношения.

 

5.

Поэтому они (ангелы) ограничены местом и бывают
видимы, являясь святым людям в образе своих собственных
тел. Но Святыня, будучи вне их сущности, дает им
совершенство через общение Духа...
Святитель Василий Великий (6, 245)

Спокойная и счастливая жизнь святой Екатерины продолжалась до того дня, пока не прибыл в Александрию император Максимин, и по его указу не было организованно грандиозное жертвоприношение языческим богам.

Весь город наполнился в тот день мычанием убиваемых волов, блеянием овец, криками птиц и смрадным дымом сжигаемых жертв.

На языческих алтарях сжигали тогда не только животных, но и христиан.

Горя Божественною ревностью, прекрасная Екатерина отправилась в храм, где сам Максимин приносил в жертву сто тридцать тельцов.

— Царь, познай соблазн, в который ты вовлечен бесами, — сказала Екатерина, встав перед царем. — Ты почитаешь богами идолов тленных и бесчувственных и служишь им. Стыдно, царь, быть настолько слепым и безумным, чтобы поклоняться таким мерзостям. Поверь хотя бы своему мудрецу Диодору, который говорит, что боги ваши были некогда людьми, и окончили свою жизнь нечестиво, но ради некоторых деяний, совершенных ими при жизни, люди устроили им памятники и статуи. И знаменитый Плутарх гнушался этими богами и презирал их. Поверь же, царь, хотя этим учителям своим. Познай Единого Истинного Бога, присносущного, пребезначального и бессмертного. Того, Кто вочеловечился ради нашего спасения. Им цари царствуют, страны управляются, и весь мир держится.

Как сообщает житие Великомученицы Екатерины, царь Максимин, пораженный ее необыкновенным умом и замечательною красотою, подумал, что девушка рождена не смертными родителями, а теми богами, которых он почитает.

— Бесы, которых ты почитаешь за богов, прельщают тебя и увлекают в бессмысленные похоти! — отвечала ему Екатерина. — Если ты желаешь рассеять мглу и помрачение прелестью, то познай истинного Бога, одно произнесение имени которого, один только крест, изображенный в воздухе, прогоняет твоих богов и сокрушает их.

Чтобы «заградить уста премудрой девицы», царь Максимин приказал собрать по всей стране философов и витий, отличавшихся остротою ума и красноречием.

— Приготовьтесь к состязанию с этой девицей! — предупредил их царь. — Она, как я осторожно выпытал, превосходит мудростью самого Платона. Умоляю вас, покажите в споре с ней такое же старание, какое бы вы имели, состязуясь с ним. Если вы победите, то я вознагражу вас великими дарами, если же вы будете побеждены, то вместо даров примете мучительную смерть.

— Не опасайся, царь! — успокоили Максимина мудрецы. — Быть может, противница наша и необыкновенно умна, но она — женщина и не может обладать мудростью в полном совершенстве...

Услышав это, Максимин успокоился и повелел привести Екатерину.

Однако прежде посланцев царя к Екатерине, явился Архангел Михаил.

— Не бойся, дева Господня! — сказал он. — Господь твой к премудрости твоей придаст еще премудрость, и ты победишь в прении. И не только побежденные витии, но и многие другие уверуют чрез тебя!

Так и случилось.

— Это ты с такою дерзостью и безумием порицаешь наших богов? — задал Екатерине вопрос мудрейший философ.

— Я, — кротко отвечала святая, — но не с дерзостью и не с безумием, как ты сказал, а с кротостью и по любви к истине говорю, что ваши боги — ничто.

— Великие мудрецы называют их высшими богами, — сказал философ. — Как же ты произносишь хулу на тех, от которых сама приняла премудрость, и сладости даров которых ты вкусила?

— Я не от ваших богов, — отвечала Екатерина, — но от моего Единого Истинного Бога получила премудрость. Он и есть премудрость и жизнь, и тот, кто хранит Его Божественные повеления, и есть истинный философ. Дела же ваших богов и сказания о них достойны смеха и порицания, и преисполнены соблазна. Да и кто из твоих великих стихотворцев, скажи мне, называет их богами?

— Мудрейший Гомер... — ответил философ. — Разве ты не помнишь, как, обращаясь к Зевсу, он говорит: «Славнейший Зевс, превеликий бог, и вы прочие бессмертные боги»? Другие славнейшие стихотворцы тоже почитали богов и называли их бессмертными. Поэтому и тебе не следует заблуждаться, и поклоняться Распятому, как Богу. Никто из древних мудрецов не только не признавал Его Богом, но даже и не знал о Нем.

— Но ведь тот же Гомер в другом месте о великом твоем боге Зевсе говорит, что он был лукавый и лживый обманщик, и Гера, Посейдон и Афина хотели связать его, но он успел скрыться от них бегством, — отвечала Екатерина. — Подобных сему деяний, внушающих презрение к вашим богам, много описано в ваших книгах. Но поскольку ты сказал, что ни один из древних учителей не признавал Распятого Богом, то я приведу свидетельства из ваших же книг. Открой «Сивиллины книги» и послушай, что говорит о Нем мудрейшая прорицательница, свидетельствуя: «В позднейшие времена придет Некий на сию землю, примет на себя плоть кроме греха. Беспредельным всемогуществом Божества Он разрушит тление не исцеленных страстей, и Ему позавидуют неверующие люди, и Он будет повешен на высоком месте, как бы достойный смерти». Вспомни, что и ваш мудрец Аполлоний Tианский, пусть и не своею волею, а принужденный к тому Его Божественной силой, но тоже исповедовал Христа Богом. «Один, — говорил он, — побуждает меня Небесный исповедать Его. Он есть свет трисветлый, пострадавший же Бог есть, но не само Божество страдало: ибо в Нем и то и другое: и смертен по плоти, и вместе чужд тления. И сей Муж, все терпящий от смертных: креста, уничижение, погребение — есть Бог». Это сказал Аполлоний Tианский об истинном Боге, Который собезначален и соприсносущен Родившему Его. Он есть начало и основание, и источник всех созданных благ. Он создал мир из небытия для бытия и управляет им. Будучи единосущен Отцу, Он был человеком ради нас, жил на земле, наставляя, уча и благодетельствуя людям, а потом принял смерть за нас неблагодарных, дабы освободить нас от древнего осуждения, и даровать нам прежнее блаженство и наслаждение. Таким образом, Он отверз нам врата райские, которые мы заключили грехопадением. Через три дня Он воскрес и восшел на небеса, и послал Духа Святого ученикам Своим; они же разошлись по всему миру и проповедали Его Божество, в Которое следует веровать и тебе, философ, чтобы ты познал истинного Бога!

Своими речами премудрая Екатерина привела философа в такое удивление, что он оставался безгласным, не имея сил что-либо сказать в ответ. Царь Максимин велел остальным философам вступить в спор, но все они отказывались.

— Мы не можем противостоять истине, — сказали они.

Разгневанный Максимин приказал развести на городской площади костер и сжечь на нем всех философов. Услыхав о своей участи, философы припали к ногам Екатерины, прося ее помолиться о них Единому Истинному Богу, дабы Он простил им все совершенное ими в неведении, и сподобил их святого крещения и даров Пресвятого Духа.

— Истинно блаженны и счастливы вы, ибо, оставив тьму, познали свет истинный, и, презрев смертного земного царя, приступили к Бессмертному Небесному! — сказала им святая Екатерина. — Твердо надейтесь на Его милость, и веруйте, что огонь, которым вас устрашают нечестивцы, послужит вам крещением, и лествицею, возводящую к небу. В этом огне вы очиститесь от всякой скверны плоти и духа, и пред Царем славы предстанете светлыми и чистыми, как звезды, и соделаетесь возлюбленными друзьями Его.

Сказав это, святая Екатерина осенила каждого из них крестным знамением и они с радостью пошли на мучение. Воины ввергли их в огонь, и таким образом они приняли мученическую кончину.

Вечером в тот день, 17 ноября 307 года, пришли благочестивые христиане, чтобы похоронить останки святых мучеников, но нашли тела их совершенно целыми, так что огонь не коснулся даже волос их...

Между тем Максимин, не сумев победить святую Екатерину в открытом споре, решил одолеть ее, прибегнув к соблазну. Он предложил ей разделить царство его, и власть, и жить с ним в непрестанном веселье.

— Оставь, царь, свою хитрость, и не уподобляйся лисице, — ответила ему премудрая Екатерина — Я решительно, раз навсегда, сказала тебе, что я христианка, и уневестилась Христу. Он мой Жених и Наставник и украшение моего девства. Напрасно прельщаешь ты меня царскою багряницею.

Царь Максимин пригрозил ей мучениями.

— Делай, что хочешь, — отвечала святая. — Чрез временное бесчестие ты приобретешь мне вечную славу, и великое множество людей уверуют через меня во Христа моего; и из твоих палат многие пойдут вместе со мною в священные небесные чертоги.

Как прорекала святая, так и исполнилось.

Когда разгневанный Максимин подверг Екатерину немилосердному бичеванию, так что все тело ее покрылось ранами, а кровь текла ручьями и обагряла землю, сердце Августы, супруги царя, которую Максимин хотел оставить ради Екатерины, воспылало такою любовью к Великомученице, что она с помощью воеводы Порфирия пробралась в темницу, где морили святую голодом, и упала к ее ногам.

— Подобно оленю, ищущему утолить жажду свою, я безмерно желала видеть тебя, и жаждала слышать твои речи! — сказала она. — А теперь я уже не скорблю, хотя бы пришлось мне лишиться жизни и царства — я счастлива, что увидела тебя! Блаженна ты и достойна похвалы, что предалась всемогущему Владыке, Который излил на тебя столь великие дарования.

— Блаженна и ты, царица, — ответила Екатерина, — ибо я вижу венец, который держат над твоею главою ангелы... Чрез три дня ты получишь его за те мучения, которые претерпишь ради Христа, чтобы чрез них отойти к Истинному Царю для вечного царствования.

— Боюсь мучений, которые ты предрекаешь мне, — сказала царица. — Супруг мой жесток и бесчеловечен.

— Не страшись, — сказала святая, — Сам Христос будет тебе помощником; Он укрепит сердце твое, и никакое мучение не коснется души твоей; только тело твое пострадает здесь немного, а потом и оно получить вечный покой.

И уверовала во Христа царица Августа, и уверовал приведший ее в темницу начальник стражи Порфирий, и уверовали вместе с ним еще двести воинов.

«Милостивый же и человеколюбивый Христос, — сообщает житие Великомученицы Екатерины, — не оставил святую Свою невесту без попечения, но, как чадолюбивый отец, промышлял о ней. Каждый день к ней влетала в окно голубица и приносила пищу».

И когда Екатерина вновь была приведена к Максимину, тот был поражен, что в темнице не только не потускнела, но еще ярче засияла ее красота, наполненная духовною благодатью...

И снова Максимин уговаривал Екатерину отречься от Христа и сулил ей великие блага, и снова отвергла святая все соблазны.

И тогда Максимин повелел вельможе Хурсадену подвергнуть Екатерину той пытке, которую тот изобрел специально для Екатерины.

Тут же построили помост, и на нем установили колеса с железным шипами. Два колеса вращались в одну сторону, два — в другую. Вращаясь, колеса сходились, раздирая тело лежащего на помосте человека.

Когда колеса были готовы, святую привели на место мучения и начали с большою силою вращать колеса, дабы устрашить ее.

— Видишь, какие мучения приготовлены для тебя! — сказал ей Максимин. — Ты примешь в этих колесах ужаснейшую смерть, если не поклонишься богам.

— Много раз уже я говорила, что останусь христианкой, — ответила Екатерина. — Не теряй, царь, напрасно времени, делай, что хочешь.

Тогда Екатерину привязали к помосту, и с силою начали вращать колеса, но лишь только приступили к истязанию, внезапно сошел с неба Ангел и освободил святую от уз, а колеса сокрушил, и обломки их летали в сторону, поражая язычников, собравшихся насладиться пытками.

Услыхав об этом чуде, царица Августа вышла из своих палат и стала обличать царя Максимина.

— Поистине, — говорила она, — ты дерзок и безумен,ибоосмеливаешься бороться с Живым Богом, и несправедливо мучить Его рабу.

Слова эти привели Максимина в полное неистовство. Всю свою ярость он обратил на супругу.

Августу схватили и, защемив ее сосцы досками, начали сдавливать их, пока они не оторвались. Кровь текла рекою, но блаженная Августа, терпя ужасную боль, радовалась, что страждет за Истинного Бога.

— Отсеките ей голову! — приказал Максимин.

— О, Екатерина! — воскликнула тогда Августа. — Помолись обо мне!

— Иди с миром, — ответила святая Екатерина, — чтобы царствовать со Христом вечно.

Царица Августа была казнена за городом, и было это 23 ноября.

А воевода Порфирий ночью предал тело царицы погребению, и на утро со своими уверовавшими во Христа воинами предстал пред царем.

— И мы — христиане, воины великого Бога! — объявил он.

Таким образом, исполнилось предсказание святой Екатерины, что многие из воинов царя, его домочадцев и приближенных уверуют чрез нее во Христа Бога.

— Великую скорбь и большое огорчение ты причинила мне, — объявил Екатерине Максимин. — Ты прельстила мою жену, и погубила мужественного моего военачальника, который был всею силою моего войска; много и других зол причинено мне чрез тебя, так что нужно было бы умертвить тебя без милосердия; но я прощаю тебя, потому что не желаю погубить тебя, девицу столь прекрасную и премудрую. Исполни же, наконец, мою волю, моя возлюбленная, принеси жертву богам, — и я сделаю тебя своею царицею, и никогда не оскорблю тебя, и без твоего совета не исполню никакого дела, — и ты будешь жить со мною в таком блаженстве, каким ни одна царица не наслаждалась.

И снова отвергла эти соблазны святая невеста Христова.

И тогда воины, взявши Екатерину, повели ее на место усечения. Множество людей, сопровождая ее к месту казни, плакали.

— Почему ты так жестокосерда к себе, пресветлая девица, что предпочитаешь смерть сладостной жизни? Зачем безвременно губишь цвет юности своей? Не лучше ли тебе послушать царя, и наслаждаться благами этой жизни, чем умереть позорною смертью?

— Оставьте ваш бесполезный плач, — отвечала святая. — Лучше порадуйтесь за меня, что я, ныне увижу возлюбленного жениха, Иисуса Христа. Он призываете меня к неизреченному блаженству райскому, с Ним я буду наслаждаться в бесконечные веки. Не обо мне надобно плакать вам, а о себе, потому что за свое неверие вы пойдете в вечный огонь.

В Александрийской православной обители святого Саввы до настоящего времени хранится мраморная колонна, на которую, когда воин отсек мечем честную главу Екатерины, истекло из раны вместо крови молоко.

— Господи Иисусе Христе, Боже мой! Прими душу мою, приносимую Teбе в жертву ради любви к Тебе, — стоя у этой колонны, произнесла святая Екатерина. — Призри с высоты Твоей, Господи, и на предстоящих людей сих, и наставь их светом Твоего познания; и прощения тех, которые призовут чрез меня имя Твое святое, исполни на пользу, дабы всеми воспевалось величие Твое во веки.

Честные мощи святой Екатерины, как это видели многие верующие, тотчас же были взяты святыми ангелами, и перенесены на гору Синайскую, и долгое время они пребывали в неизвестности, пока их нетленными и благоуханными не обрела, спустя два столетия, братия Синайской обители9.

Святую главу невесты Христовой покрывает ныне золотой венец, а на одном пальце надето драгоценное кольцо, в память таинственного обручения Екатерины с Небесным Женихом — Христом.

6.

Бог посылает Своих Ангелов для охранения и для помощи
тем, которым усвоено право на наследие обетованных благ в
жизни будущей.
Святитель Амвросий Медиоланский (113, 131)

Первоначальная Екатерининская церковь, что стояла на Васильевском острове, была деревянной и не отличалась большими размерами...

В первый день Рождества Христова, 25 декабря 1809 года, она сгорела.

«Вчерашнего числа, 25 декабря, по окончанию службы в 7 часов утра, никаких треб в оной церкви не было отправляемо; не были топлены печи ни накануне, ни в сей день. Около 4-х часов пополудни запирали у оной церкви окошечные ставни и были в церкви с огнем. Около 6 часов явился в церкви дым, а вскоре и пламя, обнявшее весь алтарь и большую часть церкви, таковой скорости ничего из вещей церковных не спасено, все с церковью в короткое время сделалось жертвою пламени».

От всей церкви осталось только несколько пудов горелого железа, которое было продано после за 4 рубля 50 копеек ассигнациями, да еще сохранился от пожара храмовой образ Святой Великомученицы Екатерины10.

Вскоре после несчастия, митрополит Амвросий благословил сбор средств на восстановление сгоревшего храма.

Сбор начался с 20 марта 1811 года.

Коммерции советник Иван Васильевич Кусов пожертвовал на строительство новой церкви 20 тысяч рублей.

Санкт-Петербургские купцы Александр и Мартын Мартыновичи Глуховы —10 тысяч рублей.

Вязниковский купец Иван Водовозов — 10 тысяч рублей.

Петр Дмитриевич Ноговиков — 5 тысяч рублей.

Санкт-Петербургский купец Сергей Иванович Савельев — 1 тысяча рублей.

Купец Даниил Никифорович Голубин — 2 тысячи рублей и квартиру для строителя на четыре года, что составило по ценам того времени 800 рублей.

Иван Румянцев — 250 рублей...

Велик этот список.

Но еще более велик был список тех лиц, имена которых ведает Бог, и которые вносили свои пожертвования, никак не обозначая себя. Тогда при плане будущей церкви была поставлена кружка для сбора пожертвований, из которой в ходе строительства11 было вынуто больше 36 тысяч рублей.

К сожалению, пока не удалось найти документов и свидетельств, показывающих, как формировалось решение о возрождении достаточно скромного храма в столь необоснованно-грандиозных размерах на богатом храмами Васильевском острове, но косвенные объяснения этому мы находим опять же в хронологии того времени.

Подобно победной маршевой музыке звучит перечисление этих событий...

17 февраля 1809 года. Учреждена Духовная Академия в Петербурге.

1 марта 1809 года. Возобновление войны со Швецией. Начало «ледяного похода». К Аландским островам по льду Ботнического залива двинулся 17-тысячный русский корпус. Чтобы обеспечить скрытность перемещения, солдаты не разводили костры и спали прямо на снегу. Переход этот сравнивали с переходом А. С. Суворова через Альпы. За два дня дивизия прошла по ледяным торосам около ста верст.

4 марта 1809 года. П. И. Багратион занял Аландские острова. В плен взято более 3 000 шведов.

6 мая 1809 года. К берегам Швеции отправился отряд генерала Я. П. Кульнева.

«Поход до шведских берегов венчает все труды наши! — объявил он солдатам перед походом. — Иметь с собою по две чарки водки на человека, кусок мяса и хлеба и по два гарнца овса. Море не страшно, кто уповает на Бога!»

7 марта 1809 года. Отряд генерала Я. П. Кульнева достиг шведского берега и занял город Грислехамн в 70 километрах от Стокгольма. Появление русских войск в окрестностях Стокгольма вызвал политический кризис в Швеции.

8 марта 1809 года. Вышел в свет первый сборник басен И. А. Крылова.

12 марта 1809 года. Пройдя по льду Ботнического залива, дивизия М. Б. Барклая-де-Толли без боя взяла шведский город Умео.

13 марта 1809 года. Капитуляция шведских войск в Каликсе (Северная Швеция) перед русским корпусом генерала П. А. Шувалова.

16 марта 1809 года. Александр I присутствовал на торжественном открытии сейма в Финляндии. Утверждена конституция Финляндии.

3 мая 1809 года. П. А. Шувалов окружил под городом Шеллефтео на севере Швеции шведский корпус генерала Фурумарка.

7 июня 1809 года. В Финляндии завершил работу Боргосский сейм, утвердивший образование Финского государства и его вхождение в состав Российской империи на правах автономного княжества.

27 июля 1809 года. Русские войска перешли Дунай.

8 августа 1809 года. В битве при Ратане (город на северо-западе Швеции) отряд генерала Н. М. Каменского наголову разбил шведский отряд генерала Вахтмейстера. Это было последнее сражение последней русско-шведской войны.

5 сентября 1809 года. Со Швецией подписан Фридрихсгамский мир. России переданы Аландские острова. Финляндия перешла «в собственность и державное обладание Империи Российской».

14 сентября 1809 года. Войскам А. П. Зассу сдался Измаил.

2 октября 1809 года. Венский мирный договор между Францией и Австрией. Завершилась австро-французская война. Россия как союзница Наполеона получила от побежденной Австрийской империи территорию Тернопольского округа.

Октябрь 1809 года. М. М. Сперанским составлено «Введение к уложению государственных законов» и подготовлен проект государственных преобразований — реформ для постепенного перехода России к конституционной монархии.

5 ноября 1809 года. Установлены дипломатические отношения с Америкой. Верительные грамоты в Петербурге представил Джон Куинси Адамс.

10 ноября 1809 года. Решившись развестись с императрицей Жозефиной, Наполеон поручил своему послу в Петербурге Луи Коленкуру просить руки Анны Павловны (1795 — 1865). Великой княжне Анне шел тогда пятнадцатый год.

4 декабря 1809 года. Победа армии генерала П. И. Багратиона над турецким войском Хозрев-паши у крепости Рассеват. Потери турок — 5 000 убитыми, раненными и пленными, русские потеряли 200 человек.

22 мая 1810 года. Светлая Пятница. Русские войска генерала С. М. Каменского разгромил корпус Пеливан-паши (турецкие потери 5 000, русские — 16 000 человек) у крепости Базарджик в Болгарии.

30 мая 1810 года. Потеряв после поражения у крепости Базарджик надежду на помощь извне, турецкий гарнизон сдал крепость Силистрия.

16 июня 1810 года. Русские егеря под командованием П. С. Котляревского нанесли поражение персидским войскам и взяли высокогорное армянское селение Мегри, из которого персидское командование планировало начать наступление на Карабах.

11 июля 1810 года. Арслан-бей сверг своего отца Келеш-бея, который принял российское подданство и захватил власть в Абхазии. Отряд кораблей Черноморского флота под командованием капитан-лейтенанта Додта подавил мятеж и взял Сухум. Восточное побережье Черного моря от Анапы до Поти оказалось под российским контролем. Присоединена к России Абхазия.

26 августа 1810 года. Русская армия Н. М. Каменского нанесла поражение войскам сераскера Кушакчи в битве при Батине в Болгарии. Турецкие потери — 10 000 человек, русские — 1 400.

15 сентября 1810 года. После поражения при Батине турки сдали крепость Рущук (болгарский город Русе), которую русские войска не могли взять в кровопролитном штурме.

Начало собраний в доме Г. Р. Державина у Измайловского моста литературного общества «Беседа любителей русского слова», вдохновляемого адмиралом А. С. Шишковым.

Учрежден Институт инженеров путей сообщения.

8 декабря 1810 года. Русским отрядом под командованием полковника П. С. Котляревского взята турецкая крепость Ахалкалаки. Турки были вытеснены из юго-западной Грузии и не смогли соединиться с персидской армией.

Пуск в эксплуатацию Мариинского канала.

31 января 1811 года. 15-тысячный отряд турок разбит под Ловче.

22 июня 1811 года. 60-тысячная армия Ахмет-паши атаковала возле Рущука войско М. И. Кутузова, но была отбита. Турецкие потери 5 000, русские — 500 человек. Тем ни менее, взорвав рущукские укрепления, М. И. Кутузов отошел на левый берег Дуная.

25 июня 1811 года. Продолжение реформы М. М. Сперанского. Опубликовано «Общее учреждение министерств». Количество их увеличено до одиннадцати. Аннулировано министерство коммерции. Его дела переданы в министерство финансов и внутренних дел. Зато из министерства внутренних дел выделено министерство полиции.

4 июля 1811 года. Победа над турками при Разграде. Присоединение Бессарабии.

28 августа 1811 года. Великий визирь Ахмет-паша переправился через Дунай и сосредоточил на левом берегу 35-тысячную турецкую армию.

15 сентября 1811 года. Освящен в Петербурге Казанский собор.

2 октября 1811 года. 8-тысячный отряд генерала Е. М. Маркова, незаметно переправившийся на правый берег Дуная, нанес поражение 20 тысячной армии турок. Многие были пленены, остальные — разбежались. Русские потери 9 человек убитых, 40 — раненых. Захвачен огромный лагерь с запасами продовольствия и вооружений. Главные силы великого визиря, переправившиеся на левый берег, таким образом, оказались в окружении.

19 октября 1811 года. В присутствии Александра I открыт Александровский (Царскосельский) лицей. А. С. Пушкин, А. М. Горчаков, М. Е. Салтыков-Щедрин, А. П. Извольский, С. Д. Сазонов — выпускники лицея — навсегда вошли в нашу историю.

23 ноября 1811 года. Капитуляция турецкой армии Ахмет-паши в Слободзее перед русскими войсками генерала М. И. Кутузова.

11 декабря 1811 года. Выборгская губерния присоединена к Финляндии, вошедшей в состав Российской империи.

Это, кажется, и не хронология событий, а грозная, победная музыка, ноты для которой писались еще в правление Екатерины II, и которые должны были отлиться в правление любимого внука Императрицы в достойное ее памяти сооружение...

План его составил участник постройки Исаакиевского собора профессор Императорской Академии художеств Андрей Алексеевич Михайлов.

В основании своем церковь имела вид равноконечного греческого креста, увенчанного одноглавым куполом. Барабан окружали двадцать четыре колонны Коринфского ордера...

25 сентября 1811 года отслужили молебен12, и приступили к выемке земли и забивке свай. Всего было забито около трех тысяч свай.

Непосредственным строительством руководил Иван Водовозов.

Фундамент церкви был сооружен из точеного гранита, а само здание складывали из обожженного кирпича, переложенного через пять рядов кирпича плитою. Все связи делались из железа.

Строительство храма было приостановлено в связи с Отечественной войной 1812 года, но вскоре возобновилось, вбирая в себя славу и этой новой великой победы нашей страны.

Фасад церкви, выходящий на Кадетскую линию, украсил восьмиколонный портик, в «греческом вкусе»13.

Купол храма обили белым листовым железом, а остальную кровлю покрыли черным железом и покрасили зеленою масляною краскою.

Как бы символизируя связь побед екатерининского правления с победою в войне 1812 года, на верху купола храма поместили вырезанного из дерева охтянином Гусевым обитого свинцом ангела, перекликающееся с изображением ангела на Александрийском столпе.

В руках «екатерининского» ангела находился медный, вызолоченный через огонь, крест. Шар, на котором утверждался крест, тоже был медным, вызолоченным.

24 ноября 1823 года преосвященный Григорий освятил храм Святой Великомученицы Екатерины.

«Величаем тя, Святая Великомученице Екатерино, и чтем честная страдания Твоя, яже за Христа претерпела еси».

Вглядываешься в эту затягиваемую то болотными туманами и пеленой нескончаемых дождей и наводнений, то пронзаемую ярким горним светом историю уголка Васильевского острова, и снова вспоминаешь слова святителя Григория Богослова об ангелах, которые приняли каждый какую-либо одну часть вселенной, или приставлены к чему-нибудь одному в мире14.

Воистину так...

У каждой части вселенной свой ангел.

Васильевский остров, с произволения Божьего, выбрал своего ангела...

 

7.

Авва Леонтий, настоятель киновии святого отца нашего
Феодосия, рассказал нам: «Однажды в воскресенье я пришел в
церковь для приобщения Святых Тайн. Войдя в храм, я увидел
Ангела, стоящего по правую сторону престола. Пораженный
ужасом, я удалился в свою келлию. И был глас ко мне: «С тех
пор, как освящен этот престол, мне заповедано находиться
при нем».
Блаженный Иоанн Мосх (75, 9)

Свой ангел находился и при престоле церкви святой Екатерины, и присутствие его ощущали заходившие в храм матросы с судов, и временные рабочие с биржи, располагавшейся всего в нескольких сотнях метров от Екатерининской церкви. Церковь сразу стала родной для биржевых артельщиков, и каждая артель имела здесь свой собственный образ, и за богослужением молилась перед ним.

Поэтому-то, хотя в приписанном к Екатерининской церкви приходе числилось всего двадцать пять — так тогда был заселен Васильевский остров! — православных домов, храм со временем богато украсился.

Иконы украшались дорогими серебряными и золочеными одеждами.

Особым почитанием пользовался барельеф Святой Троицы, содержащий 52 частицы мощей, написанная на серебре икона Казанской Божией Матери, образ святой Великомученицы Татьяны в окладе с венцом из драгоценных камней и образ святителя Николая Угодника, которому, согласно завещаниям, воины отказывали свои ордена и медали, полученные во время войны.

В церкви было три предела: Иоанна Крестителя, святителя Иоанна Богослова и Великомученицы Екатерины.

И так удивительно открыта была эта величественная церковь, что не было в ней места, откуда не было бы видно богослужения в главном храме.

А «прекрасно устроенный резонанс, — как утверждал современник, — давал возможность даже небольшому хору исполнять величественные произведения духовных композиторов»15.

При входе в храм через открытые царские врата взору верующих представлялся Святой Престол.

Над престолом на четырех тумбах, украшенных позолоченной резьбой, была устроена сень из балдахина, стоявшего над гробом Императрицы Елизаветы Алексеевны во время следования ее праха из Белева в Чесьму.

За Престолом в главном алтаре первоначально находилась картина с изображением Животворящего Креста, перед которым на коленях стоят патриарх Никон и царь Алексей Михайлович. Со временем картина обветшала и была заменена в 1865 году иконой Воскресения Христова, работы художника К. П. Брюллова, помещенной в резную золоченую раму.

В 1907 году во всех трех алтарях Святые Престолы и жертвенники были обложены белым каррарским мрамором с инкрустациями.

 

8.

Все Ангелы имеют как одно наименование, так, конечно,
и общую всем природу: но одни из них поставлены
начальствовать над народами, а другие быть спутниками
каждому из верных.
Святитель Василий Великий (113, 130)

Интересно, что возле Екатерининской церкви в доме 17 по Тучкову переулку, как раз напротив алтарной стены, развертывались перипетии одного из самых романтичных русских романов.

Здесь, в дешевой комнате, вблизи университета, проживали с 1912 по 1914 год Николай Гумилев и Анна Ахматова...

Покинув рощи родины священной
И дом, где Муза Плача изнывала,
Я, тихая, веселая, жила
На низком острове, который, словно плот,
Остановился в пышной невской дельте.
О, зимние таинственные дни,
И милый труд, и легкая усталость,
И розы в умывальном кувшине!
Был переулок снежным и недлинным.
И против двери к нам стеной алтарной
Воздвигнут храм святой Екатерины16.

Супруги занимали в квартире 29 небольшую комнату окнами на переулок. Переулок выходил к Малой Неве, еще не одетой тогда в гранит.

Как рано я из дома выходила,
И часто по нетронутому снегу,
Свои следы вчерашние напрасно
На бледной, чистой пелене ища,
И вдоль реки, где шхуны, как голубки,
Друг к другу нежно, нежно прижимаясь,
О сером взморье до весны тоскуют, —
Я подходила к старому мосту.

Брак великих русских поэтов трудно назвать счастливым, но это в нем и родился 3 октября 1912 года будущий знаменитый историк Лев Николаевич Гумилев, это в нем родились и первые книги Анны Ахматовой.

Конечно, в памяти поколений сохранились и более сильные, и более яркие примеры любви, но едва ли во всей мировой литературе отыщется другой роман, в котором как ее, так и его чувства были бы выражены с такой проникновенной лирической силой ...

Он любил три вещи на свете:
За вечерней пенье, белых павлинов
И стертые карты Америки.
Не любил, когда плачут дети,
Не любил чая с малиной
И женской истерики.
...А я была его женой...

— писала Анна Ахматова.

Я знаю женщину: молчанье,
Усталость горькая от слов,
Живет в таинственном мерцанье
Ее расширенных зрачков.
 
Ее душа открыта жадно
Лишь мерной музыке стиха,
Пред жизнью дольней и отрадной
Высокомерна и глуха.
 
Неслышный и неторопливый,
Так странно плавен шаг ее,
Назвать нельзя ее красивой,
Но в ней все счастие мое...

— писал Николай Гумилев.

И хотя и Гумилев, и Ахматова принадлежали к кругу поэтов, ведших достаточно далекий от церкви образ жизни, но присутствие ангела с купола Екатерининской церкви в романе поэтов очевидно.

Не случайно ведь, что и само жилище свое супруги именовали «тучкой», соединяя в этом имени и название своего переулка, и ангела, парящего над ними в затянутом тучами петербургском небе.

 

9.

Всякая душа, оставшаяся (за коснение во зле) без защиты
Ангела хранителя, предается на разграбление врагам и на
попрание.
Святитель Василий Великий (5, 163)

Отсюда, с «тучки» и уезжал Николай Гумилев в свою африканскую экспедицию.

Одним из последних тогда его видел Георгий Иванов.

«Когда я прощался, — вспоминал он, — он не подал мне руки: «Еще заразишься» — и прибавил: «Ну, прощай, будь здоров, я ведь сегодня непременно уеду».

На другой день я вновь пришел его навестить, так как не сомневался, что фраза об отъезде была тем же,что читающие кролики, т. е. бредом.

Меня встретила заплаканная Ахматова: «Коляуехал».

За два часа до отхода поезда, Гумилев потребовал воды для бритья и платье. Его пытались успокоить, но не удалось. Он сам побрился, сам уложил то, что осталось неуложеным, выпил стакан чаю с коньяком и уехал».

Я молод был, был жаден и уверен,
Но дух земли молчал, высокомерен,
Как умирают птицы и цветы.
Теперь мой голос медлен и размерен,
Я знаю, жизнь не удалась... и ты...
 
Сказала ты задумчиво и строго:
«Я верила, любила слишком много,
Я ухожу, не веря, не любя
И пред лицом Всевидящего Бога,
Быть может, самое себя губя,
Навек я отрекаюсь от тебя».

— писал потом Николай Гумилев, вольно или не вольно, перефразируя в подчеркнутых нами словах рассуждение святителя Димитрия Ростовского о том, что у Ангелов нет ни веры, ни надежды, потому что они всегда видят лице Отца Небесного, и в них уже нет места ни для веры, ни для надежды, ибо вера и надежда имеют своим предметом невидимое. У Ангелов есть одна лишь бессмертная любовь...

Во всяком случае, об этом и завершающие и «Пятистопные ямбы», и сам роман с Анной Ахматовой романтические рыдания Николая Гумилева:

Твоих волос не смел поцеловать я,
Ни даже сжать холодных, тонких рук,
Я сам себе был гадок, как паук,
Меня пугал и ранил каждый звук,
И ты ушла, в простом и темном платье,
Похожая на древнее Распятье.

Ахматова переживала разрыв более сдержанно, более прозаично и более глубоко...

Столько просьб у любимой всегда!
У разлюбленной просьб не бывает.
Как я рада, что нынче вода
Под бесцветным ледком замирает.
 
И я стану — Христос помоги! —
На покров этот, светлый и ломкий,
А ты письма мои береги,
Чтобы нас рассудили потомки,
 
Чтоб отчетливей и ясней
Ты был виден им, мудрый и смелый,
В биографии славной твоей
Разве можно оставить пробелы?

В этих стихах нет мистических прозрений, как у Гумилева, но есть — Христос помоги! — чистая молитва.

Поэтому-то духи земли и наполняют романтические стихи Николая Гумилева, действие их совершается то «перед лицом Всевидящего Бога», то (стихотворение того же времени) в компании «брата моего Люцифера»...

Ну, а, читая стихи самой Анны Ахматовой тех лет, почему-то вспоминаешь слова святителя Феодора Едесского, который говорил, что «Ангелы, будучи служителями любви и мира, радуются о нашем покаянии и преуспеянии в добродетели, стараются наполнять нас духовными созерцаниями (по мере нашей восприимчивости) и содействуют нам во всяком добре».

Слетевший в стихи Анны Ахматовой ангел так и остался в них, то, наполняя строки серебряным звучанием и отблесками горнего света, то, являясь воочию...

Божий ангел, зимним утром
Тайно обручивший нас,
С нашей жизни беспечальной
Глаз не сводит потемневших.
Оттого мы любим небо,
Тонкий воздух, свежий ветер
И чернеющие ветки
За оградою чугунной.
 
Оттого мы любим строгий,
Многоводный, темный город,
И разлуки наши любим,
И часы недолгих встреч.

 

10.

После Троицы — светозарны невидимые Ангелы. Они
свободно ходят вокруг великого престола — быстродвижимые
умы, пламень и Божественные духи — и усердно служат
высоким велениям Бога...
Они просты, духовны, проникнуты светом, не от плоти
ведут начало и не обретают плоти, но пребывают, какими
созданы.
Святитель Григорий Богослов (15, 50)

Ангельским покоем и тишиной обвевает тебя течение Божьего времени, когда перелистываешь списки священников, служивших в Екатерининской церкви.

Первым священником, определенным 22 декабря 1823 года именно к Екатерининской церкви, был Михаил Никитич Малеин и служил он полгода, пока не перешел в Морской Богоявленский собор.

Его сменил в 1824 году Петр Александрович Остроумов, служивший у алтаря Екатерининской церкви до 1831 года.

Последний год отец Петр болел, и ему помогал прикомандированный с 31 марта 1830 года Павел Евфимович Веселовский.

29 июня 1831 года отец Петр Остроумов по болезни ушел он в заштат17, а причт Екатерининской церкви возглавил протоиерей магистр богословия Иоанн Афанасьевич Мелиоранский.

Служил он на приходе 38 лет. Был отец Иоанн, как сказано в примечании к списку, живою историею прихода и церкви и скончался он при общем уважении прихода.

Именно при отце Иоанне Мелиоранском окончательно оформился архитектурный облик храма Великомученицы Екатерины.

Вместо деревянной звонницы по проекту Л. Бонштедта была возведена каменная, высотой 27 саженей колокольня. Строили ее три года. После этого с 1862 по 1866 год академик Ф. И. Нестеров выстроил трапезную, ограду со сторожкой и часовню, где находился образ святой Екатерины, спасенный при пожаре первоначальной церкви.

Скончался отец Иоанн в феврале 1869 года.

При отце Иоанне Мелиоранском был открыт в Екатерининской церкви в 1843 году штат для второго священника, и 21 июня в церковь пришел Александр Георгиевич Редкинский, служивший здесь до 15 июля 1845 года.

Сменил отца Александра отец Иоанн Иоаннович Окунев, служивший в храме до 12 января 1854 года. Он пользовался большой любовью прихожан. Отцом Василием было составлено описание Екатерининской церкви18.

После него с 16 февраля 1854 года вторым священником служил Екатерининской церкви Василий Иоаннович Георгиевский.

После кончины отца Иоанна Мелиоранского в марте 1869 году настоятелем Екатерининской церкви стал протоиерей Павел Леонтьевич Весин; ревностный деятель по воссоединению униатов. Он основал приходское Благотворительное Обществе. В списке напротив его имени сделана пометка — «Пастырь добрый».

С июня 1871 года по март 1872 года настоятелем был протоиерей Павел Васильевич Нильский.

С 27 сентября 1876 года по апрель 1890 года в храме служил проповедник и публицист Илья Григорьевич Свиткин. Близкий, как отмечено в примечании, к приходу священник.

Протоиерей Василий Феодорович Глебов, служивший настоятелем с 16 декабря 1889 по апрель 1893 года, запомнился как опытный администратор, поставивший церковное хозяйство на твердую почву.

Сменивший его 18 апреля 1893 года протоиерей Иоанн Георгиевич Полканов был не только замечательным оратором, но и бережливым церковным хозяином. За тринадцать лет его настоятельства удалось уплатить 75 тысяч рублей долгу СПб Городскому Кредитному Обществу; купить на четыре тысячи процентных бумаг и еще сделать большой ремонт храма снаружи и внутри. Как председатель приходского Благотворительного Общества, отец Иоанн увеличил капитал общества и тем помог обществу приобрести впоследствии дом.

С 30 января 1906 года по март 1909 года настоятелем храма был протоиерей Николай Владимирович Покровский.

После отца Николая настоятелем стал протоиерей, доктор богословия и заслуженный профессор Сергий Александрович Соллертинский, служивший в церкви с 16 марта 1902 года.

С 1891 года штат Екатерининской церкви был увеличен до трех священников.

С 16 апреля 1890 года до самой революции служил в Екатерининской церкви протоиерей Леонид Михайлович Тихомиров, автор брошюры «Церковь Святой Великомученицы Екатерины на Васильевском острове», на которую мы постоянно ссылаемся.

 

11.

Прежде Ангелы были по числу народов, а ныне по числу
верующих. Откуда и это известно? Слушай, что говорит
Христос:
«Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо
говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца
Моего Небесного» (Мф. 18, 10). Знай же, что каждый из
верных имеет Ангела. Да и каждый из древних праведников
имел Ангела, как говорит Иаков: «Ангел, избавляющий меня от
всякого зла, да благословит отроков сих» (Быт. 48, 16).
Святитель Иоанн Златоуст (113, 131)

В своей брошюре протоиерей Леонид Тихомиров писал:

«В 1923 году исполнится сто лет со дня освящения нашего храма. К этому торжеству необходимо будет составить исторический очерк приходской жизни за сто лет, но сделать его будет затруднительно, если старожилы прихода и церкви заблаговременно не позаботятся сохранением и доставлением материалов для этой цели. Число же таких старожилов год от году все уменьшается и уменьшается; недалеко, может быть, то время, когда уже совсем не станет тех, кто в храмоздании принимал личное участие или непосредственно слышал рассказы из уст строителей.

В виду этого, я покорнейше прошу всех, у кого сохраняется в памяти или в записи что-нибудь в дополнение или исправление содержащегося в настоящем очерке, сообщать устно или письменно мне. Все заметки я передам в целости тому, кому, на основании собранного таким образом материала, Бог судит быть подробным изобразителем внутренней и внешней жизни прихода за истекшее со дня освящения храма столетие».

Увы...

В 1923 году, когда исполнилось сто лет со дня освящения храма святой Великомученицы Екатерины, пришлось думать не о праздновании столетия, не о подробном изображении «внутренней и внешней жизни прихода за истекшее со дня освящения храма столетие», а совсем о другом...

О метаморфозах, происходящих в православном сознании, лучше других написала тогда Анна Андреевна Ахматова:

И выходят из обители
Ризы древние отдав,
Чудотворцы и святители,
Опираясь на клюки.
Серафим — в леса Саровские
Стадо сельское пасти.
Анна — в Кашин, уж не княжити,
Лен колючий теребить.
Провожает Богородица,
Сына кутает в платок
Старой нищенкой оброненный
У Господнего крыльца.

Настоящая поэзия всегда сродни пророчеству.

Вот и сейчас, читая эти стихи, только удивляешься, как точно угадан тридцатитрехлетней Анной Ахматовой путь Русского Православия.

В сокровенную глубину народной души прячутся наши святыни, чтобы в дивном сиянии и славе вернуться к нам, когда мы будем готовы к этому. Вернуться, вместе с собором новомучеников Российских, обретенных нашей Церковью в эти годы...

То золото, которого так жадно искали в наших православных храмах ленины, троцкие и зиновьевы, никуда не ушло от нас. Переплавленное страданиями, оно сохранилось в подвигах новомучеников — истинном сокровище Православной Церкви.

В ходе компании по изъятию церковных ценностей храм был ограблен, а настоятель его, протоиерей Михаил Яворский19 арестован. Он закончил свой земной путь в лагерях в 1937 году...

Ну, а в январе 1933 года президиум Василеостровского райсовета удовлетворил ходатайство Гидрологического института и передал здание храма для организации лаборатории.

В декабре 1935 года накануне престольного праздника храм был закрыт.

Глумясь над ангелом, василеостровские атеисты вырвали из его рук крест.

Тогда и была придумана острота о церкви с пионером на куполе. Хохма прижилась, поскольку лишенный креста ангел действительно сделался беспомощно схожим с пионером, поднявшим руку в салюте.

И улыбались остряки своей кощунственной шутке, не понимая, что глумление над ангелом — это, прежде всего, глумление над самим собою, над тем светлым и чистым, что еще осталось в твоей душе...

А ангел что ж?

«Как в ясный полдень небо бывает чистым, не затеняясь никаким облаком, так и природа Ангелов пребывает светлой и блистательной, не омрачаясь никакой похотью», — говорил святитель Иоанн Златоуст.

И свершалось на глазах у всех чудо...

Во время Великой Отечественной войны, в июне 1942 года, немцы били из орудий по церкви святой Великомученицы Екатерины. Снаряды разбили тогда часовенку, но ангел остался невредим.

Но и чудеса военного лихолетья не потушили атеистического пыла ненавистников православия.

Сразу после смерти И. В. Сталина здание церкви святой Великомученицы Екатерины передали Всероссийскому научно-исследовательскому геологоразведочному институту (ВНИГРИ) под лабораторный корпус. В капитальные стены храма врезали бетонные перекрытия, и сделали церковь четырехэтажной. Центральную же часть, под куполом, огородили стеклянным «аквариумом», который служил коллектором для вентиляционных выбросов химических лабораторий.

 

12.

У Ангелов нет ни ссор, ни споров, ни недоразумений.
Каждый имеет все, что остальные, и все вмещают в себя
полноту совершенства, потому что ангельское богатство —
не какое-нибудь ограниченное вещество, которое нужно
разделять для многих, но невещественное стяжание и
богатство разумения. И потому совершенства их, во всяком из
них пребывая всецелыми, всех делают равно богатыми.
Святитель Василий Великий

Ангелы не претерпевают изменения. Нет между
ангелами ни отрока, ни юноши, ни старца, они остаются в том
состоянии, в каком сотворены вначале, и состав их
сохраняется чистым и неизменным.
Святитель Василий Великий (4, 272)

Когда восемь лет назад распоряжением Мэрии Санкт-Петербурга N 421-р от 01.08.96 года здание церкви было передано Санкт-Петербургской епархии, от прежнего богатства в храме остались только голые стены да еще замечательная акустика, которая позволяет различать голос чтеца в самых дальних уголках храма.

Регент церковного хора Лидия Гринкевич говорит, что когда что-то не ладится, она уводит своих певчих в этот храм распеваться...

И там, среди церковных руин сразу налаживается пение, словно ангелы подпевают...

А свечница Светлана рассказывала, что часто теперь приходят в Екатерининскую церковь пожилые бомжи с какими-то сердечными, проникновенными, совсем не бомжовскими разговорами, и вид у них, как у умудренных старцев...

Еще она рассказывает, что шла одна прихожанка через Тучков мост, остановилась, засмотревшись на облака над колокольней и куполом Екатерининской церкви, и вдруг облака пронзил солнечный луч, и ясно стало видно, летящий над куполом и колокольней крест, и показалось прихожанке, что ангел на куполе как будто наклонился, чтобы поднять этот крест...

Любопытная и весьма символичная история, связанная с Екатерининской церковью, произошла и в моей жизни.

Московское издательство «Ковчег» выпустило в 2002 году мою документальную повесть о митрополите Иоанне (Снычеве) «Облеченный в оружие света». Художественным оформлением книги занимался директор издательства. На обложку он поместил панораму Васильевского острова, а сверху, на эту панораму, повесил портрет владыки Иоанна.

Книгу свою я увидел, когда часть тиража привезли в Петербург, и, получив переданные мне через книготорговцев (а склад их находился тогда как раз в храме Великомученицы Екатерины) авторские экземпляры, я даже расстроился.

Действительно, митрополит — это ангел своей епархии, об этом я и писал книгу, а на обложке — официальный и маловыразительный портрет Владыки!

И, только вернувшись домой, показывая приятелю прямо по обложке книги, где находится книжный склад, на котором я получал книги, я обнаружил, что портрет митрополита Иоанна совершенно точно укреплен на месте ангела с купола Екатерининской церкви.

Я спрашивал потом у сотрудников издательства, насколько осознанным было это размещение портрета...

Нет...

Размещая портрет на обложке, в издательстве руководствовались чисто эстетическими соображениями, никак не связывая портрет с ангелом с купола Екатерининской церкви...

Так что портрет митрополита Иоанна сам занял место ангела.

Или — можно ведь и так сказать! — ангел с купола Екатерининской церкви, принял на обложке моей книги вид митрополита Иоанна...

У города нашлись средства на реставрацию ангелов на Петропавловском соборе и на Александрийском столпе, но для восстановления ангела на Екатерининской церкви пришлось искать самому настоятелю отцу Иоанну.

Еще когда только проводилось первое обследование состояния ангела на куполе, стало ясно, что оно близко к катастрофе.

Окутанный гнилыми туманами нашего безверия, овеваемый порывистыми вихрями и бурями революционных беззаконий, обливаемый кислотными дождями нашего равнодушия этот ангел, лишенный креста, начал разваливаться и, чтобы предотвратить окончательное разрушение его, пришлось делать скрепы, обвить тросами тело ангела, скрепить растяжками крылья...

14 декабря 2004 года в тесный дворик Екатерининской церкви въехал тяжелый германский кран «Крупп».

15 декабря с утра укрепляли бетонными плитами брусчатку под опорами крана, и только потом подняли стрелу и завели тросы над ангелом...

Альпинист Юрий Борзенец со своими помощниками, поднявшись на кровлю, закрепил тросы, потом начали снимать растяжки и скрепы.

Коротки декабрьские дни в Петербурге.

Уже начало темнеть, когда все было готово.

Тяжелое низкое небо висело над куполом церкви, еще ниже плыли темные снеговые клочья туч, но снег не шел, ангел, словно бы отодвигал тучи своей искалеченной рукою...

Вот он отодвинул в сторону университета еще одну мутноватую тучу, белесовато посветлело небо, и ангел, медленно поднявшись ввысь, завис над куполом, словно оглядываясь в последний раз на дивную панораму города, изрезанного Большой и Малой Невой... Потом ангел начал медленно спускаться и через несколько минут стоял на помосте, приготовленном в церковном дворике...

И сразу густо-густо повалил мокрый снег...

И словно бы еще темнее стал лик ангела, кажется для того и спустившегося на землю, чтобы мы могли понять, что же происходило, что же произошло с нами.

Чтобы постигнуть это, и надо придти в этот дворик, и посмотреть вблизи на нашего ангела...

Темен лик его, а на плечах — истлевшие свинцовые лохмотья...

Здесь, на помосте, во дворе Екатерининской церкви и останется стоять ангел. Здесь его измерят, и по этой мере создадут новую скульптуру...

И тогда, вооруженный крестом, этот ангел снова поднимается ввысь, чтобы встать на куполе Екатерининской церкви, охраняя наш город, ибо ангелы, по свидетельству преподобного Иоанна Дамаскина, охраняют части земли, правят народами и местами, как поставлены на то Творцом...


 

 

 


1   Бывшая Кадетская линия
  Интересно отметить тут, что часть кирпичей на церковь Святой Великомученицы Екатерины было взято как раз из Петропавловской крепости.
  Отметим здесь, что почитание святой Великомученицы Екатерины начинается в России, когда 25 ноября 1714 года Петр I основал в честь освобождения его на Пруте орден Екатерины.
  Оспенные церкви, согласно указу Святейшего Синода от 15 сентября 1755 года, были назначены для заболевших оспою или корью. Священники оспенных церквей не смели входить в те дома, в которых не было больных корью или оспою, а с другой стороны жители домов, где были зараженные этими болезнями, могли обращаться только к священникам оспенной церкви.
  Знаменитые врачи древности.
6   Некоторые исследователи считают, что с этого момента и начинается охлаждение императрицы Елизаветы Петровны к не блещущей умом Иоганне-Елизавете, закончившееся насильственным удалением княгини Цербстской из России сразу после свадьбы Екатерины.
  Послушная (нем.)
  По новому стилю 7 декабря.
   В 1689 году император Петр Великий пожертвовал в Синайскую обитель для мощей святой Екатерины среброкованную раку.
10   Предание это записал священник Георгиевской в своем очерке, помещенном в Историко-Статистических Сведениях. Вып. VI, стр. 120.
11   С 20 марта 1811 года по 1 января 1825 года.
12   Копия с доски, заложенной в стену, висела в алтаре церкви до закрытия ее.
13   Предполагалось эти колонны сделать из гранита. Четыре колонны для этого уже были приобретены в 1814 году, но, в виду недостаточности средств, они были возвращены и, уплаченные за них четыре тысячи рублей поступили вновь на общее строительство храма.
14   Изображение ангела обошлось церкви в 800 рублей. За обивку ангела свинцом и оловом уплачено 1285 рублей 75 копеек; за шар и крест заплатили 5 500 рублей.
15   Как отмечал Леонид Тихомиров, с пристройкой трапезы фокус звуков несколько переместился, но частый посетитель церкви легко по опыту приобретает знание, где нужно ему стоять при том или другом стечении народа, чтобы раздельно слышать богослужение и наслаждаться церковным пением. Со своей стороны, сам отец Леонид советовал при слушании пoyчeний не сталпливаться у солеи, а оставаться рассеянными по храму, ибо в противном случае голос переносится через головы слушателей, отражается в куполе, а речь раздельно слышится только первыми рядами и теми, кто стоит у свечного ящика.
16   Интересно отметить тут, что еще в 90-е годы на пожертвования Евдокии Иовны Фоминой соорудили на алтарной стене большую икону святой Великомученицы Екатерины с лампадою при ней. Икона эта была помещена за стекло.
17   Петр Александрович Остроумов умер в 1838 году.
18   Историко-Статистическое описание церквей С.-Петербургской епархии, т. VI.
19   Он был зятем священномученика Философа Орнатского.