Ефимовская В. В. (Санкт-Петербург)

Русский стиль

Вышел новый номер журнала «Родная Ладога» (№ 1, 2018 г.)

«Как и всякий другой, русский стиль имеет историю вопроса. Сама русская история создавала основу его, христианство его одухотворило. Историков древности, вначале с любопытством, потом со страхом бросающих взор на славянские земли, изумляло отношение славян к смерти. Пушкин не случайно взял одним из эпиграфов слова Средневековья о нас: “Там, где дни облачны и кратки, родится племя, которому не больно умирать”. Это отношение к смерти, которое есть вообще главное в жизни человека и нации, и выделяет русский стиль из других. Наша, русская, жизнь не здесь, она в Руси небесной. Но это не значит, что русский стиль предполагает пренебрежение к жизни земной, нет. Земная жизнь есть пропуск в жизнь небесную. Чем выше качества души, тем выше она вознесется. Такие рассуждения, подкрепленные примерами, становятся убеждением русского художника и питают в его нелегкой дороге».

Эти слова выдающегося русского писателя, духовного мыслителя В. Н. Крупина, прозвучавшие в одном из его рассказов, открывающих новый номер всероссийского журнала «Родная Ладога», можно назвать ключевыми и объединяющими не только все последующие публикации выпуска, но и все выпуски журнала. Это о сути русской жизни и русского духа. Об этих двух ипостасях русского бытия, материальной и духовной, говорится в каждом произведении обширного, представительного блока «Прозы», а именно, в рассказах, новеллах, этюдах выдающихся русских прозаиков: В. Н. Крупина (Москва), Н. Ф. Иванова (Москва), Н. И. Дорошенко (Москва), С. А. Шаргунова (Москва), С. И. Котькало (Москва), И. А. Сергеевой (Санкт-Петербург), Т. И. Грибановой (Орел). Представляет особенный интерес материал «“Жизнь не всегда права”. Встречи с поэтом Борисом Орловым» М. К. Зарубина (Санкт-Петербург), в котором автор известный прозаик рассказывает о своих встречах с поэтом Борисом Орловым. Это не только воспоминания о событиях, но разговор, включающий как собеседника и самого читателя, о важных для темах современности.

О русских смыслах, о русских чаяниях и победах пишут на образном, высоко-литературном языке наши выдающиеся, достойные изучения в школах поэты: Ю. П. Перминов (Омск), В. И. Бурдина (Санкт-Петербург), Г. В. Иванов (Москва), В. Ю. Ерофеева-Тверская (Омск), о. Геннадий Рязанцев-Седогин (Липецк), Л. А. Берзина (Москва), Р. Г. Круглов (Санкт-Петербург), Л. П. Кудряшова (Санкт-Петербург).

Две базисные рубрики «Проза» и «Поэзия» ярко иллюстрируют и подтверждают актуальные выводы большой исторической статьи постоянного автора журнала — митрополита Петрозаводского и Карельского Константина (Горянова) «“Апокалипсисы революций”. Санкт-Петербургские религиозно-философские собрания 1901–1903 гг.: причины, ход и неудача диалога Русской Православной Церкви и русской интеллигенции с современной точки зрения». Эта статья, являясь частью содержания новой книги митрополита Константина «Апокалипсисы революций», затрагивает многие, имеющие непреходящее значение темы, разрешает трудные вопросы, связанные с исторической и современной ролью интеллигенции. Вот как разъясняется суть статьи Владыки Константина в публикуемой в номере статье о названной книге «Русская революция как доказательство бытия Божия» литературным критиком В. В. Ефимовской (Санкт-Петербург). «Много на тему “интеллигенция и революция” было высказано негодований и обвинений ее прежними исследователями. Но Владыка Константин рассматривает этот трудный вопрос русской истории с иной позиции, с точки зрения взаимоотношений образованного слоя общества с учителями Церкви, подходит к его решению с уважением к обеим сторонам. При этом богослов-историк, не навязывая собственных категоричных оценок, приводя обширные цитаты из стенограмм и докладов Религиозно-философских собраний, личных высказываний выдающихся исторических личностей, предоставляет возможность уму и совести современного читателя вынести свое суждение о мере вины интеллигенции в революции… Искренни и тяжелы были духовно-нравственные искания интеллигенции последних лет существования Российской империи, но выявляя причины неудач диалога, митрополит Константин не боится обвинить в недоработке и другую сторону — пастырей. Основываясь на личном положительном опыте современного общения Церкви и интеллигенции, Владыка утверждает, что народу нужен не только диалог, но, главное, пастырское наставничество, духовное просвещение, помощь в воцерковлении».

В рубрике, посвященной истории Русской Православной Церкви продолжается публикация «“Блаженный инок”. Жизнеописание блаженного инока Владимира, Важеозерского чудотворца». Интересно исследование дипломата, историка А. Ф. Зайцева (Москва) «Форпост России на Востоке”. Посольский Спасо-Преображенский монастырь на Байкале» о связях Церкви с посольской миссией. Автор рассказывает о том, как история Спасо-Преображенского Посольского монастыря тесно связана с развитием дипломатических отношений России с Китаем и Монголией. Российские дипломатические миссии уделяли монастырю с некрополем погибших послов и членов Посольской миссии особое внимание: именно здесь принимали дипломатов других государств, его посещали первые российские послы, многие известные государственные и общественные деятели России на их пути из Прибайкалья в Забайкалье, далее в Монголию и Китай и обратно.

Трагической истории Русской Православной Церкви в 30-е годы прошлого века посвящен исторический рассказ протоиерея Константина Савандера (Петрозаводск) «Мертвые сраму не имут» о героических священниках Карельского края, имена и подвиги веры которых в богоборческие времена должны стать известны людям XXI века. Рассказ интересен по сути и как оценка исторического события молодым поколением. Связанный с революционной историей России этот художественно-исторический материал согласуется с блоком статей, посвященных русским революциям начала XX в. и их последствиям. Обширная тема «смутных времен» не вмещается во временные рамки непосредственно векового юбилея революционной трагедии, реверберирующей и в наших временах. Революции посвящена публикация доктора философских наук, профессора Донецкого национального университета Д. Е. Музы «Русский путь в ХХ веке: через революции — к Голгофе и Воскресению». Исследуя факты, причины и следствия перманентных русских революций, ученый делает вывод: «сегодня, пройдя через “эпоху Ельцина”, рецидив “Болотной” и эксцессы фашизма на Украине, нам необходимо понять все перепутья русской истории, равно как мобилизовать все усилия для ее Воскресения. Ведь именно Воскресение единственный, — на фоне социокультурных катастроф, — путь (и суператтрактор) для России, как духовно-ориентированной и нравственно вменяемой цивилизации».

Способствует этому пониманию статья публициста, поэта С. Н. Корытина (Санкт-Петербург) «К сто первой годовщине Февральской революции», работа вицепрезидента Академии геополитических проблем, доктор исторических наук, профессора, генерал-полковника, президента Клуба Министров обороны СНГ Л. Г. Ивашова (Москва) «Особость архетипа русского человека», а также патриотические, раскрывающие глубинные смыслы существования России очерки прозаика, политолога А. А. Проханова (Москва) «Вихри русской мечты». Автор в метафорической форме, в критериях исторической правды показывает роль русского народа как борца с мировым злом, как народа — мечтателя о Царствии Небесном, осмысливает значение Президента России В. В. Путина в контексте заявления митрополита Иллариона о том, что монархия — это строй, который имеет преимущество перед всеми другими формами государственного правления. А. А. Проханов говорит, что «Путин перенес в своих руках лампаду таинственного мистического света в Россию, в Кремль, в свой кабинет, в свои чертоги. Он был для этого избран. Он подтвердил это избрание. И он в очень условном виде стал помазанником. Его помазал не патриарх, его помазание совершилось не в Успенском соборе, его венчание на царство свершилось не при течении иерархов. Оно свершилось тайным мистическим образом, когда крымская херсонесская лампада в его руках вернулась в Россию…»

Известный политолог, ученый-философ А. Г. Дугин (Москва) в статье «Стоять под атакой. Готовить наступление» в контексте евразийской теории тоже отмечает значение деятельности и мировой роли В. В. Путина: «Путин как лидер великой страны и евразийская идеология как концептуальный аппарат, максимально точно описывающий вызовы и цели актуальной геополитической ситуации, где старые идеологии (левые и правые) уже более не работают, слились в общий объект тотальной ненависти в глазах всей атлантистской сети».

Об идеологическом противостоянии, происходящем в поле современной культуры, говорит известный историк, политолог Н. В. Стариков (Санкт-Петербург). В статье «“Демон революции” и реальная история России» он на основе недавней одноименной телепремьеры о подготовке русской революции исследует соотношение исторической правды и измышлений современных деятелей культуры. Не только исторически выверенной, но раскрывающей многие неизвестные ранее широкому читателю факты является публикация известного прозаика, историка П. Г. Кренева (Москва) «Операция “Главный”» о выдающемся советском государственном деятеле Александре Степановиче Антонове. Историческим можно назвать материал писателя, журналиста И. В. Пенюковой (Брянск) «Балканский дневник (12.10.98–25.12.1999)». Это не только уникальные фактологические сведения, но щемящее свидетельство сочувствия русской души трагедии славянских братьев, оказавшихся перед смертоносным лицом объединенного Запада. Статья «Российская медицинская традиция в Египте (XIXXX вв.)» Г. В. Горячкина (Москва), доктора исторических наук, автора многих книг, открывает малоизвестные и сосем неизвестные страницы русской истории.

О поморском крае и селе Унежме, упоминаемом в знаменитой повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие», рассказывают постоянные авторы журнала, журналисты Н. В. Шевцов и Е. Е. Наумова (Москва). В новых путевых заметках «Тихие зори Унежмы» они повествуют не только о военном периоде истории, но и об особенностях быта и культуры этой земли в прошлые века.

Истории Ленинграда — Санкт-Петербурга и 75-летию прорыва Блокады посвящены несколько статей номера. Публицист Д. Ф. Никифорова (Санкт-Петербург) в материале «Памятник мужеству на “Площади Мужества”. Освящено место установки памятника “Мужеству ленинградцев”» рассказывает о начале события, означенном в названии очерка. Во время выхода номера «Родной Ладоги» оно уже состоится с участием городских властей и благодаря помощи известного петербургского жертвователя во имя Исторической Памяти Г. М. Погосяна, много способствовавшего созданию и установке памятника, посвященного мужеству ленинградцев-блокадников. Воспоминания под названием «Ленинград» дипломата В. С. Власова посвящены периоду его жизни в городе на Неве, начавшемуся в конце 60-х годов. О своих встречах со знаменитыми писателями ленинградцами и не только ленинградцами — Михаилом Дудиным, Сергеем Орловым, Ольгой Берггольц и др. рассказывает в своих воспоминаниях «Ленинградцы» известный российский поэт Н. Б. Рачков (Санкт-Петербург). Великому русскому прозаику, мыслителю, наследнику русской народной традиции Василию Белову посвящены воспоминания «…Все разом тянуть». О дружбе с ним рассказывает доктор исторических наук, председатель Союза писателей России В. Н. Ганичев (Москва).

Название статьи доктора филологических наук, профессора Н. И. Голубевой-Монаткиной (Москва) «О русском языке русских эмигрантов первой половины XX века» раскрывает ее содержание, обладающее не только филологической ценностью, но исторической проекцией и статистической картиной отмеченного времени.

Особенностью номера можно назвать обширную подборку материалов в рубрике «Вышла книга», дающей представление о литературных новинках России. Развернутая рецензия известной поэтессы Д. Е. Кан (Самара) «У истоков эпохи» посвящена книге Эдуарда Анашкина «В. Г. Распутин. Документальная повесть о нашей дружбе», выпущенной к 80-летию великого русского писателя. Музыкально, поэтично исследование «Посол пишет симфонию», в котором главный редактор журнала А. Б. Ребров (Санкт-Петербург) рассказывает о новой книге И. А. Мелихова «Дипломатическая симфония» (М.: Изд-во «МГИМОУниверситет», 2017) — это мемуарная литература по дипломатической тематике. Также представлены фото обложек и краткие аннотации новых изданий: книги Б. Г. Дверницкого«Железный век России», поэтического сборника В. Кирюшина«Ангелы тревоги и надежды», романа Ю. Серба«Площадь безумия», романаЗ. Луговой«Лавия. Обретение души», сборника Г. И. Блехмана«Слово средь земных тревог. Очерки о поэзии, поэтах и беседы о литературе», сборника стихов В. Попова«Дорога неба и земли», «Чеченско-русского словаря», сост. доктор наук, профессор З. Хамидова.

В новом номере журнала «Родная Ладога» представлены авторы из разных регионов нашего государства, многие из них являются членами Союза писателей России. Накануне писательского Съезда журнал дает представление о мощном профессиональном писательском сообществе, о разнообразии и единстве творческих интересов, объединенных любовью всех авторов к истории и настоящему нашего Отечества.

 

www: роднаяладога.рф

Подписной индекс в каталоге «Роспечать» журналы России — 70924


культурно-просветительский
общественно-политический
литературно-художественный
электронный журнал
г. Санкт-Петербург
г. Москва